В глубине каждого из нас таится зверь. И хотя цивилизация скрывает этот факт даже от нас самих, несколько экспериментов, вошедших в историю психологии, доказали: «гуманизм» — это слишком условное понятие…
1. Эксперимент Аша, 1951 г.
Молодым людям показывали карточку, на которой была изображена вертикальная линия. Потом им показывали другую карточку, где было изображено уже три линии — участникам предлагалось определить, какая из них соответствует по размеру линии с первой карточки. Мнения испытуемого спрашивали в самую последнюю очередь.
Это повторялось 18 раз. В первые два захода подговоренные участники называли правильные ответы, что было несложно, поскольку совпадение линий на всех карточках было очевидным. Но затем они начинали единогласно придерживаться заведомо неверного варианта.
В итоге 75% студентов хотя бы один раз не были готовы выступить против мнения большинства — они указывали на ложный вариант, несмотря на очевидное визуальное несоответствие линий.
Что это говорит о нас?
Люди сильно зависят от мнения группы, в которой находятся. Даже если оно противоречит здравому смыслу или нашим убеждениям, это не значит, что мы сможем ему противостоять. Пока существует хотя бы призрачная угроза осуждения со стороны окружающих, нам бывает намного легче заглушить свой внутренний голос, чем отстаивать свою позицию.
2. Эксперимент с «добрым самаритянином», 1973 г.
Притча о добром самаритянине рассказывает о том, как путник безвозмездно помог на дороге израненному и ограбленному человеку, мимо которого проходили все остальные.
Психологи решили проверить, как сильно подобные нравственные императивы влияют на поведение человека в стрессовой ситуации.
Одной группе студентов семинарии рассказали притчу о добром самаритянине и затем просили прочитать проповедь о том, что они услышали в другом здании кампуса. Второй группе было поручено подготовить речь о различных возможностях для устройства на работу. При этом некоторых из испытуемых просили особенно торопиться на пути к аудитории.
По дороге из одного здания в другое студенты встречали на пустой аллее лежавшего на земле человека, который выглядел так, словно он нуждался в помощи.
Выяснилось, что только 10% семинаристов, которых попросили прийти в аудиторию как можно скорее, оказали незнакомцу помощь — даже если незадолго до этого они услышали лекцию о том, как это важно помогать ближнему в тяжелой ситуации.
Что это говорит о нас?
Мы можем с удивительной легкостью отказываться от религии или любых других этических императивов, когда нам это выгодно. Люди склонны оправдывать свое безразличие словами «это меня не касается», «я все равно ничем не смогу помочь» или «здесь справятся без меня».
3. Эксперимент безразличного свидетеля, 1968 г.
В 1964 году преступное нападение на женщину, которое повторилось дважды в течение получаса, закончилось ее смертью на пути в больницу. Свидетелями преступления стало более десятка человек, и тем не менее никто не удосужился позвонить в полицию. По мотивам этих событий Джон Дарли и Биб Латейн решили провести свой собственный психологический эксперимент.
Они пригласили добровольцев поучаствовать в дискуссии. Участникам предлагалось общаться удаленно — при помощи переговорных устройств. Во время разговора один из собеседников симулировал эпилептический припадок, который можно было явственно распознать по звукам из спикеров.
Когда разговор проходил один на один, 85% испытуемых живо реагировали на случившиеся и пытались оказать пострадавшему помощь. Но в ситуации, когда участник полагал, что кроме него в разговоре участвует еще 4 человека, только у 31% находились силы попытаться повлиять на ситуацию. Все остальные считали, что этим должен заниматься кто-то другой.
Что это говорит о нас?
Если вы думаете, что большое число людей вокруг обеспечивает вашу безопасность, — это совсем не так. Толпа может быть безразлична к чужой беде, особенно когда в трудную ситуацию попадают люди из маргинальных групп. Пока рядом есть кто-то еще, мы с радостью перекладываем на него ответственность за происходящие.
4. Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 г.
Психолог Филиппа Зимбардо оборудовал подвал Стэндфордского университета как тюрьму и пригласил мужчин-добровольцев, чтобы те примерили на себя роли охранников и заключенных — все они были студентами колледжей.
Что это говорит о нас?
Люди очень быстро принимают навязываемые им социальные роли и настолько сильно увлекаются собственной властью, что грань дозволенного по отношению к другим стирается у них стремительно быстро. Участники Стэнфордского эксперимента не были садистами, они были самыми обычными людьми. Высшее образование и крепкое психическое здоровье не помешало испытуемым применить насилие к тем людям, над которыми они имели власть.
5. Эксперимент Милгрэма, 1961 г.
Психолог Стэнли Милгрэм решил проверить, как далеко могут зайти люди в причинении вреда другим, если это входит в их служебные обязанности.
Участников эксперимента набрали за небольшое вознаграждение среди добровольцев. В самом начале между испытуемым и специально подготовленным актером якобы разыгрывались роли «ученика» и «учителя», причем испытуемому всегда доставалась вторая роль.
После этого актера-«ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами, а «учителю» давали ознакомительный разряд тока в 45 В и отводили в другую комнату. Там его усаживали за генератором, где были расположены 30 переключателей от 15 до 450 В с шагом в 15 В.
Что это говорит о нас?
Даже будучи сильно подавленными, вопреки всем прогнозам экспертов, подавляющее большинство испытуемых было готово проводить через незнакомого человека смертельные удары током только из-за того, что рядом находился человек в белом халате, который говорил им это делать. Большинство людей удивительно легко идет на поводу у авторитетов, даже если это влечет за собой разрушительные или трагичные последствия.
Психология как наука стала развиваться сравнительно недавно и уже достигла значительных открытий. Все это произошло благодаря деятельности многих талантливых ученых, которые не боялись ставить эксперименты нестандартного характера. Многие из них до сих пор вызывают споры в обществе, но важность исследований не оспорит никто.
Собака «Павлова» (1904)
Об экспериментах ученого Иван Павлова хотя бы раз в жизни слышал каждый человек. Кто-то называет их жестокими, другие интересуются непосредственно процессом проведения и результатами. Работа Павлова основывалась на изучении безусловных и условных рефлексов у собак. Для этого собакам подавался сигнал перед принятием пищи. После некоторого времени еду давать перестали, но при сигнале у подопытных все равно вырабатывался желудочный сок. Благодаря этому ученому удалось доказать связь между психическими и физиологическими процессами.
«Маленький Альберт» (1920)
Доктор Джон Б. Уотсон доказал, что человеческая психика подвержена изменениям и даже программированию реакций на определенные события. В качестве подопытного он взял сироту 9 месяцев из приюта, который первое время ежедневно играл с приятными игрушками и милыми животными. Вскоре после начала эксперимента Уотсон стал издавать громкие звуки за спиной малыша, чтобы напугать его. В результате Альберт стал испытывать страх перед некогда любимыми игрушками и милыми животными.
Конформизм (1951)
Психолог Соломон Аш набрал группу студентов из 50 человек, которые должны были пройти тест и дать правильные ответы. При этом в группе находилось значительное количество актеров, что специально отвечали неверно. В результате получилось, что участники эксперимента, подвергаясь давлению со стороны группы соглашались с неверными ответами.
Эксперимент Милгрэма (1961)
Профессор Стенли Милгрэм доказал, что многие люди склонны прислушиваться к советам и рекомендациях тех, кого считают авторитетными личностями в определенной области. Он набрал группу из учеников-актеров и преподавателей— реальных участников, которые должны были наказывать разрядами тока своих учеников за то, что те давали неверные ответы на задания. При первых проявлениях разряда тока многие преподаватели отказывались продолжать такое «обучение», но после уговоров соглашались.
Кукла Бобо (1965)
Профессор Альберт Бандура с коллегами организовали исследование, в котором участвовали маленькие дети от 3 до 6 лет. Их разделили на три группы и разместили у разных телевизоров. На экране взрослые играли с куклой Бобо или же избивали ее, после чего малышам представлялась возможность провести некоторое время с той же куклой. В итоге дети, которые видели агрессивное отношение взрослых к игрушке, в дальнейшем и сами проявляли агрессию и злость.
Нога в двери (1966)
Профессора Стэнфордского университета провели исследование над двумя группами домохозяек. Одной группе поступил звонок с просьбой ответить на вопросы касательно наведения порядка. После этого всем женщинам поступило более крупное предложение, на которое большая часть первой группы дала согласие. Некоторые участницы второй группы отказали в крупной просьбе. Это доказало, что небольшая уступка человека в дальнейшем позволяет требовать с него больше.
Выученная беспомощность (1967)
Психолог Мартин Селигман провел уникальный эксперимент над собаками. Он разделил животных на три группы и поместил в клетки. Первая группа получала удары током, но могла их прекратить при желании. Вторая также получала разряды тока, но остановить происходящее не могла, а третьи просто наблюдали за происходящим. В итоге, собак поместили в один ящик, из которого легко выбраться. Участники первой и третьей группы быстро выпрыгнули, чтобы избавиться от ударов тока, а вот вторые просто скулили и не предпринимали никаких действий.
Оказалось, если имеется негативный опыт, то многие не смогут противостоять проблемам, поскольку считают себя беспомощными.
Эффект свидетеля (1968)
Биб Латане и Джон Дарли устроили интереснейший опыт. Они создавали чрезвычайные ситуации на улице, когда требовалась непосредственное участие прохожих. Например, человек терял сознание или на него нападали. Оказалось, что люди более остро реагируют на ситуацию, когда знают о человеке больше информации. К тому же в ситуации, когда большая часть окружающих бездействует, остальные признают положение вещей не таким уж и страшным.
Тюремный эксперимент (1971)
В Стэнфорде организовали импровизированную тюрьму, где оказались 24 студента. Их разделили на заключенных и охранников, чтобы изучить поведение человека в той или иной роли. Спустя неделю все пришлось прекратить, поскольку «охранники» стали вести себя крайне агрессивно, а заключенные впали в депрессию и чувствовали себя беспомощно.
Профессор Филипп Зимбардо доказал, что люди играют навязанные им роли.
Исследования на Facebook (2012)
В 2012 году в социальной сети был проведен уникальный эксперимент. Пользователям на протяжении длительного времени показывали рекламу и новости с определенной эмоциональной окраской. Благодаря этому удалось выяснить, что люди склонны крайне остро реагировать на общее эмоциональное состояние и проецировать данные эмоции на собственную жизнь.
Некоторые исследования приводят в шок. Действительно они так важны для развития человеческой психики?
МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. «Наука непогрешима, но ученые часто ошибаются», — писал Анатоль Франс. При этом случаются ситуации, когда с научной точки зрения исследователям в своих работах удается избежать просчетов, но в то же время возникает острое ощущение, что исследование само по себе было ошибкой.
