Как заставить ребенка учиться

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

Как заставить ребенка учиться

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости.

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Как заставить ребенка учиться

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Как заставить ребенка учиться

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом собаку или кота«.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

Как заставить ребенка учиться

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

Начало учебного года – это долгожданная пора для многих первоклашек. Но постепенно уроки и задания становиться рутинным занятием и неподъемной ношей для ребенка. Дети теряют интерес к учебе и совершенно не хотят ходить в школу.

Многие родители спрашивают, как же заставить ребенка делать уроки, и привить любовь к учебе? Как правило, лучший выход из ситуации — это правильная мотивация и правильный подход к детям. В сегодняшней статье мы подготовили несколько практических советов, которые помогут вернуть желание садиться за уроки и ходить в школу.

  1. Первоклашки
  2. Большая перемена
  3. Самые распространенные причины в отсутствии желания учиться

Первоклашки

Как заставить ребенка учитьсяУчеба дело не легкое. И особенно тяжело приходиться начинающим ученикам – первоклашкам и второклассникам. Дети только привыкают к новой своей роли в обществе и коллективу, а помимо этого нужно еще успевать правильно, выполнять все задания дома и в школе. Таким образом, на плечи учеников начальных классов ложится нелегкая задача. Преодолеть которую может помочь только родительский правильный подход. Прежде всего, нужно поддержать своего отпрыска, сказать ему, что вы понимаете как ему сейчас не легко.

Главный двигатель всего, что мы делаем. Мотивировать нужно на длительную перспективу. Рассказывать ребенку, что если он хорошо закончит школу, он сможет поступить в престижный ВУЗ. А так же обрисуйте ситуацию в том случае, если он не будет учиться.

Прививать тягу к знаниям нужно поэтапно и постепенно. Работайте сначала на короткую перспективу. К примеру, на день, неделю или на месяц. Если ребенок выполняет хорошо все задания, поощряйте его. Сделал все домашние задания – посмотрел мультик или съел мороженное. Хорошо закончил четверть – получил в подарок долгожданный конструктор. Стал хорошистом за год – съездили в долгожданную поездку.

Придётся набраться терпения, и превратить процесс обучения в игру. Ведь главная ошибка многих родителей учеников начальных классов, в том, что они забывают, что их дочери и сынишки совсем еще дети. И только вчера они целыми днями проводили время за игрой в детском саду. Будьте непосредственны, находите иногда время подурачиться и пошалить вместе. Чтобы ребенок не чувствовал себя в напряжении. Ведь зачастую, все, что слышат от своих родителей ученики начальных классов, это: «Пока не сделаешь все уроки, гулять не пойдешь» или «Сегодня никаких игр, потому что слишком много уроков». И таким образом им приходится все делать «из-под палки». В итоге ребенок готов заняться всем чем угодно, но только не уроками. Тут же появляется желание поспать, поесть и т.д. Начинается отлынивание от выполнения заданий.

Большая перемена

Как заставить ребенка учитьсяНаверное, все помнят себя в детстве, когда идя после школы, домой всегда хочется немножко задержаться с друзьями на улице и погулять. Ведь после нескольких часов проведенных в душном классе детям нужна разрядка, движение. Прогулка на свежем воздухе – это идеальный отдых для учеников после учебы. Организм насыщается кислородом и, двигаясь, малыши отлично разминаются. Но даже если у ребенка нет такой возможности – погулять после школы на улице, устройте ему небольшой перерыв после занятий, перед выполнением домашних заданий. Пусть поиграет в любимые домашние игры или наоборот спокойно полежит на кровати и отдохнет. На эти мероприятия должно отводиться не менее чем 1-1,5 часа.

Обустройте рабочее место

Половина залога успешной учебы – правильно обустроенное рабочее место ученика. Прежде всего, ребенку должно быть удобно за его рабочим столом. Нужно обязательно учитывать возраст сына или дочки, и подбирать мебель соответственного размера. Обязательно оборудуйте рабочее место ученика хорошей подсветкой в виде лампы. Все ученические принадлежности школьнику должно быть легко доставать, но при этом они не должны мешаться и валяться под рукой. Очень важно, чтобы все лежало на своих местах.

