2.09.19
Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.
Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?
Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.
Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.
ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:
-в семье благоприятный психологический климат;
-мнение ребенка учитывалось;
-строятся партнерские отношения с детьми.
Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.
Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?
Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:
– ребенок просто не понимает для чего это надо;
В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.
– проблемы с учителями или сверстниками;
Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.
Тут без комментариев.
Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.
Поможет спорт, особенно плавание.
– зависимость от гаджетов.
Если не удается справиться самим – к психологу.
Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам, домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.
А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?
Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.
И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.
Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.
Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?
Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный. Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.
Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:
– познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);
— социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.
Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?
Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:
– здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;
– здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;
-помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);
– поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);
– дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);
– акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;
– поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;
– поддерживайте дома благоприятный психологический климат.
Д ругое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.
Считается, что учеба — основная «работа» в жизни ребенка. Она нужна не просто, что «дворником не стать» и будущее устроить. Так считают родители в основном. Детям же в возрасте от 10 до 14 лет часто становится абсолютно фиолетово на то, какие оценки стоят в его дневнике.
Но почему так происходит? Почему из послушного паиньки он превращается в человека, который хочет лежать, уставившись в телефон и заткнув уши наушниками, или целыми днями гулять с друзьями,но не думать о будущем? Как быть, если сейчас он все упустит? Карьера «дворника» и несбывшиеся мечты родителей начинают воплощаться в жизнь?
СТОП! Не все так плохо, как может показаться на первый взгляд!
Изменения в личности человека в 12-15 лет происходят колоссальные. Подросток начинает видеть мир по-новому. Он, как прозревший ранее слепой котенок, окунается в мир человеческих эмоций и отношений. И этот мир его поглощает. Тут совсем не до учебы.
Почему ребенок меняется?
Дело не только в гормонах. Безусловно, их влияние велико, но списывать разногласия с собственным ребенком на то, что он стал неуправляемым из-за полового созревания, как минимум несправедливо.
Он пока сам в себе разбирается, а вот взрослый, который по умолчанию считается более мудрым и спокойным, должен помочь ему в этом, найти ключик и помочь подростку справится с движением той карусели, которая его кружит.
Именно в подростковом возрасте начинает формироваться мировоззрение. Его зачатки проявляли себя и раньше, но в более младшем возрасте самостоятельного мировоззрения не было — ребенок лишь отзеркаливал то, что говорили ему родители и другие значимые взрослые (в том числе с экранов гаджетов).
В подростковом возрасте человек начинает осознавать, что у него есть свое мнение. Оно отлично от мнения взрослых, но очень зависимо от оценки сверстников. Поэтому, если в среде значимых сверстников желание хорошо учиться осуждается, то подросток сделает все, чтобы на него не повесили ярлык «ботаника».
Психологи говорят, что подростковый кризис очень похож на кризис 3 лет. Только в 3 года малыш своим «Я сам!» пытается оторваться от мамы физически и доказывает свою физическую взрослость, а в подростковом возрасте отрыв происходит на уровне эмоциональном. В три года ребенок как бы кричит родителям, что может сам удовлетворить свои базовые потребности (например, поесть, одеться, выбрать ту игрушку, которую хочет он), но в 12 лет ему необходимо заявить родителям о своих духовных потребностях. Он говорит: «Теперь я сам решаю, какую музыку мне слушать, с кем дружить и кого любить. Я взрослый, я знаю САМ!».
Для 3-летнего ребенка важно, чтобы его услышали и разрешили проявить самостоятельность. Но не менее важно это для подростка. Ему нужно, чтобы его ЛИЧНОСТЬ заметили родители и сверстники. Ради этого он готов пожертвовать многим, но первой страдает учеба.
Кроме того, подросток живет днем сегодняшним. Ему совершенно не важно пока, что там будет через 5 лет. Его сегодня девочка бросила или прыщ у него на носу вылез. Это больше беспокоит. Мы взрослые знаем, как важно хорошо учиться. Но знаем мы это только с позиции своей взрослости, лишь потому что уже накопили житейский опыт. Мы пытаемся донести наши знания до ребенка, но жить по нашей указке он не хочет, да и не обязан.
Что делать?
Во-первых успокоиться и действительно отстать от своего угловатого подростка, если он об этом просит.
Его нужно услышать, показать ему, что слышите и понимаете его. Иначе каким же образом он сможет сделать то же самое?
Учеба в школе — это небольшой по времени отрезок. А учеба в 6-8 классе и того короче. Она не должна вставать между родителем и ребенком. Есть уроки, они на одной стороне баррикад, а есть подросток и его семья — они вместе, на другой.
Когда подросток знает, что его любят, даже если по алгебре выходит двойка, он обязательно оценит эти родительские чувства. Только случится это в том случае, если ребенок увидит, что родители с ним заодно. Эта фраза не означает, что его не нужно отчитывать за плохие оценки, нельзя лишать планшета и телефона и не стоит усаживать за ненавистную математику. Нужно! Давать прочувствовать ответственность за свои деяния нужно! Но не переходя на личности и не оскорбляя. Это возраст, а не человека вы плохого и безответственного вырастили.
Кстати, об ответственности. А ваш подросток умеет брать ее на себя? Наблюдаю картину в классе, где учится мой сын. Мама пишет в общий чат: «Марья Ивановна, у Пети двойка выходит. Как НАМ исправить?»
НАМ? Что значит нам? Пете 13, у него уже усы растут и нога 42 размера. Двойка — это ответственность не родителей, а ребенка. Он и должен решать этот вопрос сам. Пусть ему стыдно, пусть неприятно, пусть за уроки усадят вместо каникул, но он сам натворил — сам и разгребать должен. Да помочь можно, например, к репетитору записать или с темой помочь разобраться. Но помощь должна быть минимальной.
Когда такое чувство ответственности культивируется в ребенке, результат все равно будет. Пусть не сразу, так как сейчас все эти «должен» у подростка как рассада на подоконнике: вроде как появились, но легко могут погибнуть, если на них внимание не обращать или, наоборот, задушить заботой.
А ответственность самих родителей? Если мама говорит, что она работает и ее нельзя отвлекать, то рано или поздно подросток усвоит эту модель. Работа — это важно, это моя ответственность.
Если папа привык отвечать за свои слова и сдерживать обещания, ребенок это оценит. И также возьмет такое поведение за образец для подражания. Правде, не сразу, а когда гормоны успокоятся.
Помните, что подростковый бунт пройдет. То, какими будут ваши отношения с ребенком, зависит не от школы. Она никуда не денется. Если ребенок до этого учился хорошо, то при адекватных реакциях взрослых, он вернется на прежний уровень. Годам к 17 в голове включиться тормоз, который немного сгладит действие эмоций и заставит думать о будущем.
А вот испортить отношения бесконечными скандалами, патологической заботой или гиперопекой можно навсегда. Но надо ли?
Что делать, если подросток не учится? Часто об этом задумываются родители, а все дело в том, что в период с 13 до 16 лет у ребенка происходит переоценка ценностей, начинается самоидентификация и самооценка. Повышенный интерес к своей личности приводит к формированию новых черт характера и привычек, которые становятся общепринятыми нормами в его среде общения. Подросток меняется как физически, так и психически, меняется его оценка того, что такое плохо, а что такое хорошо, возможны повышенное проявление к самостоятельности, эмоциональные вспышки, самоутверждение в глазах сверстников.
Подросток может столкнутся с новыми проблемами, на которые реагирует достаточно болезненно и порой не может разрешить собственными силами, для этого ему необходимо прибегнуть к помощи родителей или даже подростковых психологов.
Очень большое влияние оказывают физиологические изменения, которые обычно сопровождаются не малыми энергозатратами и имеют сильную связь с эмоциональным состоянием. Так у мальчиков и девочек начинается половое созревание, их эмоции становятся более неуправляемыми, всплеск активности может сменится апатией, нежеланием что-либо делать. И одной из важных проблем в данный период заключается в том, что подросток полностью теряет интерес к учебе и перестает учиться. Родители должны помочь ребенку справиться с подобными трудностями и оказать ему психологическую поддержку.
Причины почему подросток не учится
Причин почему ребенок не хочет учиться немало, но в первую очередь нужно определить каким образом он учился до начала подросткового возраста и если ранее он показывал не очень хорошие результаты, то проблема может крыться не только в подростковом возрасте, но и раньше. Если же ребенок неожиданно перестал проявлять интерес к учебе после наступления трудного периода, то причина может крыться более глубже чем кажется. В некоторых случаях помощь может оказать только подростковый психолог.
Одна причина почему подросток не учится является комплексной, т.к. к ней можно отнести все многообразие происходящих в школе событий и явлений в личной среде ребенка.
Проблема может крыться в том, что ребенку просто стало сложнее постигать знания чем в предыдущие годы. Увеличивается количество предметов, нагрузки на ученика в том числе и спортивная, требования как на уроках, так и в плане выполнения домашнего задания.
К этому времени у ребенка за все годы накапливается физическая и эмоциональная усталость, тем более если он помимо учебы занимается внеурочной деятельностью, творческой, спортивной или другой. А так как он начинает переосмысление, самооценку своей жизни и личности, то в его голове может возникнуть мысль о том, что учеба не так уж и важна и можно заниматься вполне на одни тройки, не получая отметок 4 и 5.
Доступность информации в интернете может привести подростка к умозаключению, что все знания можно получить со временем из глобальной сети и для этого совсем не обязательно ходить в школу.
Начинает теряется интерес к учебе, получаемая в школе информация перестает казаться интересной, а сама ее подача кажется не увлекательной, тем более что современного ребенка сложно чем-то удивить в век компьютерных технологий, гаджетов и интернета.
Почему же именно в данный период бывший хороший ученик вдруг перестал приносить пятерки, ходить в спортивную секцию, начал часто пропускать уроки и вообще замкнулся в себе? Подростковая психология объясняет это тем, что кроме вышеперечисленных проблем, связанных с физиологическим и психологическим изменениями, именно к этому моменту ребенок понимает, что он может сказать «нет» постараться отстоять сказанное. Он приобретает смелость и силы сопротивляться родителям. Если вы сейчас читаете эти строки и понимаете то, что статья написана про вашего сына или дочь – звоните, и тогда я помогу вам справиться с нависшей проблемой.
Еще одной весомой причиной, того почему подросток не учится, является его взаимоотношения в семье. Так скандалы, нелюбовь, постоянные изматывающие требования чаще всего и являются причиной того, что подросток не учится.
Ребенок всегда чувствует отсутствие любви, дружбы, доверия и понимания, которые ему так необходимы и которые ему не могут дать в семье. Все это может проявится не только в ухудшении учебной мотивации, но и в том, что он может связаться с плохой компанией.
Ребенок начинает выстраивать шкалу ценностей и приоритетов, находит новых кумиров, которым старается подражать, пытается установить быть в центре внимания и не отставать от сверстников.
Если в такой период подросток, даже с самым хорошим воспитанием, попадет в плохую компанию, он будет перенимать и соблюдать те правила и образ жизни которые там существуют. Это может привести к непоправимым последствиям, как для самого юноши или девушки, так и для его родителей.
Стоит выделить такую причину, как проявление гиперактивности, когда подросток от переизбытка энергии не может усидеть на уроке, выполнять задания или воспринимать информацию, часто срывая уроки.
Еще одной проблемой, которую можно назвать современной является чрезмерное увлечение гаджетами, компьютерными играми, общение в социальных сетях, просмотр какой-либо информации в интернете. Подросток начинает посвящать этому все свое свободное время в том числе и то которое отводится на учебные занятия. Вместо выполнения домашнего задания или изучения учебного материала он переносит все свое внимание в виртуальный мир, порой полностью игнорируя учебу или какие-либо занятия в спортивной, творческой секции. К примеру, в Китае данная проблема стоит на первом месте в образовательной среде и решается уже на государственном уровне.
Заключение о выше сказанном
Проблема того, что делать, если подросток не учится достаточно серьезная и требует немедленного вмешательства родителей, учителей и обязательно психолога. При этом подростковый психолог обязательно должен провести консультацию по данному вопросу с родителями, а также вести систематические сессии с самим подростком.
Потому, что если не удается разрешить возникшие противоречия своими силами, то не стоит пренебрегать той помощью, которую может оказать квалифицированный, подростковый психолог у которого профессия основана на том, чтобы помогать в данных событиях, как родителям, так и детям.
При этом родителям в первую очередь не нужно перегружать ребенка, удовлетворять свои амбиции за счет спортивной или учебной деятельности своего сына или дочери. Нужно поговорить с ним о возникающих у него проблемах, помочь ему их разрешить, сменить обстановку или распорядок дня.
Кроме того, стоит расставить приоритеты, узнать у своего ребенка о его увлечениях, настроениях, планах на будущее. Порой родители принуждают ребенка к тому, чтобы он садился за учебники и выполнял домашнее задание через «не могу», что может только усугубить положение и у ребенка появится еще большее отвращение к учебе.
Нужно чередовать умственные и физические виды деятельности, разрешить поиграть в мяч, попросить помочь по дому, осуществить эмоциональную разрядку. Ну и конечно же в каждой семье надо создать такой микроклимат, который будет способствовать тому, чтобы ваш сын или дочь радовали родителей успехами в учебе, достижениями в спортивной и творческой деятельности.
Звоните, если у вас возник вопрос, что делать, если подросток не учится и вам нужна помощь опытного подросткового психолога.
Я работаю с понедельника по воскресенье, с 10:00 до 21:00, в психологическом центре на Цветном бульваре и онлайн: скайп, по телефону и ватсап.
Мой телефон: 8(926)303-68-47
Дети растут, и родители, наконец, могут выдохнуть с облегчением. Трудный подростковый возраст остался позади. Эмоциональное и интеллектуальное развитие в 15 лет приводит к благоприятным изменениям в поведении. Дети учатся контролировать свое настроение, становятся более взрослыми и ответственными.
Школьный коллектив
Окружение в школе по-прежнему влияет на ребенка, но он уже начинает выбирать сам. Если подростку некомфортно, он без сожаления покинет сообщество и будет искать новый круг общения. Очень хорошо, если вы сохранили доверительные отношения с сыном или дочерью. В этом случае вы сможете слегка откорректировать развитие ребенка 15 лет, он прислушается к вашим советам.
Не забывайте о том, что в этом возрасте дети формируют собственное мнение и начинают уже вполне осознанно стремиться к определенному статусу в коллективе.