В этой подборке собраны самые скандальные эксперименты, поставленные в попытке лучше понять психологию человека. Некоторые из них поражают тем, как они повлияли на судьбы людей, в них участвовавших. Другие – тем, что открыли человечеству то, что оно вряд ли хотело бы о себе знать.
«Маленький Альберт»
Одним из самых громких опытов прошлого века стал эксперимент основателя бихевиоризма Джона Уотсона, проведенный в 1920 году. Целью ученого было доказать, что фобии приобретаются людьми в очень раннем возрасте.
Участником исследования был мальчик-сирота Альберт, которому на момент начала эксперимента было девять месяцев. На протяжении восьми недель ребенку показывали белую крысу и похожие на нее предметы. Изначально мальчик абсолютно спокойно игрался с ней, но затем во время игр Альберта с животным Уотсон стал бить молотком по металлическому изделию. Это вызывало громкий и резкий звук, пугающий мальчика.
У Альберта развилась фобия – он стал бояться крысы и всего, что внешне напоминало белого зверька. Затем ребенка на неделю разлучили с животным, но даже после этой паузы ребенок начинал плакать при виде крысы.
Теория Уотсона была доказана, но фобия преследовала Альберта до конца его дней.
Стэнфордский эксперимент
Стэнфордский эксперимент считается одним из самых известных опытов над людьми. Его в 1971 году провел психолог Филипп Зимбардо. Исследование было заказано Военно-морским флотом США. Целью эксперимента было изучение реакции человека на ограничения свободы и влияние навязанной социальной роли на его поведение.
Группу добровольцев из 24 мужчин поделили на роли охранников и заключенных в условной тюрьме, оборудованной в подвале факультета психологии Стэнфордского университета. Каждая из групп получила свою униформу. При этом применение любого физического насилия запрещалось. Перед «охранниками» была поставлена задача вызвать максимальное чувство тоски и страха у заключенных. Их можно было называть исключительно по номерам.
Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Бунт, начавшийся на второй день, был жестко подавлен. У охранников стали проявляться садистские наклонности. Узникам запрещали мыться, заставляли голыми руками мыть туалеты, вынуждали спать на бетонном полу, заставляли выполнять физические упражнения. Заключенный №416 в знак протеста объявил голодовку. Охранники поместили его в тесном чулане и заставляли держать в руках сосиски, которые он отказывался есть.
Для нагнетания атмосферы надзиратели также пытались стравливать «заключенных» между собой. Например, тюремщики предложили узникам выбор: либо №416 проведет всю ночь в одиночной камере, либо они будут спать без одеял. Никто из них не согласился пожертвовать одеялом ради запертого подопытного. Это лишь малый перечень всего, на что оказались готовы надзиратели.
Эксперимент был прекращен на шестой день, хотя изначально был запланирован на две недели.
Эксперимент Милгрема
В 1963 году в Йельском университете Стэнли Милгрем (он, кстати, учился вместе с Филиппом Зимбардо), поставил эксперимент, целью которого было узнать: сколько страданий способный причинить обыкновенный люди другим, совершенно невиновным, если это будет частью их рабочих обязанностей. Милгрем хотел прояснить вопрос, как обычные немцы во времена нацистов могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концлагерях.
Изначально он планировал провести эксперимент в Германии, но после проверки методики в США, он заявил, что в этом нет необходимости – настолько показательными были результаты опытов.
Участникам этот эксперимент представили как исследование влияния боли на память. В нем участвовали экспериментатор, испытуемый, и актер игравший роль испытуемого. По жребию (который всегда доставался актеру) определялось, кто будет играть роль ученика, от которого требуется запоминать пары слов, и в случае ошибки испытуемый, игравший роль учителя, должен был наказывать его все более сильным электрическим зарядом (который также был фальшивым).
«Учителя» помещали в отдельную комнату, где у него на пульте были 30 переключателей 15 до 450 вольт. Все переключатели разбиты на группы «Слабый удар», «Умеренный удар», «Сильный удар», «Очень сильный удар», «Интенсивый удар», «Крайне интенсивный удар», «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два выключателя располагались на расстоянии от других и были помечены тремя «Х». Прибор производил впечатление настоящего, дабы подопытные ничего не заподозрили.
«Учитель» зачитывал пары слов, которые должен запомнить «ученик». Потом ученик отвечал на вопросы учителя, выбирая один из четырех вариантов второго слова в каждой паре, нажимая соответствующую кнопку на своем пульте, что выводилось на экран перед учителем. В случае неправильного ответа, учитель должен был постепенно повышать мощность разряда.
Экспериментатор использовал четыре фразы для убеждения продолжить эксперимент в случае, если испытуемый начинал отказываться:
1. Пожалуйста, продолжайте.
2. Эксперимент требует, чтобы вы продолжили.
3. Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили.
4. У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.
Эти фразы произносились последовательно. Если после четвертой фразы испытуемый упорствовал, эксперимент прекращался.
В случае, если испытуемый начинал интересоваться здоровьем «ученика», наблюдатель отвечал: «Удары могут быть болезненными, но они не нанесут долговременных повреждений тканям».
Подопытный и «подсадная утка» получали за участие в эксперименте 4,5 доллара. Деньги выдавались перед началом эксперимента, и участников предупреждали, что никто не отнимет их обратно, как бы не закончился опыт.
Результаты эксперимента потрясли научную общественность того времени. Сила авторитета незнакомого ученого вынудила 65% от числа испытуемых дойти до отметки в 450 Вольт. Останавливаться подопытные начинали только на отметке в 300 вольт (12,5% от общего числа) – именно в такой ситуации «жертва» подавала первые признаки недовольства и стучала в стену той комнаты, где находился испытуемый.
Сам Милгрем заявил: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
Сегодняшняя подборка фильмов о психологических экспериментах как над группой людей, так и над отдельным человеком. Две картины из подборки основаны на реальных событиях. Последний фильм в списке: культовая картина известного режиссера-провокатора. Итак, начнем!
Эксперимент (2010, США)
Режиссёр: Пол Шойринг.
В ролях: Эдриан Броуди, Форест Уитакер, Кэм Жиганде
Сюжет: сюжет фильма основан на истории знаменитого Стэнфордского эксперимента Филиппа Зимбардо, проведенного в 1971 году.
Герой Эдриана Броуди и еще 25 добровольцев откликнулись на объявление об участие в психологическом эксперименте за деньги. Участников разместили в тюрьме, разделили на 2 команды: заключенные и надзиратели, и оставили на 2 недели. Через некоторое время «надзиратели» начинают слишком рьяно следить за порядком, переходя все границы допустимого, а «заключенные» пытаются сопротивляться. Ситуация выходит из под контроля и происходит непоправимое.
Эксперимент 2: Волна (2008, Германия)
Режиссер: Деннис Ганзель.
В ролях: Юрген Фогель, Фредерик Лау, Макс Римельт
Сюжет: учитель истории Райнер Венгер использует непривычные методы преподавания. На этот раз, чтобы объяснить старшеклассникам тему «Автократия», преподаватель придумал игру в тоталитарное общество и возглавил его в качестве лидера.
Следуя за учениками, зритель проследит как из невинной совместной зарядки, одинаковой формы одежды, простых и привлекательных идей о равенстве, силе в единстве, приоритете общих ценностей перед индивидуальными рождается групповая идеология, очень напоминающая нацизм. В какой-то момент учитель и сам заигрался, но сумел остановиться. Смогут ли остановится подростки, ведь они получили отличную идею, ради которой готовы на многое.
Эксперимент «Повиновение» (2012, США)
Режиссёр: Крэйг Зобел.
В ролях: Энн Дауд, Мэтт Сервитто, Дрима Уокер
Сюжет: в небольшой кафешке раздается звонок. Представившийся офицером полиции мужчина заявляет, что официантка Бекки ворует у клиентов, и предлагает администратору Сандре отвезти девушку в подсобку и обыскать. По инструкциям «представителя власти» Сандра заставляет Бекки раздеться. «Полицейский» придумывает все более изощренные методы «вывести воровку на чистую воду» и привлекает к этому и других сотрудников кафе. С жутким ощущением вы будете наблюдать за тем, как обычные добропорядочные люди издеваются над девушкой по указке «голоса из трубки» при этом считая, что делают все правильно.
Фильм основан на реально произошедшем эпизоде в одном из кафе «МакДональдс» в США, куда позвонил 37-летний сотрудник частной тюрьмы, представившийся «офицером Скоттом».
Экзамен (2009, Великобритания)
Режиссёр: Стюарт Хэзелдайн.
В ролях: Адар Бек, Джемма Чан, Натали Кокс
Сюжет: одна крупная компания ищет сотрудника на престижную должность. Соискатели уже прошли отбор и лучшие были приглашены на последний тур. Экзамен проходит в закрытом кабинете, на столах только листы бумаги и ручки. Претендентам надо ответить лишь на один вопрос. Но вопрос так и не был задан, а экзаменатор ушел, наглухо закрыв дверь. Каждый из кандидатов готов на многое, чтобы получить должность и ищет возможности «выбить из строя» своих соперников.
Заводной апельсин (1971, США, Великобритания)
Режиссер: Стэнли Кубрик.
В ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс
Сюжет: молодой парень Алекс и его банда пропагандируют ультранасилие. Убивать, насиловать и грабить — идеология их жизни. Попав в исправительное учреждение, Алекс добровольно соглашается на эксперимент по подавлению тяги к насилию. Когда герой выходит на свободу, он не способен сам противостоять насилию и агрессии, в том числе со стороны бывших друзей и своих прошлых жертв.
Вообще описывать этот фильм совершенно бессмысленно, как говорится: «Лучше один раз увидеть». Если вы так еще и не собрались посмотреть «Заводной апельсин», обязательно сделайте это!
Хотите больше киноподборок и рецензий — подписывайтесь на канал! Делитесь статьей с друзьями и смотрите хорошие фильмы вместе!
Эксперименты в общей психологии
В общей психологии изучаются традиционные проблемы современной психологии, наиболее влиятельные психологические концепции, анализируется психическая жизнь человека, рассматриваются психические индивидуальные особенности (темперамент, способности, характер) и их проявление в деятельности и социальном взаимодействии. В этой науке определяется ее проблемное пространство, даст картина целостного психической жизни человека, изучается классический понятийный аппарат, рассматриваются методы психологического исследования человека и достижения современной психологии.
В экспериментах в общей психологии решаются следующие задачи: выделение феноменологии, описание психического явления, выяснения факторов его актуализации, определение силы проявления феномена (эффекта), условий существования феномена, многообразие проявлений психологических явлений, анализ целостной структуры и отдельных компонентов, установление взаимосвязи ‘ связей (их теснота, направленность, устойчивость), определение отдельных свойств психических явлений (сущностных, пространственных, временных, интенсивных), объяснение сущности психологических механизмов и закономерностей. В общей психологии постоянно дополняется и детализируется объектная сфера психологии — психика и мир психических феноменов (психические реакции, процессы, функции, состояния, свойства, психика в целом, личность, деятельность), устанавливается картина психической реальности в целом.
Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительного тренировки
Психолог изучал развитие навыков посадки самолета Т-37 курсантами военной академии. Гипотеза исследователя утверждала: при выполнении тренировочных полетов не в реальных условиях, а в воображении навыки выполнения посадки улучшаются. В исследовании приняли участие 23 отобранных случайным образом курсантов, получивших только начальный опыт работы на тренажерах и реальных полетов.
Все курсанты прошли традиционные тренировки на тренажерах, а 13 из них (экспериментальная группа) к тому же осуществляли и мыслительной тренировки. Они (четыре раза за период обучения) занимали места в макете кабины, через наушники получали указания, какие действия следует выполнять при посадке, и выполняли задачи: имели представить себе процесс посадки во всех деталях. Мыслительные тренировки длились по 11-15 минут.
После этого эксперты по 7-балльной шкале оценивали такие умения курсантов: знание операций (как выполнять посадку) и технику исполнения (успешность действий). В контрольной группе средний балл за знания был 4,21, за технику — 3,89. Участники экспериментальной группы получили соответственно 4,53 и 4,26.
Гипотеза исследователя подтвердилась: мыслительной тренировки способствует тренировке навыков. Эксперимент открывает возможность для каждого из нас улучшить свои навыки, например, в спорте, практикуя мыслительной тренировки по очереди с настоящими.
Эксперименты С. Шехтера о значении когнитивных процессов в переживании эмоциональных состояний
С. Шехтер выдвинул следующую гипотезу: «Внутренний необычное состояние актуализирует необходимость в оценивании, обуславливающей процесс объяснения, что разворачивается в терминах» внешних признаков «. Конечным результатом этого процесса является суждение о своем эмоциональном состоянии».
Экспериментальная процедура разворачивалась следующим образом:
1. Экспериментальные варианты состояния физиологического возбуждения.
2. Создание условий для объяснения необычного состояния (или отсутствие условий для такого объяснения).
3. Создание ситуации для возможного объяснения.
Участниками исследования были студенты, которые считали, что цель эксперимента — изучение влияния новых видов лекарств на зрительное восприятие. После инъекции они ожидали 15-20 минут, пока «начнется действие» лекарств. Экспериментальная группа получала инъекцию настоящего препарата, последствиями которой стали учащение сердцебиения, дыхания, тремор и покраснение кожи. Контрольной группе делали инъекцию плацебо, не вызывала никаких физиологических последствий.
Исследователи сообщили участникам различную информацию об их состоянии: половине — настоящие данные о временном побочное действие лекарств, половине — «фальшивые данные» о побочных эффектах (онемение пальцев, зуда, незначительный головная боль). Была также группа, не получила никаких объяснений. Экспериментаторы ожидали, что именно эта группа будет искать объяснений своего состояния, опираясь на актуальную ситуацию, и проявит наибольшую чувствительность к ее признаков.
В комнате ожидания исследуемый встречал своего ровесника, который также «ожидал» начала действия лекарств. На самом деле это был помощник экспериментатора, который после появления наивного автора начинал «вести себя эмоционально». В каждой из экспериментальных групп для одних испытуемых было разыграно состояние эйфории (подставной бросал бумагу в мусорное ведро, пускал бумажные самолетики и т.п.); для других — гнев (оба участника заполняли опросник, в котором сначала шли нейтральные вопросы, а затем все более интимные, которые так «раздражали» подставного, что он в сердцах разрывал анкету и выходил из лаборатории.
Психолог из-за «прозрачную» стену наблюдал и регистрировал поведение испытуемых, степень их вовлечения в игру подставного.
Через 15 минут под видом важности учета знаний о состоянии в данный момент (якобы для однозначной интерпретации данных, последующей оценки зрительной стимуляции) участники заполняли опросник о своем состоянии. Результаты исследования были такими. Участники, которые не имели никакого определенного объяснения своего состояния, считали себя счастливыми, когда подставной демонстрировал эйфорию и, наоборот, сердитишимы, когда воспринимали гнев партнера. Правильно проинформированы участники не почувствовали такого сильного влияния партнера по исследованию и описывали свое состояние как эмоционально нейтральный, так же как и те, что получили инъекцию плацебо (у них не было состояния возбуждения и они не нуждались оценить свое состояние).
Таким образом, для физиологического возбуждения внутренние изменения необходимы, однако недостаточны для того, чтобы пережить определенные чувства, качество которых зависит от доступных в данный момент когнитивных (ситуативных) факторов (ярлыков).
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности личности человека являются объектом интереса и изучения ученых многих поколений. Для получения достоверных данных в этой области можно воспользоваться большим количеством разных способов и методов исследования в психологии. Наиболее популярным и зарекомендовавшим себя является метод психологического эксперимента, небольшая информация о котором была помещена в предыдущей статье. В этой статье рассмотрим данный метод подробнее.
Эксперимент является определенным опытом, проходящим в специальных условиях. Его цель получить психологические данные через вмешательство исследователя в процесс деятельности испытуемого. Сделать доступными для наблюдения особенности внутреннего психического процесса – основная задача эксперимента в психологии.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологический эксперимент 480 руб.
- Реферат Психологический эксперимент 280 руб.
- Контрольная работа Психологический эксперимент 210 руб.
Метод эксперимента применяется и в других областях науки, но психологический эксперимент от них сильно отличается.
В психологическом эксперименте быть уверенным, что изучается то, что надо изучить, очень трудно. Если экспериментаторы в области физики и химии, знают, что изучают, то, что изучает психолог, когда изучает психику? Классический учебник по экспериментальной психологии Р. Вудвортса, вышедший в 1938 г. определял эксперимент как упорядоченное исследование. Исследователь в ходе эксперимента изменяет какой-то фактор, оставляя другие неизменными и, наблюдает результаты систематических изменений. Вудвортс считал отличительной особенностью эксперимента управление экспериментальным фактором.
Достижение главной цели эксперимента, по мнению В.В. Никандрова происходит благодаря основным характеристикам этого метода:
- Экспериментатор проявляет инициативу в области интересующих его психологических фактов;
- Варьирование условий возникновения и развития психических явлений;
- Контроль и фиксация условий процесса их протекания;
- Изоляция одних факторов и акцентирование других, что дает возможность определения закономерностей их существования;
- Существует возможность повторения условий эксперимента, что является важным моментом для многократной проверки получаемых научных данных;
- Возможность варьирования условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.
Психологический эксперимент, таким образом, можно определить как метод, в результате которого исследователь сам вызывает явления, его интересующие и, сам изменяет условия их протекания. Целью является установление причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.
Получаемые научные факты при этом можно неоднократно воспроизводить с целью их проверки и на основе этого судить о типичности или случайности изучаемых явлений.
Виды психологического эксперимента
Специалисты выделяют несколько видов экспериментального метода. Виды эксперимента выделяются в зависимости от способа организации, от цели исследования, от характера влияния на испытуемого и от возможности влияния экспериментатора на независимую переменную. Рассмотрим эти виды экспериментов.
Способы организации эксперимента
В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:
- Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
- Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
- Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.
Цели исследования
Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:
- Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
- Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
- Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.
Характер влияния на испытуемого
В зависимости от этого фактора можно выделить констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты:
- Констатирующий эксперимент – это один из видов, цель которого заключается в изменении одной или нескольких независимых переменных и их влияние на зависимые переменные;
- Формирующий эксперимент. Суть его в том, что человек или группа людей принимают участие в организованном обучении и формировании каких-либо качеств и навыков. Формирующий эксперимент широко применяется в отечественной психологии, потому что через создание специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического становления личности;
- Контрольный эксперимент, суть его состоит в повторном измерении состояния объекта и сравнение с первоначальным состоянием, кроме этого сравнение состояния контрольной группы, не получившей экспериментального воздействия.
Сегодняшняя подборка фильмов о психологических экспериментах как над группой людей, так и над отдельным человеком. Две картины из подборки основаны на реальных событиях. Последний фильм в списке: культовая картина известного режиссера-провокатора. Итак, начнем!
Эксперимент (2010, США)
Режиссёр: Пол Шойринг.
В ролях: Эдриан Броуди, Форест Уитакер, Кэм Жиганде
Сюжет: сюжет фильма основан на истории знаменитого Стэнфордского эксперимента Филиппа Зимбардо, проведенного в 1971 году.
Герой Эдриана Броуди и еще 25 добровольцев откликнулись на объявление об участие в психологическом эксперименте за деньги. Участников разместили в тюрьме, разделили на 2 команды: заключенные и надзиратели, и оставили на 2 недели. Через некоторое время «надзиратели» начинают слишком рьяно следить за порядком, переходя все границы допустимого, а «заключенные» пытаются сопротивляться. Ситуация выходит из под контроля и происходит непоправимое.
Эксперимент 2: Волна (2008, Германия)
Режиссер: Деннис Ганзель.
В ролях: Юрген Фогель, Фредерик Лау, Макс Римельт
Сюжет: учитель истории Райнер Венгер использует непривычные методы преподавания. На этот раз, чтобы объяснить старшеклассникам тему «Автократия», преподаватель придумал игру в тоталитарное общество и возглавил его в качестве лидера.
Следуя за учениками, зритель проследит как из невинной совместной зарядки, одинаковой формы одежды, простых и привлекательных идей о равенстве, силе в единстве, приоритете общих ценностей перед индивидуальными рождается групповая идеология, очень напоминающая нацизм. В какой-то момент учитель и сам заигрался, но сумел остановиться. Смогут ли остановится подростки, ведь они получили отличную идею, ради которой готовы на многое.
Эксперимент «Повиновение» (2012, США)
Режиссёр: Крэйг Зобел.
В ролях: Энн Дауд, Мэтт Сервитто, Дрима Уокер
Сюжет: в небольшой кафешке раздается звонок. Представившийся офицером полиции мужчина заявляет, что официантка Бекки ворует у клиентов, и предлагает администратору Сандре отвезти девушку в подсобку и обыскать. По инструкциям «представителя власти» Сандра заставляет Бекки раздеться. «Полицейский» придумывает все более изощренные методы «вывести воровку на чистую воду» и привлекает к этому и других сотрудников кафе. С жутким ощущением вы будете наблюдать за тем, как обычные добропорядочные люди издеваются над девушкой по указке «голоса из трубки» при этом считая, что делают все правильно.
Фильм основан на реально произошедшем эпизоде в одном из кафе «МакДональдс» в США, куда позвонил 37-летний сотрудник частной тюрьмы, представившийся «офицером Скоттом».
Экзамен (2009, Великобритания)
Режиссёр: Стюарт Хэзелдайн.
В ролях: Адар Бек, Джемма Чан, Натали Кокс
Сюжет: одна крупная компания ищет сотрудника на престижную должность. Соискатели уже прошли отбор и лучшие были приглашены на последний тур. Экзамен проходит в закрытом кабинете, на столах только листы бумаги и ручки. Претендентам надо ответить лишь на один вопрос. Но вопрос так и не был задан, а экзаменатор ушел, наглухо закрыв дверь. Каждый из кандидатов готов на многое, чтобы получить должность и ищет возможности «выбить из строя» своих соперников.
Заводной апельсин (1971, США, Великобритания)
Режиссер: Стэнли Кубрик.
В ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс
Сюжет: молодой парень Алекс и его банда пропагандируют ультранасилие. Убивать, насиловать и грабить — идеология их жизни. Попав в исправительное учреждение, Алекс добровольно соглашается на эксперимент по подавлению тяги к насилию. Когда герой выходит на свободу, он не способен сам противостоять насилию и агрессии, в том числе со стороны бывших друзей и своих прошлых жертв.
Вообще описывать этот фильм совершенно бессмысленно, как говорится: «Лучше один раз увидеть». Если вы так еще и не собрались посмотреть «Заводной апельсин», обязательно сделайте это!
Хотите больше киноподборок и рецензий — подписывайтесь на канал! Делитесь статьей с друзьями и смотрите хорошие фильмы вместе!
Эксперименты социальной психологии помогают нам лучше понять, как мы мыслим, ведём себя и действуем.
Они объясняют нам, как меняются наши мысли под влиянием окружающих, как может взаимодействовать группа и как мы воспринимаем других людей.
Вот шесть самых важных экспериментов социальной психологии:
Эксперимент Милгрэма
После всех ужасов Второй мировой войны учёные захотели узнать, почему некоторые люди не высказывались против такой власти и почему они выполняли приказы, которые шли вразрез с самим понятием общества. Стэнли Милгрэм (1963 год) придумал эксперимент, в котором участникам велели бить электрическим током другого участника, находящегося в соседней комнате. Но испытуемые не знали, что человек в другой комнате был подставным актёром, который должен был кричать, когда к нему применялись более сильные удары током.
Милгрэм хотел узнать, насколько далеко способны были зайти люди, повинуясь инструкции, даже если она подразумевала причинение боли другому человеку.
Результаты показали, что 65% участников дошли до самого высокого уровня в 450 Вольт. Милгрэм предположил, что люди повинуются приказам, если чувствуют, что они исходят от кого-то власть имущего, и хотят продемонстрировать уровень своей ответственности.
Эксперимент соответствия
Эксперимент Соответствия (1951 год) – один из самых важных экспериментов социальной психологии, в котором студентов поместили в комнату с восемью другими участниками. Эти восемь человек, в отличие от студентов, знали настоящую суть эксперимента. Задание было достаточно простым: три линии разной длины необходимо было сравнить с базовой линией, и целая группа должна была выбрать одну линию точно такой же длины.
Правильный ответ был очевиден, но по поручению исследователя «подставные» участники эксперимента выбрали неправильную линию. Таким образом, учёным было любопытно узнать, согласится ли студент с группой или будет упорным и выберет правильную линию?
Результаты показали, что 50% последовали за группой и дали неверный ответ. Только 25% пошли против группы, и по всем испытаниям средний темп соответствия составлял 33%. Это показывает, что наша готовность соответствовать перевешивает наше желание выделяться.
Эффект ореола
«Эффект ореола» – своего рода явление, когда наша оценка человека вынуждает нас делать предположения об остальных сторонах его характера. Один хороший пример эффекта ореола – то, как мы относимся к знаменитостям. Их часто изображают как красивых, успешных и богатых. Из-за этих особенностей мы более вероятно будем думать, что они также являются весёлыми, умными и добрыми.
Одно благоприятное суждение об индивидуальности человека имеет тенденцию перетекать в другие суждения, которые также являются благоприятными.
Эксперимент Шерифа в Робберс Кейв
Самый известный эксперимент Музафера Шерифа – Робберс Кейв (1954 год), в котором он хотел понять взаимодействие в группе, в особенности – конфликты, отрицательные предубеждения и стереотипы, с которыми сталкиваются люди, когда они конкурируют за ресурсы.
Двадцать два молодых человека были произвольно разделены на две группы и перевезены в летний лагерь. Участники групп не были знакомы между собой. Мальчики выбрали названия своих групп: «Гремучие змеи» и Орлы. Они провели неделю, сближаясь с членами своей группы, после чего был введён этап соревнований.
Две группы встретились впервые и боролись за ресурсы, призы и трофеи. Несмотря на то, что группы провели вместе всего неделю, они были уверены в своей связи и немедленно начали демонстрировать предвзятое мнение по отношению к другой группе. Сначала это были лишь словесные нападения, которые позже перешли в физические. В итоге эти две группы были так агрессивно настроены по отношению друг к другу, что исследователи вынуждены были вмешаться. Даже после двухдневного периода спокойствия мальчики продолжали отзываться о своей группе в самом положительном ключе, а о другой – в отрицательном.
Результаты предполагают, что у нас есть врождённая потребность находиться в группе и вести себя сплочённо с этой группой против других.
