У ребенка сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном месте, нетерпеливы, импульсивны, порой, капризны, их действия часто хаотичны и бесцельны.

Нередко родители и воспитатели путают данные симптомы неврологического заболевания с характерологическими особенностями личности ребенка. Поэтому дети надолго остаются без должного внимания специалистов, что чревато развитием различных неблагоприятных проявлений.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто плохо учатся, в будущем подвержены антисоциальным изменениям (склонны к алкогольной, наркотической зависимости). У таких детей увеличивается риск возникновения головных болей, неврозов, тиков. Часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, нарушения сна и другие неблагоприятные факторы.

Главная опасность данного нарушения таится в том, что внешние проявления и симптомы заключаются в том, что ребенок производит впечатление очень активного и энергичного, переполненного энергией. Родители решают, что малышу не хватает мест, где он может выплеснуть всю свою энергию, и начинаю водить ребенка на все возможные спортивные кружки и секции. Так образом ребенок психологически и эмоционально начинает истощаться. Помните, гиперактивному ребенку из спортивных секций показано только плавание. Внешняя активность – обманчива, таким образом ребенок лишь самостимулируется, пытаясь сконцентрироваться и удержать инструкцию.

Высококвалифицированные специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно занимаются лечением СДВГ в Москве.

  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг

Причины развития СДВГ у детей

Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:

1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.

Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.

Выделяют 3 вида синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  1. С преобладанием гиперактивности. Чаще встречается у мальчиков. Они не могут оставаться на одном месте, имеют «полевое» поведение, нетерпеливы и беспокойны.
  2. С преобладанием дефицита внимания. Чаще наблюдается у девочек. Им тяжело сосредоточиться на одном виде деятельности, внимание распыляется на внешние раздражители.
  3. Смешанный вид, когда гиперактивность и дефицит внимания выражены в равной степени.

Лечение СДВГ в Москве в центре «Выше радуги» корректирует любой вид поведенческих нарушений.

  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг

Ранние признаки СДВГ

Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:

  • Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
  • Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
  • При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
  • «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.

До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Нервная система ребенка с СДВГ не способна адекватно воспринимать поступающие извне раздражители, и такое поведение является попыткой защититься от внешних факторов окружающей среды. Нервная система малыша часто истощена, нейродинамика очень низкая. Малыш быстро утомляется особенно от интеллектуальной деятельности, которая требует планирования и длительной концентрации внимания. Ребенок подсознательно стремится убежать от такой деятельности, со стороны кажется, что малыш берется за всё и быстро бросает, не доделав до конца.

По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью.

У ребенка сдвг

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой.

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу — детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был послушным, спокойным и внимательным!

В МСЧ № 157 ведет прием детский невролог, врач высшей категории ЛАТЫШЕВА М.И.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка (СДВГ) — это неврологическое расстройство, которое может встречаться как у дошкольников, так и у школьников. При СДВГ у детей наблюдаются проблемы с памятью, внимательностью, концентрацией внимания. У мальчиков расстройство наблюдается чаще, чем у девочек. СДВГ прогрессирует и может сохраняться даже у взрослых. Данное расстройство требует проведения своевременной диагностики и лечения.

Причины

Выделяют следующие факторы, которые могут приводить к развитию СДВГ:

  • плохая экология;
  • употребление матерью лекарств при беременности;
  • воздействие алкоголя и никотина;
  • инфекции у матери при беременности;
  • асфиксия плода;
  • заболевания, сопровождающиеся повышенной температурой;
  • бронхиальная астма;
  • тяжёлые болезни почек;
  • сердечная недостаточность;
  • генетические факторы.

У ребенка сдвг

Симптомы

В нашей клинике успешно лечат сдвг, детское плоскостопие и гипертонию, всд, родовые травмы и другие детские заболевания не прибегая к помощи лекарств или операций.

К основным симптомам СДВГ у ребёнка относятся:

  • Гиперактивность. Ребёнок говорит громко и быстро, издаёт нечленораздельные звуки и часто заикаться. Он постоянно крутится на месте и совершает непроизвольные движения.
  • Импульсивность. Ребёнок не может выполнять инструкции, не способен ждать или терпеть, руководствуется только своими желаниями. Перепады настроения наблюдаются каждые несколько минут.
  • Дефицит внимания. Ребёнок не способен сконцентрироваться на определённой задаче, что приводит к ухудшению успеваемости в школе. Дошкольники способны заниматься одним делом не более 3-5 минут, школьники — не более 10 минут.

Также у детей могут наблюдаться неуравновешенность, вспыльчивость, агрессивность, нарушения в общении, негативная самооценка.

Диагностика

Для диагностики СДВГ следует направить ребёнка на консультацию к детскому эндокринологу, отоларингологу, офтальмологу, эпилептологу. К основным мерам диагностики относятся ЭЭГ, МРТ головного мозга, лабораторные анализы. Необходимо провести дифференциальную диагностику СДВГ с другими патологиями, такими как посттравматическое поражение ЦНС, педагогическая запущенность и др.

Лечение

В ходе лечения детей с СДВГ применяются различные методики — психокоррекция, медикаментозная терапия, физиотерапевтические методики. Коррекцией СДВГ должны заниматься родителя ребёнка и воспитатели.

Психотерапевтические методики могут включать в себя семейную и групповую психотерапию, индивидуальную терапию, гипнотерапию. Также можно использовать различные игровые методики для улучшения самоконтроля ребёнка: игры на развитие внимания, усидчивости, двигательной активности. Довольно эффективны занятия различными видами искусств — рисование, песочная терапия, лепка из глины.

К физиотерапевтическим методам реабилитации ребёнка при СДВГ относятся массаж, физические упражнения, водные упражнения, тепловые процедуры, электрофорез, УФ-облучение, электросон.

Рекомендации родителям

При наличии СДВГ у ребёнка родителям следует соблюдать определённые рекомендации:

Желательно правильно подобрать режим дня ребёнка

Недостаток сна приводит к капризности, агрессивности и проблемам с концентрацией внимания.

Нужно следить за детским питанием

Следует включить в рацион морскую рыбу, яйца, домашнюю птицу, фрукты, овощи. Рекомендуется отказаться от употребления конфет, шоколада, кофеина, глютена, пищевых красителей.

При СДВГ важно рационально организовать личное пространство ребёнка

В частности, следует положить все вещи ребёнка в определённые места, чтобы он их реже терял.

Во время занятий следует выключить телевизор, радио, компьютер

Это поможет ребёнку лучше сконцентрироваться.

Следует давать ребёнку точные указания

Старайтесь давать поручения с максимумом информации, а также отказаться от угроз и уговоров

Обычно прогноз при СДВГ у детей благоприятен, поскольку большинство симптомов проходят в подростковом возрасте. Однако прогноз может ухудшаться при сочетании СДВГ с психическими заболеваниями. Профилактика расстройства предусматривает обеспечение положительного микроклимата в семье и правильную организацию режима дня ребёнка.

Запишитесь на бесплатную консультацию!

Запишитесь на бесплатный прием в нашу клинику и мы составим вам подробную диету.

Расстройства внимания – это большой спектр нарушений, имеющих различные проявления и происхождение. В современной науке есть несколько рабочих гипотез, позволяющих объяснить механизмы нарушений внимания. Они касаются как структурных изменений (лобная доля, ретикулярная формация, базальные ганглии, мозжечок, мозолистое тело), так и биохимических. Однако диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности) по сей день остается описательным и ставится посредством наблюдения признаков на протяжении длительного времени (более 6 месяцев). Также важно для постановки диагноза раннее начало проявлений расстройства (не позднее 6 лет).

В структуре нарушений внимания можно выделить:

  • Собственно, дефицит внимания. Данное нарушение имеет свою специфику. На практике часто бывает, если дать ребенку с «классической» формой СДВГ и нормальным интеллектом тест Тулуз-Пьерона (это такая корректурная проба) в индивидуальном тестировании, он справится хорошо. Тот же тест в шумном классе он сделает плохо. То есть в данном случае проблем с концентрацией внимания нет, но сильно повышена отвлекаемость на побочные стимулы. Также есть «сверхсфокусированное расстройство внимания» – когда тот же самый процесс нарушен в обратную сторону, то есть переключение внимания крайне затруднено (именно поэтому речь про спектр нарушений). Высокая мотивация и интерес к выполнению задания в большинстве ситуаций улучшают внимание.
  • Нарушения управляющих функций, планирования и контроля. Проявляются как импульсивность, неспособность просчитать вперед свои действия, организовать собственную деятельность (например, в решении задачи, в сборе рюкзака в школу), невнимательность к своим ошибкам (например, пропуск букв на письме), неаккуратность, неумение ждать. Хорошая новость: внешние опоры и помощь сильно помогают ребенку организоваться.
  • Повышенная двигательная активность, суетливость, ерзанье, копошение. Такого ребенка видно сразу. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем лежит, открывает ящички, крутит ручки и карандаши, элементы одежды. Он не может сидеть ровно, «растекается» по столу или стулу. Следует отличать от обычной высокой двигательной активности детей, наделенных от природы ярким темпераментом. Гиперактивность присутствует не во всех формах синдрома дефицита внимания. Такое поведение, по некоторым данным, является попыткой скомпенсировать недостаток активации в подкорковых структурах, а также может быть проявлением сенсорного поиска (есть данные, указывающие на нарушение сенсорной обработки у детей со спектром нарушений внимания).
  • Нарушения поведения и коммуникации. Такие дети всегда имеют трудности адаптации в коллективе. Они могут быть агрессивными, практически всегда не чувствуют личностных границ (например, обращаются к педагогу на «ты», могут трогать незнакомых людей за «несоциальные» части тела – лицо, попу и т.д.), импульсивны, имеют трудности самоконтроля. Наряду с трудностями внимания и управляющих функций все эти черты делают такого ребенка очень неудобным для формальных коллективов. Педагоги жалуются на таких учеников, раздражаются, не хотят с ними работать.

Нарушения из спектра дефицита внимания могут быть коморбидны следующим состояниям (то есть могут сочетаться с ними):

  • диспраксия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • дискалькулия;
  • дисфазия развития;
  • нарушения сенсорной обработки, часто – вестибулярные;
  • реже – РАС;
  • повышенная тревожность;
  • синдром Туретта, тики, гиперкинезы.

Существуют диагностические признаки по DSM-IV и по МКБ-10, по которым выставляется диагноз врачом-неврологом или психиатром (если интересуетесь, загуглите). Важно, что этот диагноз выставляет только врач. Ко мне как к нейропсихологу часто обращаются с вопросом: «Есть ли у моего ребенка СДВГ?», – в данном случае я могу диагностировать структуру дефицитов относительно работы мозговых структур и порекомендовать с моим заключением обратиться к врачу. Для диагностики также хорошо использовать в совокупности с критериями когнитивные вызванные потенциалы P300 (там объективно можно оценить нарушение произвольного внимания).

Что делать с СДВГ?

Если диагноз выставлен верно, то вероятнее всего, он никуда не денется. Он сохраняется во взрослом возрасте, хотя проявления могут меняться. Но можно и нужно помогать ребенку и работать над смягчением проявлений и внешней организацией деятельности.

  • Обязателен режим. Очень нужен дневной сон! Хотя именно с ним часто у таких детей проблема. Но очень важно дать нервной системе отдых, иначе проявления СДВГ к вечеру будут усиливаться.
  • Внешняя опора. НЕ делать ЗА ребенка, а помогать организоваться: напоминалки, ежедневник, будильник, система поощрений. Родителям важно набраться терпения и отдавать ответственность.
  • Естественные способы регуляции активации и релаксации (например, подушка-балансир). Прогулки, переключение видов деятельности, гигиена сна и отдыха, свободное время, спорт в удовольствие, система с хорошей дисциплиной (часто это также спорт, военизированные организации, но главное без насилия над ребенком). Поиск и использование интересов самого ребенка. Поддержка, а не наказание.
  • Неврологическое лечение – прием препаратов. Поскольку нарушения почти всегда затрагивают систему нейромедиаторов, то на биохимию воздействовать обязательно. Ищите хорошего невролога, фенибут и пантогам хороши не всегда и не для всех, нужны более специфичные препараты. Здесь врачи вам лучше расскажут, а я могу лишь кратко пересказать информацию из лекции профессора Чутко (он у нас в Питере главный исследователь в области СДВГ): это должны быть антидепрессанты, психостимуляторы (у нас в стране под запретом, а на западе очень широко используются при СДВГ, но не для всех форм эффективны), страттера, ноотропы, анксиолитики, седативные препараты. Но ни в коем случае не занимайтесь самолечением, можно сделать хуже!
  • Психологическая коррекция, психотерапия – родителям и ребенку. Важно, потому что расстройство порождает много проблем в коммуникации и поведении.
  • Нейропсихологическая коррекция. Мне видятся следующие задачи: работа с вестибулярной системой, 1 (подкорка) и 3 (лоб) ФБМ. Развитие произвольности, самоконтроля, улучшение работы активирующих структур. Томатис использую как дополнение (он дает вестибулярное насыщение и снижает тревожность, которая часто присутствует). Плюс коррекция сопутствующих нарушений (часто – диспраксия, т.к. тоже от вестибулярной системы происходит).

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка — источник постоянного стресса для всей семьи. И все-таки необходимо приложить усилия, чтобы создать спокойную атмосферу в доме. Почему так важен покой и как его обеспечить — советы эксперта.

Синди Голдрич (Cindy Goldrich) — психолог и сертифицированный СДВГ-тренер. Она консультирует детей и подростков с СДВГ, а также проводит тренинги и семинары для врачей, педагогов и родителей детей с этим нарушением. Она является соучредителем Сообщества специалистов СДВГ Лонг-Айленда (Нью-Йорк, США), а также входила в состав правления Лонг-Айлендского отделения Международной ассоциации дислексии.

Четыре шага к умиротворению

Растить сына или дочь с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) очень непросто. У каждого из членов семьи находятся поводы для расстройства. Ребенок может пасть духом при необходимости выполнять очередное домашнее задание, которое кажется ему утомительным и скучным. Он может испытывать тревогу от множества мыслей, скачущих в голове подобно шарикам для пинг-понга. Он чувствует отчаяние из-за того, что ему так трудно сосредоточиться. Ну а родители могут выходить из себя буквально от всего — начиная с бесконечных утренних сборов в школу и заканчивая игнорированием любых правил. Рассчитывая взбодрить и подтолкнуть ребенка, вы начинаете давить на него, но от этого становится только хуже. Фрустрация нарастает, ребенок и родители испытывают сильнейшее перенапряжение.

Читайте также

Специалист по проблемам дефицита внимания Синди Голдрич объясняет: «Стресс и перенапряжение способны «отключить» или ослабить функции префронтальной коры головного мозга — области, которая отвечает за управление мыслительной активностью, за способность планировать, ставить цели, управлять временем. Более того, у детей с СДВГ, вероятно, уже есть задержка до 30% в развитии этих навыков». И чем большее напряжение и давление со стороны взрослых эти дети на себе ощущают, тем меньше способны концентрироваться, управлять своим вниманием и эмоциями. Возможно, они и хотели бы работать быстрее, но нарушение в работе мозга этому препятствует. Именно поэтому так важно создать в семье спокойную атмосферу: без нее ребенок не сможет ни учиться, ни решать свои проблемы. Синди Голдрич предлагает родителям четыре задачи, решение которых позволит создать этот умиротворенный настрой — как самим себе, так и детям.

1.Обратите внимание на себя

Взрослым необходимо сначала разобраться с саморегуляцией и самоконтролем. Известно много стратегий, которые позволяют успокоиться. Кому-то помогает сделать несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов, кому-то — сосчитать в уме до десяти (медленно!). Можно попробовать понизить тембр голоса и говорить тише. «Обращаясь к ребенку с бархатными, мягкими интонациями, довольно трудно оставаться резким и выплескивать сильные эмоции, — уточняет Синди Голдрич. — Вежливо объясните сыну или дочери, что вам сейчас необходима пауза, чтобы взять себя в руки. Ребенок должен понимать, что дело не в желании избежать контакта с ним — просто вы хотите помочь ему наилучшим образом. Не забывайте: взрослые всегда в ответе за собственные реакции. И это наша задача — найти такие «успокоительные» стратегии, которые действительно работают».

Читайте также

2. Воспитывайте именно этого ребенка

Не следует ждать от вашего ребенка точного соответствия некой среднестатистической норме. Расстаньтесь со своими предположениями относительно того, что и когда ваш ребенок должен делать. Возможно, вашему сыну или дочери нужно больше времени, чем сверстникам, чтобы раскрыть свой истинный потенциал. Умерив свои ожидания, вы сможете более адекватно реагировать на его поведение.

3. Доносите свои чувства, не осуждая и не критикуя

Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете, чтобы призвать к порядку или сделать замечание. Старайтесь всегда оставаться доброжелательным и чутким. Разумеется, это не просто. Но хочется напомнить еще раз: если вам нужно, чтобы в доме воцарился покой, надо начинать с себя. Продолжайте работать над своим поведением, учитесь справляться с тревогой и стрессом.

4.Учите детей сохранять спокойствие

Начните с того, что расскажите ребенку коротко и просто, как работает его мозг. Это поможет ему понять, что он способен распоряжаться своими действиями. Например, вы можете объяснить ему, что зона, отвечающая за его исполнительные навыки, расположена в передней части мозга, ее можно назвать «думающий мозг». Эта область помогает ребенку начать работу, сосредоточиться, запоминать, планировать и организовывать, управлять своими эмоциями. Синди Голдрич советует сказать ребенку примерно следующее:

«Ты являешься исполнительным директором своего мозга. Представь, что каждая его отдельная часть — это менеджер, который трудится в твоей команде. Твоя задача — тренировать каждую зону мозга так, чтобы она работала наилучшим образом. А если кто-то из твоих менеджеров сопротивляется, я подскажу, как с этим справиться. Глубоко внутри височных долей мозга расположена амигдала — она управляет твоими эмоциями. Когда ты чувствуешь перенапряжение или тревогу, «эмоциональный мозг» берет верх над «думающим мозгом» и мешает ему нормально работать. Поэтому учиться и решать разные другие задачи тебе становится трудно».

Читайте также

Что еще можно сделать для ребенка и для себя

Обсудите с ребенком самые разные стратегии успокоения: можно попробовать вести дневник и описывать там свои мысли и чувства; можно держать под рукой любимую вещь — игрушку, подушку или плед, — с которой связаны очень теплые переживания и присутствие которой способно утешить; можно полистать журналы, уединиться на время в своей комнате. Учите его осознавать свои чувства и называть их: «Я чувствую сейчас тревогу», «Мне грустно»…

Помогайте сыну (дочери) распознавать те мысли, физические ощущения и ситуации, которые сигнализируют о том, что он начинает нервничать. Можно даже придумать свой пароль, кодовое слово, которое вы будете произносить где-то в общественном месте, заметив, что ребенок заводится или чувствует перевозбуждение. Заранее продумайте, что поможет ему выйти из этой ситуации. Скажите ему что-нибудь ободряющее, предложите его обнять. Как пишет Синди Голдрич, «решение проблемы порой бывает вторичным по отношению к сопереживанию, которое ему требуется в данный момент».

Соберите «комплект спокойствия». И держите его в любом месте, где он может понадобиться ребенку, — от комнаты до машины. Соберите этот комплект вместе с сыном (дочерью): он может включать в себя наклейки, мелки, мыльные пузыри, пластилин, мелкие игрушки, блокнот для раскрашивания и какую-то игру.

Создание спокойствия в доме и в собственной душе — это разумная и очень ценная стратегия. Но кроме того, родителям детей с дефицитом внимания необходимо:

  • искать научную информацию о том, как СДВГ на самом деле влияет на поведение;
  • постоянно укреплять связь с ребенком;
  • создавать и поддерживать связи ребенка с окружающими, учить его сотрудничеству;
  • оставаться последовательными в своих поступках и решениях.

Подробнее читайте об этом в книге С. Голдрич «8 ключей к воспитанию ребенка с СДВГ» («8 Keys to Parenting Children with ADHD», W. W. Norton & Company, 2015).

​Слово – нашему эксперту, детскому врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.

Норма или болезнь?

Мой четырехлетний сынишка слывет хулиганом. Воспитательница группы детского сада, в которую он ходит, считает, что у него гиперактивность, и настаивает, чтобы я показала сына невропатологу. Стоит ли мне это делать?

– Мне часто приходится сталкиваться с подобными жалобами. Как правило, на детей 3–5 лет, хотя нередко объектом жалоб становятся даже младенцы, начиная с 4–5‑месячного возраста. Родители сетуют, что их ребенок не сидит спокойно, постоянно крутится и вертится, везде лезет и не слушается, плохо реагирует на замечания взрослых. Чаще всего опасения родителей оказываются необоснованными. Ведь ребенок раннего возраста и должен быть активным. Такое поведение для них – норма.

У ребенка сдвг

Почему он хулиганит?

У сына диагностировали СДВГ. Но у меня этот диагноз вызывает сомнение. Скажите, как проявляется синдром гиперактивности и откуда он берется у ребенка?

– Для этого синдрома характерны три составляющие: нарушение внимания (неусидчивость), импульсивность и двигательная активность. Дети с СДВГ – настоящая головная боль для родителей: они могут полезть в яму на стройплощадке, забраться на дерево, выбежать на дорогу, не боясь получить травму. Они часто встревают в разговоры взрослых, начинают дурачиться, в более редких случаях дерутся с детьми, но проявления агрессивности у них бывают крайне редко. А еще гиперактивные дети зачастую рассеянны, забывают и теряют элементарные вещи: варежки и другую одежду, спортивную форму в школе, ручки, пеналы и даже свои портфели.

У маленьких обладателей этого диагноза отмечаются и поведенческие нарушения. В то же время уровень интеллекта у них хороший. Проблемы с обучением в школе у таких детей возникают из-за невнимательности и нарушения дисциплины.

С возрастом гиперактивные дети становятся более усидчивыми. Причем девочки раньше мальчиков – к 7 годам, а мальчики – к 10 (но эти показатели могут колебаться).

По поводу причин возникновения СДВГ выдвигаются разные гипотезы. И все же в большей степени это заболевание имеет наследственную предрасположенность. При беседе с родителями таких детей нередко выясняется, что кто-то из них в детстве тоже имел характерное для СДВГ поведение. Хотя иногда такой взаимосвязи нет.

Лекарства – не панацея

Моему гиперактивному ребенку-дошкольнику врач не прописал ни одного лекарственного препарата. Говорит, главное – воспитание и режим. Неужели нет средств, которые могут эффективно и быстро избавить от этой проблемы?

Тамара, Ярославская обл.

– В назначении медикаментов в большей степени нуждаются дети школьного возраста из-за проблем с обучением.

У ребенка сдвг

Поэтому наиболее важным в коррекции СДВГ является соблюдение режима, воспитательные меры, психолого-педагогическая коррекция.

При этом в подходе к воспитанию таких детей родителям важно не допускать ни жестокости, ни вседозволенности.

Для выработки внимательности у гиперактивного малыша хорошо развешивать по квартире специальные листки-памятки – в его комнате или, например, на холодильнике. На листках-памятках лучше давать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери игрушки» и т. д.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном месте, нетерпеливы, импульсивны, порой, капризны, их действия часто хаотичны и бесцельны.

Нередко родители и воспитатели путают данные симптомы неврологического заболевания с характерологическими особенностями личности ребенка. Поэтому дети надолго остаются без должного внимания специалистов, что чревато развитием различных неблагоприятных проявлений.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто плохо учатся, в будущем подвержены антисоциальным изменениям (склонны к алкогольной, наркотической зависимости). У таких детей увеличивается риск возникновения головных болей, неврозов, тиков. Часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, нарушения сна и другие неблагоприятные факторы.

Главная опасность данного нарушения таится в том, что внешние проявления и симптомы заключаются в том, что ребенок производит впечатление очень активного и энергичного, переполненного энергией. Родители решают, что малышу не хватает мест, где он может выплеснуть всю свою энергию, и начинаю водить ребенка на все возможные спортивные кружки и секции. Так образом ребенок психологически и эмоционально начинает истощаться. Помните, гиперактивному ребенку из спортивных секций показано только плавание. Внешняя активность – обманчива, таким образом ребенок лишь самостимулируется, пытаясь сконцентрироваться и удержать инструкцию.

Высококвалифицированные специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно занимаются лечением СДВГ в Москве.

  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг

Причины развития СДВГ у детей

Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:

1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.

Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.

Выделяют 3 вида синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  1. С преобладанием гиперактивности. Чаще встречается у мальчиков. Они не могут оставаться на одном месте, имеют «полевое» поведение, нетерпеливы и беспокойны.
  2. С преобладанием дефицита внимания. Чаще наблюдается у девочек. Им тяжело сосредоточиться на одном виде деятельности, внимание распыляется на внешние раздражители.
  3. Смешанный вид, когда гиперактивность и дефицит внимания выражены в равной степени.

Лечение СДВГ в Москве в центре «Выше радуги» корректирует любой вид поведенческих нарушений.

  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг
  • У ребенка сдвг

Ранние признаки СДВГ

Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:

  • Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
  • Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
  • При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
  • «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.

До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Нервная система ребенка с СДВГ не способна адекватно воспринимать поступающие извне раздражители, и такое поведение является попыткой защититься от внешних факторов окружающей среды. Нервная система малыша часто истощена, нейродинамика очень низкая. Малыш быстро утомляется особенно от интеллектуальной деятельности, которая требует планирования и длительной концентрации внимания. Ребенок подсознательно стремится убежать от такой деятельности, со стороны кажется, что малыш берется за всё и быстро бросает, не доделав до конца.

​Слово – нашему эксперту, детскому врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.

Норма или болезнь?

Мой четырехлетний сынишка слывет хулиганом. Воспитательница группы детского сада, в которую он ходит, считает, что у него гиперактивность, и настаивает, чтобы я показала сына невропатологу. Стоит ли мне это делать?

– Мне часто приходится сталкиваться с подобными жалобами. Как правило, на детей 3–5 лет, хотя нередко объектом жалоб становятся даже младенцы, начиная с 4–5‑месячного возраста. Родители сетуют, что их ребенок не сидит спокойно, постоянно крутится и вертится, везде лезет и не слушается, плохо реагирует на замечания взрослых. Чаще всего опасения родителей оказываются необоснованными. Ведь ребенок раннего возраста и должен быть активным. Такое поведение для них – норма.

У ребенка сдвг

Почему он хулиганит?

У сына диагностировали СДВГ. Но у меня этот диагноз вызывает сомнение. Скажите, как проявляется синдром гиперактивности и откуда он берется у ребенка?

– Для этого синдрома характерны три составляющие: нарушение внимания (неусидчивость), импульсивность и двигательная активность. Дети с СДВГ – настоящая головная боль для родителей: они могут полезть в яму на стройплощадке, забраться на дерево, выбежать на дорогу, не боясь получить травму. Они часто встревают в разговоры взрослых, начинают дурачиться, в более редких случаях дерутся с детьми, но проявления агрессивности у них бывают крайне редко. А еще гиперактивные дети зачастую рассеянны, забывают и теряют элементарные вещи: варежки и другую одежду, спортивную форму в школе, ручки, пеналы и даже свои портфели.

У маленьких обладателей этого диагноза отмечаются и поведенческие нарушения. В то же время уровень интеллекта у них хороший. Проблемы с обучением в школе у таких детей возникают из-за невнимательности и нарушения дисциплины.

С возрастом гиперактивные дети становятся более усидчивыми. Причем девочки раньше мальчиков – к 7 годам, а мальчики – к 10 (но эти показатели могут колебаться).

По поводу причин возникновения СДВГ выдвигаются разные гипотезы. И все же в большей степени это заболевание имеет наследственную предрасположенность. При беседе с родителями таких детей нередко выясняется, что кто-то из них в детстве тоже имел характерное для СДВГ поведение. Хотя иногда такой взаимосвязи нет.

Лекарства – не панацея

Моему гиперактивному ребенку-дошкольнику врач не прописал ни одного лекарственного препарата. Говорит, главное – воспитание и режим. Неужели нет средств, которые могут эффективно и быстро избавить от этой проблемы?

Тамара, Ярославская обл.

– В назначении медикаментов в большей степени нуждаются дети школьного возраста из-за проблем с обучением.

У ребенка сдвг

Поэтому наиболее важным в коррекции СДВГ является соблюдение режима, воспитательные меры, психолого-педагогическая коррекция.

При этом в подходе к воспитанию таких детей родителям важно не допускать ни жестокости, ни вседозволенности.

Для выработки внимательности у гиперактивного малыша хорошо развешивать по квартире специальные листки-памятки – в его комнате или, например, на холодильнике. На листках-памятках лучше давать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери игрушки» и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector