Конфликт интересов

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам. Под личной заинтересованностью, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Кто и как занимается урегулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе?
Урегулированием конфликтов интересов на государственной гражданской службе занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов такого рода комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.
Какими правами и обязанностями располагает государственный гражданский служащий в сфере управления конфликтом интересов на государственной гражданской службе?
Основной обязанностью государственного гражданского служащего в этой сфере является следующая: в случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Если государственный гражданский служащий не согласен с принятым решением, то вопрос выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия является коллегиальным органом, включающим:

Представителя нанимателя и (или) уполномоченных им государственных гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором государственный гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность государственной гражданской службы);
Представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Такой состав Комиссии обеспечивает не только коллегиальность, но и объективность рассмотрения конфликтной ситуации.

Конфликт интересов

Конфликт интересов

  • Исполнение Указов Президента Российской Федерации https://lenobl.ru/ru/deyatelnost/ispolnenie-majskih-ukazov/
  • Министерство просвещения Российской Федерации

    Конфликт интересов

    Зачисление в ДОУ

    Конфликт интересов

    Конфликт интересов

    Всероссийская олимпиада школьников

    Конфликт интересов

    Исполнение указов Президента Российской Федерации

    Конфликт интересов

    Опросы об оценке эффективности деятельности органов власти

    Конфликт интересов

    Правила безопасного поведения детей на ж/д объектах

    Конфликт интересов

    Интерактивная карта Ленинградской области воинских захоронений

    Приветствую всех! Большую часть времени люди проводят на рабочем месте. Они исполняют свои обязанности, решают кучу разных задач, каждый человек может столкнуться с такими обстоятельствами. Подобные ситуации встречаются не только в государственных учреждениях, но и в малом бизнесе. Обычно, недоразумения встречаются при вступлении в конфликтную ситуацию человека, ищущего для себя выгоды. Для избегания подобного, очень важно уметь урегулировать ситуацию и участников процесса с наименьшими моральными и финансовыми потерями. Сейчас разберем, что такое конфликт интересов, и какие виды он имеет.

    1. Конфликт интересов – что это такое?
    2. Понятие в психологии
    3. Разногласия во время конфликтов интересов
    4. Личная заинтересованность
    5. Основные причины
    6. Формы разногласий
    7. Как предотвратить разногласия

    Конфликт интересов – что это такое?

    Конфликт интересов

    Ситуация, при которой работник обладает личной заинтересованностью, и всеми силами старается добиться выгоды, невзирая на негативные последствия для предприятия. В законах РФ, конфликт интересов не имеет определения. Из-за подобного пробела в законе, невозможно разрешить эти нюансы.

    Понятие в психологии

    Психология разделяет конфликт интересов на 2 вида:

    1. Организационный. Проявляется при ситуации, когда заказчик не выполняет должным образом работу, заранее прописанную в документах об оказании услуг.
    2. Личный. Возникает при противоречии личных интересов с трудовым законодательством. Обычно наблюдается при нарушении закона «О коррупции». В данной ситуации, урегулирование не происходит при помощи педагогики, как в предыдущем способе.

    Разногласия во время конфликтов интересов

    Они возникают от определенных факторов:

    • Тип личности участников конфликта.
    • Цивилизованность и компетентность участников.
    • Взаимоотношения между людьми.

    Личная заинтересованность

    Конфликт интересов

    Нередко она наблюдается при разногласиях. Обычно в личной заинтересованности подразумевается получение материальной выгоды. Такие ситуации наблюдаются между родственниками, которые являются коллегами на работе.

    Основные причины

    Конфликтные ситуации могут проявиться по разным причинам. Я выделю основные из них:

    • При имеющемся заказе, появляется дополнительная работа с вознаграждением или услуга с дополнительной оплатой.
    • Проявление личного интереса, при получении активов, акций или иных ценных бумаг…
    • При получении подарка за оказанную помощь или финансовая благодарность.
    • При участии в судебных тяжбах.
    • Превышение должностных полномочий.
    • Во время нарушения прав граждан или несоблюдения закона госслужащими.
    • Несанкционированная помощь при разрешении вопросов, имеющих под собой финансовую оплату.

    Формы разногласий

    Не всегда личная заинтересованность может привести к разногласиям. Конфликты могут быть самыми разными. Также, не при всех ситуациях, конфликт интересов может быть неправомерным и караться законом. По этой причине не существует закона, регулирующего преступность интересов. Личный интерес является только поводом для совершения преступления. При вовремя предотвращенном разногласии, можно предотвратить потерю финансов, репутации и самое главное свободы.

    Как предотвратить разногласия

    Не стоит продолжать конфликт, если имеется возможность его предотвращения. Способов много, и они подкрепляются законами РФ. Личность, знающая о разногласиях, но не знает, как урегулировать их, и не говорит о нем руководству, также, берет на себя ответственность за последствия. Самостоятельно урегулировать ситуацию с конфликтом интересов не стоит.

    Причинами таких суждений является невозможность предсказать поведение участников конфликтов. Именно по этой причине урегулировать ситуацию стоит специалистам.

    • Для первой меры предотвращения разногласия необходимо, чтобы все оговаривалось открыто. Если суть была в сделке, то важно знать где был куплен товар, какую стоимость он имеет, что требовалось для его доставки, кто был задействован в его передаче и.т.д…
    • Должно присутствовать постоянное анализирование организации.
    • Контролирование процесса принятия на рабочее место наемных работников, чтобы не оказалось родственников среди коллег по работе.
    • Прописать в нормативных правовых документах предприятия, что получение подарков и иных благ запрещено.
    • Если возникает конфликт интересов и при его разрешении участвуют третьи лица с предвзятым мнением, от них необходимо сразу же избавиться.
    • Не должны находиться все активы компании у госслужащего.

    Что, на ваш взгляд, представляет потенциальный конфликт интересов? Поделитесь своим мнением в комментариях.

    Конфликт интересов

    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 21.01.2021 2021-01-21

    Статья просмотрена: 28 раз

    Библиографическое описание:

    Шуман, К. А. Понятие конфликта интересов / К. А. Шуман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77867/ (дата обращения: 12.03.2021).

    В настоящей статье рассмотрено понятие «конфликт интересов» с точки зрения разных правоведов, определены причины, ситуации, а также условия возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.

    Ключевые слова: конфликт интересов, служащий, обязанность, личная заинтересованность, группа ситуаций, интерес граждан.

    This article examines the concept of «conflict of interest» from the point of view of various legal scholars, identifies the causes, situations, and conditions for the emergence of a conflict of interest in the state civil and municipal service.

    Keywords: conflict of interest, employee, duty, personal interest, group of situations, interest of citizens.

    На сегодняшний день перед государственными учреждениями нашей страны стоят важные задачи по удовлетворению интересов граждан государства. Гражданский служащий, в силу своего специального статуса, должен быть беспристрастен в рассмотрении вопросов, поставленных перед ним, а также он должен быть честен и прозрачен в выполнении своих должностных обязанностей. Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной службе РФ» предусмотрено такое понятие, как «конфликт интересов». Под понятием «конфликт интересов» законодатель подразумевает заинтересованность конкретного должностного лица в осуществлении своих обязательств с целью получить ценностную выгоду, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан, а также может помешать объективному рассмотрению их вопросов. Любая выгода, материальная или нематериальная, которая извлекается государственным служащим непосредственно или с его помощью близкими этому служащему третьими лицами, может послужить основой возникновения конфликта интересов. Выгодой может быть, например, материальная выплата в виде денежного поощрения, или же какие-либо связи с различными обязательствами.

    Хаюрин Э. Б. рассматривает понятие «конфликт интересов» как «противоречие, возникающее между личными интересами человека и его профессиональными, служебными обязанностями. Наличие такого противоречия может повлиять на непредвзятость и беспристрастность решений, мер или бездействия при исполнении официальных распоряжений, регулирующих полномочия и профессиональные обязанности» [6, с. 236].

    Ряд правоведов склонны к мнению о том, что конфликт интересов является одним из основных факторов, приводящих к возникновению коррупции. Однако, полагаю неверным сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции, поскольку необязательно такой конфликт имеет коррупционный результат — государственные гражданские служащие нередко сталкиваются с конфликтом интересов против своей воли, а также не совершая при этом никаких противоправных действий. Вместе с тем, как полагает Скорбунова Ю. А., «конфликт интересов чаще всего следует рассматривать как основу возникновения коррупции, поскольку именно личные интересы государственного гражданского служащего могут привести к таким коррупционным проявлениям, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки» [7, с. 9]. Солидарна с таким мнением и Курбатова О. В., которая понимает конфликт интересов как «потенциально возможный, а не действенный юридический конфликт. И, если конфликт интересов не предотвращен, совершается правонарушение коррупционной направленности» [9, с. 39].

    В настоящее время словосочетание «конфликт интересов» ассоциируется с государственной службой, характеризуя процессы и явления в сфере государственного управления, а самого гражданского служащего законодатель определяет, как гражданина, исполняющего обязательства, предусмотренные замещаемой им должностью назначенной в соответствии с актом о назначении его на такую должность, оформленную служебным контрактом, который предусматривает выплату заработной платы служащему из государственного бюджета. Обязательства и функции, которые возложены на лицо, занимающее должность гражданского служащего, должны выполняться во благо общественности. Рабочие обязанности гражданского служащего тесно связаны с интересами граждан и отдельных организаций, поэтому служащий обязан абсолютно беспрекословно соблюдать все предусмотренные законом права и интересы государства. Также следует отметить, что служащий обязан сообщить непосредственному нанимателю или представителю нанимателю о имеющейся личной заинтересованности, которая может стать причиной возникновения конфликта интересов, т. к. очевидно, что, предпочитая личную заинтересованность, гражданский служащий в первую очередь ставит под удар не только исполнение своих должностных обязанностей, но и авторитет государственного органа, в котором он проходит службу, а также саму государственную службу в целом. Подобные случаи ставят под удар честь и достоинство служащих, как в глазах граждан самого государства, так и за его пределами.

    Автор научной статьи «Конфликт интересов на государственной гражданской службе» Сарлиду Е. [10, с. 90] выделяет несколько ситуаций, которые могут привести к конфликту интересов. Первая группа ситуаций возникает при правомерном извлечении дохода. Автор указывает, что в данной ситуации лицо, замещающее должность гражданского служащего, имеет право на иной вид деятельности для получения дополнительных доходов в том случае, если это не приведет к возможности возникновения конфликта интересов. Вторая группа ситуаций возникает при исполнении должностных обязанностей, что вытекает из обязанности государственным служащим немедленно сообщать о возникновении личной заинтересованности своему нанимателю или же представителю нанимателя. Также в данном случае автор выделяет обязанность госслужащего по предпринятию всех возможных мер для предотвращения возникновения конфликта интересов.

    Кроме причин возникновения конфликта интересов в современной юридической литературе Овчинко О. А. выделяет условия, которые способствуют возникновению конфликта интересов: 1) высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; 2) недостаточная информированность общества о деятельности органов государственной власти; 3) наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании; 4) несоблюдение служебной и организационной дисциплины; 5) отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др. [8, с. 85–86].

    Учитывая вышесказанное, разумно прийти к выводу о том, что гражданский служащий ввиду своей специфической деятельности должен непрерывно оценивать действия и ситуации, которые могут повлиять на надлежащее исполнение его должностных обязанностей. В обязанность гражданского служащего прежде всего входит соблюдение ограничений и запретов, которые предусмотрены законодателем в сфере гражданской службы, а также поддержание авторитета государственной власти.

    Конфликт интересов является серьезной моральной проблемой. Он возникает, когда люди принимают решения в личных целях, пренебрегая при этом обязательствами перед другими. Такие дилеммы возможны в правительстве, но также и во многих других областях:

    • когда медицинские исследования финансируются фармацевтическими компаниями;
    • когда психотерапевты пытаются лечить членов семьи;
    • когда профессора имеют личные отношения со студентами.

    Во всех этих случаях люди игнорируют свои должностные обязанности ради личной выгоды.

    Могут также возникнуть в бизнесе или в общественной жизни. Это происходит, когда есть расхождение между тем, что сотрудник может получить на личном, возможно, финансовом уровне, и его профессиональными обязательствами. Если столкновение раскрыто и правильно рассмотрено, никаких значимых последствий оно не повлечет. Однако, если не будет решено, то может нанести ущерб вовлеченным людям, а также всей организации. Поэтому признание потенциального либо реального противоборства целей имеет критическое значение.

    Что такое конфликт интересов?

    Конфликт интересов — это ситуация в которой человек, который уполномочен принимать решения, пользуется привилегиями, дающими ему личное преимущество в ущерб другим. Человек (или организация) находится в такой ситуации, когда действует в свою пользу или в пользу определенного субъекта, в отношении которого у него есть обязательства. И одновременно действуя против интересов другого субъекта, к которому также должен проявлять лояльность.

    Определение включает не только противоречие между личными и чьими-либо интересами, но также обязательство сохранять лояльность по отношению к организациям, чьи потребности несовместимы.

    Вот несколько наглядных примеров. Чиновник, принимающий решения о компании, в которой он имеет долю. Журналист, который должен написать критический отчет об автомобильном концерне, который предоставил ему свой продукт для тестирования.

    Современный врач не сможет помочь пациентам без продуктов фармацевтической промышленности, а современный исследователь зависит от внешних источников финансирования.

    Проблема проявляется в различных формах на всех уровнях экономической, политической, административной, научной и другой деятельности.

    В чем основная проблема?

    Очевидно служащие просто должны иметь возможность заявить о наличии конфликта интересов. В дальнейшем это поможет принимать решения в соответствии со своими обязанностями, а не личными или финансовыми целями.

    Но есть серьезная ошибка в этом утверждении. Эксперименты показали, что раскрытие такого противоречия может усилить плохое поведение, а не уменьшить его.

    Мозг неспособен отделить свои личные интересы от профессиональных обязательств. Люди, принимающие решения, подвержены предвзятости, которая служит их личным целям, даже не осознавая этого.

    Управление конфликтами интересов в компаниях и организациях.

    Как показывает опыт, отсутствие контроля над конфликтами может быть разрушительным для компаний и организаций. Поэтому тот, кто хочет избежать банкротства, развиваться, поддерживать свою репутацию, предпринимает действия, направленные на их предотвращение. Эти действия включают навязывание сотрудникам требований, более строгих, чем сформулированные законом.

    Общая типология ситуаций, в которых могут возникать конфликты интересов в компании или организации, позволяет выделить следующие случаи:

    • наличие финансовых, семейных, социальных и иных связей с поставщиками, клиентами и другими организациями, сотрудничающими с компанией;
    • связи с конкурентами, например, путем частичной занятости или консультаций;
    • участие в производстве товаров или услуг для конкурентов;
    • выполнение заказов «на стороне», используя оборудование компании, рабочее время и т.д.;
    • услуги для других компании, кроме тех, которые возникают в результате трудовых отношений, например, продажа материалов, аренда оборудования;
    • доступ к конфиденциальной информации, использование которой даст финансовые или другие преимущества;
    • объединение функций, между которыми существует односторонняя или взаимная зависимость, например, производства и контроля;

    Требования, касающиеся ограничения конфликта интересов, обычно формулируются компаниями в письменной форме, а процедуры соблюдения этих требований формализуются. Большинство этических кодексов содержат главу регламентирующую порядок их избегания, раскрытие их в ситуации, когда избежать невозможно.

    Лучший способ нейтрализовать негативные последствия конфликта интересов − раскрыть его с целью мониторинга такой ситуации и минимизации последствий. Должно быть сделано лицом, затронутым конфликтом. Часто раскрытие рассматривается как обязанность сотрудника, а степень угрозы оценивается на высших уровнях иерархии. В случае людей, занимающих руководящие должности, эта степень должна оцениваться менеджерами по этике.

    Раскрытие допускает следующие альтернативные решения:

    • не предпринимать никаких действий, если установлено, что потенциальный конфликт минимален и достаточно просто раскрыть его, чтобы контролировать;
    • информирование сторон, которые затронуты конфликтом, о том, что он был раскрыт и теперь под контролем;
    • привлечение третьей стороны, независимого аудитора, для расследования степени риска;
    • привлечение дополнительных участников в процесс принятия решений;
    • ограничение доступа к конфиденциальной информации для этих лиц;
    • прекращение отношений со стороной, которая вызывает этот конфликт;
    • отказ от личного интереса, который вызывает конфликт;
    • отстранение человека от выполнения определенных задач;
    • перевод в другой отдел;
    • отстранение от обсуждения или голосования по конкретным вопросам;
    • в серьезных случаях − увольнение.

    Две модели управления:

    1. Модель запрета. Препятствует любой договоренности, особенно финансовой, которая может создать такой вид конфликта, если эта договоренность не обеспечивает достаточно компенсирующей социальной выгоды. Реализация этого подхода требует, чтобы те, кто защищает его, создали основу, в рамках которой приемлемы определенные противоборства целей.
    2. Модель раскрытия информации и рецензирования. Считает, что конфликт неизбежен и что финансовые являются только наиболее заметными и, возможно, наименее опасными с научной точки зрения. Признание потенциальных источников предвзятости способствует осознанию различных точек зрения и возможности выработки какого-то баланса. При условии, что существует сильный процесс рецензирования и возможности для вторичного анализа данных.

    Конфликт интересов является одним из ключевых вопросов деловой этики, как из-за его теоретической сложности, так и практической важности. Невозможно избежать всех профессиональных дилемм, потому что они сопровождают почти каждую человеческую деятельность.

    Во многих ситуациях их негативные последствия либо незначительны, либо могут быть полностью ограничены самоконтролем или внешним контролем. Однако условием для этого является глубокое понимание их природы, возможных последствий и способов противодействия. Эти знания должны распространяться на всех уровнях административной, экономической и научной иерархии, став канонической темой в образовательных программах деловой этики.

    Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам. Под личной заинтересованностью, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
    В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
    Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
    Кто и как занимается урегулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе?
    Урегулированием конфликтов интересов на государственной гражданской службе занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов такого рода комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
    В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
    Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.
    Какими правами и обязанностями располагает государственный гражданский служащий в сфере управления конфликтом интересов на государственной гражданской службе?
    Основной обязанностью государственного гражданского служащего в этой сфере является следующая: в случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
    Представитель нанимателя принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Если государственный гражданский служащий не согласен с принятым решением, то вопрос выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Комиссия является коллегиальным органом, включающим:

    Представителя нанимателя и (или) уполномоченных им государственных гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором государственный гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность государственной гражданской службы);
    Представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
    Такой состав Комиссии обеспечивает не только коллегиальность, но и объективность рассмотрения конфликтной ситуации.

    Конфликт интересов

    Конфликт интересов

  • Исполнение Указов Президента Российской Федерации https://lenobl.ru/ru/deyatelnost/ispolnenie-majskih-ukazov/
  • Министерство просвещения Российской Федерации

    Конфликт интересов

    Зачисление в ДОУ

    Конфликт интересов

    Конфликт интересов

    Всероссийская олимпиада школьников

    Конфликт интересов

    Исполнение указов Президента Российской Федерации

    Конфликт интересов

    Опросы об оценке эффективности деятельности органов власти

    Конфликт интересов

    Правила безопасного поведения детей на ж/д объектах

    Конфликт интересов

    Интерактивная карта Ленинградской области воинских захоронений

    Конфликт интересов

    Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

    Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

    Выражение конфликта интересов на работе

    Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

    Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

    1. организационный
    2. личный

    Конфликт интересовОрганизационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

    Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

    Законодательная база

    В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

    Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.

    • Конфликт интересовВ 2004 г., в Федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», появилась соответствующая поправка, регламентирующая правила несения службы работниками гражданских сфер деятельности. Она направлена на то, чтобы избежать возникновения конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»).
    • В 2008 году был утвержден Национальный план по борьбе с коррупцией, где указано, что решение подобного вопроса является одной из приоритетных мер по искоренению взяточничества.

    Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

    Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

    Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

    1. материальная
    2. нематериальная

    Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

    К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

    Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.

    Конфликт интересовВажно знать: На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

    Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

    В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

    1. обнародование данных в средствах массовой информации;
    2. в сети интернет;
    3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

    Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

    Заключение

    Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

    Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

    Приветствую всех! Большую часть времени люди проводят на рабочем месте. Они исполняют свои обязанности, решают кучу разных задач, каждый человек может столкнуться с такими обстоятельствами. Подобные ситуации встречаются не только в государственных учреждениях, но и в малом бизнесе. Обычно, недоразумения встречаются при вступлении в конфликтную ситуацию человека, ищущего для себя выгоды. Для избегания подобного, очень важно уметь урегулировать ситуацию и участников процесса с наименьшими моральными и финансовыми потерями. Сейчас разберем, что такое конфликт интересов, и какие виды он имеет.

    1. Конфликт интересов – что это такое?
    2. Понятие в психологии
    3. Разногласия во время конфликтов интересов
    4. Личная заинтересованность
    5. Основные причины
    6. Формы разногласий
    7. Как предотвратить разногласия

    Конфликт интересов – что это такое?

    Конфликт интересов

    Ситуация, при которой работник обладает личной заинтересованностью, и всеми силами старается добиться выгоды, невзирая на негативные последствия для предприятия. В законах РФ, конфликт интересов не имеет определения. Из-за подобного пробела в законе, невозможно разрешить эти нюансы.

    Понятие в психологии

    Психология разделяет конфликт интересов на 2 вида:

    1. Организационный. Проявляется при ситуации, когда заказчик не выполняет должным образом работу, заранее прописанную в документах об оказании услуг.
    2. Личный. Возникает при противоречии личных интересов с трудовым законодательством. Обычно наблюдается при нарушении закона «О коррупции». В данной ситуации, урегулирование не происходит при помощи педагогики, как в предыдущем способе.

    Разногласия во время конфликтов интересов

    Они возникают от определенных факторов:

    • Тип личности участников конфликта.
    • Цивилизованность и компетентность участников.
    • Взаимоотношения между людьми.

    Личная заинтересованность

    Конфликт интересов

    Нередко она наблюдается при разногласиях. Обычно в личной заинтересованности подразумевается получение материальной выгоды. Такие ситуации наблюдаются между родственниками, которые являются коллегами на работе.

    Основные причины

    Конфликтные ситуации могут проявиться по разным причинам. Я выделю основные из них:

    • При имеющемся заказе, появляется дополнительная работа с вознаграждением или услуга с дополнительной оплатой.
    • Проявление личного интереса, при получении активов, акций или иных ценных бумаг…
    • При получении подарка за оказанную помощь или финансовая благодарность.
    • При участии в судебных тяжбах.
    • Превышение должностных полномочий.
    • Во время нарушения прав граждан или несоблюдения закона госслужащими.
    • Несанкционированная помощь при разрешении вопросов, имеющих под собой финансовую оплату.

    Формы разногласий

    Не всегда личная заинтересованность может привести к разногласиям. Конфликты могут быть самыми разными. Также, не при всех ситуациях, конфликт интересов может быть неправомерным и караться законом. По этой причине не существует закона, регулирующего преступность интересов. Личный интерес является только поводом для совершения преступления. При вовремя предотвращенном разногласии, можно предотвратить потерю финансов, репутации и самое главное свободы.

    Как предотвратить разногласия

    Не стоит продолжать конфликт, если имеется возможность его предотвращения. Способов много, и они подкрепляются законами РФ. Личность, знающая о разногласиях, но не знает, как урегулировать их, и не говорит о нем руководству, также, берет на себя ответственность за последствия. Самостоятельно урегулировать ситуацию с конфликтом интересов не стоит.

    Причинами таких суждений является невозможность предсказать поведение участников конфликтов. Именно по этой причине урегулировать ситуацию стоит специалистам.

    • Для первой меры предотвращения разногласия необходимо, чтобы все оговаривалось открыто. Если суть была в сделке, то важно знать где был куплен товар, какую стоимость он имеет, что требовалось для его доставки, кто был задействован в его передаче и.т.д…
    • Должно присутствовать постоянное анализирование организации.
    • Контролирование процесса принятия на рабочее место наемных работников, чтобы не оказалось родственников среди коллег по работе.
    • Прописать в нормативных правовых документах предприятия, что получение подарков и иных благ запрещено.
    • Если возникает конфликт интересов и при его разрешении участвуют третьи лица с предвзятым мнением, от них необходимо сразу же избавиться.
    • Не должны находиться все активы компании у госслужащего.

    Что, на ваш взгляд, представляет потенциальный конфликт интересов? Поделитесь своим мнением в комментариях.

    Конфликт интересов

    Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

    Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

    Выражение конфликта интересов на работе

    Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

    Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

    1. организационный
    2. личный

    Конфликт интересовОрганизационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

    Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

    Законодательная база

    В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

    Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.

    • Конфликт интересовВ 2004 г., в Федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», появилась соответствующая поправка, регламентирующая правила несения службы работниками гражданских сфер деятельности. Она направлена на то, чтобы избежать возникновения конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»).
    • В 2008 году был утвержден Национальный план по борьбе с коррупцией, где указано, что решение подобного вопроса является одной из приоритетных мер по искоренению взяточничества.

    Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

    Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

    Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

    1. материальная
    2. нематериальная

    Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

    К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

    Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.

    Конфликт интересовВажно знать: На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

    Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

    В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

    1. обнародование данных в средствах массовой информации;
    2. в сети интернет;
    3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

    Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

    Заключение

    Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

    Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

    Личная заинтересованность — это наличие у сотрудника возможности для получения выгоды. В мае министерство труда утвердило методику, содержащую рекомендации по выявлению этого нарушения и конфликта интересов у сотрудников, деятельность которых связана с размещением заказа по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

    Скачать федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»
    Скачать методические рекомендации Минтруда по выявлению личной заинтересованности в закупках

    Личная заинтересованность и конфликт интересов: в чем разница

    Под личной заинтересованностью понимают получение выгоды (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ от 25.12.2008):

    • в денежной форме;
    • в виде имущества или имущественных прав;
    • услуг имущественного характера;
    • результата выполненных работ;
    • иные выгоды.

    Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность оказывает влияние на решения, которые сотрудник принимает во время исполнения своих служебных обязанностей.

    Чем регулируется

    Основные документы, которые регламентируют методы борьбы с личной заинтересованностью и конфликтом интересов в сфере размещения заказа:

    1. Федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
    2. Методические рекомендации Минтруда, которые содержат комплекс мер по выявлению возможности получения выгоды у специалистов по госзаказу и других лиц из группы риска.

    Предупреждение коррупции по 273-ФЗ

    Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:

    • хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
    • вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
    • получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
    • быть поверенным и лоббировать частные интересы;
    • совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
    • использовать служебную информацию в своих целях.

    По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:

    1. Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
    2. Информировать руководство о склонении к взятке.

    Что рекомендует Минтруд

    Методика Министерства труда распространяется на организации, которые выступают в роли заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и рекомендует комплекс дополнительных мер по предупреждению взяточничества, в который входят:

    1. Назначение ответственным за реализацию мер сотрудника (или сотрудников), в обязанности которого (которых) входит предупреждение коррупции.
    2. Обучение сотрудника на курсе повышения квалификации в сфере закупок.
    3. Обеспечение ответственному лицу доступа к информации, которая имеет отношение к закупкам.
    4. Проведение профилактических мероприятий.
    5. Комплексный анализ данных.
    6. Подготовка компетентного заключения и передача сведений руководителю компании и тендерной комиссии.

    Как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность

    Пошаговая инструкция, как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность на основе методики Министерства труда, состоит из нескольких шагов.

    Шаг 1. Составить список сотрудников, которые имеют отношение к закупочной деятельности компании. Например:

    • руководитель учреждения;
    • контрактный управляющий;
    • члены тендерной комиссии;
    • завхоз или главный инженер, которые составляют техническое задание.

    Шаг 2. Включить этих сотрудников в список лиц, которые отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах (в том числе близких родственников).

    Шаг 3. Собрать информацию о работниках из группы риска и их близких родственниках, источниками могут послужить:

    • трудовая книжка, анкета, личная карточка сотрудника;
    • форма предоставления информации о сайтах, на которых работник размещал информацию;
    • сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах;
    • информация о работнике, которая присутствует в свободном доступе в интернете.

    Шаг 4. Сформировать профиль на сотрудников из группы риска.

    Шаг 5. Определить список тендеров и участников закупок группы риска исходя из:

    • суммы закупки;
    • наличия жалоб или предписаний контрольных органов и вышестоящих инстанций;
    • наличия запросов на разъяснение положений тендерной документации.

    Шаг 6. Ознакомиться с информацией о тендерах из группы риска на сайте ЕИС.

    Шаг 7. Собрать информацию об участниках закупок из реестра контрактов и документов, которые находятся в ведении сотрудников финансовой группы:

    • учредительные документы участников тендеров;
    • выписки из ЕГРЮЛ;
    • приказы о назначении руководителя, протоколы собрания или решения.

    Шаг 8. Сформировать профиль участников закупок.

    Шаг 9. Провести комплексный анализ данных и принять решение о наличии или отсутствии у работника личной заинтересованности или конфликта интересов. Определить порядок действий на этот случай.

    Кроме того, методика Минтруда рекомендует периодически проводить профилактические мероприятия:

    1. Семинары для сотрудников из группы риска, на которых проводить разъяснения:
      • сути понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
      • как уведомлять ответственного сотрудника о возникновении этих ситуаций;
      • об ответственности за получение выгоды при проведении закупок.
    2. Проработать возможные ситуации злоупотребления. Примеры размещены на сайте Минтруда.
    3. Ежегодно проводить оценку знаний работников компании по вопросам злоупотребления служебными обязанностями и ответственности за эти нарушения.
    4. Вести личный прием жалоб от поставщиков на закупочную деятельность организации или реализовать другой способ сбора данных — горячую линию, электронную почту и т. п.
    5. Проинформировать сотрудников из группы риска о необходимости добровольного представления декларации о возможной личной заинтересованности.

    Конфликт интересов

    Что делать при выявлении конфликта интересов

    При выявлении конфликта интересов методикой Минтруда рекомендовано:

    • провести беседу с работником компании (с его согласия);
    • взять с работника объяснения по этому вопросу (с его согласия);
    • собрать сведения о соблюдении работником этики служебного поведения;
    • провести комплексный анализ данных, которые были получены, в том числе сведений из профиля работника, если он внесен в группу риска;
    • передать результаты комплексного анализа руководителю учреждения и тендерной комиссии;
    • усилить контроль за тем, как сотрудник выполняет свою работу.

    Что делать при выявлении личной заинтересованности

    Работника, который допустил нарушение и получил выгоду от своего служебного положения, привлекают к ответственности. В этой ситуации должностные лица (или отдел), которые отвечают в организации за предупреждение коррупционных нарушений, знакомят других работников компании со взысканием, которое получил нарушитель.