Стэнфордский тюремный эксперимент
Один из самых известных экспериментов социальной психологии, Стэнфордский тюремный эксперимент, был разработан Филипом Зимбардо в 1971 году. Он был сосредоточен на воздействиях осознанной власти, в частности на борьбе между охранниками и заключёнными. В эксперименте молодым людям дали роли охранников или заключённых и разместили в подобном тюрьме месте – в подвале Стэнфордского университета.
Скоро стало ясно, что молодые люди, получившие роль охранников, отнеслись к заданию очень серьёзно и начали оскорблять заключённых – словесно и в психологическом отношении. Заключённые, казалось, также вжились в роль и приняли вместе с ней злоупотребление властью. Всего через шесть дней ситуация была настолько накалена, что эксперимент пришлось прекратить.
Исследователи решили, что ситуация, в которой мы находимся, определяет наше поведение, а не наши отдельные личности.
Как стереотипы влияют на наше мнение
Составляем ли мы мгновенное мнение на основе стереотипов? В одном тесте Джон Барг (1996 год) разделил 34 участника на три группы и подсознательно «запрограммировал» эти группы на различные состояния: грубость, вежливость и нейтралитет. Для этого участникам давали пазлы из слов. Чтобы создать различные состояния в этих трёх группах, каждый пазл содержал слова, которые имели отношение к тому или иному состоянию, например, для вежливости использовались слова «учтивый», «терпеливый» и «вежливый».
Когда они закончили, их попросили поговорить с ведущим экспериментатором, который в этот момент вёл с кем-то увлечённую беседу. У них был выбор: прервать его разговор, пождать, пока он закончит, или уйти. Из группы, которая была запрограммирована грубыми словами, 64% прервали экспериментатора, по сравнению всего с 18% участников, «запрограммированных» вежливыми словами. Среди настроенных нейтрально беседу прервали 36% участников.
Результаты показали, что бессознательные сигналы могут привести к изменению нашего поведения.
Как видно из перечисленных выше экспериментов социальной психологии, человеческая натура так восприимчива к созданию социальных условий, что иногда это заставляет людей совершать действительно сумасшедшие вещи.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности личности человека являются объектом интереса и изучения ученых многих поколений. Для получения достоверных данных в этой области можно воспользоваться большим количеством разных способов и методов исследования в психологии. Наиболее популярным и зарекомендовавшим себя является метод психологического эксперимента, небольшая информация о котором была помещена в предыдущей статье. В этой статье рассмотрим данный метод подробнее.
Эксперимент является определенным опытом, проходящим в специальных условиях. Его цель получить психологические данные через вмешательство исследователя в процесс деятельности испытуемого. Сделать доступными для наблюдения особенности внутреннего психического процесса – основная задача эксперимента в психологии.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологический эксперимент 450 руб.
- Реферат Психологический эксперимент 250 руб.
- Контрольная работа Психологический эксперимент 230 руб.
Метод эксперимента применяется и в других областях науки, но психологический эксперимент от них сильно отличается.
В психологическом эксперименте быть уверенным, что изучается то, что надо изучить, очень трудно. Если экспериментаторы в области физики и химии, знают, что изучают, то, что изучает психолог, когда изучает психику? Классический учебник по экспериментальной психологии Р. Вудвортса, вышедший в 1938 г. определял эксперимент как упорядоченное исследование. Исследователь в ходе эксперимента изменяет какой-то фактор, оставляя другие неизменными и, наблюдает результаты систематических изменений. Вудвортс считал отличительной особенностью эксперимента управление экспериментальным фактором.
Достижение главной цели эксперимента, по мнению В.В. Никандрова происходит благодаря основным характеристикам этого метода:
- Экспериментатор проявляет инициативу в области интересующих его психологических фактов;
- Варьирование условий возникновения и развития психических явлений;
- Контроль и фиксация условий процесса их протекания;
- Изоляция одних факторов и акцентирование других, что дает возможность определения закономерностей их существования;
- Существует возможность повторения условий эксперимента, что является важным моментом для многократной проверки получаемых научных данных;
- Возможность варьирования условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.
Психологический эксперимент, таким образом, можно определить как метод, в результате которого исследователь сам вызывает явления, его интересующие и, сам изменяет условия их протекания. Целью является установление причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.
Получаемые научные факты при этом можно неоднократно воспроизводить с целью их проверки и на основе этого судить о типичности или случайности изучаемых явлений.
Виды психологического эксперимента
Специалисты выделяют несколько видов экспериментального метода. Виды эксперимента выделяются в зависимости от способа организации, от цели исследования, от характера влияния на испытуемого и от возможности влияния экспериментатора на независимую переменную. Рассмотрим эти виды экспериментов.
Способы организации эксперимента
В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:
- Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
- Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
- Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.
Цели исследования
Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:
- Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
- Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
- Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.
Характер влияния на испытуемого
В зависимости от этого фактора можно выделить констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты:
- Констатирующий эксперимент – это один из видов, цель которого заключается в изменении одной или нескольких независимых переменных и их влияние на зависимые переменные;
- Формирующий эксперимент. Суть его в том, что человек или группа людей принимают участие в организованном обучении и формировании каких-либо качеств и навыков. Формирующий эксперимент широко применяется в отечественной психологии, потому что через создание специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического становления личности;
- Контрольный эксперимент, суть его состоит в повторном измерении состояния объекта и сравнение с первоначальным состоянием, кроме этого сравнение состояния контрольной группы, не получившей экспериментального воздействия.