Карандаши и ручки в стакане или специальном органайзере-подставке, расписание – перед глазами, на стене, книги – на полке, желательно, чтобы они находились на расстоянии вытянутой руки от рабочего стола, тетради в ящике стола. Очень большое значение имеет расположение ученического места в доме или квартире, важно чтобы оно располагалось в той комнате, где ученика никто и ничего не будет отвлекать от учебы.

Самые распространенные причины в отсутствии желания учиться

  1. Не правильный режим дня. Составьте совместно с сыном и дочкой его индивидуальный распорядок дня, недели, года. К примеру, график в будни должен включать в себя часы, в которые ребёнок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и «ничегонеделания». Как заставить ребенка учиться
  2. Сложная программа. Особенно малышам бывает сложно перестроиться на учебный процесс. Сделайте процесс обучения более легким и понятным. Заинтересуйте своего отпрыска оригинальной подачей знаний. Сейчас есть возможность найти подходящую информацию в интернете.
  3. Плохие отношения с учителем. Поподробней расспросите об обстановке в школе у ребенка. Возможно, есть какие-то сложности в общении с классным руководителем или с кем-то из учителей. Если из уст сына или дочки и не прозвучит конкретной информации о проблеме, постарайтесь выяснить, в чем причина именно в школе через учителя. Ведь может выясниться, что у ребенка был конфликт по какой-то причине с кем-либо из учителей. И ребенок теперь неохотно отправляется на уроки.
  4. Проблемы в отношениях с одноклассниками. Помимо учебы, у детей в школе завязываются различные отношения со сверстниками и не всегда они бывают идеальными. Кто-то из учеников с первых дней заводит себе друзей и находит общий язык со всеми, а у кого-то не получается легкого общения с одноклассниками и он чувствует себя изгоем. Нужно постараться подбодрить ребенка, рассказать, что он обязательно найдет себе друзей, ведь у него очень много положительных качеств характера. Постараться наладить отношения со сверстниками малыша. Возможно, пригласить кого-то из одноклассников домой или организовать совместную прогулку.

Школьная жизнь для ребенка играет очень важную роль в его будущем социальном становлении. Поэтому так важно для родителей во время оказать поддержку на этом этапе жизни своего отпрыска.


Как заставить ребёнка учиться в школе? Родители хотят, чтобы их дети делали успехи в учёбе, потому что понимают, что только так можно чего-либо добиться в жизни. Именно поэтому они стараются устроить детей в престижные учебные заведения. Правда, мало что зависит от выбранной школы. Важно, чтобы на протяжении всего курса обучения у ученика было желание учиться. Мало кто из детей понимает важность обучения. Есть, конечно, очень ответственные дети, которые на уроках внимательно слушают учителя, а дома выполняют все необходимые виды работ, но таких мало.

Как заставить ребенка учиться

Существуют и такие ученики, которые учиться не хотят совсем. Они не любят выполнять задачи, требующие хотя бы минимального умственного напряжения. Родителям таких учеников ни в коем случае нельзя пускать обучение на самотёк. Надо систематически прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы поддерживать в детях интерес к учебе. Эти 10 советов психолога помогут заставить ребёнка учиться хорошо.

Советы психолога, как заставить ребёнка учиться в школе

1. Создать хорошую учебную обстановку.

Рабочее место ученика дома должно быть хорошо и правильно оборудовано. Сюда не должны доноситься звуки из других комнат. Здесь должно быть чисто, уютно и светло.

2. Научить ребёнка ставить цели.

Цели должны быть достижимыми в сравнительно небольшие промежутки времени. Если цель легко достичь, учиться совсем не так и страшно.

3. Не требовать от ребёнка слишком многого.

Некоторые родители постоянно оказывают на ребёнка давление с тем, чтобы он всегда хорошо учился. Но это не всегда возможно. Невозможность достичь поставленных родителями целей часто приводит к развитию у ребёнка депрессии, плохого поведения и вызывает отвращение к учёбе.

4. Показать, что учёба — это важно.

Многие из учеников, которые плохо учатся, не понимают, зачем они вообще ходят в школу. Для них существуют более интересные дела, а школа служит им помехой. Таким детям важно рассказать, почему им необходимо учиться, что даёт обучение и как это всё пригодится в будущей жизни.

5. Использовать интересные методы обучения.