Учебакак шаг к самоутверждению
Бывает так, что ребенок 15 лет не хочет учиться, а за лето происходит перемена во взглядах. Теперь он старается получать хорошие оценки, добивается высоких результатов. В ход идет все: успехи в спортивных соревнованиях, школьные олимпиады и конкурсы. Вам уже не приходится думать, как мотивировать подростка учиться в 15 лет. Дети намечают для себя цель и прикладывают все усилия, чтобы ее достигнуть.
Уже пора задуматься о выборе профессии и поступлении в ВУЗ или профильный колледж. Все одноклассники чем-то увлечены, много занимаются дополнительно. Именно поэтому редкий ученик старших классов в 16 лет не хочет учиться. Вектор меняется, и современные выпускники стремятся получить хорошее образование и занять достойное место в жизни. Как им в этом помочь?
Как мотивировать старшеклассника
Помним о том, что развитие в 16 лет идет бурными темпами, и очень часто дети делают все сами, без напоминания. Но есть несколько тактик, которые работают даже с самыми неподдающимися школьниками.
- Минимизируем контроль. Не стоит проверять, все ли задания сделаны, но успеваемостью интересоваться, разумеется, нужно. При этом не забывайте поощрять за хорошие оценки и радоваться победам в соревнованиях. Отличным помощником для старшеклассников будет наш тренажер, который позволяет быстро подготовиться к контрольной работе или к итоговому экзамену. И, главное, совершенно самостоятельно. Если ваш ребенок по какой-либо причине в 17 лет не хочет учиться, попробуйте этот вариант.
- Не бойтесь советовать и обсуждать важные темы. Теперь подросток вас будет внимательно слушать, у него уже нет излишней обидчивости, а влияние ровесников не так важно. Только постарайтесь говорить с ним, как друг, не давить и не принуждать с высоты собственного опыта.
- Поощряйте самостоятельность. Помните, что нормальное развитие в 17 лет предполагает формирование ответственности за действия и решения. Лучше помочь исправить ошибку, чем достать тотальным контролем и понуканиями.
- Помогите материально. В этот период очень важно интенсивно заниматься, может понадобиться дополнительная подготовка или платные курсы. Хорошо, если ребенок сам решит, чем ему нужно заниматься. Если же понимания нет, предложите ему пройти бесплатное тестирование на нашем тренажере. Он сразу поймет, где есть пробелы в знаниях, и сможет быстро и эффективно их устранить.
А вот этого делать не нужно
- Не стойте над душой и не проявляйте излишнюю опеку. Ваши дети уже вполне самостоятельные.
- Не упрекайте ребенка, что он от вас отдаляется. Спокойно отнеситесь к тому, что у старшеклассника появляются свои интересы и круг общения. Скоро он вылетит из гнезда.
- Не выбирайте репетиторов и дополнительные курсы без согласования с учеником. Пусть он сам найдет нужные занятия и поймет, как это для него важно.
- Не мешайте заниматься любимым делом вне школы. Если дети поймут, что вы им доверяете, хоть и волнуетесь за то, как пройдут экзамены, они горы свернут. Вам не придется думать, как мотивировать подростка на учебу, если он сам будет распределять время и находить возможность для хобби.
Школьная юность – 15-17 лет – это чудесный возраст! После подростковых бунтов и брожения умов начинается настоящий период возрождения, становления личности. Каждый день будет приносить перемены. Вы будете обнаруживать все новые уникальные чертыи особенности вашего ребенка. И отрадно, что все эти изменения будут к лучшему.
Выпускной не за горами, конкурсы в хорошие вузы нешуточные, а подросток не хочет учиться? Что делать – разбираемся на sympaty.net.
Возможно ли принуждение к учебе?
Подросток не хочет учиться, хамит и откровенно ленится? Заставить его – непросто, да и психолог может дать совет не прибегать к жесткому принуждению, но… Бывают же вот те самые случаи, когда ребенок просто нагло отлынивает. При этом отлынивает он, играя в игры, «залипая» в развлекательные видео и т.д., совсем не планируя свое будущее.
Первый аспект строгого контроля – проверка онлайн-дневника и домашних заданий. Тут, кстати, помогут «дистанционка» и нелюбимые многими родителями школьников родительские чаты – узнавать о заданиях, присутствии дитяти на уроках и прочих школьных подробностях вполне реально.
Второй аспект – санкции в случае невыполнения. Эффективнее всего экономические – вплоть до полного лишения всяких покупок и денег на руки. Учитывая, что подростки обычно ожидают от родителей модных шмоток, гаджетов и т.д., остаться со стареньким телефоном, курткой старшей сестры и кастрюлей супа в холодильнике им не захочется.
Какие компромиссные варианты реальны?
Если подросток не хочет учиться в школе – вполне возможно, проблема в школе. В буллинге одноклассников, непрофессиональном поведении учителей, непомерности современных школьных нагрузок.
Вообще, сложно найти подростка, который хочет учиться, потому что это приятно.
По многим причинам, для многих старшеклассников школа становится если не «филиалом ада», то скучной и отнимающей массу времени обязаловкой.
Причин, которые мешают серьезно относится к учебе много
Что можно сделать?
- Перевести в другую школу.
- Рассмотреть вариант с поступлением в среднее специальное учебное заведение или колледж с профессиональным уклоном. Многих подростков мотивирует получение нравящейся профессии, а не два-три года общеобразовательной тягомотины ради не особо нужного в жизни школьного аттестата.
- Отвести ребенка к психологу или психотерапевту. «Подростковые драмы», комплексы, депрессии и расстройства – не ерунда, а реально мешающие учиться и вообще жить проблемы.
- Если ребенок просто утомляется, не успевает учиться в темпе класса, лучше найти репетиторов по значимым предметам , и разрешить «не хватать звезд с неба» по второстепенным. Часть заданий действительно можно сделать «левой ногой», если вы понимаете, что они нужны просто ради программы, а не для реально важных знаний. Без честно прочитанной «Войны и мира» прожить вполне можно, а сочинение из интернета нетрудно немного переиначить и закрыть тему.
Можно ли не влиять на подростка в вопросах учебы вообще?
Это покажется ужасным многим родителям, но иногда бывают ситуации, когда оправданно будет вообще отстать от ребенка в его 14, 15 или 16 лет, и дать ему право самостоятельно решить, «забивать» на учебу или нет.
Советы опытных педагогов и психологов обязательно помогут в мотивации к учебе
Почему? Потому что трудный подросток – не то же самое, что непослушный, неосознанный в своих действиях ребенок. Очень многие подростки вполне осознают, по каким причинам школа и хорошие оценки для них не в приоритете. И иногда логика в «забивании» есть:
- Если учеба отнимает время и силы у какого-то увлекательного хобби, которое вполне может определить впоследствии профессиональную деятельность. Например, если подросток занимается спортом с претензией на выход в «большой спорт», или серьезно развивается в каком-либо творчестве, и т.д.
- Если он не знает, кем хочет стать, в какой вуз захочет поступать на следующий год, и т.д. Вполне простительно этого не знать, когда девочка или мальчик только заканчивают школу или колледж и не имеют опыта работы. Не хотеть тратить все ресурсы на поступление в вуз по родительскому или случайному выбору – нормально!
- Если подросток осознанно хочет после школы работать неквалифицированно. Сейчас действительно есть множество вакансий, где вуз не нужен, и ужасаться, что ваше чадо будет дворником, не стоит. А даже если дворником – период на простой, тяжелой и низкооплачиваемой работе даст возможность юноше или девушке подумать, чего еще они хотят достичь.
В общем, если подросток не хочет учиться, советы родителям: понять, движет им просто лень и надежда, что мама с папой его прокормят и устроят в жизни, или он сознательно выставил иные приоритеты.
Стоит озвучить школьнику ряд условий, на которых вы позволите ему остаться без вашего вмешательства в его учебу. Например: вы не будете его обеспечивать во всех капризах и давать личные деньги, а в 18 полностью прекратите его финансирование.
И помните, что школьная успеваемость далеко не всегда влияет на будущую карьеру, выбор профессии и жизненный путь.
Для родителей подростков, не желающих учиться в школе
Случай из практики. Мама подростка жалуется на дочь девятиклассницу: «Перестала учиться, дома ничего не делает, отмалчивается. Её друзья её мне не нравятся, я их отстранила от дочери, она такая доверчивая. Объясняю дочери, что без хорошего образования у тебя нет будущего, надо учиться».
Мама и дочь достают карты не глядя, взакрытую, и описывают ассоциации, которые у них возникают.
- Карта «Как выглядит на самом деле ситуация?»
Описание карты. Это моя дочь. Свернулась. Лежит, ничего не хочет делать. Я — это дерево, которому расти неудобно, оно старается ухватиться за ракушку и выжить. Дом — это муж, который молчит и прижимается к дереву, чтобы не упасть.
Спрашиваю у мамы, зачем вам лично нужно, чтобы ребёнок хорошо учился, был успешным. Мама не сразу понимает, говорит о важности учёбы для ребёнка, затем перечисляет:
- — Все скажут, что я хорошая мать, вырастила достойного ребёнка.
- — Моя мама скажет, что я молодец, заслужила, мамины усилия не пропали даром.
- — Докажу, что я люблю ребёнка больше чем мама, потому что она на самом деле меня не любила.
Как видите, мама рассказывает о своих потребностях. А дочь выступает средством для достижения цели.
- Карта «Состояние мамы».
Описание карты. Это учительница, которая требует, чтобы все выполняли правила. За невыполнение — плохая оценка, осуждение. Дети её боятся.
Подросток рассказывает свою версию. «Мама хочет, чтобы я сдала экзамен и поступила в институт в Москву. Затем она продаст квартиру здесь, купит квартиру в Москве, и я буду жить с ней, потом она найдёт мне мужа (мы будем гулять там, где живут дипломаты), я выйду замуж, мама будет нянчить моих детей».
— Тебе нравится мамин план?
— Не знаю, но одна я боюсь ехать в чужой город. Я не справлюсь без мамы.
- Карта «Состояние дочери».
Описание карты. Я механическая заведённая кукла, которая ходит туда-назад пред родителями. Мама мне всегда ставит шестёрки, я этого боюсь и поворачиваюсь к папе, чтобы увидеть десятку.
— Какой самый большой страх в отношении с мамой существует?
— Я боюсь её разочаровать, не соответствовать её ожиданиям. Если я заговорю о своих потребностях, она во мне разочаруется. Лучше ничего не делать, так проще.
- Карта «Чего я хочу больше всего».
Описание карты. Я хочу пока просто учиться, гулять с друзьями. Хочу, чтобы со мной все дружили, говорили, какая я классная. Я сейчас не готова думать об институте и замужестве. Это как то далеко.
В результате девочка всё же начала учиться. Но страх не соответствовать ожиданиям других всё же остался. Потому что есть ожидания мамы, а с мамой договориться оказалось весьма сложно.
Почему родителю не удаётся договориться со спокойным, послушным ранее подростком по поводу учёбы?
- Потому что подросток полностью зависит от мамы. Материально, морально, эмоционально, физически. А у мамы есть свои нереализованные желания, и она сделает всё, чтобы ребёнок их осуществил.
- У подростка есть свои потребности, а о них либо никто не спрашивает, либо не считают серьёзными и правильными. Для того чтобы разговаривать с подростком, нужно родительское терпение, а это всё-таки редкий дар.
- У ребёнка есть желание соответствовать маминым ожиданиям, потому что мама гарант безопасности. А у мамы есть свои множественные детские и подростковые страхи. Исходя из этих страхов, она начинает ограничивать, корректировать своего ребёнка. Сопротивляться для ребёнка опасно, и тогда лучше молчать и прятаться в интернете.
- К подростковому возрасту к ребёнку приходит апатия и равнодушие. Сам управлять жизнью не могу, мамины ожидания выполнять не хочу, лучше ничего не делать, потому что всё равно мама будет недовольна.
Самые распространённые причины нежелания учиться у подростков.
- Страх оценки родителей, учителей, сверстников. Всё равно они мной будут недовольны, нет смысла стараться, лучше ничего не делать.
- Страх не оправдать ожидания значимого родителя и вина за то, что не оправдываю.
- Страх — меня не любят родители. Я никому не нужен. Представление о себе как о бессильном и ничтожном человеке.
- Нагрузки в школе не соответствуют возможностям ребёнка, типу нервной системы. Низкая скорость усваивания предметов, плохая память, низкая концентрация порождает страх — я самый глупый в классе.
- Часто при переходе на предметное обучение при длительных болезнях ребёнок начинает отставать по одному предмету, например, по математике. И тогда всё, что связано с числами, вызывает отторжение, страх.
- Для ребёнка учение не является ценностью, не вызывает интереса. И здесь родителю важно отделить свои желания, страхи, тревогу от того, что творится в душе подростка, и постараться услышать его, договориться. Принимать решения за ребёнка, исходя из его интересов.
Данный случай описывает ситуацию зависимых отношений мамы и дочери. Контрзависимость предполагает бунт, сопротивление, конфликты. Но это уже другая история.
У многих подростков в средней школе успеваемость снижается, они начинают прогуливать уроки, отказываются выполнять домашнюю работу или врут, что ничего не задано. Такое отношение к учебе не может не волновать родителей, которые четко осознают: без хороших знаний ребенок не сможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз и получить хорошую профессию, а в дальнейшем и хорошую работу.
Но подросток этого понимать не хочет, сколько не объясняй. Как же заставить его учиться?
Почему дети в этом возрасте не хотят учиться?
Стоит сразу же предупредить: заставить подростка делать что-либо против его воли невозможно или, по крайней мере, крайне трудно. Однако средства вернуть в его дневник приличные отметки существуют. Выбор этих средств будет зависеть от причин, по которым подросток забросил учебу.
- Главная причина – переключение познавательных интересов в новую сферу, социальную. В переходном возрасте главная цель – научиться общению со сверстниками, в частности – с представителями противоположного пола. Подростки учатся оценивать людей, вызывать симпатию окружающих, дружить и любить. Это очень важные знания, получение которых отложить на потом не получится. Получить их можно только в детском коллективе, путем личного общения, переписки в социальных сетях. Тот факт, что школьные занятия отходят на второй план, и намного важнее и интересней становится общение с друзьями, естественен.
- Перегрузка. Для младшего школьника авторитет родителей непререкаем. Желая сделать из своего отпрыска многогранную личность, преуспевающую во всем, мамы и папы загружают своих чад по максимуму: записывают в спортивную секцию, в музыкальную школу, шахматный кружок, танцевальную и театральную студии. Малыш старательно тянет этот воз, пока не достигает подросткового возраста. Подросший гений устал, ему хочется отдохнуть и заняться чем-нибудь более легким и интересным, а многое из того, чем его загрузили «предки» кажется ему ненужным. В итоге ребенок устраивает бунт, отказываясь от всего, что считает тяжелым, лишним, неинтересным и бесполезным. Отказаться при этом он может не только от дополнительных занятий, но и от основных – школьных.
- Качество преподавания, неуважение к учителю. Для младших школьников учитель является авторитетом уже за то, что он учитель. Для подростков этого мало: в авторитете у него окажется только тот, кто заслуживает уважения. Человек, не уважающий личность подростка, никогда не будет уважаем. Если учитель оскорбляет детей, считает их «лентяями» и «дураками», не готовится к уроку, не старается сделать занятия интересными, знает лишь два метода воздействия – «двойки» и вызов в школу родителей, то он попадет в «черный список». На уроки к такому педагогу подросток ходить не будет, интерес к преподаваемому этим человеком предмету пропадет.
- Конфликтные ситуации в школе. Если у подростка конфликт с учителем или с одноклассниками, если его дразнят и унижают, то он не захочет ходить в школу вообще, даже если хочет учиться.
- Негативное влияние окружения. Возможно, что в кругу общения подростка преобладает мнение, что учиться – это «не круто», а «круто» – не учиться. Стараясь завоевать популярность в детском коллективе, подросток забрасывает учебу.
- Неуверенность в своих силах. Если подросток считает, что успехов в учебе ему не добиться, то и силы на это тратить не хочет.
- Плохое самочувствие. В переходном возрасте в организме происходят серьезные физиологические изменения, наблюдается интенсивный рост различных органов, и не всегда рост и развитие происходят пропорционально. В этот период могут наблюдаться суставные боли, анемия, головная боль и головокружение, другие недуги, сопровождаемые апатией и усталостью. На хорошую учебу у подростка может просто не хватать сил.
Установив причину плохой учебы можно попытаться вернуть к ней утраченный интерес.
Как вернуть интерес к учебе?
Действия родителей в ситуации, когда подросток отказывается учиться, должны строиться с учетом причин, которые вызвали эту реакцию.
- Когда ребенок много времени проводит со сверстниками, да и в школу ходит лишь для того, чтобы пообщаться с ними, можно попробовать побыстрее удовлетворить его интерес к познанию самого себя и жизни в коллективе сверстников. В этом помогут книги о современных подростках, научно-популярная литература, общение на тематических форумах, рассказы взрослых о том, как они сами переживали переходный период. Когда подросток почувствует, что чувствует в компании сверстников как рыба в воде, и психологических знаний у него достаточно, интерес к урокам должен вернуться.
- С «лошадкой», сбросившей надоевший груз, разговор должен быть другой: с подростком нужно обсудить ситуацию, выяснить, что ему интересно, а что в тягость, и освободить его от лишних обязанностей. Лучше всего сделать это до того, как он взбунтуется.
- Регулярно обсуждая с ребенком его дела в школе, интересуясь его жизнью вне дома, можно выяснить, нет ли в школе конфликтных ситуаций. Если есть, то придется их решать с учетом конкретной ситуации. Не исключено, что придется обратиться к психологу, сменить школу. Из-за некачественного преподавания отдельного предмета идти на столь кардинальные меры не стоит: постарайтесь сами заинтересовать ребенка «провальным» предметом, найти интересные сведения по теме, в конце-концов обратиться за помощью к репетитору.
- Если есть основания предполагать, что отказ от учебы – метод доказать свою «крутизну», то вполне реально объяснить «заблудшей овечке», что выделиться и заслужить авторитет хорошей учебой можно с еще большей долей вероятности. К тому же с образованным человеком представителям противоположного пола общаться намного интересней и приятней.
- Подозревайте, что подросток чересчур не уверен в своих силах? Повышайте его самооценку, как можно чаще хваля его за достижения и успехи.
- Подросток жалуется на плохое самочувствие? Не следует делать вывод, что он притворяется. Пройдите медицинское обследование, проконсультируйтесь с врачом – помогите преодолеть временный недуг.
Все меры, направленные на то, чтобы убедить подростка учиться, должны быть дружескими, не содержать насилия. Время, когда ребенка можно было заставить что-то делать ремнем, угрозами, лишением каких-либо благ и жалобами на свое плохое самочувствие, безвозвратно ушло.
Что делать, если подросток не хочет учиться
Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для лас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня — нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в Жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во- вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума. Маленький совет, Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 3. Конфликты в техникуме. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или техникум (что нынче бывает довольно часто в шей техникуме), где отношения уже сложились — друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в техникум. Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в техникуме — это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как помочь ребенку? Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, не смотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо успокаивать, мол, ну не любишь ты техникум, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел техникум, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
• Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
• Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» — он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
• Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и техникум в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него — авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и техникум плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о техникуме и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать техникум, учебу, преподавателей.
• Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов — категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в техникуме, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.
Переходный период – сложный момент в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. В подростковом возрасте вчерашние малыши осознают свою физиологическую зрелость и пытаются вести себя, как взрослые. Хотя настоящая взрослость начинается в тот момент, когда наступает социальная зрелость. Иными словами, когда вчерашняя индивидуальность с ее особенными физиологическими признаками начинает вести деятельность на благо общества.
Но подростку в 14-15 лет присущ юношеский максимализм. И он ведет себя по принципу: рвать, так с корнем. В этот момент как раз и начинаются проблемы. И одна из них – подросток не хочет учиться. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются очень многие родители. Так, как заставить ребенка учиться? Попробуйте разобраться в причинах этого.
Причина 1 — проблемы в школе
Это одна из самых распространенных причин, почему ребенок не хочет осваивать школьную программу. Вполне возможно, что в силу каких-либо причин, его не принимают в свой коллектив сверстники. Или педагоги относятся предвзято.
Такая ситуация часто бывает, если подросток переходит в новую школу. Там своя устоявшаяся компания сверстников, которые не хотят его брать в свои ряды. Ведь для подросткового возраста особенно характерно понятие «масса», «толпа». Потому что каждый из них хочет быть одним из массы, а не самим собой.
Причина этому – низкая самооценка, которая сформируется потом, в процессе дальнейшей социализации личности. А пока ситуация выглядит именно таким образом, подросток – представитель племени точно таких же подростков.
Выход из ситуации:
- Поговорить с ребенком. Только не в назидательном тоне по принципу «учиться, учиться и еще раз учиться», а доверительно. Нужно сесть со своим чадом у него в комнате, обнять за плечи. И не набрасываться с порога с вопросом: «Почему ты не учишься». Нужно начать беседу с абстрактных вопросов. Можно поинтересоваться, какую музыку он любит, что ему нравится вообще. Можно даже привести личный пример, что у родителя тоже в свое время была такая же проблема в школе, и рассказать, как он тогда справился с ней. Только в ходе доверительной, дружеской беседы можно выяснить, почему подросток не хочет учиться. Отсюда вывод: разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать.
- Побеседовать с классным руководителем. И пусть даже в его глазах подросток будет самым плохим, но это не значит, что нужно и родителям после разговора с учителем втаптывать в грязь своего ребенка. Здесь тоже действует правило «помогать и поддерживать». Нужно дать понять ребенку, что он не один, что мама и папа обязательно помогут ему преодолеть все трудности. Только после этого он почувствует у себя надежный тыл за спиной. В принципе, совместная помощь и поддержка и предполагают понятие «семья».
Причина 2 — искаженная система ценностей
А в этом, как раз-то и виноваты родители. Точнее их система воспитания. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители своим примером показывают чаду, как надо делать, и как не надо. Японская народная мудрость гласит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они, глядя на вас, и так воспитаются».
А теперь родителям надо объективно оценить ситуацию. Как сами учились в школе, какое образование получили, какие разговоры дома ведутся о высшем образовании и последующем успехе.
Ведь вполне может быть, как в том анекдоте: «У двоечника – машина и квартира, у троечника – машина, квартира, дача, а у отличника — лысина, квартира, оклад в 5 тысяч, ипотека на 20 лет и золотая медаль в коробочке».
Если дома звучат такие цитаты, то немудрено, почему ребенок не хочет учиться. У него шкала ценностей после таких реплик родителей исказилась, и мысль о том, что двоечники удачливее в жизни, прочно засела в мозгу.
Выход из ситуации:
Нужно доходчиво объяснить ребенку, что у него обязательно будут все блага. Но для этого нужно многому научиться и во взрослой жизни трудиться. Только так результат будет прочен. Можно даже положительные примеры привести из жизни. Уж их, наверняка, можно вспомнить достаточное количество.
Причина 3 — отрицательный пример кумира
Для подросткового возраста характерно придумывание себе кумира. Это как раз тот период, когда дети увешивают комнаты постерами любимых знаменитостей и пытаются им всячески подражать. А у знаменитостей, особенно голливудских, биографии в плане аттестата зрелости, мягко говоря, не очень.
Взять ту же Наташу Водянову. Продавщица фруктов, которая не имела никакого образования, но в итоге стала знаменитой моделью. Только в этой истории тоже есть подоплека. Добилась высот она благодаря упорной работе.
Но современная пресса такие факты обычно сильно не транслирует. А делает репортажи, которые больше напоминают сказку: «Торговала фруктами, принц приехал, увез». А подросток делает вывод: «Может и мне повезет, чем я хуже».
Выход из ситуации:
Ни в коем случае нельзя критиковать кумира ребенка. Это вызовет у него злобу и усилит пропасть отчуждения между родителями и ним. Просто нужно объяснить, чтобы добиться высот, нужно много работать. И рассказать о тяготах гастролей, съемок современных «звезд».
А отсюда вывод напрашивается сам собой – они многому учились и учатся. Это и нужно внушать своему чаду.