Внутренний ребенок

Внутренний ребенок

Впервые о внутреннем ребенке говорится в теории о структуре личности Эрика Берна — автора транзактного анализа. Речь в этой теории идет о том, что структура личности человека представляет собой три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

Внутренний ребенок

Психолог Панова Татьяна

Каждое эго-состояние имеет свое значение.

Родительское эго-состояние представляет собой нормы морали, правила поведения, житейскую мудрость, переданную нам от наших родителей, учителей, людей, которые нас воспитывали, в виде внутренних бессознательных установок или программ, которыми мы неосознанно руководствуемся в жизни. Это связь с коллективным бессознательным.

Взрослое эго-состояние определяет нашу связь с реальностью, способность критически мыслить в Здесь и Сейчас, принимать быстрые ответственные решения, опираясь на здравый смысл и обратную связь.

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Детское эго-состояние — это наша способность чувствовать, переживать, творить, быть искренними, непосредственными, открытыми, «живыми»; это связь с нашим физическим телом, умение осознавать свои потребности, желания, свое соматическое состояние. Внутренний ребенок определяет связь с нашим внутренним «Я», с нашей истинной сущностью. Именно здесь хранятся наши личные ценности, наши мечты, вдохновение, интуиция, энергия к жизни. Внутренний ребенок — это такой маленький мудрец, который точно знает что нам нужно, — а что нет; что наше, — а что не наше. Он никогда не ошибается.

В процессе воспитания под действием социальных правил и норм, «ответственности» взрослой жизни мы постепенно теряем связь со своим внутренним ребенком. Эта ниточка становится слишком тонкой или вовсе рвется, и жизнь становится очень тяжелой и безрадостной. Мы живем, руководствуясь «должен» и полностью игнорируем внутреннее «хочу», «нравится», забываем о том, что такое удовольствие и радость. Это приводит к апатии, снижению мотивации что-либо делать, депрессиям, нежеланию жить, соматическим заболеваниям.

Наш внутренний ребенок никогда не стареет и даже не взрослеет. Он всегда сохраняет свою свежесть, искренность, энергию, оптимизм, интуицию, жизнелюбие, мудрость; он всегда знает что ему нужно для счастья. Кроме того наш внутренний ребенок связан с нашим соматическим телом, с тем как мы себя чувствуем и является батарейкой — источником энергии для нашего тела и нашей души. Вот почему так важно восстанавливать и поддерживать связь со своим внутренним ребенком. И делать это нужно не время от времени, а регулярно пока не установится прочная связь, так как наш внутренний ребенок живой и нуждается в заботе. И чтобы восстановить потерянное доверие возможно потребуется время и многочисленные попытки. Чтобы нагляднее было представить, вообразите как бы вы восстанавливали отношения с обиженным вами ребенком (вашим собственным или племянником, или чужим): какие слова бы говорили, что бы делали.

Упражнение для восстановления связи с внутренним ребенком:

Сядьте (или лягте) в удобное положение, откиньтесь на спинку кресла, проследите за тем, чтобы руки и ноги не были скрещены. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Подышите глубоко животом,отпустите напряжение из тела, расслабьтесь. Перед своим внутренним взором представьте своего внутреннего ребенка. Важно обратить внимание на следующие детали: сколько ему лет, что он делает, как он себя чувствует (доволен, расстроен, скучает, обижен и т. д.). Поприветствуйте его, спросите как он, чего ему хочется. Поддержите его ободряющими словами: что вы теперь не оставите его, всегда будете с ним, будете его защищать, заботиться о нем, считаться с ним и удовлетворять его потребности. Скажите ему/ей, что он/она самый важный для вас человек. Мысленно обнимите его, погладьте. Посмотрите как он на это реагирует. Когда ваше взаимодействие подойдет к концу, попрощайтесь с ним, скажите, что вы больше его не оставите и очень скоро проведаете вновь.

Первый раз выполненное упражнение является показательным. По тому пошел ли ваш внутренний ребенок на контакт или нет и в каком он был состоянии можно судить о том, насколько заброшен ваш внутренний ребенок или наоборот.

Большой ошибкой является искать заботливого родителя для своего внутреннего ребенка на стороне во взаимоотношениях с другими людьми. Другой человек, каким бы чуткими и понятливым он ни был, не сможет стать для вашего внутреннего ребенка лучшим родителем, чем вы сами. В поддержке и отлаженном контакте со своим внутренним ребенком и скрывается ключ к удовлетворенности, гармонии и счастью. Восстанавливайте этот контакт и более никогда не теряйте.

Если при самостоятельном выполнении упражнения возникли какие-либо сложности, вы всегда можете обратиться за личной консультацией очно в Москве или онлайн из любой точки мира. Записаться

Внутренний ребенок

Мы, взрослые, постоянно куда-то спешим, вечно чем-то недовольны, а иногда и откровенно несчастны. Причина этого не в том, что у нас чего-то нет (хотя такое тоже может быть), но в том, что мы не умеем радоваться настоящему, тому, что уже у нас есть.

Известная пословица гласит, что человек не ценит то, что имеет, а потеряв, начинает сожалеть об утрате. Такая установка характерна для большинства взрослых людей. Вот почему нам нужна работа с внутренним ребенком.

Внутренний ребенок: транзактный анализ Э. Берна

Согласно одной из психологических концепций, человек может находиться в трех состояниях: ребенка, взрослого и родителя. Состояние это никак не связано с возрастом, зато иллюстрирует поведение человека в обществе и отношение к другим людям, а также текущим событиям. Именно из транзактного анализа была выделена работа с внутренним ребенком, как важная часть терапии.

Внутренний ребенок

Психологи утверждают, что многие ситуации, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни, имеют свой корень в прошлом. Например, у одних откуда-то берется упорство, смелость, а другие всю жизнь не могут отстаивать свое мнение, добиваться повышения на работе, ставить какие-либо цели. Очень многое нам достается из детства, ведь и родители, и сверстники, и воспитатели, и педагоги формируют определенные установки. Воспитание внутреннего ребенка во многом зависит от того, какие роли мы играли в детстве, было ли оно счастливым или трагическим, радостным или травмирующим.

К сожалению, многие взрослые люди нуждаются в исцелении внутреннего ребенка, ведь не проработав ментальные установки из прошлого, практически невозможно избавиться от проблем в настоящем.

Внутренний ребенок в психологии. Задайте себе правильный вопрос

Большинству людей сложно ответить самим себе на самые простые вопросы: что радует, какие планы на будущее, чего хочется? Несмотря на простоту, именно ответы на эти вопросы во многом определяют наши жизненные достижения.

Невозможно двигаться к цели, когда ее нет.

В то же время огромное количество взрослых, ответственных людей понятия не имеют, чего хотят.

Внутренний ребенок

Еще один вопрос, который психологи задают на консультациях: “Что Вам нравится делать?”. Иными словами, если цель поставлена (семья, карьера, путешествия), то осталось определить и расписать конкретные шаги ее достижения. И снова может помешать раненный внутренний ребенок.

Например, в детстве вам постоянно внушали, что у вас слабое здоровье, помимо школы вы не осилите больше ни посещение спортивных секций, ни дополнительных кружков. И вот у вас наполеоновские планы, но подсознательно в голове звучит мысль, что вы точно устанете, не вытянете. Пока такая установка есть в голове, вы вряд ли сможете добиться чего-то, ведь будет страх за переутомление и отсутствие энергии. Без исцеления внутреннего ребенка, навязчивая идея из прошлого не перестанет над вами тяготеть.

Дети радуются, а взрослые – нет?

Знаете историю про пони в хлеву? Чтобы отыскать пони, нужно разгрести кучу навоза. Однако дети в такой ситуации все равно радуются, увлекаются процессом, ведь им так хочется отыскать животное, несмотря на вонь. Взрослые же жалуются, ворчат, и даже найденный пони их радует намного меньше.

Заметьте, дети куда реже обращают внимание на неудачи. Они счастливы, чаще испытывают положительные эмоции, даже если у них сложности в семье и далеко не “детская” жизнь. А вот родители, в свою очередь, нередко пытаются «приземлить» своих детей. Нередко от взрослых исходят попытки манипуляции, перекладывания ответственности на собственных детей и еще многие-многие вещи. Например, если вы спросите у человека, который был самым старшим в многодетной семье о его детстве, то, вероятнее всего, услышите (или поймете по рассказу), что его-то почти и не было. Ведь как только он подрос, то нужно было выполнять функцию родителя по отношению к младшим братьям и сестрам. Это не плохо и не хорошо, просто таким взрослым оказывается нужна работа с внутренним ребенком, чтобы научиться относиться к жизни проще и испытывать меньше психологических сложностей. Ведь нередко такие люди вырастают очень ответственными, не могут, не умеют и не хотят позволить себе быть слабыми.

Внутренний ребенок в психологии – это такое состояние, когда вы позволяете себе снова оказаться в беззаботном и счастливом детстве, когда и трава была зеленее, и мир казался волшебным и удивительным. Некоторым людям удается пронести такое состояние через всю жизнь. Тут нужно отметить, что это не имеет ничего общего с инфантильностью, безответственностью и капризами. Это работа со своим внутренним «я», когда вы отказываетесь от того груза прошлого, который наложил на вас определенный отпечаток.

Воспитание внутреннего ребенка. Как почувствовать себя счастливее?

Внутренний ребенок

Наилучшего результата можно достичь при проработке своего состояния совместно с психологом. Но и сами вы кое-что можете предпринять. Чтобы услышать своего внутреннего ребенка, выпишите на лист не менее 25 пунктов, которые вам нравилось делать в детстве:

  • прыгать и бегать,
  • ловить бабочек сачком,
  • лепить из пластилина или глины,
  • рисовать,
  • забираться на деревья,
  • плавать и нырять,
  • ходить по лесу на лыжах,
  • читать сказки,
  • выдумывать небылицы,
  • шить,
  • вязать,
  • печь печенье,
  • придумывать наряды куклам или конструировать машинки и летучих змеев…

Теперь подумайте, а что из перечисленного вам бы хотелось повторить? А когда вы в последний раз (будучи уже взрослым) делали то, что вам нравилось делать в детстве? Многие занятия, которые действительно доставляли радость в детстве, почти наверняка не утратили своей прелести и во взрослом возрасте. Так почему бы не тешить иногда своего внутреннего ребенка тем, в чем он нуждается? Сходите в бассейн или отправляйтесь в лес, сшейте фартук, как в школе на трудах, нарисуйте картину. Какими бы серьезными ни были ваши нынешние задачи, какая бы масштабная ответственность на вас ни висела, вам важно понять, что пока вы не научитесь слушать своего внутреннего ребенка, вы не сможете выполнять свои “взрослые” дела на максимальном уровне. Радуйте его за свои свершения, не ругайте, если из-за психологических переживаний, он боится что-то сделать.

Возьмите ответственность за своего внутреннего ребенка. Он нуждается в ней.

Налаживание связей со своим внутренним ребенком полезно как для мужчин, так и для женщин. Ведь независимо от пола, все мы в детстве получали какие-то травмы, установки и программы, которые сегодня мешают счастливо проживать каждый день, превращаются в серьезные психологические проблемы. Если же начать процесс восстановления, то можно будет наслаждаться жизнью здесь и сейчас, мечтать, планировать и реализовывать задуманное. А как поживает ваш внутренний ребенок?

Внутренний ребенок

  • Внутренний Ребенок и Внутренний Взрослый;
  • Как помочь себе при падении в детские травмы;
  • Медитация-диалог с Внутренним Ребенком;
  • Зачем исцелять Ребенка внутри себя.

Если все проблемы из детства, то как же тогда работать с ними? Ведь прошлое уже не вернуть. Психологи утверждают, что детство никуда не девается, маленькие мы живем внутри себя всегда. Так и происходит работа с проблемами: специалист помогает «вытащить», когда, в каком возрасте и в какой ситуации сформировалась установка, мешающая нынче жить взрослому человеку, и пытается «перезаписать» ее. Часто это может быть в форме диалога или визуализации взаимодействия с клиентом в том возрасте.

Внутренний Ребенок и Внутренний Взрослый

Хоть время и невозможно остановить или вернуть, весь прожитый опыт никуда не пропадает – он остается внутри нас и продолжает влиять на нашу жизнь. Именно так в нас сохраняется наш Внутренний Ребенок в каждом своем возрасте. Он сохранил свои радость и травмы. К его теплу и радостям можно обращаться за ресурсом, а его травмы важно прорабатывать, чтобы они перестали мешать развитию в дальнейшей жизни.

«Падение» в травмы и Внутренний Взрослый

Травматичный опыт «записывается» в нашем подсознании в программы. И есть определенный ситуации, которые включают его. Если мама в детстве часто упрекала ребенка в том, что на него уходят последние деньги, транслировала «денег нет», уже во взрослом возрасте у этого человека может появляться необъяснимая тревога при крупных покупках, блок на траты денег на себя. Если ребенка в детстве стыдили, у него может развиться страх стыда, токсичный стыд, страх быть отвергнутым и т.д. Описанные последствия могут появиться и из-за другого опыта в детстве, наши реакции индивидуальны. А чтобы понять, что именно стало причиной неправильных установок, важно общаться со своим внутренним ребенком – услышать ответ от него.

Разговор с Внутренним Ребенком должен происходить из позиции вашего Внутреннего Взрослого. Вы объединяете две эти части себя, поэтому для продуктивности важно их разграничить. Внутренний Взрослый – это тот, кто находится в позиции силы, тот, кем вы являетесь сейчас в своем стабильном состоянии. Он имеет ресурс, устойчивость, именно он может стать для вашего Внутреннего Ребенка тем идеальным родителем, в котором вы нуждались, дать безусловную любовь и принятие.

Что делать, когда «падаете» в травмы? Обращайтесь к Внутреннему Взрослому. Это ситуации, когда вы в настолько сильных эмоциональных переживаниях, что не способных контролировать свое поведение. К сожалению, детские травмы могут выливаться в непреодолимую тревогу или истерику. Обычно это происходит, когда раненный Ребенок «берет верх». Посмотрите на свои переживания как бы со стороны, спросите Ребенка внутри вас: «Что тебе сейчас нужно?». Ответ может быть самым неожиданным, но прислушайтесь к нему и дайте Ребенку то, в чем он нуждается. Если в реальности просьба неосуществима (по объективным причинам), то реализуйте ее в воображении, где вы четко представляете себя маленьким/маленькой.

Техника может казаться довольно простой, но она очень эффективна. Если вы испытываете по каким-то причинам недоверие к ней, предвзятость или смущение – идите сквозь эти чувства, но все равно делайте. Наш мозг воспринимает воображаемое за действительное, поэтому таким образом можно очень сильно себе помочь.

Медитация-диалог

Более продуктивная работа с Внутренним Ребенком происходит в спокойном состоянии. Хорошо, если вы будете систематически делать это упражнение, так внутренний ресурс будет накапливаться, а травмы исцеляться.

Прикройте глаза, перенеситесь мысленно в то место, где чувствуете себя хорошо и безопасно. Место может быть связанно с вашим детством. И теперь представьте себя маленьким/маленькой. Какого возраста этот ребенок? Узнайте его имя и представьтесь сами. Скажите, что вы пришли, чтобы стать его другом. Спросите, чего он хочет? Что его беспокоит? Дайте ему все, в чем он нуждается – в воображении нет границ! Побудьте в этом состоянии со своим Внутренним Ребенком столько, сколько ему необходимо, не спешите.

После такой медитации медленно возвращайтесь в реальность, не бегите сразу в рутинные дела. Хорошо, если после такого общения вы нарисуете спонтанный рисунок или запишите свои переживания на бумаге. Это очень важно, чтобы отрефлексировать то, что произошло. Эту заметку или рисунок сохраните – они станут символом того, что ваш Внутренний Ребенок всегда с вами и нуждается в вас.

Проделывайте такую практику регулярно, каждый раз знакомясь со своим Внутренним Ребенком разных возрастов.

Как это перенести в реальную жизнь?

Помните о своем Внутреннем Ребенке, заботьтесь о его комфорте. Это проявляется в мелочах: сделайте замечание тому, кто влез перед вами в очереди, дайте ответ нетактичному собеседнику, откройте окно или выйдите на улицу, если вам душно – так формируется чувство безопасности. Внутренний Ребенок – это очень важная часть, которую нельзя игнорировать. Она отвечает за творчество, самовыражение и удовольствие.

Важно, что прорабатывая свои детские травмы, вы переносите позитивный опыт уже на общение со своими детьми, не повторяя ошибок собственных родителей.

Зачем исцелять Внутреннего Ребенка?

Это та часть нас, которая отвечает за доверие миру, чувственный опыт, творчество, самовыражение и наслаждение. Не зря чистую, неподдельную радость часто сравнивают с детской. Счастливый Внутренний Ребенок наполняет нашу жизнь красками и мечтами.

Что самое главное важно восстановить в работе со своим внутренним ребенком?

  • Ясное понимание своих чувств и эмоций;
  • Чувство безопасности, доверие миру;
  • Самооценку;
  • Любовь к себе, право на собственное мнение;
  • Радость самовыражения;
  • Доверие в отношениях с другими, умение открыто говорить о своих чувствах;
  • Пересмотреть негативные установки относительно противоположного пола.

Пересматривая установки, спрашивайте у себя, вы это выбираете из страха или из любви? Оставьте только те установки из детства, полученные от родителей, которые нравятся. Остальные вы вправе изменить, переписать – нарисовать собственную картину мира.

Целебную книгу воспоминаний «Под лоскутным одеялом» написала арт-терапевт Олли Скордина. Эта книга при помощи теплых историй помогает почувствовать своего Внутреннего Ребенка, услышать его, подарить ему любовь и заботу. Истории-«лоскутки» приглашают пересмотреть отношения с собственным ребенком, наполнить их теплом и взаимопониманием.

Определенные ситуации взрослой жизни уходят корнями в прошлое. Одни люди становятся упорными, целеустремленными, другие всю жизнь плывут по течению, не добиваются успехов в карьере. Многое нам достается из детства: родители, ровесники и педагоги формируют установки. Воспитание внутреннего ребенка зависит от того, какие роли у нас были в детские годы, было ли детство счастливым или наоборот.

Внутренний ребенок

Одна поговорка утверждает, что человек не ценит то, что имеет, а потеряв, горюет об утрате. Данная установка присуща большинству взрослых. Как же быть? Возможно, вам необходима работа с внутренним ребенком.
Внутренний Ребенок. Так специалисты называют область психики, которая несет содержание истинного «Я» человека, потенциал личности, целостность и жизнестойкость, способность самовыражение, способность отыскать выход из ситуации, открытость окружающему миру.

В каждом из нас есть Внутренний Ребенок

Человек со здоровой составляющей (Внутренним Ребенком) имеет непринужденное, творческое поведение. Он в состоянии от души смеяться над собой и тем, что с ним происходит. Он пребывает в гармонии с собой и миром.

В каждом человеке обитает такой Внутренний Ребенок. Это может быть девочка/мальчик, у каждого внутреннего ребенка имеется возраст, как правило это возраст, когда появилась душевная рана, когда человек впервые испытал боль.

Ребенку жизненно необходимо безусловное принятие его как личности, удовлетворение его потребностей, формирование положительных образов себя и жизни вообще. Когда отец и мать обеспечивают указанные условия, ребенок нормально взрослеет, превращаясь в счастливого и успешного, в полной мере используя собственный творческий потенциал. Когда потребности родителей не были удовлетворены в их детстве, им сложно будет удовлетворить потребности своего ребенка.

Внутренний ребенок

Родители ведут себя по-разному. Они могут высмеивать ребенка, не указывать на его ошибки и слабости, причиняя при этом душевные страдания. Им не удается проявлять уважение к собственным детям как личностям.

В итоге в подсознании ребенка может формироваться отрицательно окрашенный образ себя. Позже возникает непринятие себя и нелюбовь к себе.

Такие «раненые» душевно дети со временем вступают во взрослую жизнь. Но они только внешне взрослые. На самом деле они страдают от ран, которые сложно залечить.

Транзактный анализ Э. Берна

Одна из психологических теорий утверждает, что персона может находиться в 3-х состояниях: ребенка, взрослого, родителя. Любое состояние не связано с возрастом, однако иллюстрирует поведение личности, отношение к окружающим и текущим событиям. Из транзактного анализа проистекает практика работы с внутренним ребенком, которая является компонентом терапии.

Психологи придерживаются мнения, что ряд ситуаций, имеющих место во взрослой жизни, коренится в прошлом. У одних возникает упорство, отвага, иные всю жизнь не в состоянии отстаивать собственное мнение, добиваться успехов в карьере, ставить перспективные цели. Многое человеку достается из детства: родители, ровесники и педагоги формируют конкретные установки. Воспитание внутреннего ребенка связано с тем, какие роли у нас были в детские годы, было ли детство счастливым/ печальным, радостным/проблемным.

Внутренний ребенок в психологии. Задайте себе правильный вопрос

Многим из нас трудно ответить себе на элементарные вопросы: что нас радует, каковы жизненные планы, чего мы хотим? Именно ответы на указанные вопросы в большинстве своем определяют достижения в жизни.

Нельзя двигаться к цели, когда ее нет.

Множество взрослых, серьезных людей не знают, чего именно они хотят.

Дети радуются, взрослые – нет

Дети склонны реже обращать внимание на поражения и неудачи. Они умеют быть счастливыми, чаще переживают позитивные эмоции, даже в том случае если жизнь у них отнюдь не безоблачная. А родители, как это ни странно, часто стремятся «приземлить» собственных детей. Бывает, у взрослых наблюдаются попытки манипуляции, перекладывания ответственности на своих детей. К примеру, если человек был старшим ребенком в большой семье, его детство было наполнено заботами о младших, обязанностями и недетскими делами. И таким взрослым требуется работа с внутренним ребенком, чтобы развить более простое отношение к жизни. Подобные персоны вырастают чрезмерно ответственными, не даются себе возможности быть слабыми.

Внутренний ребенок в сфере психологии – это состояние, когда человек дает себе возможность оказаться в беззаботном детстве. Кому-то даже удается пронести подобное состояние через всю свою жизнь. Не стоит в данном случае проводить аналогию с инфантильностью, безответственностью. Это трудная работа со своим «я», когда необходимо постараться отказываетесь от груза прошлого, который оказывает негативное воздействие на последующую жизнь.

Внутренний ребенок

Воспитание своего внутреннего ребенка. Ощутить себя счастливее

В данном случае имеет смысл поработать с психологом. Но и самостоятельно возможно достичь позитивных результатов. Как можно услышать собственного внутреннего ребенка? Необходимо выписать на бумаге как минимум 25 позиций, того, что вам нравилось делать в детские годы:

  • прыгать через скакалку,
  • плавать в речке,
  • лепить танки из пластилина,
  • рисовать,
  • лазать по деревьям,
  • кататься зимой на санках
  • читать книги,
  • кататься на качелях,
  • переодеваться в мамины наряды и проч.

Далее следует поразмыслить, что, из названного выше вам бы хотелось сделать снова? Определенные занятия, приносившие радость в детские годы, скорее всего, не утратили прелести и во взрослый период жизни. Почему бы не побаловать своего внутреннего ребенка тем, что доставляло ему такую радость? Какими бы ответственными ни являлись ваши теперешние жизненные задачи, необходимо осознать, что важно слушать своего внутреннего ребенка.

В структуре психики имеется и так называемый Внутренний Родитель — проекция наших собственных родителей, образ. И «Внутренний родитель» продолжает «воспитывать» Внутреннего ребенка.

Данный порочный круг ошибок будет передаваться от поколения к поколению. Чтобы этого не происходило, важно исцелить этого внутреннего ребенка.

Следует принять собственных родителей такими, каковы они есть. Это бывает очень сложно сделать, особенно если в детские годы имел место травмирующий опыт.

Важно перестать ждать, что родители изменятся. Понять и принять, что так будет и дальше.

Подумайте, чего вы ждете от родителей? Любви? Сочувствия и поддержки? Поддержки? Следует искать там, где этого в достатке. Кто вообще сказал, что все это можно получить исключительно от родителей? Родители дарят нам жизнь, что наиболее ценно.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

В эзотерике внутренним ребенком называют бессознательную часть личности. Она хранит детские воспоминания, в том числе тревоги, страх и боль. Если человек не преодолеет эти травмы, они будут постоянно мучить его в похожих ситуациях во взрослой жизни.

Чтобы исцелить внутреннего ребенка, проявите к себе любовь и сочувствие. Так советует психолог, эзотерик и блогер с миллионной аудиторией Даша Город. В этом вам поможет медитация. Чтобы выполнить это упражнение правильно, представьте себя ребенком. Девушка объясняет, зачем и как это делать.

Как внутренний ребенок отражает ваши отношения с родителями

От любви родителей зависит, насколько счастливой и гармоничной личностью вырастет ребенок. Если в детстве они были к нему черствы или даже жестоки, его взрослая жизнь будет полна комплексов, обид и страхов. Он будет болезненно реагировать на те действия и эмоции, за которые его ругали или которые ему запрещали в детстве.

Вы не можете изменить прошлое. А обвинять родителей в том, что нам выпало недостаточно любви, поддержки и заботы, бессмысленно. Но вам под силу помочь самим себе. Дайте своему внутреннему ребенку то, что он не получил в детстве.

Что такое медитация

В переводе с латинского медитация означает «размышление». Это духовная практика, которая позволяет найти гармонию с внутренним миром. Она включает дыхательные упражнения и концентрацию внимания, которые помогают расслабиться.

Чтобы медитировать, не нужно погружаться в индуизм и буддизм. Задолго до того, как медитация стала частью индийской йоги, она упоминалась в античности и других культурах. Вы можете освоить ее самостоятельно, если будете регулярно упражняться.

Внутренний ребенок

Как исцелить внутреннего ребенка медитацией

  1. Примите удобную позу, расслабьтесь и сделайте 2–3 глубоких вдохов и выдохов.
  2. Представьте, что идете по длинному коридору, впереди которого свет. По вашу правую сторону расположены двери с табличками. На одной из них вы видите число, которое соответствует вашему возрасту. Вы проходите дальше, и числа начинают убывать: 25 . 21 . 18 . 16 . 12 и т. д.
  3. Остановитесь у двери с табличкой 5 и войдите в нее. Внимательно осмотрите комнату: мебель, стены, пол. Откройте окно: посмотрите на вид, вдохните запах улицы, прислушайтесь к звукам.
  4. Закройте окно и обернитесь. Вы увидите перед собой ребенка — это вы.

Возьмите малыша на руки и обнимите его. Скажите ему, что любите его. Попросите прощения за то, что ограничивали его в действиях, мыслях, фантазиях, играх. За то, что закрыли его одного надолго в этой комнате. За то, что не всегда слышали и чувствовали его. Попросите прощения за то, что не всегда помнили про него.

Скажите ребенку, что вам нравится, как он играет и как себя ведет, даже если он что-то делает не так.

«Я тебя очень люблю. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Со всеми ошибками, страхами, неумением, неуверенностью и робостью. Я принимаю тебя с твоей стеснительностью. Я забираю назад желание переделать тебя. Я забираю назад свои разочарование, недовольство, страхи и упрямство».

Медитация, как любое упражнение, требует регулярных повторений. Только тогда вы добьетесь видимого результата. Начинайте с небольших тренировок по 5–10 минут. Со временем у вас получится отогнать посторонние мысли и сосредоточиться на главном.

Еще больше примеров медитаций в книге «Быть настоящей женщиной: волшебная психология» Даши Город. В ней популярный блогер рассказывает, как полюбить себя по-настоящему, раскрыть женственность, найти подходящего мужчину и следовать мудрости предков в современном мире.

Внутренний ребенок

В психологии существует термин «внутренний ребенок». Это одна из наиважнейших частей нашей психики. Разберемся подробнее.

«Ребёнок», как пишет Эрик Бёрн — очень ценная часть личности. Только «детская» часть нашей психики позволяет нам переживать Радость, Творчество, Восторг, Очарование. Внутренний ребёнок — это источник интуиции и искренних чувств.
Мы — серьезные люди, которые теперь уже хорошо знают, что почем. Мы — большие дяденьки и тетеньки, которые стараются вести себя по правилам. Суровые разумные взрослые, мы не терпим никаких глупостей и нелепостей. В сказочки мы не верим.
Но почему же тогда мы, будучи такими взрослыми и серьезными, совершенно по-детски любим свои дорогие игрушки, иногда боимся темноты и одиночества, можем расплакаться в кино и торжествуем, обгоняя на дороге другие машины? Почему мы так жадно ищем любви и не терпим соперничества?

Ответ простой: потому, что, став взрослыми, мы не перестаем в глубине души оставаться детьми.

Когда мы видим человека, охваченного сильными чувствами, мы говорим: «Он ведёт себя как ребёнок». И это действительно так. Наши первые годы жизни были заполнены до предела эмоциями, а вовсе не мыслями, словами и объяснениями. И сейчас, когда радость или печаль иногда заставляют нас забыть о здравом смысле, мы становимся подобны детям.

Благодаря внутреннему Ребёнку мы обладаем любопытством, стремлением к неизведанному. Остальные части нашей личности консервативны и настороженно относятся ко всему новому, и только внутренний Ребёнок в восторге от неожиданных поворотов судьбы. В такие моменты он предвкушает приключение, а приключения — это как раз то, о чем он мечтает!
Только те люди, в душе которых внутренний ребенок не сидит взаперти, а активно участвует в психической жизни, хорошо и красиво танцуют. У них, как правило, легкая походка, естественные и гармоничные движения и живая мимика. Они непосредственны и свободны, поэтому с ними приятно общаться. Правда, они непредсказуемы и переменчивы в своих настроениях, но это с лихвой компенсируется выдающимися творческими способностями.

Однако, к сожалению, детство далеко не всегда бывает счастливым и безоблачным. У очень многих ранние детские воспоминания полны переживаниями обиды, безысходности и горьким чувством вины. Некоторые люди в детстве чувствовали себя совершенно беспомощными и бесправными существами в руках родителей. Если внутренний ребёнок до сих пор обижен на кого-то, плохо себя чувствует или обеспокоен, это может привести к самым разрушительным последствиям в жизни уже взрослого человека.

Такой взрослый практически никогда не чувствует себя счастливым, как бы удачно ни складывались обстоятельства его жизни. Он не знает, что болит в глубине его души, почему он так печален. Присмотревшись, можно заметить, как сквозь глаза такого неудачника-взрослого смотрит на мир безутешно плачущий над погибшей собакой мальчик или сжавшаяся от страха перед папиным ремнем девочка. В психологии есть понятие «раненый ребенок» — это та часть психики взрослого, в которой до сих пор хранятся под семью замками детские обиды, детские слезы и разочарования.

Внутренний ребенок

Что же мы можем сделать для своего внутреннего ребенка, если он ранен? Почти то же самое, что нужно реальному ребенку, когда он безутешен: взять на руки, обнять, вытереть его слезы и сказать, что Вы теперь его никогда не бросите. И больше никогда не обидите. И отныне не позволите никому издеваться над ним.

Есть люди, в психике которых взбалмошный, капризный, впечатлительный и эмоциональный Ребёнок становится главной фигурой. Он совершенно некстати и неумело пытается управлять всем поведением целостной личности. Понятно, что это неизбежно приводит к множеству ошибок. Непосредственность прекрасна, глубина и сила чувств — это потрясающе, но иногда в жизни все-таки надо и подумать. Также приходится учитывать правила и нормы того общества, в котором мы живем, иначе это самое общество быстренько ограничит все наши свободы: средств для этого у него предостаточно. Поэтому-то человек, ставший заложником своего внутреннего ребенка, не столько радуется, сколько страдает.

Ребёнок — не единственный обитатель дома нашей души. Известный психолог Эрик Берн считает, что мы также являемся носителями внутреннего родителя, который всегда знает как нам положено себя вести, что является правильным и неправильным. Внутренний родитель формируется в человеке от рождения до пяти лет под влиянием указаний его собственных настоящих мамы и папы. Чем строже были в детстве родители, тем, как правило, суровей и их внутренний образ. Внутренний родитель тоже склонен стремится к абсолютной власти над всем поведением. Если он ее получает, человеку приходится забыть о всех своих «хочу» и делать только так, как «надо».

С одной стороны, это, казалось бы, хорошо. С другой стороны, эта ситуация вызывает слишком сильное напряжение в психике, что долго продолжаться не может. Однажды «ребенок» может «выйти из подполья» и свергнуть абсолютную власть внутреннего родителя. Строгие правила сменяются полным разгулом. Но разгул также не вечен, из глубины души поднимается чувство вины — основное оружие внутреннего родителя — и власть снова меняется. Человек раскаивается в содеянном и строго себя наказывает — и чем строже наказания, тем ближе очередной «переворот».

Описанные колебательные движения были бы неизбежны, если бы не вмешательство третьей силы. К счастью, внутренние ребёнок и родитель дополняются внутренним Взрослым. Взрослый — это наш собственный опыт. Всё то, что мы обнаружили в жизни сами, а не усвоили в готовом виде, формирует в нас позицию Взрослого. Благодаря Взрослому мы ведём себя не только «как положено» или «как хочется», но и «так, как наиболее целесообразно».

Можно сделать вывод, что личность человека — это хор, в котором три голоса являются ведущими. Это — голоса Ребёнка, Родителя и Взрослого. Они могут звучать, сливаясь друг с другом в гармонии и созвучии, но могут и пытаться заглушить друг друга. Голос внутреннего ребенка — и самый чистый, и самый яркий из трех. Именно он ведет основную тему, когда человек счастлив.

Так пусть внутренний ребенок улыбается нашими губами и смотрит на мир нашими глазами — и счастье, быть может, превратится из некой абстракции в реальное состояние души.

Внутренний ребенок

В психологии существует термин «внутренний ребенок». Это одна из наиважнейших частей нашей психики. Разберемся подробнее.

«Ребёнок», как пишет Эрик Бёрн — очень ценная часть личности. Только «детская» часть нашей психики позволяет нам переживать Радость, Творчество, Восторг, Очарование. Внутренний ребёнок — это источник интуиции и искренних чувств.
Мы — серьезные люди, которые теперь уже хорошо знают, что почем. Мы — большие дяденьки и тетеньки, которые стараются вести себя по правилам. Суровые разумные взрослые, мы не терпим никаких глупостей и нелепостей. В сказочки мы не верим.
Но почему же тогда мы, будучи такими взрослыми и серьезными, совершенно по-детски любим свои дорогие игрушки, иногда боимся темноты и одиночества, можем расплакаться в кино и торжествуем, обгоняя на дороге другие машины? Почему мы так жадно ищем любви и не терпим соперничества?

Ответ простой: потому, что, став взрослыми, мы не перестаем в глубине души оставаться детьми.

Когда мы видим человека, охваченного сильными чувствами, мы говорим: «Он ведёт себя как ребёнок». И это действительно так. Наши первые годы жизни были заполнены до предела эмоциями, а вовсе не мыслями, словами и объяснениями. И сейчас, когда радость или печаль иногда заставляют нас забыть о здравом смысле, мы становимся подобны детям.

Благодаря внутреннему Ребёнку мы обладаем любопытством, стремлением к неизведанному. Остальные части нашей личности консервативны и настороженно относятся ко всему новому, и только внутренний Ребёнок в восторге от неожиданных поворотов судьбы. В такие моменты он предвкушает приключение, а приключения — это как раз то, о чем он мечтает!
Только те люди, в душе которых внутренний ребенок не сидит взаперти, а активно участвует в психической жизни, хорошо и красиво танцуют. У них, как правило, легкая походка, естественные и гармоничные движения и живая мимика. Они непосредственны и свободны, поэтому с ними приятно общаться. Правда, они непредсказуемы и переменчивы в своих настроениях, но это с лихвой компенсируется выдающимися творческими способностями.

Однако, к сожалению, детство далеко не всегда бывает счастливым и безоблачным. У очень многих ранние детские воспоминания полны переживаниями обиды, безысходности и горьким чувством вины. Некоторые люди в детстве чувствовали себя совершенно беспомощными и бесправными существами в руках родителей. Если внутренний ребёнок до сих пор обижен на кого-то, плохо себя чувствует или обеспокоен, это может привести к самым разрушительным последствиям в жизни уже взрослого человека.

Такой взрослый практически никогда не чувствует себя счастливым, как бы удачно ни складывались обстоятельства его жизни. Он не знает, что болит в глубине его души, почему он так печален. Присмотревшись, можно заметить, как сквозь глаза такого неудачника-взрослого смотрит на мир безутешно плачущий над погибшей собакой мальчик или сжавшаяся от страха перед папиным ремнем девочка. В психологии есть понятие «раненый ребенок» — это та часть психики взрослого, в которой до сих пор хранятся под семью замками детские обиды, детские слезы и разочарования.

Внутренний ребенок

Что же мы можем сделать для своего внутреннего ребенка, если он ранен? Почти то же самое, что нужно реальному ребенку, когда он безутешен: взять на руки, обнять, вытереть его слезы и сказать, что Вы теперь его никогда не бросите. И больше никогда не обидите. И отныне не позволите никому издеваться над ним.

Есть люди, в психике которых взбалмошный, капризный, впечатлительный и эмоциональный Ребёнок становится главной фигурой. Он совершенно некстати и неумело пытается управлять всем поведением целостной личности. Понятно, что это неизбежно приводит к множеству ошибок. Непосредственность прекрасна, глубина и сила чувств — это потрясающе, но иногда в жизни все-таки надо и подумать. Также приходится учитывать правила и нормы того общества, в котором мы живем, иначе это самое общество быстренько ограничит все наши свободы: средств для этого у него предостаточно. Поэтому-то человек, ставший заложником своего внутреннего ребенка, не столько радуется, сколько страдает.

Ребёнок — не единственный обитатель дома нашей души. Известный психолог Эрик Берн считает, что мы также являемся носителями внутреннего родителя, который всегда знает как нам положено себя вести, что является правильным и неправильным. Внутренний родитель формируется в человеке от рождения до пяти лет под влиянием указаний его собственных настоящих мамы и папы. Чем строже были в детстве родители, тем, как правило, суровей и их внутренний образ. Внутренний родитель тоже склонен стремится к абсолютной власти над всем поведением. Если он ее получает, человеку приходится забыть о всех своих «хочу» и делать только так, как «надо».

С одной стороны, это, казалось бы, хорошо. С другой стороны, эта ситуация вызывает слишком сильное напряжение в психике, что долго продолжаться не может. Однажды «ребенок» может «выйти из подполья» и свергнуть абсолютную власть внутреннего родителя. Строгие правила сменяются полным разгулом. Но разгул также не вечен, из глубины души поднимается чувство вины — основное оружие внутреннего родителя — и власть снова меняется. Человек раскаивается в содеянном и строго себя наказывает — и чем строже наказания, тем ближе очередной «переворот».

Описанные колебательные движения были бы неизбежны, если бы не вмешательство третьей силы. К счастью, внутренние ребёнок и родитель дополняются внутренним Взрослым. Взрослый — это наш собственный опыт. Всё то, что мы обнаружили в жизни сами, а не усвоили в готовом виде, формирует в нас позицию Взрослого. Благодаря Взрослому мы ведём себя не только «как положено» или «как хочется», но и «так, как наиболее целесообразно».

Можно сделать вывод, что личность человека — это хор, в котором три голоса являются ведущими. Это — голоса Ребёнка, Родителя и Взрослого. Они могут звучать, сливаясь друг с другом в гармонии и созвучии, но могут и пытаться заглушить друг друга. Голос внутреннего ребенка — и самый чистый, и самый яркий из трех. Именно он ведет основную тему, когда человек счастлив.

Так пусть внутренний ребенок улыбается нашими губами и смотрит на мир нашими глазами — и счастье, быть может, превратится из некой абстракции в реальное состояние души.

Однажды в медитации я натолкнулась на щемящее чувство в груди. Я никак не могла назвать это чувство – то ли глубокое одиночество, то ли печаль, то ли страдание. Я попросила показать мне, что это за чувство.

И вдруг увидела девочку лет шести с косичками, в легком платьице и с огромным рюкзаком за плечами. Она стояла, потупив взгляд, а над ней нависал грозный взрослый, который выговаривал ей за то, что она мало старается, недостаточно быстро бежит и недостаточно много всего успевает.

Девочка стояла совершенно безропотно, даже не пытаясь сопротивляться и не думая о том, что ей тяжело. Она очень хотела порадовать этого взрослого и чувствовала себя полной неудачницей из-за того, что у нее это так плохо получается. В ней не было никакого зла, обиды или протеста. В ней была только бесконечная печаль, причину которой она не понимала.

И в этот момент мой мир перевернулся. Я поняла, откуда в моей жизни такое чувство отверженности, почему меня не слышит муж, почему я чувствую какую-то вселенскую печаль время от времени… Где берет начало мой перфекционизм и стремление быть всем удобной. Я рыдала почти весь день, увидев, как я отношусь к себе сама. Но с того момента я стала учиться любить свою Внутреннюю девочку. И это изменило мой мир

Внутренний ребенок – одна из важных концепций в современной психотерапии. «Божественный ребенок» у Карла Густава Юнга, «внутренний ребенок» как «истинное Я» — у педиатра и детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта.

Многие думают, что здоровые отношения с Внутренним ребенком позволяют нам быть творческими и раскрепощенными людьми. И что это – главная цель исцеления Внутреннего ребенка. Но для меня главная цель заключается в исцелении своего сердца, тех травм, которые были получены нами в детстве, в развитии любви к себе.

После того, как я исцелила свою собственную Девочку, я стала активно применять эту технику в занятиях с людьми, на ретритах и семинарах. И это всегда дает потрясающий эффект! Люди наконец-то начинают вспоминать свои желания и потребности, понимать себя, считать свои чувства важными и относиться к себе бережно и с любовью.

А это в свою очередь меняет их отношения с другими людьми. Потому что другие люди никогда не будут любить нас больше, чем мы сами себя любим. И если мы считаем свои чувства, мысли, мнения, потребности, желания неважными, то и другие будут относиться к ним точно так же, без уважения. И неважно, что мы говорим другим людям, мы можем сколь угодно долго требовать уважения к своим чувствам и потребностям, но если сами мы ставим их на последнее место, то окружающие просто не смогут относиться к нам по-другому.

Таким образом, знакомство с Внутренним ребенком и исцеление его – это важнейший шаг на пути изменения отношений с самим собой и развития любви к себе. И я хочу поделиться несколькими практическими инструментами, которые могут помочь на этом пути.

  1. Прежде чем знакомиться со своим Внутренним ребенком, выполните такое упражнение: вернитесь мысленно в свое детство и вспомните: какого отношения вам больше всего не хватало со стороны родителя? Каких слов вы ждали от него, какой поддержки, какого взгляда? Запишите эти конкретные слова, конкретные формы поддержки и тот особенный взгляд, который вы хотели видеть со стороны родителя.
  2. Теперь можно переходить к знакомству с вашим Ребенком. Вы можете просто закрыть глаза и попытаться представить его, или воспользоваться этой медитацией. В ходе знакомства с вашим Ребенком говорите ему те самые слова и оказывайте ту самую поддержку, которую вы записали в пункте 1. Но также ориентируйтесь по обстоятельствам. Если вы почувствуете, что вашему Ребенку сейчас нужно что-то другое, дайте ему именно это. Обращайте внимание на то, что именно заставляет вашего Ребенка грустить? Может быть, он вообще не верит, что кому-то есть до него дело? Или он чем-то напуган, или он не считает возможным снять груз со своих плеч и просто побегать, не думает даже, что имеет на это право? Посмотрите, как именно вы лишаете себя любви, понимания, сочувствия, поддержки. Это очень глубокий, эмоциональный и, на мой взгляд, совершенно сакральный процесс. Поэтому лучше выделить для него достаточно времени и создать соответствующую атмосферу в своем пространстве.
  3. Дайте вашему ребенку почувствовать, что теперь вы рядом и больше никогда его не бросите. Скажите ему, что с этого момента вы всегда будете рядом, вы всегда будете слушать его и оберегать его. Вы всегда будете на его стороне. Вы никогда не будете осуждать и ругать его. Вы будете его самой лучшей группой поддержки, вы будете в него верить и снимать с него груз, который ему не по плечу. Именно в этот момент вы начинаете выстраивать здоровые отношения между вашим Ребенком и вашим Взрослым, создавая безопасную, защищенную и любящую среду для вашего прекрасного Ребенка, в которой он может играть, развиваться и наслаждаться жизнью. В сложных жизненных ситуациях вы будете говорить ему слова поддержки и сочувствия, и это изменит ваши отношения с самой собой, а затем и со всем миром.
  4. Устройте для вашего Ребенка праздник. Отведите в самые лучшие магазины, купите красивую одежду, милые игрушки, вкусные пирожные. Спросите у него, чего ему хотелось бы? Позвольте ему играть и посмотрите, что он любит. Обязательно примите это к сведению и подумайте, о чем это говорит вам? В чем вы себе отказываете, считая, что должны жить как «взрослый человек», что у вас куча обязанностей и ответственности? Поменяйте правила в своей голове. Начните говорить себе: «Чем больше я занимаюсь собой и наполняю свою жизнь тем, что мне нравится, тем больше приятных и радостных моментов приходит в мою жизнь».
  5. Спросите у вашего Ребенка, а что бы он изменил в вашей жизни? Покажите ему свою жизнь и наблюдайте, как он смотрит на нее, какие у него есть идеи!? «Устами младенца глаголет истина,» — и это на самом деле так. Наш Внутренний ребенок – источник чистоты и ясности. Он видит вещи более чисто и непосредственно, чем мы, взрослые. У него есть глубокая связь со своими желаниями и своим сердцем, и его невозможно обмануть или ввести в заблуждение. Прислушивайтесь к нему почаще и ваша жизнь начнет наполняться новыми невероятными красками и событиями. Иногда это похоже на чудо.

Не бойтесь стать инфантильными и безответственными, следуя за своим Внутренним ребенком. На самом деле, чем больше мы исцеляем своего ребенка и выстраиваем зрелые отношения с ним, тем более зрелыми становимся сами. Зачастую мы совершаем необдуманные поступки или приобретаем вредные привычки именно потому, что нам не хватает любви, сочувствия и принятия по отношению к самим себе. Обучаясь любить своего Ребенка, мы восполняем тот пробел в любви, который раньше могли восполнять нездоровыми импульсивными действиями.

Желаю, чтобы Ребенок внутри вас стал полностью и безоговорочно счастлив!

Чтобы познакомиться ближе со своей Внутренней девочкой и исцелить связь с ней, регистрируйтесь на онлайн курс «Управление Состояниями», в рамках которого мы будем возвращаться к себе, исцелять свое Сердце и открывать свое Предназначение.

С любовью и теплом,
Алена Ковальчук

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Медитация для восстановления контакта и исцеления внутреннего ребенка.

Эта практика – специально для девочки. Той, которая есть внутри каждой женщины, сколько бы ей ни было лет, 17, 30 или 70.

Кто такая «внутренняя девочка»?

Внутренняя девочка или внутренний ребенок – это детская часть личности, которая отвечает за эмоции, спонтанность, творчество и желания. Она дает новые идеи, мотивирует и пробуждает любопытство; она же заставляет капризничать, лениться и дурачиться.

Какая она бывает?

Внутренний ребенокВаша внутренняя девочка может находиться в разных состояниях. Например, быть забитой и подавленной. Признаки этого – неумение просить, уступать, доверяться, расслабляться. Сильные негативные эмоции, которые кажутся не соответствующими ситуации – тоже признаки подавленной внутренней девочки.

На практике это выражается в том, что женщина почти не способна относиться к себе с добротой. Она не принимает себя и в результате понукает, ругает, шпыняет себя, насмехается сама над собой, не способна признать собственные достижения и заслуги.

Девочка бывает, наоборот, чересчур выражена. Тогда женщина инфантильна и проявляет эмоции независимо от того, уместно это или нет, не способна ставить долгосрочные цели, сосредоточенно работать, нести ответственность, словом, быть взрослой.

Как исцелить внутреннего ребенка?

Как вы обращаетесь со своей внутренней девочкой? Какая она у вас? Забитая и подавленная? Или, наоборот, забрала себе всю власть, так что вы не можете сконцентрироваться на делах или эмоциональны не по делу?

Здоровье внутренней девочки – залог здоровья всей вашей личности. Но как ее оздоровить? Как сделать так, чтобы девочка была радостной и находилась в равновесии с остальными частями личности?

Для начала нужно наладить с ней контакт. И это можно сделать при помощи следующей практики.

Эта техника вызывает много эмоций. Во время ее выполнения у вас могут появиться печаль, чувство вины и другие переживания. Не переживайте, просто позвольте им быть. Плачьте, если хотите, это нормально. Практика предназначена для того, чтобы вы прочувствовали все самое живое, что есть внутри вас, чтобы оно зазвучало в вашем сердце.

Внутренний ребенокТекст практики можно наговорить на диктофон, чтобы потом выполнять ее под запись, не отвлекаясь на чтение.

Садитесь удобно, закройте глаза, сделайте медленный вдох через нос, медленный выдох через рот. И еще раз – вдох и выдох. Представьте, что по телу прошла волна расслабления от макушки до пальцев ног и обратно. Вверх и вниз, потом опять – вверх и вниз.

Сейчас почувствуйте свое тело, себя саму, свой текущий возраст, свой ум, свое состояние, в котором вы сегодня находитесь. Задумайтесь: та женщина, которая живет в вас – все ли это, что у вас есть?

А сейчас представьте, что вы увидели перед собой маленькую девочку – ту, которой были вы сами когда-то. Вам четыре или пять лет, вы еще совсем маленькая. Девочка стоит перед вами, может быть, у нее какие-то бантики, милая стрижечка, косички, платьице, штанишки, сандалики, или она стоит босиком. Понаблюдайте за ней внимательно, какая она у вас?

Подойдите к ней и увидьте, как она протягивает вам руку. Возьмите эту маленькую ручку в свою руку, присядьте на уровень девочки, чтобы лучше ее рассмотреть. И рассмотрите сейчас эту девочку очень внимательно. Рассмотрите ее ручку, какая она – с маленькими пальчиками, с ямочками. Если хотите, поцелуйте девочку в ладошку, в щечку, подуйте на нее, пощекотите и посмотрите, улыбается ли она вам в ответ.

А теперь просто посмотрите в ее глаза. Какие они? Карие, голубые, зеленые? Вы сейчас смотрите в самое лучшее, самое глубокое, что есть в вас. Это чувство, которое отвечает за вашу влюбленность в себя, в жизнь, за вашу способность радоваться, способность ценить эту жизнь, хотеть в этой жизни лучшего для себя.

Посмотрите в глаза этой девочки – сколько там этой радости, сколько уверенности и надежды, что жизнь будет счастливой.

А теперь возьмите ее на ручки, поднимите ее, и пусть она обнимет вас за шею. Пусть она потрогает своими ручками ваши щеки, поцелует их. Почувствуйте ее вес на руках, ее тепло, как она прижалась к вам. И почувствуйте отклик в своем сердце.

А теперь задумайтесь – все ли вы делаете для этой девочки? Являетесь ли вы для своего внутреннего ребенка самой заботливой, самой лучшей мамой? Защищаете ли вы ее от чужого влияния, от других людей, которые заставляют ее делать то, что им нужно, заставляют ее огорчаться? Умеете ли вы сами заботиться о ней, о ее чувствах, откликаетесь ли на ее желания, слушаете ли вы ее?

И пусть эта девочка сейчас нашепчет вам на ушко все, что она бы хотела, что она ждет от вас. И прямо сейчас разрешите себе быть для нее самой лучшей мамой. Потому что именно сейчас вы можете ее слышать. И главное – только вы можете ее слышать, только вы можете ее защищать, по-настоящему заботиться о ней, радовать ее, доставлять ей удовольствие.

Вы можете сделать так, чтобы она перестала быть запуганной, чтобы она перестала стыдиться себя. Чтобы она перестала быть виноватой в том, что не оправдала чужих ожиданий. Чтобы она могла чувствовать, хотеть, радоваться, играть внутри вас. Чтобы могла верить и надеяться, что именно так и будет. Потому что у нее есть самая лучшая мама. Это – вы. Обнимитесь со своей малышкой и прямо сейчас пообещайте ей, что никогда вы ее больше не подведете. Потому что кроме вас у нее никого нет.

Пусть девочка знает, что она узнана, услышана, что вы о ней вспомнили. Потому что это самое дорогое, что есть в вас – ваше внутреннее чувство.

А теперь поставьте ее на землю, отпустите ее ручку. И посмотрите, как поменялось ее личико. Может быть, она стала более радостной, потому что почувствовала себя любимой и ей теперь хорошо. Теперь она снова с мамой – то есть с вами.

И открывайте глаза.

Внутренний ребенокОчень важно помнить, что никто, кроме вас, не позаботится о вашем внутреннем ребенке. Не ждите этого от мужа, друзей или родственников. Именно вы должны радовать свою внутреннюю девочку (то есть себя), беспокоиться о ее состоянии, любить ее и ценить. Окружающие могут помочь вам, поучаствовать, но и только. Поэтому не требуйте внимания от других, а начните давать его себе сами. Если вы научитесь этому, вы всегда будете чувствовать себя наполненной, уверенной и счастливой, независимо от того, как действуют окружающие люди.