Это больше относится к учителям. Интересной деятельностью всегда дети занимаются с большим желанием, чем рутинной и скучной. Хотя, впрочем, это спорный вопрос. Если ребёнку очень давно учиться не нравится, знаний по различным предметам практически нет, а школа не вызывает ничего, кроме отвращения, то какие методы работы ни используй, заинтересовать ученика практически невозможно. Возможно, и здесь ребёнку смогут помочь родители, если у них хватит фантазии интересно поработать с ним над домашней работой.

6. Концентрироваться на тех областях знаний, которые вызывают у ребёнка наибольший интерес.

У каждого ребёнка свои интересы. Одних притягивает музыка и музыкальные исполнители, других — компьютерные игры. Если изучаемые в школе предметы будут хотя бы минимально соприкасаться с подобными темами, учиться станет гораздо интереснее.

7. Поощрять ребёнка.

Поощрение и похвала творят чудеса. Если ребёнок находится в депрессии, бесполезно его ругать и заставлять заниматься. Лучше всего похвалить за то, что он может сделать. Вы увидите, что с каждым разом ему будет хотеться сделать всё больше и больше.

8. Помогать учиться.

Многие родители считают, что обучать ребёнка должна только школа, поэтому не считают нужным помочь ему разобраться с трудным домашним заданием. А ведь многие ученики не любят учиться только потому, что не понимают какой-либо предмет или даже несколько. Если родители отложат свои дела и помогут с этим ребёнку, интереса к учёбе у него будет гораздо больше.

9. Поощрение конкуренции.

Совершенно не обязательно заставлять ребёнка быть лучше всех во всём, но надо обязательно его похвалить, если он лучше всех в классе написал контрольную или ответил на уроке. Желание и на следующем уроке получить хорошую оценку поможет ребёнку лучше подготовиться к уроку.

10. Награждать за достижения.

За большие успехи в учёбе ребёнка можно не только похвалить, но и вручить ему небольшой подарок. Некоторые родители не знают, что дарить своим детям, поэтому часто дают им деньги, особенно, если дети учатся в старших классах. Это не всегда правильный подход. То же самое касается и подарков. Дети быстро привыкают к такому отношению и без подарков в дальнейшем просто уже ничего не хотят делать. Если у вас всё-таки ограниченный бюджет, возможно, к этому прибегать и не следует.

Отсутствие мотивации при обучении — серьёзная проблема среди учеников. Помочь вызвать интерес к учёбе им могут учителя и родители. Самое простое средство — похвала и поощрение. Благодаря этим нехитрым способам дети способны преодолеть нежелание учиться и смогут достичь успеха в учёбе.

В настоящее время у многих детей желание заниматься уроками зачастую отсутствует. Успеваемость поэтому находится на плохом уровне, что далеко не устраивает родителей. Попробуем выяснить, какие действия смогут помочь в этом, как заставить ребенка хорошо учиться в школе и получать отличные балы.

Как заставить ребенка учиться

Причины отсутствия тяги к учебе

Множество факторов могут приводить к нежеланию учить уроки даже у очень способных учеников. Для решения проблемы успеваемости нужно сначала определиться с причинами проблемы.

Для этого выделим основные:

  1. Чрезвычайный контроль и опека со стороны родителей. Тотальное давление, контроль всего, что связано с учебой, приводит к потере инициативы и самостоятельности, что в итоге и приводит к нежеланию что-то делать;
  2. Отсутствие видимой цели обучения. Ребенок не понимает, как пригодится ему в жизни образование. Не видя целей и перспектив даже взрослый человек не будет гореть желанием что-то предпринимать, не говоря уже о детях;
  3. Определенные возрастные особенности развития детей. Во время переходного возраста заметно снижается уровень успеваемости ребенка, даже у тех детей, которые до этого показывали превосходные результаты;
  4. Полное отсутствие контроляи заинтересованности в образовании своего сына или дочери со стороны родителей. Самостоятельно детям убедить себя тянуться к познанию учебных предметов очень трудно. Если никто этого не делает, ребенок естественно перестанет стремиться учиться;
  5. Конфликты со сверстниками или более старшими детьми могут приводить к неудовлетворительной учебе, ребенку просто не до того;
  6. Конфликты или отсутствие взаимопонимания с учителями;
  7. Несоответствие возможностей школьника и требований, предъявляемых к нему. В результате он не может учиться так, как хотят родители, поэтому перестает вовсе что-либо делать.

И только после выявления причин, стоит переходить к решению возникших трудностей.

Как заставить ребенка учиться

В этом видео психолог Елизавета Дербина расскажет, почему школьнику часто скучно делать уроки и как исправить эту ситуацию:

Заставлять или мотивировать ребенка?

Создание правильной мотивации у детей – наиболее приемлемый и эффективный способ добиться от них желания учиться, достичь успехов в школе.

Только мотивированный ученик будет видеть потребность в получении знаний, стараться добиться превосходных показателей, а не просто ходить в школу как на каторгу.

Как заставить ребенка учиться

Мотивация – залог успеха ребенка в учебе

В основе мотивации лежат некие потребности, стремления что-то получить, личные интересы детей. Она может строиться как на негативных стимулах, так и на позитивных аспектах.

К негативным можно отнести:

  • Страх получить наказание за неудовлетворительные результаты;
  • Психологическое давление в случае неуспеха;
  • Отношение к учебе, как к некому долгу;
  • Отрицательное отношение детей как при успехах, так и при неудачах.

Такие стимулы для нас не подходят, во время взросления ребенка он будет противиться все больше, отношение к учебе будет только ухудшаться, успеваемость соответственно тоже.

Как заставить ребенка учиться

Как организовать жизнь ребенка для успешной учебы?

Для развития тяги к познанию попробуйте выполнять ряд действий. Причем некоторые из них будут настраивать на положительное отношение к учению, а часть – на то, чтобы имеющийся интерес не задушить.

Рассмотрим некоторые способы, помогающие получить положительную мотивацию к обучению:

  1. Отвечайте на вопросы ребенка, ведь убить интерес ко всему легко, а вернуть любознательность очень сложно. Не игнорируйте постоянные «почему», а старайтесь отвечать на его вопросы;
  2. Нужно уделить внимание кругу общения ребенка. В компании, где к учебе негативное отношение и учебные достижения у детей низкие, ребенок будет подсознательно копировать окружающую компанию, чтобы соответствовать окружению;
  3. Не стоит сильно акцентировать внимание на отметках. После школы стоит сразу задавать вопросы не об отметках, а о том, что ребенок интересного и нового узнал, что понравилось, что обрадовало;
  4. Ругать и наказывать за низкую отметку не надо, особенно без установления причин, которые к ней привели. Она показывает знания ребенка не всегда объективно;
  5. Отмечайте успехи, даже если они небольшие. Чувствуя одобрение своей деятельности, дети отнесутся к ней более доброжелательно;
  6. Приводите примеры личных достижений, связанных с успешной учебой, важность знаний для достижений известных людей;
  7. Постарайтесь не просто поддержать интересы своего ребенка, но и сами с ним занимайтесь такой деятельностью, совместные интересы очень мотивируют ребенка на познание;
  8. Давайте ему больше самостоятельности, пусть он имеет возможность принимать какие-то решения сам, учиться справляться с трудностями, которые ему и самому по плечу;
  9. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими, особенно выставляя его в негативном свете. Он при таких сравнениях будет чувствовать себя неудачником, не способным добиться успеха;
  10. Не стоит разрешать школьнику списывать готовые задания, даже если у него не получается. Со временем самостоятельность в поиске решения даст желаемые всходы.

В этом видео психолог Наталья Лобанова расскажет, в чем причина низкой мотивации детей, что может помочь им с удовольствием посещать школу:

Образование как ключ к успеху

Отличная успеваемость радует взрослых, вызывает чувство гордости за него. Образование для многих определяет всю жизнь в дальнейшем, роль его важна. Но и взаимоотношение и психологический комфорт подростка играет не меньшую роль.

Правильный подход поможет не только привить положительное отношение у ученика к школе и получению знаний, но и создаст здоровые взаимоотношения с ним, поможет избежать множества ссор. Ведь даже дети, не обладающие гениальностью, запросто могут добиться превосходных итогов, если ходят в школу с желанием и стремятся постигать новое.

Видео: лайфхаки для родителей

В этом ролике детский психолог Екатерина Примакова расскажет, что поможет ребенку учиться в школе в большим удовольствием:

Что нужно делать родителям, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе?

Как заставить ребенка учиться

Фото: Frank May/ТАСС

Начало нового учебного года — всегда стресс, как для ребенка, так и для его родителей. Специально для 5-tv.ru детский и семейный психолог рассказала, как родители могут помочь ребенку справиться с непростым периодом школьной жизни.

Как заставить ребенка учиться

Нина Хомерики
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук

Как заставить ребенка учиться?

Ребенка не нужно заставлять учиться — все дети по своей природе любознательны. Если посмотреть на малышей, которые только-только познают мир, то можно увидеть, что их переполняет энергия развития, любопытство, интерес, азарт к пониманию мира. Это мощный ресурс и главная задача родителей — поддержать этот познавательный интерес и любознательность ребенка. Для этого необходимо создать благоприятную познавательную среду, в которой ребенок бы рос, развивался и получал бы от этого процесса удовольствие.

Как пробудить в ребенке мотивацию к учебе?

Проблема мотивации — очень частый вопрос на консультации у психолога. Ко мне часто обращаются с запросом «ребенок ничего не хочет, я не могу заставить его учиться», говорят об абсолютной апатии и отсутствии мотивации к учебе. Подобная проблема носит системный характер и формируется на за один день.: когда речь идет о подростке 13 лет, который ничего не хочет — это уже запущенная ситуация, нужно смотреть на то, с чего все началось. Намного проще предотвратить ошибки, чем потом их корректировать.

Как заставить ребенка учитьсяДети по своей природе любознательны. Валерий Шарифулин/ТАСС

Основная задача начальной школы — научить ребенка учиться. Важно сохранить положительные эмоции ребенка к процессу обучения, для этого ему важно ощущать себя успешным. А таблицу умножения и алфавит он обязательно выучит. Но не любой ценой.

Сейчас много амбициозных родителей, которые стремятся дать все лучшее ребенку: определяют в гимназии с повышенным уровнем обучения, усложненными программами. Часто дети с первых классов попадают в агрессивную среду с давлением со стороны школы, со стороны родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы он в своем ритме осваивал школьную программу, которая отвечала бы его возможностям.

Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями?

Я часто встречаю ситуации, когда родители делают домашние задания вместе с учеником, думая, что они помогают ребенку. Выполнение домашней работа — это зона ответственности ребенка. Когда родитель слишком вмешивается в этот процесс и начинает его контролировать, он оказывает медвежью услугу. Ребенок теряет чувство ответственности. У него нет возможности получить опыт, пусть даже негативный, основанный на переживании последствий от своих действий.

Родитель может и должен помочь ребенку, например, организовать процесс выполнения домашних заданий, научить самоконтролю.

Как заставить ребенка учитьсяПомогите школьнику составить режим дня. Heiko Wolfraum/ТАСС

Еще одна ошибка родителей — думать, что когда ребенок пошел в школу, он уже не нуждается в играх. Они убирают игрушки и их место занимают уроки и еще раз уроки. В таком случае ребенок испытывает серьезный эмоциональный перегруз. Он еще не успел перестроится, внутренняя позиция школьника формируется постепенно. Поэтому важно оставлять школьнику время для игр.

Нужно ли обсуждать оценки?

Оценки играют не очень хорошую роль, когда становятся намного важнее образовательного процесса и превращаются в самоцель. Для того, чтобы этого не происходило, я предлагаю родителям ориентироваться не на результат, а на процесс. Когда мама или папа знают, сколько усилий ребенок приложил к тому или иному проекту, даже если он получил тройку или четверку, то нужно обсуждать с ним не эту оценку, а его чувства, переживания, мысли на этот счет. Что он вложил в задачу, каким смыслом наполнена та или иная деятельность?

Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?

Иногда причинами являются когнитивные, интеллектуальные сложности ребенка, когда программа не соответствует его уровню возможностей. Очень частая проблема с синдромом дефицита внимания — тогда нужна определенная коррекция, помощь.

Эмоциональные в том числе семейные трудности также часто могут быть причиной снижения успеваемости. В этом случае можно наблюдать ребенка, который хорошо учится, а потом вдруг что-то происходит и успеваемость резко падает. Это повод обратиться к специалисту, детскому психологу, чтобы оказать своевременную помощь ребенку.

Во все времена родители задавали себе вопрос: «Как заставить ребенка учиться?».

Симон Соловейчик в своей книге писал, что любовь к учению – это роман, где есть те же страсти, страдания, надежды и разочарования, а Школьный дневник — это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Следует задуматься, а правильно ли мы ставим вопрос «как заставить ребенка учиться?», можно ли заставить любить? Ведь насильно мил не будешь. Может лучше бы спросить себя: «Как мотивировать ребенка, чтоб он сам захотел учиться? Как найти тот ключик, который открыл бы ребенку дверь в мир приятных и не тяжелых знаний».

Контакт с ребенком

Если вы по причине своей занятости не можете уделить ребенку и его образованию время, то очень трудно будет требовать от него хороших результатов. Установите с ребенком доверительные и теплые отношение, покажите свою готовность вместе с ним идти по тяжелому и невеселому пути уроков и домашних заданий.

Лесенка целей

Ребенок слышит от всех: «учись, тебе оно в будущем пригодиться!», «ученье – свет, а не ученье – тьма», но понять, для чего оно пригодиться и почему эта тьма будет без учения, если есть лампочки и электричество в доме, не понятно. Расскажите своему чаду, для чего в жизни ему пригодиться то или иное знание, подкрепите все наглядными примерами. Спросите ребенка кем он хочет стать в будущем и нарисуйте лесенку, на ступеньках которой будут размещены предметы и знания, необходимые на пути к конечной цели.

Развиваем интерес

Чтобы преодолеть нежелание учится, нужно найти интерес к этому скучному делу. Поначалу можно раскопать маленькую капельку интереса, чтоб ребенок мог за нее зацепиться, а потом уже ее развить. Главное, чтобы было посеяно зернышко.

Сделать это можно такими способами:

  • Сам учащийся заинтересуется изучаемым предметом;
  • Кто-то из стороны заинтересует, то результаты сразу пойдут вверх.

Организация времени

Режим – это громкое слово и не всем удается его соблюдать. Тем более, если это касается ребенка, у которого очень много энергии. Но все же он не обходим. По крайней мере, нужно стараться его придерживаться. А чтоб вашим детям не было так скучно соблюдать его, попробуйте структурировать время:

  1. Каждый час меняйте занятия, для меньших детей даже чаще – через 45 минут.
  2. Час поучили уроки – дайте звоночек ребенку, что пора менять вид деятельности и следующий час можно погулять или помочь по дому, а дальше ровно через час продолжить доделывать домашнее задание.
  3. Таким образом, уроки не превратиться в пытку и ребенок за день успеет сделать много всего.

С чего начать? Для начала нужно выяснить реальные причины низкой мотивации ребенка к школьному обучению, их может быть большое множество, это определяется при первичной диагностике. Нежелание ребенка учиться может быть обусловлено как банальной школьной тревожностью, так и глубинными внутрисемейными конфликтами.

Не мешайте ребенку

Конечно, учеба в современных школах дело нелегкое, но дети вполне способны справиться с ним самостоятельно. Сегодня все больше мам и бабушек предпочитают не выходить на работы, забросить свои личные интересы и все ради того, чтобы начать заново учиться вместе со своим ребенком. Этим они создают проблемы не только себе, но и ребенку.

Обычно доводы в пользу совместного обучения звучат так: «Мой ребенок такой несамостоятельный, слабый, невнимательный. Если я не проконтролирую его, то он не будет учиться» или так «Мне в детстве никто не помогал и мне было тяжело».

Нам хочется сделать для ребенка все возможное, но далеко не всегда ему реально нужна наша помощь. Большая часть детей так же не хотят делать уроки как и ваш ребенок, они невнимательны, несобраны, заторможены и не могут научиться самостоятельности и самообладанию.

Скорее всего, это получилось потому, что мы усиленно ограждали наше чадо от разных неприятностей, не давали ничего решить самому. Начало уже положено, не стоит усугублять.

Теперь задачей учителей, с вашей помощью, будет научить ребенка самостоятельности и умению самому принимать решение.

Как заставить ребенка учиться

Научным языком

Мотивация к обучению заложена в нас с рождения. Если ребенок не знает, получиться у него сделать то или иное задание или нет, и у него все выходит хорошо, радость школьника безмерна. Это и является лучшей мотивацией для учеников.

Если же ребенок не получил ожидаемой похвалы или требование к выполнению завышены, система вознаграждения не работает. То же происходит, если у ребенка все легко получается. Он может перехотеть учиться вовсе.

Часто ученики, хорошо успевавшие в школе, не могут добиться успеха в жизни. Они привыкли побеждать и малейшие неудачи могут расстроить их вплоть до депрессии.

Психологический аспект

Программа современных школ очень сложная. Приступая к урокам, каждый школьник старается заняться чем угодно, не хочет делать уроки, оттягивает этот момент. Естественно родители хотят заставить своего ребенка заниматься, ругают и скандалят с ним.

Итог всего этого — еще больший негатив к учебе. Ваша задача не отбить стремление к учебе, а мотивировать ребенка. Чаще хвалите его, не ругайте, если не делает уроки, а постарайтесь поговорить «дипломатично», пообещайте что-нибудь за успехи в конце учебного года.

Так почему же ребенок не хочет учиться?

Что же мешает вашему ребенку учиться? Может это недостаток самостоятельности? Ребенок не может принимать решения сам, в силу воспитания. Не ждите, что маленький ребенок сразу начнет достигать свои цели.

Вы можете подсказать ему пути достижения его задач и предложить решения. Дайте понять ребенку, что успех мероприятия зависит только от него самого.

А может вашему ребенку на самом деле тяжело, и он не усваивает школьную программу. В этом случае ваша задача разобраться и помочь. Вам придется запастись терпением и не впадать в панику, иначе ваше настроение передастся ребенку, и помощь пойдет ему во вред.

В случае если вы не владеете собой, лучше нанять на репетиторов или попросить учителя позаниматься с вашим ребенком дополнительно.

Кстати, о репетиторах — чаще всего ученикам трудно даются точные науки – математика и физика. И редко кто именно по этим предметам обходиться без репетитора на том или ином этапе обучения. Но залог успеха – это не просто первый попавшийся репетитор, а хороший репетитор. Именно такого специалиста можно найти на ibtutor.online. Многочисленные отзывы тому подтверждение. И ещё большой плюс – занятия можно проводить не только встречаясь лично, но и онлайн по Скайпу . То есть, неважно где вы находитесь – у вас есть шанс нанять лучшего репетитора своему ребенку.

И последние советы – придерживайтесь единой системы требований и мотиваций ученика, не меняйте своего решения и выполняйте обещанное. И помните, что вы самый главный пример для своего ребенка и если вы не можете дисциплинировать себя, то ребенок это обязательно заметит.

Часто бывает так, что ребёнок не слушается родителей и не желает делать школьные домашние задания.

Как заставить ребенка учиться

Взрослые не знают, как правильно замотивировать сына или дочку, и, как следствие, совершают массу ошибок, усугубляя положение.

Родителям непослушных детей психологи предлагают взять на заметку 7 нестандартных способов заставить ребёнка делать уроки.

Причины нежелания делать уроки

Прежде всего рекомендуется выявить причину нежелания учиться.

Если школьник ни под каким предлогом не соглашается уделять время урокам, скорее всего, это чем-то обусловлено.

Вот несколько возможных вариантов:

Как заставить ребенка учиться

  • школьная программа составлена неинтересно, а преподаватели кажутся скучными;
  • у малыша не складываются отношения с одноклассниками или учителями;
  • ребёнок ощущает на себе давление старших и инстинктивно ему сопротивляется;
  • неверие в себя, низкая самооценка;
  • ужесточённый родительский контроль или слишком много помощи с их стороны;
  • отсутствие необходимого отдыха, хроническая усталость;
  • неблагополучная обстановка в семье;
  • детские комплексы;
  • гиперактивность;
  • зависимости (компьютерные игры, вредные привычки);
  • плохая компания.

Советы психологов

Осознав, почему ребёнок отказывается выполнять домашние задания, родители смогут быстрее решить эту проблему.

Прежде всего, следует прививать привычку к учёбе с первого класса. Если малыш научится достигать целей в самом раннем возрасте, он уже не сойдёт с этой дороги.

Психологи дают следующие рекомендации:

Как заставить ребенка учиться

  • Хвалить малыша даже за незначительные успехи. Важно замечать позитивные изменения и признавать любые маленькие победы сына или дочки.
  • Не ругать за допущенные ошибки. В противном случае у малыша пропадёт всякая мотивация заниматься уроками.
  • Не дарить подарки за хорошие оценки. Порой взрослые пытаются сформировать в малыше позитивную мотивацию к учёбе, поощряя его успехи сладостями или деньгами, однако это плохое решение. Отпрыск должен понимать, что выполнение домашних заданий — это ежедневные обязательные действия.
  • Объяснить ребёнку, зачем ему вообще нужно ходить в школу и учиться. Нередко дети лишены всякого интереса к учёбе, потому что не могут понять, для чего всё это необходимо.
  • Не требовать от отпрыска слишком много, чтобы не допустить его переутомления. При необходимости нужно нанять репетитора.
  • Не бездельничать самому, чтобы подавать правильный пример. Если родители много времени проводят за просмотром телевизионных программ или другими развлечениями, вряд ли это окажется хорошим стимулом.

Таким образом, если малыш отказывается заниматься уроками, необходимо выявить причину нежелания учиться и правильно его замотивировать.

Если школьник не испытывает желания учиться и школа вызывает у него только отрицательные эмоции, это сказывается и на посещаемости, и на успеваемости. И здесь стоит задуматься не о том, как заставить детей учиться, а о причинах такого отошения к учебе. Используя ненасильственный подход можно добиться гораздо лучших результатов и не испортить отношения с ребенком.

Текст: Редакция Wday.ru · 1 июля 2017

Почему нет желания учиться

Сложности понимания и запоминания учебного материала бывают связаны с проблемами памяти, внимания, неразвитости абстрактного мышления.

  • В младших классах серьезные затруднения могут возникнуть из-за не слишком хорошей речи. Чтобы выявить эти недостатки и начать работать над их устранением необходима консультация школьного психолога.
  • Социально-психологические проблемы, связанные с плохой социальной адаптацией, конфликтами со сверстниками и учителями. Эти конфликты вызывают у ребенка реакцию отторжения, отрицательные эмоции и нежелание ходить в школу.
  • Отсутствие интереса к учебной деятельности. Недостаток внутренней мотивации – увлеченности знаниями и потребностей в самореализации — приводит к тому, что школьнику приходится прилагать массу усилий, чтобы преодолеть свое нежелание учиться. Это вызывает чувство усталости, апатии и лени.

В любом случае, если вы замечаете у ребенка серьезные проблемы с учебной деятельностью и резко негативную реакцию на школу, стоит обратиться к школьному психологу. Он поможет не только разобраться с источником проблем, но и предложит программу выхода из неприятной ситуации.

Как заставить ребенка учиться на отлично

Подобные вопросы часто можно услышать от родителей, но слово «заставить» совершено неправильное. Заставлять учиться нельзя. Чаще всего приводит к противоположному результату – ребенок начинает проявлять упрямство, а нелюбимая учеба вызывает у него еще большее отвращение.

Универсальных рецептов здесь нет, все дети разные, как и их проблемы. Можно дать несколько советов, но не о том, как заставить ребенка учиться в школе, а как увлечь малыша и пробудить у него интерес к учению.

  1. Найдите ту область, которая привлекает наибольшее внимание ребенка: история, природа, техника, животные. И делайте акцент на нее, связывая учебный материал с интересами малыша.
  2. Сформируйте положительную мотивацию, то есть покажите школьнику привлекательность, необходимость, важность знаний и успехов в учебе. Найдите интересные популярные книги по материалу школьной программы, читайте и обсуждайте их с детьми.
  3. Не наказывайте его за плохие отметки, но искренне радуйтесь любому, даже незначительному успеху.
  4. Развивайте самостоятельность ребенка. Любое добровольно и самостоятельно выполненное школьное задание – повод для похвалы. А если оно сделано с ошибками, то все правки нужно вносить корректно, терпеливо объясняя малышу его ошибки, но не ругая его. Получение знаний не должно быть связано с отрицательными эмоциями.

И главное. Прежде чем обвинять своего школьника в пренебрежении учебой, бездарности и лени, разберитесь в себе. Кому необходимы отличные отметки ценой слез, скандалов и многочасовой подготовки — ребенку или вам? Стоит ли эти отметки его переживаний?

Заставлять ли ребенка учиться решают родители, но чаще всего делают это без учета его интересов, а иногда и возможностей. А ведь давно известно, что учеба из-под палки не приносит пользы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector