Сознание и бессознательное

Чернявской Анны, ДН1

Сознание и бессознательное

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения , которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация , влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного , в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
По мнению Фрейда, бессознательное делится на подсознание и сверхсознание.
Подсознание хранит в себе всю вытесненные желания, мотивы, потребности, чувства, забытую информацию, навыки, привычки и т.д.
В сверхсознании хранятся выученные нами правила, нормы, которые привили нам взрослые, родители. А также именно сверхсознание отвечает за интуицию, за творческий процесс мышления.

Проявления бессознательного

Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Сновидения, грезы, мечты.

Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. ^ Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции , так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания , т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного, это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Сознание и бессознательное

Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: «У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания».

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно — психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие — другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий — всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения — и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

В 14 параграфе первой главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего — то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно — популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.

Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п.

Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

Согласно Фрейду, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. Здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром. Здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – инстанция, олицетворяющая собой установки общества.

Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Маркс:бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества.

Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я».

Зигмунд Фрейд — известный психолог, сделавший открытие, касающееся сознания и бессознательного. Он стал первым, кто заговорил о том, что человек сам не всегда может понять, что происходит у него в душе.

Сознание и бессознательное
Ранее человеческую душу воспринимали как что-то цельное, и это вполне очевидно, если наблюдать за человеком со стороны. Если же сторонний наблюдатель начнет изучение другого человека, действия которого не соответствуют словам, вероятней всего его просто посчитают глупым или обманщиком. Однако такое мнение не всегда является справедливым, ведь бывает, что человек сам не замечает за собой некой непоследовательности. Вероятно, человек просто начнет оправдываться перед посторонними и перед самим собой. Происходить это будет для того, чтобы не допустить смирения с происходящим внутри хаосом.

Фрейд о бессознательном

По мнению Фрейда, к бессознательному можно отнести все то, что человек когда-либо осознавал с той или иной частотой. К примеру, это может быть целый ряд событий или одна незначительная мысль.

Разница между бессознательностью и пассивной памятью заключается в том, что бессознание находится вне поле зрения обычного сознания, но при этом оказывает свое существенное влияние на человека. В данном случае к бессознательному относятся те фрагменты, которые сознание не хочет воспринимать. То есть сознание — цензура, а бессознательность — потребности, которые не подвергаются морали и создают у человека чувство стыда. По Фрейду данная концепция называется Сверх-Я.

Несмотря на подобный подход Фрейда, нужно понимать, что как таковых психических механизмов не существует. В действительности психика формируется под давлением общества и близких. Желая вырастить хорошего человека, ребенку с малых лет прививают хорошие и плохие манеры, но это очень субъективно. Ребенок начинает взрослеть и разделять добро и зло, после чего у него формируется бессознательное.

Психоанализ

Свою теорию по психологии Фрейд создал, исходя из своих видений экстраверта. Интроверту достаточно тяжело находиться в обществе экстравертов, так как они очень сильно заблуждаются в своих чувствах.

Если брать проблему романтической любви, то экстраверт будет очень сильно привязан к другому человеку и будет наслаждаться этим чувством. Интроверт же, наоборот, будет испытывать лишь пустоту и обычные наземные потребности. Именно поэтому психоанализ Фрейда подходит исключительно экстравертам, а для интровертов это просто возможность покопаться в себе.

Юнг о бессознательном

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг решил ступить немного дальше относительно сознательности и бессознательности. У них даже произошел некий конфликт. Юнг понимал, что помимо переживаний в бессознательном находится что-то еще, что попало туда от всего человечества. Ему пришлось долго путешествовать по миру, чтобы к нему пришло осознание, что всех людей объединяет психическая наследственность. Во многом люди разных культур вели себя абсолютно одинаково, что полностью перечеркивало теорию Фрейда.

В бессознательном сохраняется опыт выживания вместе с условиями проживания, культурой и проблемами. Новорожденный ребенок уже обладает неким «багажом» опыта человечества. Бессознательное по Юнгу — механизм выживания, благодаря которому и существует сознание. Бессознательное не приносит никакого вреда психическому состоянию, оно лишь стремиться удерживать баланс.

Чтобы научиться понимать себя, находить баланс между сознанием и бессознательным, следует заниматься саморазвитием. Начать можно с курса Викиум «Развитие мышления».

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Тем не менее, основное отличие человека от животных прежде всего заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.

· Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.

· Сознание интенционально. Вследствие того, что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

· способность к самонаблюдению (рефлексии);

· мотивациоино-ценностный характер сознания;

· способность определять цели и программу действий

предпринимать шаги к осуществлению цели.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное).

Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:

1.неосознаваемые механизмы сознательных действий:

2.неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд):

Теория бессознательного Фрейда – к категории сознания относится все, что осознается и контролируется человеком; к области предсознания — скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами:

3. надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Сознательное и бессознательное. Сознание, интеллект, воля, самосознание« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

В мозг человека непрерывно поступает информация об окружающем мире и о физическом состоянии тела. Часть этой информации попадает в кратковременную и долговременную память, другая часть — в те отделы мозга, которые отвечают за физическое состояние и деятельность и лишь малая доля этой информации осознается человеком. Почему лишь малая доля? Потому что поток этой информации в миллионы раз больше, чем тот, который может переработать сознание человека.

Сознание — совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное «Я».

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания:

  • отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • служит основой преобразовательной деятельности человека.

Сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку. Оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира.

Одним из элементов сознания является интеллект.

Интеллект — способность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе деятельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретенного личностного опыта.

Еще одна важная составляющая сознания, — это воля , те. способность человека к самоопределению. Иными словами, можно сказать, что воля — это способность человека регулировать свою деятельность и поведение. Воля необходима человеку для достижения цели.

Человек способен осознавать не только то, что его окружает, но и самого себя.

Самосознание — осознание человеком своих поступков, мыслей, эмоций, оценка своего положения в обществе и себя как личности.

По мере того, как человек взрослеет и приобретает новый жизненный опыт в его сознании происходит глубокое переосмысление жизни. Такое переосмысление и обобщение практического знания человека о других людях является основой формирования отношений к себе как личности.

Сознательное в человеке граничит с бессознательным или подсознанием.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

Сознание и бессознательное

Ежедневно бессознательные (неосознанные) действия проявляются непрерывно. Так, человек не осознает такие физические явления как дыхание, биение сердца, рефлексы, инстинкты, также за пределами нашей осознанности остаются действия, которые мы совершаем уже автоматически, не задумываясь над тем, как и почему мы это делаем, например, ходьба, чтение, вождение автомобиля, плавание и т п.

Как работает сознательное, подсознательное и бессознательное? И в чем разница между ними?

В этой серии статей мы рассмотрим, как три ума — сознательное, подсознательное и бессознательное — работают вместе, чтобы создать вашу реальность . и как использовать эти знания, чтобы изменить свои привычки и создать более счастливую, более мирную и уверенную жизнь.

Прогулка по человеческому разуму

Концепция трех уровней разума не является чем-то новым. Зигмунд Фрэйд , известный австрийский психолог, был, вероятно, первым, кто популяризировал ее в обществе, какой мы ее знаем сегодня. Несмотря на то, что его теории впоследствии широко оспаривались в кругах психологии, потому что это очень сложно доказать научно, Фрейд, тем не менее, создал полезную модель разума, которую он разделил на 3 уровня или секции — сознательный разум или эго, предсознание и бессознательный ум.

Больший раздел, Фрейд называл предсознанием. Он намного больше, чем сознательный ум и составляет около 50-60% возможностей вашего мозга.

Раздел ниже — бессознательный. Он занимает всю ширину основания треугольника и заполняет остальные 30-40% треугольника. Он обширен и глубок и в значительной степени недоступен для сознательной мысли, немного напоминающей темные глубины океана.

Сознание и бессознательное

Как они работают вместе

Ваш сознательный ум — это то, что большинство людей ассоциирует с тем, кто вы есть, потому что именно там большинство людей живет изо дня в день. Но это далеко не все действия.

Ваш сознательный ум немного похож на капитана корабля, стоящего на мосту, выдающего приказы. На самом деле это экипаж в машинноем отделение под палубой (подсознание и глубокое бессознательное), выполняющие заказы. Капитан может быть ответственным за корабль и отдавать приказы, но его экипаж, который фактически руководит кораблем, все в соответствии с тем, какую подготовку им давали на протяжении многих лет, чтобы это сделать лучше всего.

Сознательный ум общается с внешним миром и внутренним «я» через речь, фотографии, письма, физические движения и мысль.

Подсознание, с другой стороны, отвечает за наши недавние воспоминания и находится в постоянном контакте с ресурсами бессознательного.

Бессознательный ум — это хранилище всех воспоминаний и прошлых переживаний, как тех, которые были регрессированы через травму, так и тех, которые просто были сознательно забыты и уже не важны для нас. Именно из этих воспоминаний и переживаний складываются наши убеждения, привычки и поведение.

Бессознательное постоянно общается с сознательным сознанием через наше подсознание, и это то, что дает нам смысл всему нашему взаимодействию с миром, отфильтровывая ваши убеждения и привычки. Оно общается через чувства, эмоции, воображение, ощущения и мечты.

Сознание и бессознательное

Ум в действии

Следующая аналогия может помочь прояснить концепцию того, как три умы работают немного больше.

Если вы воображаете, что имеете в виду, как компьютер .

Ваш сознательный ум лучше всего представлен клавиатурой и монитором. Данные вводятся на клавиатуре, и результаты выводятся на экран монитора. Так работает ваш сознательный ум — информация берется через какой-то внешний (или внутренний) стимул из вашей среды, и результаты мгновенно выводятся в ваше сознание.

Ваше подсознание похоже на ОЗУ на вашем компьютере. Для тех, кто не знает, ОЗУ — это место на компьютере, где хранятся программы и данные , которые в настоящее время используются , поэтому их можно быстро достичь компьютерным процессором. Он намного быстрее, чем другие типы памяти, такие как жесткий диск или CD-ROM.

Сознание и бессознательное

Точно так же работает ваше подсознание. Любые последние воспоминания хранятся там для быстрого вызова, когда это необходимо, например, номер вашего телефона или имя человека, которого вы только что встретили. Оно также содержит ваши текущие программы, которые вы запускаете каждый день, например, ваши текущие повторяющиеся мысли, модели поведения, привычки и чувства.

Ваше бессознательное похоже на жесткий диск вашего компьютера. Это долгосрочное хранилище для всех ваших воспоминаний и программ, которые были установлены с рождения.

Ваш бессознательный ум (и, в конечном счете, ваше подсознание) затем использует эти программы, чтобы понять все данные, которые вы получаете от мира , и держать вас в безопасности и обеспечить ваше выживание. Логика этих двух умов состоит в том, что если это сработало в прошлом, и вы выжили, то это поможет вам пройти аналогичные ситуации теми же средствами, независимо от того, насколько ошибочным, болезненным и бесполезным был результат..

Если вам интересно продолжение этой темы, дайте знать «пальчиками вверх» и комментариями под постом!

Сознание и бессознательное

И ОЧЕНЬ ВАЖНО! Хочу напомнить. набор в группу «Супер Личность», где мы говорим о выше сказанном, о том, как изменить программы, установки, потэрны детства, мешающие вам жить, где мы даем техники, практики , где люди Рождаются заново , после прохождения программы -продолжается!

Очень важное (еще ) условие! Зайдя в группу, читаете все условия, и попав уже в закрытую часть — начинайте спрашивать, действовать, работать. Просто участвовать , в еще одном сообществе ЛЮДЕЙ не нужно!

Нужны изменения, идите к нам, и работайте с Наталией, не нужны, интереса ради не приходите!

Ссылки на участие —

Дорогие читатели! Проект «Супер Личность» СТАРТОВАЛ! Конечно, как обещали даем ссылку на проект и там в закрепленном сообщении описанно что нужно делать, что бы стать участником!

Переходите по ссылке и регистрируйтесь в группе , на днях первый вебинар с Наталией и Сергеем Урмановыми !

Мудрость и Глубина поЗНАНИЙ! Опыт и Практика! Сергей и Наталия!

План:

1. Характеристика сознания

2. Проявление самосознания

3. Понятие бессознательного

1. Характеристика сознания

Психика представлена разными уровнями. Это сознание – высший уровень развития психики — и глубинный пласт психики – бессознательное. Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которой не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Сознание – это самая высшая и обобщенная форма отражения мира.

Можно выделить несколько факторов развития сознания:

1. Изготовление и использование орудий труда. Развивается мелкая моторика, мышление;

2. Развитие органов чувств;

3. Совместная деятельность и общение посредством языка. Язык – это система знаков-символов. У животных также есть голосовые реакции, но они примитивны и генерализованны (например, не передают, какой именно хищник приближается). Благодаря языку возникает образ в сознании – человек обозначает в своей речи предмет или мысленно его воспроизводит. Если он передает его другому, то у того, благодаря общественному характеру сознания, так же возникает такой же образ. Есть значение слова — оно имеет общественную природу. А есть смысл слова – он имеет субъективную природу.

4. Производство предметов материальной и духовной культуры.

Все эти условия обеспечивает труд.

? СОЗНАНИЕ –это общее качество всех психических функций человека, результат общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.

Отличительные признаки сознания:

1. Обусловленность социальными условиями (исторической эпохой, классом, коллективом, компанией). Сознание, отражающее общественные отношения, — общественное сознание. Индивидуальное сознание – духовный мир отдельных людей. Общественное сознание

преломляется через индивидуальное. Формы общественного сознания – наука, искусство, религия, мораль и др.

2.Отражение мира в его существенных связях и отношениях – выделение главных характеристик явлений, того, что их характеризует и отличает от других, схожих с ними. Например, стол, стул, шкаф, вешалка, тетрадь.

3.Прогнозирующий характер (воображение действительности).

4.Творческое преобразование действительности.

5.Наличие интеллектуальных схем (умственных структур, в которых находятся понятия, правила, логические операции обработки информации и т.п).

6.Наличие самосознания, рефлексии (т.е. познания себя путем познания других; самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; самоконтроль, самовоспитание).

7. Некоторые ученые называют отличительным признаком сознания намеренность действий, направленность на предмет, целенаправленность. Но у животных это тоже есть. Если поведение птицы, которая уволит хищника от гнезда, притворяясь раненой, еще можно назвать инстинктивным, то поведение высших приматов дает интересную информацию. Изучалась способность шимпанзе к намеренной коммуникации путем создания ситуаций, в которых человек и обезьяна вместе добывали пищу. Они сообщали друг другу об ее местонахождении. Когда человек помогал шимпанзе, отдавал ей всю найденную пищу, обезьяна тоже посылала правильные сигналы о месте. Если человек забирал всю найденную пищу себе, то обезьяна вводила его в заблуждение, не подавая нужных сигналов и не принимая во внимание «ложные» сигналы от него. Кроме того, обезьяны способны обманывать (обезьяна Беата).

8.Чисто человеческим признаком сознания можно назвать альтруизм, когда центральным моментом поведения являются интересы другого человека.

? Можно сказать, что у животных есть предпосылки к сознанию, однако только человек способен обобщать свой опыт, создавать совместные знания, которые закрепляются в речи, образцах материальной и духовной культуры.

? Нарушения сознания: Потеря сознания происходит во сне, при болезни, в состоянии гипноза.

2. Проявление самосознания

? САМОСОЗНАНИЕ – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. В основе – отделение, противопоставление себя окружающему миру.

1. Интеллектуальный компонент – самопознание (знание себя, способность дать себе характеристику);

2. Эмоциональный компонент – самоотношение, самооценка;

3. Поведенческий компонент – набор и выбор характерных, типичных поведенческих стратегий и тактик.

? Самосознание выражается в Самооценке, которая формируется с опытом, с оценкой реакций других людей на субъекта. Самооценка может быть адекватной (при небольшом расхождении «Я-реального» и «Я-идеального») и неадекватной (завышенной и заниженной).

1. Деперсонализация – утрата «Я», наблюдение за собой как за чужим, посторонним;

2. Расщепление личности, раздвоение;

3. Нарушение телесной идентификации – части тела воспринимаются как нечто отдельное;

4. Дереализация – утрата чувства реальности своей жизни, всего мира.

3. Понятие бессознательного

Первые представления о бессознательном восходят к Платону. Он метафорически представлял бессознательное как двух несущихся коней – черного и белого – которыми правит сознание.Таким образом, он впервые заговорил о внутриличностном конфликте.

? БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ человека – это те явления, состояния, которые не осознаются и не контролируются им, однако они существуют и проявляются в разнообразных непроизвольных действиях.

1) Ошибочных действиях – описках, оговорках, ошибках при слушании. Они возникают из-за столкновения бессознательных желаний человека и сознательно поставленной им целью. Когда побеждает бессознательное желание, мотив, возникает оговорка;

2) Непроизвольном забывании имен, намерений, событий (косвенно связанных для человека с неприятными переживаниями);

3) Сновидениях, мечтах, грезах. Сновидения – это символический способ устранения неприятного ощущения, переживания, неудовлетворенности. Если в человеке сильны сознание, цензура, то содержание снов становится запутанным и непонятным.

1. Предсознание– ощущения, восприятие, память, мышление, установки;

2. Явления, ранее бывшие осознаваемыми – двигательные умения и навыки (ходьба, умение писать и др.);

3. Личностное бессознательное – желания, мысли, потребности, вытесненные из сознания цензурой. Это самый глубокий пласт бессознательного.

Методы изучения бессознательного:

1. Гипноз.

2. Метод свободных ассоциаций (человек расслаблялся и говорил, все, что взбредет ему в голову).

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2732 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Зигмунд Фрейд — известный психолог, сделавший открытие, касающееся сознания и бессознательного. Он стал первым, кто заговорил о том, что человек сам не всегда может понять, что происходит у него в душе.

Сознание и бессознательное
Ранее человеческую душу воспринимали как что-то цельное, и это вполне очевидно, если наблюдать за человеком со стороны. Если же сторонний наблюдатель начнет изучение другого человека, действия которого не соответствуют словам, вероятней всего его просто посчитают глупым или обманщиком. Однако такое мнение не всегда является справедливым, ведь бывает, что человек сам не замечает за собой некой непоследовательности. Вероятно, человек просто начнет оправдываться перед посторонними и перед самим собой. Происходить это будет для того, чтобы не допустить смирения с происходящим внутри хаосом.

Фрейд о бессознательном

По мнению Фрейда, к бессознательному можно отнести все то, что человек когда-либо осознавал с той или иной частотой. К примеру, это может быть целый ряд событий или одна незначительная мысль.

Разница между бессознательностью и пассивной памятью заключается в том, что бессознание находится вне поле зрения обычного сознания, но при этом оказывает свое существенное влияние на человека. В данном случае к бессознательному относятся те фрагменты, которые сознание не хочет воспринимать. То есть сознание — цензура, а бессознательность — потребности, которые не подвергаются морали и создают у человека чувство стыда. По Фрейду данная концепция называется Сверх-Я.

Несмотря на подобный подход Фрейда, нужно понимать, что как таковых психических механизмов не существует. В действительности психика формируется под давлением общества и близких. Желая вырастить хорошего человека, ребенку с малых лет прививают хорошие и плохие манеры, но это очень субъективно. Ребенок начинает взрослеть и разделять добро и зло, после чего у него формируется бессознательное.

Психоанализ

Свою теорию по психологии Фрейд создал, исходя из своих видений экстраверта. Интроверту достаточно тяжело находиться в обществе экстравертов, так как они очень сильно заблуждаются в своих чувствах.

Если брать проблему романтической любви, то экстраверт будет очень сильно привязан к другому человеку и будет наслаждаться этим чувством. Интроверт же, наоборот, будет испытывать лишь пустоту и обычные наземные потребности. Именно поэтому психоанализ Фрейда подходит исключительно экстравертам, а для интровертов это просто возможность покопаться в себе.

Юнг о бессознательном

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг решил ступить немного дальше относительно сознательности и бессознательности. У них даже произошел некий конфликт. Юнг понимал, что помимо переживаний в бессознательном находится что-то еще, что попало туда от всего человечества. Ему пришлось долго путешествовать по миру, чтобы к нему пришло осознание, что всех людей объединяет психическая наследственность. Во многом люди разных культур вели себя абсолютно одинаково, что полностью перечеркивало теорию Фрейда.

В бессознательном сохраняется опыт выживания вместе с условиями проживания, культурой и проблемами. Новорожденный ребенок уже обладает неким «багажом» опыта человечества. Бессознательное по Юнгу — механизм выживания, благодаря которому и существует сознание. Бессознательное не приносит никакого вреда психическому состоянию, оно лишь стремиться удерживать баланс.

Чтобы научиться понимать себя, находить баланс между сознанием и бессознательным, следует заниматься саморазвитием. Начать можно с курса Викиум «Развитие мышления».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector