Социальное равенство
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие — как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, ав-томатически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения — необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство — это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне — социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.
В современном сообществе принято считать, что равенство и равноправие всех со всеми, обязательное стремление к ним — высшее из достижений современной цивилизации. На «просвещенном» Западе, например, все зашло настолько далеко, что больные уравниваются со здоровыми, извращенцы и девианты — с людьми нормальной ориентации и наклонностей, глупцы — с людьми одаренными.
Сегодня говорят: «Каждый имеет право на мнение». Даже если он имбицил, право это у него все же есть.
А между тем, во-первых, равенство людей — это очередная утопия, во-вторых — несправедливость и зло, в-третьих — против природы вещей. А что противоестественно — значит, против природы. А тот, кто идет против своей природы, обязательно будет несчастен и в конце погибнет.
Почему равенство — «несправедливо»?
Природа — это разнообразие неравных форм.
В природе всегда кто-то быстрее бегает, выше летает, дальше прыгает. Кто-то больше размером, кто-то ядовитее, а кто-то маленький, но хитрый. В природе нет никакого равенства — это понятие из социологии, придуманное человеком. Большой пожирает маленького, быстрый догоняет медленного, хитрый обманывает большого и быстрого. Больное и старое уступает место здоровому и новому.
И в природе все справедливо, хотя и такого понятия, как «справедливость», в ней тоже нет. А человек — часть природы.
Все люди от природы тоже разные. Кто-то больше, кто-то быстрее, кто-то хитрее. Кто-то учился полжизни, а кто-то силой взял власть. И каждый задействует свой природный талант для выживания.
Люди никогда не рождаются в равных условиях, и это нормально — то есть естественно. Разного пола, имеют разный интеллектуальный потенциал и развитие, разные навыки и умения. Проживают в разных странах, имеют разные стартовые возможности, разные результаты и достижения. И разве было бы разумно и справедливо уравнять всех со всеми, невзирая на их возможности, умения и развитие? Молодого со старым, умного с не очень, слабого с сильным.
Уравнивание всегда выгодно слабым, но не выгодно сильным.
Уравнивание всегда происходит за счет того, кто сильнее, в пользу слабого. И иногда «на полпути»: слабый за счет сильного поднимается вверх, а сильный опускается вниз. Иными словами, сильный, умный, богатый должен поделиться со слабым, глупым и бедным. Отдать часть своего — будь то опыт, деньги или иные достижения — тому, кто их не заработал.
Все это мы, в отличие от того же Запада, увлеченного идеей равенства во всем, проходили после 1917 года. Когда, говоря простым языком, богатые должны были поделиться с бедными. Ведь коммунистическое общество с его целями и идеалами — это, прежде всего, было общество равных. Где на опыте равенство превратилось в «уравниловку», а инициатива, ум и совесть стали наказуемыми, потому как «выбивались» из равной картины.
Например, когда в пост-революционной России к зажиточному крестьянину, нажившему три коровы и стадо свиней, приходили бедняки и предлагали безальтернативно поделиться. Делиться «кулаку» было невыгодно, т.к. он наживал свое имущество своим трудом и умением, но всегда было выгодно бедняку, получавшему коров и свиней «на халяву».
Или взять равенство таких разных мужчины и женщины. Разные от рождения и в течение своей жизни — по физиологии, психологии, социальным ролям, обязанностям и ожиданиям социума, несмотря на все последние «уравнивания», разве может женщина стать мужчиной, а мужчина — женщиной? Разве могут они быть равными при всей разности своей природы и ролей, которые играют? Или кто-то действительно считает, что мужчина может стать полноценной матерью, а женщина так же хорошо валить деревья или воевать на фронте?
Равенство — вредно и есть противоестественная искусственная иллюзия.
То, что человечество любит жить иллюзиями — исторический факт. Но теории и иллюзии далеки от грубой реальности.
Кто может искренне сказать, что совсем не против того, чтобы его здоровый ребенок учился в одном классе с детьми с синдромом Дауна, как это практикуют во многих западных странах? Понимаете ли вы, что в таком случае ваше подающее в чем-то надежды и, конечно же, в чем-то одаренное дитя разовьет в себе сопереживание, научится взаимодействовать с больными детьми, но вынуждено будет все время сдерживать свой потенциал и в чем-то отставать от нормального развития, находясь в среде детей больных. И вполне возможно, само «свихнется».
Или представьте себе вполне банальную ситуацию, когда на работе вы обладаете лучшими навыками, более глубоким опытом и выдаете «на гора» больший результат, чем ваши менее опытные и трудолюбивые коллеги, но компенсация у вас всех одинаковая. Называетесь вы все одинаково, условия равные, вы — все равны. Скульптурная группа «Один с сошкой, семеро с ложкой». Начало XX века. Кость мамонта. 28,4×8,0×6,3 см, толщина подставки 1,2 см
Фото: Источник
Равенство среди неравных (а все люди изначально неравны по своим возможностям, умениям ) — это благо для слабых и несчастных, но несправедливость по отношению к достойным, умным, опытным, состоявшимся.
Какой прок относиться ко всем равно, если люди рассуждают, разумеют и делают все по-разному? И будет ли справедливостью воздавать в равной мере тем, кто этого откровенно недостоин — лентяям, пьяницам, лжецам, которые будут только рады взять у вас то, что они не заслужили, и сравняться с вами?
Не равенство должно быть, а предметное, избирательное и индивидуальное суждение и отношение относительно таких разных, с разными возможностями и способностями людей. Иначе мы получим видимость равенства при всей сокрытой социальной несправедливости.
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие — как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, ав-томатически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения — необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство — это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне — социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.
Принцип социального равенства людей — понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея социального равенства, как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между равенством и сословными привилегиями через формулу “Каждому свое”: равенство в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы равенство являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу (“перед Богом все равны”) и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-этические взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ:
- — наследственность привилегий или бесправия;
- — религиозно-юридический характер общественной дифференциации.
Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея социального равенства приобретает светский характер, ставится вопрос о природном равенстве людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи “свободы, равенства и братства”. Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа “каждому по делам его”: оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в “Декларации прав человека и гражданина” во Франции и в петровской “Табели о рангах” в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на равенство всех граждан перед законом в плане равенства гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть (“идеал равенства шансов”, выдвинутый буржуазными революциями в Европе).
Идея социального равенства постепенно приобретает форму принципа “каждому по его капиталу”. Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой “Демократия в Америке”, стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию равенства на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как равенство и свобода, равенство и справедливость: “Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет — к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию”.
Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком “трудовых”, где идея социального равенства воплощается в формуле “каждому по степени его личного социально полезного труда”. Современные социальные концепции, затрагивающие проблему социального равенства и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления:
- — концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство — естественный способ выживания общества — теории функционализма (Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.;
- — концепции, в которых утверждается, что возможно установить социальное равенство и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории “социального государства”.
