Гендерные стереотипы

Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и культура».

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [5, с. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов предлагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереотипы – психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [15, с. 189]. Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором – как социально–психологической характеристики личности. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становятся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характеристики своей гендерной идентичности, и личностные особенности мужчин и женщин, которые его окружают. В соответствии с традиционными взглядами на гендерные отношения следование данным стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и женщинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей женщины» и обеспечит им социально–психологическую адаптацию и признание в социальном окружении.

Гендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют для них неравноценные социальные позиции. Типично женские качества личности, семейные роли, репродуктивный характер деятельности – все это определяет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», профессиональные успехи, созидательно–творческий труд – все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и признание.

Результаты исследований гендерных стереотипов свидетельствуют о том, что личностные черты, приписываемые типичным мужчинам и женщинам, в ответах одной группы мужчин и женщин практически полностью совпадают с традиционными (стереотипными) мужскими и женскими образами, а ответы другой группы мужчин и женщин лишь частично соответствуют стереотипным мужскими и женскими образам [12]. Это позволяет говорить о традиционных и модернизированных гендерных стереотипах.

Традиционные стереотипные образы мужчин и женщин изменяются в направлении уменьшения дифференциации характеристик: мужской образ включает фемининные характеристики (такие как любовь к детям, сочувствие, внимание к потребностям других), а женский – маскулинные (такие как самодостаточность, уверенность в себе, независимость, целеустремленность).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тенденции изменения гендерного стереотипа маскулинности/фемининности по направлению сокращения межполовой дифференциации за счет появления в образе типичной женщины качеств, традиционно приписываемых мужчинам, а в образе типичного мужчины – качеств, традиционно приписываемых женщинам.

Читайте также

Гендерные различия в последовательности развития мозга

Гендерные различия в последовательности развития мозга Самое глубокое различие между мужчинами и женщинами кроется не в какой-либо конкретной мозговой структуре, а скорее в последовательности развития различных мозговых областей. Различные области мозга у обоих полов

Гендерные роли

Гендерные роли Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей

Гендерные конфликты

Гендерные конфликты Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям–требованиям.В

Гендерные представления

Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Гендерные предубеждения

Гендерные предубеждения Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение –

Гендерные коллизии школьного класса

Гендерные коллизии школьного класса Как показала практика, многие конфликты между одноклассниками возникают из-за их принадлежности к разным полам. Избавиться от этого явления, как мы понимаем, невозможно, но знание психологических особенностей мальчиков и девочек,

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииВеками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье 17.1. Снижение удовлетворенности бракомЮ. Е. Алешина (1985) отмечает, что как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что после рождения ребенка удовлетворенность браком супругов начинает уменьшаться. Пока

Глава 3. Гендерные роли

Глава 3. Гендерные роли В 1950-е годы, когда я только еще рос, жизнь казалась проще. В те времена у каждого были свои установленные традиционные роли: матери сидели дома с детьми, а отцы работали. Моя мать могла бы пойти работать, если бы пожелала, но предполагалось, что отец

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме Особенности мужского и женского мозга Ученые давно проявляют интерес к особенностям мышления мужчин и женщин и изучают строение и работу их мозга с этой точки зрения.Выявлено, что у мужчин содержится почти в

Прививаем гендерные стереотипы

Прививаем гендерные стереотипы – Разве я похожа на мальчика? – Нет. Но вы и на девочку не похожи. «Чебурашка идет в школу». Эдуард Успенский. Спросите 20 любых своих знакомых о том, какие истинно мужские и истинно женские качества они могут назвать, какие социальные

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. В частности, гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства.

Содержание и степень выраженности гендерных стереотипов различается в разных культурах и в разные исторические периоды, хотя наблюдаются и некоторые кросскультурные сходства. Научные исследования гендерных различий показывают, что гендерные стереотипы в целом не соответствуют действительности, но их устойчивость обеспечивается, в частности, когнитивными искажениями, которые позволяют людям избирательно воспринимать и интерпретировать информацию, поступающую из внешнего мира.

Согласно теории социальных ролей, гендерные стереотипы возникают как следствие существования гендерных ролей — социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности. Другими словами, наблюдая за тем, как представители разных гендеров занимаются разными делами, люди делают вывод, что они коренным образом отличаются друг от друга. В то же время гендерные стереотипы служат механизмом поддержания гендерных ролей: верования об уникальных качествах и отличительных особенностях того или иного гендера используются для обоснования необходимости вести себя в соответствии с соответствующей гендерной ролью.

Гендерные стереотипы

Гендерные различия давно привлекают внимание учёных из разных научных областей. Долгое время основной целью исследователей, изучавших гендерные различия, было найти научные подтверждения гендерным стереотипам и тем самым предоставить убедительное оправдание существующих гендерных ролей. Однако в целом достичь этой цели не удалось: большинство исследований обнаруживают гораздо больше сходств, чем различий между мужчинами и женщинами, а выявляемые незначительные различия нередко имеют очевидно социальную природу. Например, мужчины, в отличие от женщин, — в полном соответствии со своими гендерными ролями — сообщают, что не считают себя очень склонными к эмпатии, но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в непосредственных эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет. Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие негативные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх. Получается, что из-за существования гендерных стереотипов, люди, которые им подвержены, начинают им соответствовать. Даже путём самообмана.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, возникающие на основе дисфункциональных убеждений. Функционирование гендерных стереотипов тесно связано с несколькими когнитивными искажениями — в частности, верой в справедливый мир, иллюзией корреляции, каскадом доступной информации и самоисполняющимся пророчеством.

Гендерные стереотипы

Формированию и устойчивости гендерных стереотипов также может способствовать тенденция делать выводы на основании ограниченного числа примеров и лучше запоминать крайние примеры внутри имеющейся выборки, чем гарантированно подтверждённые примеры. Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки». Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа. Это ошибка мышления.

Укрепление коллективной веры во что-либо в результате нарастающего повторения в публичном дискурсе. Гендерные стереотипы постоянно воспроизводятся в средствах массовой информации, а чаще в различных развлекательных программах. СМИ также часто искажают результаты научных исследований гендерных различий, преувеличивая обнаруживаемые различия и умалчивая о том, что межгендерных сходств исследования обнаруживают гораздо больше. Это способствует тому, что гендерные стереотипы воспринимаются как непреложная и самоочевидная истина.

Гендерные стереотипы

Самоисполняющееся пророчество — это ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Данный феномен является одним из важнейших факторов и практически поддерживающим стереотипы, которые успели устояться в обществе. Гендерные стереотипы часто срабатывают как самоисполняющиеся пророчества. Например, как показывают исследования, гендерные стереотипы родителей заставляют их искажённо воспринимать способности и достижения своих детей и, более того, заставляют самих детей воспринимать их так же. Как отмечают исследователи, это может ограничивать возможности самореализации детей. Гендерные стереотипы работодателей, в частности, их убеждение в том, что женщины в силу своих личных качеств не подходят для руководящей работы, заставляют их поручать женщинам те задания, которые не позволяют им проявить себя с другой стороны и приобрести дополнительный опыт.

Спасибо за внимание.

Всегда с вами, даже когда вы не подозреваете.

Источники и Литература:

Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.

Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа.

Ажгихина Н. Гендерные исследования. — 2000. — № 5.

Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений.

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Гендерные стереотипы

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

В последнее время активно обсуждается вопрос о гендерных различиях и я бы хотела продолжить эту тему.

Социальные нормы — это главные правила, которые устанавливают поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий нужно искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, которые приписывают нам разнообразные типы поведения и интересы, соответствующие биологическому полу. Определенные наборы норм, которые содержат обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми гендерными ролями. Некоторая часть данных социальных норм вводится в сознание через СМИ, ряд других норм люди получают непосредственно, например, когда испытывают неодобрение со стороны общества, когда отклоняются от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Мнение о том, что большая часть нашего поведения непосредственно зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Было выдвинуто предположение о том, что гендерные стереотипы, по сути, являются социальными нормами. Это означает то, что у всех нас имеются представления о том, что женщинам и мужчинам свойственны наборы определенных качеств и моделей поведения, что большая часть людей придерживается такой же точки зрения и что чаще всего мы отдаем себе отчет, какое конкретно поведение можно считать правильным для того или иного пола. Социальные психологи считают, что две главные причины, из-за которых люди стремятся соответствовать гендерным ожиданиям — это нормативное и информационное давление.

Роль нормативного давления
Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек должен подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество его приняло. Нормативное давление имеет важную роль в нашей приверженности тендерным ролям.

Роль информационного давления
Информационное давление основывается на том, что, стремясь понять, какой именно позиции следует придерживаться различных социальных вопросах, мы по большей части основываемся не на собственный опыт, а на информации, предоставляемой окружающими. Иными словами, иногда мы подчиняемся не просто потому, что боимся порицания общества, а потому, что без направляющего влияния других мы действительно не знаем, что думать, делать и чувствовать. Для того чтобы определить, что именно является правильным, мы пытаемся узнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до того момента, пока наблюдаем его у окружающих.

Такие же механизмы применяются и к гендерным ролям: когда мы видим, как мужчины и женщины совершают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько различны мужчины и женщины, мы делаем вывод, что так и есть на самом деле, и соответствуем данным ожиданиям. Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением отчасти объясняет силу влияния гендерных норм на наше поведение.

Однако, гендерные стереотипы могут иметь и отрицательное влияние на самореализацию мужчин и женщин, выступать в качестве барьера в развитии индивидуальности личности. Самовыражение и самореализация невозможна, если деятельность осуществляется на основании чувства долга. В данной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобное самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям свободного выбора и самореализации.

Гендерные стереотипы

Исследование рассматривает ситуацию с женским присутствием в цифровой экономике и публичном пространстве, а также изучает российский рынок труда и его перспективность для женщин. В фокусе влияние на эти процессы гендерных стереотипов, например, взглядов общества на распределение финансовой ответственности в семье и «подходящие» для каждого из полов профессии. Кроме того, поднимаются темы распределения обязанностей в семье и сегментация населения.

Женщины на российском рынке труда

По данным Росстата, женщин в России 78,8 млн — это 54% населения страны. При этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, тогда как для мужчин этот показатель составляет 72%. Кроме того, женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. В итоге «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.

Однако одновременно с этим результаты исследования показывают, что женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины. Цифры таковы: 36% занятых в экономике женщин и 28% мужчин имеют высшее образование. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин на рынке труда значительно больше — 63% и 37% соответственно. Также в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей — 41%. В течение последних трех лет количество женщин-предпринимателей в России постепенно растет, отмечают авторы исследования.

И все же, несмотря на эти положительные тенденции, около 40% россиян считают, что мужчинам проще построить карьеру и получить повышение. 24% опрошенных оказались согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причем эту точку разделяют и сами женщины (17% женщин). Эти стереотипы, как ни парадоксально, в какой-то степени конфликтуют с национальными экономическими интересами: по прогнозам Минэкономразвития, в 2019 году равный уровень занятости мужчин и женщин мог бы обеспечить рост ВВП на 13-14%, то есть на 14 трлн рублей.

Женщины в цифровой экономике

По данным исследования, 15% россиян работают в сфере цифровой экономики. Женщин и мужчин в этой сфере примерно поровну — 52% и 48% соответственно. Однако занимают совсем не одинаковые должности: женщины чаще работают продавцами, менеджерами и операторами, тогда как мужчины чаще занимают позиции инженеров, программистов и системных администраторов.

Работа в IT-сфере связана с рядом гендерных стереотипов. Около 25% россиян уверены, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками. Любопытно, что не согласны с этим оказались 55% мужчин, и меньшее число — 48% — женщин.

Стереотипы сказываются и на выборе профессии для тех, кто только планирует выйти на рынок труда. В качестве будущей сферы работы карьеру в IT сыновьям готовы рекомендовать в три раза больше родителей, чем дочерям. В итоге девушки-подростки в два раза реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14%).

Причины формирования стереотипов о «женской работе»

Значительную роль в формировании стереотипов играет то, каким представляют образ успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре и политике. Абсолютное большинство (83%) успешных людей, которых назвали россияне во время опроса, оказались мужчинами. Особенно доминирование мужских образов заметно в политике (было названо только 4% женских имен), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Женщин чаще ассоциируют с успехом в шоу-бизнесе (33% женских имен) и блогерстве (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — ну и тут их называют гораздо реже мужчин.

На такое восприятие во многом влияют общественное сознание, воспитание и семейный уклад. Вот несколько показательных цифр о том, как, по мнению опрошенных, должен выглядеть уклад в семье, включая распределение финансвой ответственности:

  • 71% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой;
  • 89% женщин считают, что мужчина должен обеспечивать семью; только 45% согласны, что женщина должна обеспечивать себя сама;
  • хотя 55% состоящих в браке россиян говорят, что наиболее ответственные решения в их семьях принимаются совместно мужем и женой, почти в трети семей (29%) эти решения принимаются только мужчиной, и только в 15% — женщиной;
  • 32% россиян считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей; эта точка зрения более распространена среди тех, у кого уже есть дети.

Что можно сделать

По мнению авторов исследования, преодолеть эти стереотипы и подпитываемый ими дисбаланс в представленности женщин в традиционно «мужских» сферах экономики сложно, но можно за счет комплексных и последовательных мер, в том числе на государственном уровне. Особое внимание стоит уделить развитию цифровой экономики, считают они. Именно цифровая экономика способствует достижению равенства женщин и мужчин, открывая широкие возможности для онлайн-обучения, удаленной работы и построения бизнеса.

Среди возможных мер:

  • ведение информационных кампаний, поощряющих женщин быть более социально активными;
  • реализация политики равной оплаты труда;
  • создание гибких возможностей для работы и подходящих форм отпуска по уходу за ребенком как для женщин, так и для мужчин.

Со своей стороны, для того чтобы мотивировать женщин строить карьеру в сфере цифровой экономики, они предлагают различные образовательные мероприятия и проекты. Так, Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации объявил конкурс работодателей «Развитие женского лидерства», основная цель которого — поощрение работодателей, успешно победивших в своих компаниях «стеклянный потолок» и поддерживающих работающих родителей. Google в свою очередь запустила серию тренингов I’m Remarkable, где женщины учатся рассказывать о своих профессиональных и личных достижениях и развиваться в разных сферах. В тренинге уже приняли участие более 1000 человек в России: сотрудники самой компании Google, а также сотрудники SAP, «Северсталь», Unilever и других крупных компаний.

  • Результаты исследования
  • Комиксы
  • Подкаст

История № 1
Иван — 30-летний мастер маникюра из Волгограда. Раньше он возглавлял отдел продаж в крупной компании, а затем сменил сферу — и теперь пилит ноготочки и ведёт инстаграм, где высмеивает стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях. Высокий и бородатый мастер, конечно, привлекает внимание.

Художница Катя Климова

История № 1
Иван — 30-летний мастер маникюра из Волгограда. Раньше он возглавлял отдел продаж в крупной компании, а затем сменил сферу — и теперь пилит ноготочки и ведёт инстаграм, где высмеивает стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях. Высокий и бородатый мастер, конечно, привлекает внимание.

Художница Катя Климова

Гендерные стереотипы

История № 2
Представьте завод — станки, рабочие, конвейер. В процессе производства почти всегда нужна вода, например чтобы промыть произведённые детали. Грязную жидкость нужно обработать, чтобы не отравить водоёмы, для этого нужны водоочистные сооружения. Ими уже много лет занимается тридцатилетняя Вика. Но коллеги-мужчины по-прежнему уверены, что ей обязательно нужна их помощь.

Художник Алексей Базунов

Гендерные стереотипы

История № 3
Тридцатилетний Яша на несколько месяцев остался дома — сидеть с маленьким ребёнком — и испытал внутренний стыд и общественное давление, но был счастлив.

Художница Алёна Змиенко

Гендерные стереотипы

История № 4
Дарье 31 год, она менеджер по развитию продуктов кибербезопасности в МегаФоне. Девушка ведёт проекты, договаривается о партнерстве и координирует команду из 12 человек. Но иногда сталкивается с недоверием в работе со стороны внешних подрядчиков.

Художница Виктория Стеблева

7 июля 2020, 11:48

Что такое гендерные стереотипы?

Гендерные стереотипы — это устойчивые, стереотипные представления общества о том, какими должны или, наоборот, не должны быть представители того или иного гендера — женщины и мужчины.

Как правило, гендерные стереотипы касаются или внешности мужчин и женщин — то есть внешних проявлений феминности или маскулинности, или распределения гендерных ролей в обществе.

А что такое гендерные роли?

Гендерные роли — это модели ожидаемого поведения женщин и мужчин в социуме в соответствии с теми социокультурными условиями, в которых они живут. То есть это особенности, которые более характерны то ли для мужчин, то ли для женщин.

Так, например, стереотипным является представление о том, что женщины должны быть нежными и хрупкими, а мужчины — сильными и не должны публично проявлять эмоции, плакать и пр.

Можно еще несколько примеров?

Самый яркий пример — это разделение мужских и женских ролей по принципу «берегиня» и «охотник». На основе этого формируются представления о распределении семейных обязанностей: якобы главная обязанность женщины — рожать детей и организовывать быт, а мужчина, в свою очередь, должен обеспечивать семью деньгами, едой.

Подобные представления закладываются с детства посредством воспитания родителей, игры и досуга: общепринятой считается мнение о том, что девочки с детства должны играть куклами, а мальчики — машинками.

Есть также и отдельная категория стереотипов, касающихся внешних проявлений «мужественности» или «женственности». Это, например, представление о том, что девушки должны любить розовый цвет и носить одежду с блестками или бантами, в то время как мальчиков традиционно одевают в синие, голубые цвета сдержанных фасонов.

Бывают ли другие ролевые модели, которые тоже являются стереотипными?

К примеру, есть несколько стереотипных ролевых моделей для женщин, например: мать, любовница-соблазнительница, карьеристка — «железная леди», женщина-украшение. В зависимости от того, к какой категории относится женщина, формируются определенные ожидания по отношению к ней.

От карьеристки, к примеру, часто ожидают, что она обладает «стальным» характером, привыкла все делать сама и не просит о помощи и часто жертвует личной жизнью ради работы. «Женщины-украшения», которые могут тратить большие ресурсы на достижение «идеальной внешности», нередко воспринимаются как «недалекие», обладающие слабым интеллектом и пр.

Подобные стереотипы существуют и относительно мужчин. Один из самых популярных на русском звучит как: «Сила есть — ума не надо». Имеется в виду, будто сильный мужчина с ярко выраженной маскулинностью — например, боксер или «качок» из спортзала — зачастую недостаточно развит интеллектуально.

Что является причиной возникновения таких стереотипов?

Часто причинами являются устаревшие представления о мире: люди формируют свои представления о тех или иных вещах, применяя знания, которые получили от представителей старших поколений. Однако мир меняется и, вполне возможно, что то, что было актуально несколько десятилетий назад, уже не является актуальным сейчас.

Так, например, ранее брюки считались сугубо мужским элементом одежды, который не могли носить женщины. Сегодня этот элемент одежды больше не является «чисто мужским» вариантом. Так же за сто лет существенно эволюционировал и женский купальный костюм: в начале ХХ века австралийскую актрису и плавчиху Анетт Келлерман арестовали за то, что она позволила себе выйти на публику в купальном костюме с обнаженными руками и ногами — до этого женщины могли купаться в платьях с длинными рукавами. Однако тогдашние понятия «нормы» и «морали» явно устарели в нынешнее время.

Эти представления о «мужском» и «женском» отличаются также и в зависимости от географических и социокультурных особенностей общества. То есть, в основе гендерных стереотипов могут быть заложены определенные народные верования, традиционные для того или иного региона представления о мире и пр. Условно говоря, представление коренных народов Африки о «женственности» и «красоте» могут отличаться от европейских представлений о тех же вещах.

И как бороться с гендерными стереотипами?

Лучший способ преодолеть любые стереотипы — продемонстрировать противоположное на конкретных примерах. Показать, что женщины так же могут быть сильными и содержать семью, а мужчины — уходить в декретный отпуск вместо своих жен. Демонстрировать это можно на любом уровне: как на уровне разговоров на кухне с друзьями, так и посредством публичных мероприятий и информационный кампаний.

Довольно распространенный способ тиражирования гендерных стереотипов в масс-медийном пространстве — это реклама. Для привлечения внимания аудитории бренды часто используют стереотипные изображения мужчин и женщин. Однако во многих странах мира с такой рекламой уже борются на законодательном уровне — путем запрета.

Так, например, в 2019 году в Великобритании впервые запретили рекламу из-за гендерных стереотипов в ней. Речь идет о рекламных видеороликах американской компании Mondelez и немецкого автопроизводителя Volkswagen. Зрители возмутились из-за того, как распределяют в этой рекламе социальные мужчин и женщин. В одной рекламе женщине отведена пассивная роль матери с коляской, в то время как мужчины занимаются спортом и покоряют космос. В другом ролике мужчин представляют как плохих родителей, которые не способны присмотреть за младенцами.

В Украине тоже можно бороться с сексистской рекламой с помощью закона. В частности, Закона о рекламе. В июле 2019 года, к примеру, из-за этого оштрафовали сеть магазинов Цитрус — судебный иск подала организация по защите прав женщин Гармония Равных. Суд этот иск удовлетворил, обязав Цитрус уплатить штраф в 6,8 тыс. грн.

Реклама довольно часто прибегает к использованию гендерных образов и стереотипов, поскольку они способствуют повышению эффективности рекламной коммуникации. Являясь частью социальной реальности, реклама транслирует информацию не только о товарах и услугах, но и об обществе, в том числе и о взаимоотношениях женщин и мужчин. Но реклама не только отражает социальную и гендерную реальность, она предлагает, часто навязывая, обществу выгодные брендам модели поведения и гендерные стереотипы. И благодаря тому, что множество людей верят или хотят верить в них, рекламная индустрия в некоторой степени может регулировать и даже предопределять социальное поведение, в частности потребительское.

Существуют принципы построения рекламы на гендерных стереотипах. Под гендерными стереотипами подразумеваются обобщенные представления об особенностях внешности и поведения различных гендеров, а также об ожидаемой от них социальной роли. Гендерные стереотипы мы можем поделить на множество групп. Ниже приведем некоторые из них:

• деление по внешнему виду

Данный стереотип акцентирует внимание на том, как должны выглядеть мужчины и женщины. Например, что женщина обязательно должна носить макияж и брить до гладкости все части своего тела, а мужчины не могут замаскировать даже синяк на лице, и должны показывать свою «мужественность» небритостью; что женщины должны носить юбки и платья, а мужчины – брюки и костюмы; что у женщины должны быть длинные волосы, а у мужчин – короткие; что розовый цвет – для девочек, а голубой – для мальчиков, и т. д.

• деление по обязанностям

Один из самых распространенных стереотипов о том, что главная женская функция – это родить ребенка и построить семью, а затем вести домашний очаг.

• деление по характеру и качествам

Данное стереотипное деление говорит о том, какими чертами характера и человеческими качествами должны обладать люди того или иного пола. Примеры: девушка всегда добрая, нежная, покорная и сентиментальная, а мужчина – грубый, агрессивный и независимый.

• деление по профессиональным навыкам и способностям

К одному из принципов относят сексуальную обьективацию. Сексуальная объективация — это использование женщины (или образа женщины) исключительно в качестве объекта вожделения. Реклама, которая использует объективацию поддерживает идею о том, что женщины — это инструмент сексуального удовлетворения мужчин, и ничего больше.

Еще один принцип это демонизация женской физиологии. Социальные стигматы, связанные с телом и накладываемые на женщин в современном мире, известны каждому ребенку: пот, волосы где угодно, кроме головы, плохое настроение и отсутствие улыбки, месячные. Об этом не принято прямо говорить, а принято делать вид, что их не существует. Необходимость продать продукт привела рекламщиков к беспроигрышному варианту: если мы не можем объяснить, чем наш продукт лучше, мы запугаем наших покупательниц до такого состояния, что само общество начнет их порицать, вынуждая покупать его.

Актуализация и артикуляция маскулинности и феминности в гендерных образах, используемых в российской рекламе, во первых, повышают риски гендерной дискриминации в рекламе, что негативно сказывается на общем фоне (и так достаточно конфликтном) развития гендерных отношений в России, а во вторых, ориентируют на формирование и закрепление в качестве социально приемлемых, одобряемых и наиболее распространенных моделей демонстративного, гедонистического и спонтанного (зомбированного) потребления, что тормозит формирование и развитие новой модели потребительского поведения в России, основанной на этичном потреблении как социально ориентированном и способствующем росту гражданской культуры и социальной ответственности населения

посвящен основной терминологии в области гендера и феминизма

  • Главная
  • Блог

  • Г

Гендерный стереотип — это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности (Воронцов, 2010, c. 85).

Гендерные стереотипы, как упрощенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин, проявляют себя во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии. Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.

Гендерные стереотипы можно объединить в три группы:

  1. Стереотипы маскулинности/фемининности, предписывающие людям определенные мнения о соматических, психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.
  2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.
  3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин.

Проявления гендерных стереотипов асимметричного содержания:

  • сексизм (предвзятое мнение о представителях/-ницах того или иного гендера, сопровождающееся их дискриминацией, а также определенная институциональная практика, выражающаяся в том, что представителям/-ницам того или иного гендера навязывается подчиненное положение);
  • фейсизм (тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело);
  • гендерная сегрегация (предпочтение разных видов деятельности и общения, разных друзей, разных социальных ролей, подчеркивание гендерных различий, формирование пристрастного отношения к своему гендеру и предубеждений к другому, возникновение гендерных конфликтов).

Гендерные стереотипы выступают в качестве социальных норм – основных правил, определяющих допустимые гендерные репрезентации. Зачастую то, что называют гендерными ролями, есть не что иное как стереотипы – обобщенная информация о качествах, присущих тому или иному гендеру. Подчиняться этим стереотипам индивида заставляют социально-психологические механизмы нормативного и информационного давления. Нормативное давление заключается в том, что человек старается соответствовать гендерным стереотипам, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Информационное давление заключается в том, что расширение знаний человека о самом себе и о мире часто связано не с собственным опытом, а с информацией, предоставляемой окружающими. Правильным часто считается то, что считают правильным другие, и свое поведение индивид склонен считать правильным, пока наблюдает его у других членов референтной для него группы.

Подчинение гендерным нормам может осуществляться по трем вариантам: уступчивость, интернализация, идентификация. Уступчивость – когда человек не приемлет нормы, но во избежание наказания приводит свои гендерные репрезентации в соответствие с ними. Интернализация – когда человек полностью соглашается с нормами. Идентификация – простое повторение нормативных образцов из желания быть похожим на члена референтной группы (Ворноцов, 2010, c. 85–87).

Воронцов, Д. В. (2010). Гендерная социализация. Е. Е. Ли (Сост.), Гендерная психология: хрестоматия (с. 83–87). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та.

Adblock
detector