1) u0421u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0435 u0440u0430u0432u0435u043du0441u0442u0432u043e u2014 u044du0442u043e u043eu0434u0438u043du0430u043au043eu0432u044bu0439 u0441u0442u0430u0442u0443u0441 u0447u043bu0435u043du043eu0432 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430, u043eu0431u0435u0441u043fu0435u0447u0438u0432u0430u044eu0449u0438u0439 u043bu044eu0434u044fu043c u0438u0437 u0440u0430u0437u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u0441u043bu043eu0451u0432 u0440u0430u0432u043du044bu0435 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du044bu0435 u0448u0430u043du0441u044b u0438 u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u0438, u0443u043du0438u0447u0442u043eu0436u0435u043du0438u0435 u0447u0430u0441u0442u043du043eu0439 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u043fu043eu0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u044du0442u043eu043cu0443n
u0421u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0435 u0440u0430u0432u0435u043du0441u0442u0432u043e u0431u0430u0437u0438u0440u0443u0435u0442u0441u044f u043du0430 u0432u0435u0440u0445u043eu0432u0435u043du0441u0442u0432u0435 u043fu0440u0430u0432u0430, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043du0430 u0432u0435u0440u0445u043eu0432u0435u043du0441u0442u0432u0435 u0437u0430u043au043eu043du0430 u0438 u044eu0440u0438u0434u0438u0447u0435u0441u043au043eu043c u0440u0430u0432u0435u043du0441u0442u0432u0435 u043bu044eu0434u0435u0439, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu044cu043du044bu0435 u0431u043bu0430u0433u0430 u043du0435 u043cu043eu0433u0443u0442 u043fu043eu0432u043bu0438u044fu0442u044c u043du0430 u044du0442u043e.n
2) u0421u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0433u043e u0440u0430u0432u0435u043du0441u0442u0432u0430, u043au0430u043a u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0438u0434u0435u0430u043bu0430, u043fu044bu0442u0430u043bu0438u0441u044c u0434u043eu0441u0442u0438u0447u044c u0441u0442u0440u043eu0438u0442u0435u043bu0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu0438u0437u043cu0430. u0418 u0432 u0438u0445 u0442u0435u043eu0440u0438u0438 u044du0442u043e u0434u0430u0436u0435 u043au0430u0437u0430u043bu043eu0441u044c u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du044bu043c.n
u041du0435u0440u0430u0432u0435u043du0441u0442u0432u043e u043cu0435u0436u0434u0443 u043bu044eu0434u044cu043cu0438 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0432 u043bu044eu0431u043eu043c u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435. u042du0442u043e u0432u043fu043eu043bu043du0435 u0437u0430u043au043eu043du043eu043cu0435u0440u043du043e, u0435u0441u043bu0438 u0443u0447u0435u0441u0442u044c, u0447u0442u043e u0432u0441u0435 u043bu044eu0434u0438 u0438u043cu0435u044eu0442 u0440u0430u0437u043bu0438u0447u0438u044f, u0438 u0441u0434u0435u043bu0430u0442u044c u0438u0445 u0440u0430u0432u043du044bu043cu0438 u0442u0430u043a u0436u0435 u043du0435u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e, u043au0430u043a u043du0435u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e u0441u0434u0435u043bu0430u0442u044c u0432u0441u0435u0445 u043eu0434u0438u043du0430u043au043eu0432u044bu043cu0438 u0432u043du0435u0448u043du0435 u0438 u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435.n
понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея СР. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между равенством и сословными привилегиями через формулу «Каждому свое»: равенство в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы равенство являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу («перед Богом все равны») и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-эти-ческие взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кас-товых обществ: 1) наследственность привилегий или бесправия; 2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея СР. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном равенстве людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи «свободы, равенства и братства». Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа «каждому по делам его»: оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции и в петровской «Табели о рангах» в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на равенство всех граждан перед законом в плане равенства гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть («идеал равенства шансов», выдвинутый буржуазными революциями в Европе). Идея СР. постепенно приобретает форму принципа «каждому по его капиталу». Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой «Демократия в Америке», стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию равенства на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как равенство и свобода, равенство и справедливость: «Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет — к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию». Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком «трудовых», где идея социального равенства воплощается в формуле «каждому по степени его личного социально полезного труда». Современные социальные концепции, затрагивающие проблему СР. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления: 1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство — естественный способ выживания общества — теории функционализма (Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.; 2) концепции, в которых утверждается, что возможно установить СР. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории «социального государства». Е.М. Прилепко
В настоящее время достаточно часто обсуждаются вопросы социального равенства.
Однако при этом зачастую имеют место некоторые искажения в понимании самого этого термина.
Социальное равенство следует рассматривать как общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей.
«Судьба России, её историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни»
Владимир Путин
В Послании Федеральному собранию В. Путин затронул один из серьезных вопросов современности – это демография. Глобальный демографический кризис порождает ряд проблем, решение которых кроется не столько в увеличении численности населения России, сколько в возможности обеспечения социального равенства, считает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Баранова.
Социальное равенство в современном обществе должно проявляться, не только в равенстве всех перед законом, но и в удовлетворении базовых социальных потребностей — образовании, получении медицинской и социальной помощи.«РИА Новости» со ссылкой на исследование Общественной палаты РФ «Социальное неравенство в современном российском обществе и пути его преодоления» опубликовало следующие результаты:
- с неравенством и несправедливостью из-за разницы в доходах сталкивались 60% россиян;
- около 49% испытывали неравенство в контексте доступа к качественным медицинским услугам;
- 13% участников отметили невозможность обеспечить личную безопасность и безопасность близких;
- меньше всего россияне испытывают неравенство в доступе к культурным благам и благоприятной экологической среде: за эти варианты проголосовали 8% и 11% участников соответственно.
Данные социологических опросов Россиян свидетельствуют еще и о том, что около 90% респондентов считают, что государство должно предотвращать чрезмерную разницу в доходах граждан, 30% назвали справедливым минимальным доходом для работающего человека сумму в размере 40–50 тыс. руб.
Около 20% опрошенных оценивают этот показатель в 30–40 тыс. руб., а 10% — в 21–30 тыс. руб. Больше всего респондентов (35%) считают, что справедливый минимум должен превышать 50 тыс. руб.
В Послании Президент РФ В. Путин отметил: «Есть острейшая проблема, которая является прямой угрозой нашему демографическому будущему, – это низкие доходы значительной части наших граждан, семей».
Это позволяет определить, что одной из основных целей России становится не только решение демографической проблемы, но и достижение социального равенства как общественного устройства нашей страны.
- Свобода
- Капитализм
- Рынок
- Права человека
- Господство права
- Общественный договор
- Равенство
- Нация
- Плюрализм
- Демократия
- Классический
- Неолиберализм
- Социальный
- Националистический
- Консервативный
- Экономический
- Зелёный
- Либеральный социализм[en]
- Либеральное христианство
- Исламский
- Социал-демократия
- Либертарианство
- Политика
- Либерализм
- Эгалитаризм
- Государственная собственность
- Интернационализм
- Каждому по труду
- От каждого по способностям,
каждому по потребностям - Коллективная собственность
- Кооператив
- Межотраслевой баланс
- Муниципальная собственность
- Обобществление
- Общественная собственность
- Плановая экономика
- Производственная демократия
- Рабочее самоуправление
- Смешанная экономика
- Социализм в отдельно взятой стране
- Социалистический способ производства
- Свободная ассоциация[en]
- Демократия на рабочем месте[en]
- Равные возможности[en]
- Производство для потребления[en]
- Расчёт в натуральном выражении[en]
- Расчёт рабочего времени[en]
- Материальный баланс[en]
- Коммуна (модель управления)[en]
- Социальные дивиденды[en]
- Социальные одноранговые процессы[en]
- Трудовой ваучер
- Экономика совместного участия[en]
- Экономическая демократия[en]
- Экономическое планирование[en]
- Анархизм
- Демократия
- Рабочее движение
- Утопический
- Марксизм
- Социальный анархизм
- Коммунизм
- Демократический
- Либертарный
- Революционный
- Научный
- Социал-демократия
- Синдикализм
- Народничество
- Социализм XXI века
- Муниципальный
- Государственный
- Либеральный[en]
- Аграрный
- Экологический
- Религиозный
- Реформизм
- Социалистический феминизм
- Ведический
- Христианский
- Исламский
- Буддийский
- Африканский
- Арабский
- Меланезийский
- Томас Мор
- Анри Сен-Симон
- Гракх Бабёф
- Джон Гудвин Бармби[en]
- Роберт Оуэн
- Шарль Фурье
- Бартелеми Проспер Анфантен
- Чарльз Холл[en]
- Уильям Томпсон
- Томас Годскин
- Этьен Кабе
- Пьер-Жозеф Прудон
- Луи Блан
- Александр Герцен
- Михаил Бакунин
- Карл Маркс
- Фридрих Энгельс
- Фердинанд Лассаль
- Уильям Моррис
- Мэри Харрис
- Пётр Кропоткин
- Эдуард Бернштейн
Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей [en] [1] .
Содержание
- 1 История развития идеи
- 2 См. также
- 3 Примечания
- 4 Литература
История развития идеи [ | ]
Конкретный смысл понятия «социальное равенство» менялся с развитием общества [2] .
В античности, проблема выбора между равенством и сословными привилегиями разрешалась Платоном и другими философами формулой «Каждому своё», означающей равенство внутри сословий и неравенство между сословиями [2] .
В средневековой христианской философии, концепция равенства нашла применение в религиозной норме «перед Богом все равны», и определяла отношение между человеком и Богом, но не общественные отношения индивидуумов или групп [2] .
В эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения концепция социального равенства вновь обретает светский характер, и философия задается вопросом о природном равенстве людей. Зарождение и развитие буржуазного общества привело к изменению взгляда на оценку заслуг перед обществом и соответствующее им распределение благ. Социальное положение объяснялось уже не принадлежностью к тому или иному сословию, касте и т. п., а личными качествами и заслугами индивида. Подобная революция во взглядах отразилась, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» и в лозунге «свобода, равенство и братство» [2] .
Идея расширения равенства с развитием индустриального общества была выдвинута социальными философами 19-го века, начиная с Сен-Симона и Токвиля. В своем труде «Демократия в Америке» Токвиль первым обратил внимание на такие ключевые проблемы демократии как соотношение и противоречие между идеями равенства и свободы, равенства и справедливости [2] .
Социалистические учения выдвинули социальное равенство в качестве цели и идеала. [3] Принцип равноправия при этом дополняется требованием фактического правового и морального равенства, равенства интеллектуальных благ и знания (борьба за всеобщее бесплатное обучение, за свободные школы, за доступную науку, литературу). [4] [5] Такое равенство должно быть осуществлено путём передачи средств производства в собственность всего общества [3] [6] [7] .
Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей (англ.) русск. [1] .
Содержание
- 1 История развития идеи
- 2 Примечания
- 3 Ссылки
- 4 См. также
История развития идеи
Конкретный смысл понятия «социальное равенство» менялся с развитием общества [2] .
В античности, проблема выбора между равенством и сословными привилегиями разрешалась Платоном и другими философами формулой «Каждому своё», означающей равенство внутри сословий и неравенство между сословиями [2] .
В средневековой христианской философии, концепция равенства нашла применение в религиозной норме «перед Богом все равны», и определяла отношение между человеком и Богом, но не общественные отношения индивидуумов или групп [2] .
В эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения концепция социального равенства вновь обретает светский характер, и философия задается вопросом о природном равенстве людей. Зарождение и развитие буржуазного общества привело к изменению взгляда на оценку заслуг перед обществом и соответствующее им распределение благ. Социальное положение объяснялось уже не принадлежностью к тому или иному сословию, касте и т. п., а личными качествами и заслугами индивида. Подобная революция во взглядах отразилась, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» и в лозунге «свобода, равенство и братство» [2] .
Идея расширения равенства с развитием индустриального общества была выдвинута социальными философами 19-го века, начиная с Сен-Симона и Токвиля. В своем труде «Демократия в Америке» Токвиль первым обратил внимание на такие ключевые проблемы демократии как соотношение и противоречие между идеями равенства и свободы, равенства и справедливости [2] .
Социалистические учения выдвинули социальное равенство в качестве цели и идеала. [3] Принцип равноправия при этом дополняется требованием фактического правового и морального равенства, равенства интеллектуальных благ и знания (борьба за всеобщее бесплатное обучение, за свободные школы, за доступную науку, литературу). [4] [5] Такое равенство должно быть осуществлено путём передачи средств производства в собственность всего общества [3] [6] [7] .