Подросток манипулирует родителями

Подростковый период не зря считается наиболее сложным в процессе взросления. В организме ребенка происходит бурный всплеск гормонов, который проявляется и во внешнем виде, и в психоэмоциональной сфере. Грубость, раздражительность, непослушание еще вчера ласкового и покладистого малыша становятся частыми явлениями, вызывающими у недоумевающих родителей зеркальную реакцию: обиду, гнев и раздражение.

Пожалуй, наибольшую неприятность доставляют взрослым манипуляции , когда подросток, эмоционально воздействуя на наиболее чувствительные «болевые точки» родителей, пытается добиться от них желаемого.

Причины подростковых манипуляций

Основная причина манипулирования родителями – стремление подростка к самостоятельности и независимости. И это нормально для растущего ребенка, тем более что мы сами с раннего детства приучали его к этому. Однако под влиянием гормонов в психике подростка происходят изменения , влияющие на его поведение. Обостряются чувства и эмоции, стирается грань между самостоятельностью и вседозволенностью. На этом фоне ранее установленные семейные договоренности (например, не гулять допоздна, не прогуливать уроки и т. д.) воспринимаются ребенком как унизительная опека со стороны родителей и ограничение его личной свободы. Подросток уверен: он уже взрослый, а значит, имеет право вести себя как угодно. Неслучайно именно в подростковом возрасте дети, стремясь во что бы то ни стало показать свою взрослость, узнают, что такое сигареты, алкоголь и наркотики.

Способы воздействия на родителей

Способов эмоционального воздействия подростка на взрослых несколько, и зачастую родители идут на поводу у своего взрослеющего чада. Однако несложно распознать эти манипуляции и прекратить их в самом начале, не доводя ситуацию до конфликта.

Поскольку цель манипуляций – вызвать определенные чувства, то именно на них и следует акцентировать внимание. Чаще всего, пытаясь отстоять свою независимость, подростки стремятся вызвать у родителей страх, стыд, гнев, вину или беспомощность, направляя на них поток негативных эмоций. Как это происходит?

Страх

Естественный страх за жизнь и безопасность своего ребенка – наиболее сильное чувство, которое в большинстве случаев подросток использует для достижения своих целей. Действительно, такие заявления ребенка, как «Я уйду из дома», « Я спрыгну с крыши », «Брошусь под машину», «Украду и попаду в тюрьму» и т. д., по логике должны подействовать на любого адекватного родителя. И в большинстве случаев это срабатывает.

Стыд

Стремление вызвать у родителей стыд – не что иное как довольно распространенная манипуляция, выражающаяся в следующих претензиях: «У нас в классе всем можно – только мне нельзя»; «Вон, у соседей дети гуляют, сколько хотят, а я, как маленький, должен в девять вечера быть дома»; «Нормальные родители понимают своих детей». Вариантов здесь много, но все они направлены на то, чтобы убедить взрослых, что они плохие родители, и заставить их пойти на уступки.

Гнев

Обычно гнев – кратковременное чувство, которое быстро проходит после устранения источника раздражения. Психика не в состоянии долго выдерживать этот мощный негатив, и человек готов на все, чтобы избавиться от него. Этим инструментом манипулирования подростки тоже пользуются очень часто: они начинают настойчиво и нудно приставать к родителям со своим требованием, и взрослые в конце концов сдаются. Не зря говорят, что капля камень точит, и манипуляторы прекрасно об этом знают.

Вина

Нередко подростки добиваются своего, заставляя родителей испытывать чувство вины . Поводов для этого может быть множество: недостаточная материальная обеспеченность; загруженность работой, из-за которой ребенку уделяется мало времени; развод родителей; непрестижная школа и многое другое. Но все эти обвинения содержат один и тот же посыл: виноват – исправляйся. И родители, испытывая вину перед ребенком, стараются «исправиться»: берут в кредит дорогие гаджеты; разрешают подростку посещать ночные клубы и ночевать у друзей и т. д. Словом, идут на любые уступки, чтобы не испытывать чувства вины.

Итогом всех этих искусственно вызванных чувств становится беспомощность родителей перед подростком. Именно этого и добивается манипулятор: вызвать у родителей состояние бессилия и осознание того, что они уже не могут влиять на своего ребенка.

Как противостоять подростковым манипуляциям

  • В первую очередь нужно понимать механизм возникновения манипуляций и отличать их от обычного эмоционального всплеска. Одно дело, когда ребенок в сердцах говорит родителям обидные слова, но через некоторое время, остыв, извиняется за свою грубость. Совсем другое – когда подросток сознательно грубит, преследуя определенную цель.
  • Необходимо контролировать свои эмоции и не идти на поводу у манипулятора. Спокойно объясните ребенку, что идеальных людей не бывает, но это не повод для хамства и безответственного поведения. Подросток, видя ваше спокойствие и невозмутимость в ответ на его грубость и обвинения, поймет, что манипулировать вами бесполезно.
  • Если вы не хотите, чтобы ребенок вами манипулировал, не используйте аналогичные методы в семейном общении. Помните, что дети копируют стиль и манеры поведения родителей.
  • Учите ребенка ответственности за свои слова и свое поведение на личном примере. Если вы сами не нарушаете взятые на себя обязательства и договоренности, то вправе требовать того же и от подростка. Принимая семейные правила, договоритесь, что игнорировать их нельзя, но можно обсудить и при необходимости скорректировать. Раздвигая границы личной свободы подростка, не забывайте напоминать ему об ответственности. Поведение взрослых людей не должно создавать проблем близким людям.

Разобравшись в причинах возникновения подростковых манипуляций и механизме их воздействия, вы сможете исключить их из вашего общения с ребенком и сохранить тепло, доверительные отношения и взаимное уважение, которые были между вами прежде.

Как подростки манипулируют родителями

1. Слёзы. Чего-то хочет и ноет, хнычет.

2. Угрозы: «Я брошу школу!», «Вот возьму и выйду замуж!», «Я ведь могу попасть в беду!».

3. Спекуляции: «Если бы ты меня любила, ты бы…»

4. Сравнения: «А вот Ваньке отец просто взял и купил компьютер», «У других девчонок есть красивые платья, а у меня вообще ничего нет», «Все туда идут, а ты меня не пускаешь».

5. Шантаж: «Ты знаешь, я ж при гостях могу ляпнуть что-то лишнее» (не хочет идти в гости)

6. Настраивание одного родителя против другого: «Мама меня не пускает в кино. Как так, пап, а? Что это с мамой-то?»

7. Ложь. «Мы с друзьями идём в библиотеку» (но, на самом деле, в библиотеку забегает на минуту, а о вечеринке умалчивает, говоря: «Я правда был в библиотеке»)

8. Хандра — подавленное настроение, всем своим видом показывает, как ему плохо (если, например, его куда-то не пускают).

Как поступать родителям? Нужно вскрыть манипуляцию.

Например, в ситуации п.8 (демонстрация плохого самочувствия) обозначить чувства ребёнка: «Я понимаю, что тебе хочется показать, как тебе сейчас плохо, и продемонстрировать свое дурное самочувствие. Если тебе действительно реально плохо, давай я тебе помогу с твоим здоровьем? Но это не значит, что ты сейчас пойдёшь гулять».

Но мы имеем право так делать, исключительно, только если мы сами перестаём манипулировать.

У кого подростки обучаются манипулировать

Как вы думаете, у кого? У родителей-манипуляторов. Мы пожинаем то, что закладываем. Сейчас дети очень часто говорят: «Меня мама воспитывает, делает замечания, назидает, всё время говорит: «Ты не будешь успешным, если не будешь делать то. Не будешь счастливым, если не будешь делать это». И мне всё время хочется ей сказать: «Мама, ты не пробовала воспользоваться своими советами? Почему бы тебе самой сначала не стать счастливой и успешной?».

Как я могу обучить вас водить машину, если я её не умею водить? Правильно? Поэтому это обязанность родителей — стать счастливыми и успешными. Потому что образование идёт через образ, а не через слова и назидания. Мы сами должны проявить качества, которые хотим видеть в своих детях.

Есть такая замечательная история с Махатмой Ганди:

В те времена в Индии Махатма Ганди был непререкаемым авторитетом, у него была большая слава. Одна мама обратила внимание на то, что её сын много ест сладкое. Её уговоры и увещевания на нём никак не отражались, и она поняла, что она для него не авторитет, и обратилась к Махатма Ганди. Она попросила Махатма Ганди: «Скажите ему, что сладкое есть вредно». На что Махатма Ганди попросил их прийти через две недели. Через две недели они пришли, и Махатма Ганди рассказал мальчику о том, что есть много сладкого совсем не полезно, и попросил не есть. И как будто «отшептали». Мама была потрясена. Через время она снова посетила Махатму Ганди и спросила, почему он тогда просил их прийти через 2 недели? почему нельзя было сразу так сказать? Он ответил: «Видите ли, для того чтобы мои слова были для вашего сына значимыми, мне нужно было самому перестать есть сахар».

Часто мы говорим что-то ребёнку, но не следуем этому сами. Мы своими назиданиями пытаемся привить ему качества, которыми не обладаем сами: «У меня не получилось, но ты должен это сделать. Живи, как я учу, но не живи, как я живу». Но это не работает. Все эти слова – просто сотрясание воздуха. Они не доходят до сердца, поэтому и меняться не хочется.

Как родители манипулируют подростками

1. Обещание: «Сделаешь это – получишь то», «Вынеси мусор – получишь то-то», «Будешь умничкой, купим тебе это». А что такое умничка, пока не понятно.

2. Угрозы: «Мы тебе не обязаны, сама будешь жить, ни копейки не получишь, всех денег мы тебя лишим, наследства лишим, фамилии лишим» и т. д.

3. Сравнения: «У Петрова девочка как девочка, не то, что ты», «Посмотри как Анечка делает». Сравнения вызывают лишь чувства ревности, зависти, даже ненависти и неуверенности в себе.

4. Неискренние обещания. «Если будешь хорошо учиться, я возьму тебя с собой в путешествие» (хотя точно знаем, что не возьмём)

5. Шантаж: «Вот придёт отец с работы, я ему всё расскажу», «Вот соберутся твои друзья, я им всю правду про тебя открою — кто ты есть на самом деле! Они ж не видят, какая ты».

6. Болезнь: «Если ты немедленно не прекратишь, у меня сейчас инфаркт случится», «У меня из-за тебя астма», «Ты бабушку в гроб вогнала, теперь меня хочешь в гроб вогнать?». Самое удивительное, большинство людей потом так и думают, что мы в гроб вогнали своих родственников. Но имейте в виду: никто ни для кого не может быть причиной патологии. Патология внутри нас. Когда мы говорим: «Это ты причина моих страданий», — это самая страшная манипуляция родителей, какая только может быть.

7. Использование любви: «Ты испортил паркет в доме. Если б ты маму любил, разве б ты так делал?»

К великому сожалению, в общении между людьми огромный процент – это просто манипуляции. И потом мы поражаемся, почему у нас нет любви, почему мы несчастны. Потому что итогом всех манипуляций всегда является разочарование. Если у меня в жизни много разочарований и обид – это значит, я просто манипулирую своей же собственной жизнью. Многие думают, что манипуляция – это благо. Но благо приносит только искренность.

Представьте себя со стороны: какая вы приходите домой, как вы разговариваете с мужем, как вы разговариваете со своими мамами, с детьми. Увидьте этот образ и ответьте на вопрос: «Какой образ видит ваш ребёнок и какие уроки он уже усвоил? (ответы из зала) Грубость. Нотации. Недовольно-раздражённый тон. Страх. Мы не отдаём себе отчёт, как мы общаемся. Получается, что мы с успехом преподаём урок «Как лучше раздражаться на людей», «Как гнобить мужа», «Как манипулировать чувствами», «Как бояться и тревожиться по поводу этого мира» и т.д. И ребёнок учится этому.

Большинство из нас, когда были маленькими, говорили: «Я в жизни так не буду делать, как моя мама». А потом с ужасом замечали: «Я делаю то же самое! Я даже слова те же употребляю!». Поэтому, на самом деле, наш путь длиною в жизнь – меняться самим. Для этого нужно найти людей с нужными качествами характера. Потому что именно благодаря общению мы пропитываемся этими качествами.

текст из лекции М. Таргаковой (Воспитание детей в подростковом возрасте)

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история — манипуляции. Разбираемся, как они устроены

Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история — манипуляции. Разбираемся, как они устроены.

Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Давайте рассмотрим причины, основные виды подростковых манипуляций и способы справиться с ними.

Подросток манипулирует родителями

Почему подросток манипулирует?

Напомним, что одна из важнейших задач подросткового возраста — научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Подрастающий ребенок должен стать взрослым, и зачастую приходится отвоевывать свою независимость и самостоятельность.

Но иногда решение этой задачи понимается подростком, как желание делать что хочется: гулять допоздна, оставаться на ночь у друзей, не ходить в школу, играть в компьютер без меры и так далее.

Важно обозначить, что самостоятельность и ответственность — это два необходимых компонента для развития подростка. Так что определенная степень свободы должна присутствовать. Должны быть зоны ответственности, которые вы полностью можете доверить подростку, отдать ему на откуп.

При этом нужно не забывать, что границы дозволенного — это также важнейшее условие для развития. И эти границы важно обозначать и отстаивать, это необходимо как для самого подростка, так и для всех членов его семьи.

Обозначить границы могут только родители или значимые взрослые, которые занимаются воспитанием. Важно обозначить и договориться о последствиях в связи с их нарушением. Правила должны быть разумны и соответствовать возрасту.

Не всегда подросткам хочется соблюдать границы обсужденных договоренностей, для этого возраста характерны нарушения норм и правил. Иногда желание быть взрослым понимается как “делать что я хочу”.

Для того чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них — манипуляции в диалоге с родителями, попытка добиться от родителей выгодного им поведения с помощью эмоционального воздействия. Важно вовремя обнаружить, что вами манипулируют и не попадаться в эту ловушку.

Как обнаружить, что вами манипулируют?

Главные помощники здесь — это ваши чувства, ведь они выступают маркерами происходящего.

Манипулирование вызывает следующие чувства:

Стыд

Подросток стремится “расшатать” родительскую позицию, спровоцировать чувство стыда. Как правило, используются выражения вроде: “вот у Васи родители все разрешают…”, “Лена может с родителями всем делится, и они ее понимают…”, “У Толи полная свобода, а я как в тюрьме…“, “Ты ничего не понимаешь, совсем отстал от жизни…” и так далее.

Упор делается на то, что кто-то справляется лучше со своими родительскими обязанностями. Высказывания направлены на то, чтобы вызвать чувство стыда, которое является одним из основных инструментов для манипуляции.

Страх

Послания такого рода связаны с угрозой безопасности подростка и родительской невозможностью на это повлиять. “Сейчас я уйду и не вернусь…”, “Если ты меня не пустишь, я убегу…”, “Если ты не дашь мне денег, я пойду и украду их…” и так далее. Преследуется задача вызвать чувство беспокойства или страха, который является прекрасным инструментом для манипуляции.

Родитель готов пойти на что угодно, чтобы не подвергать своего ребенка опасности и риску.

Вина

Сообщения из этой группы связаны с тем, чтобы вызвать сильное чувство вины. У каждого человека всегда найдется много поводов испытать вину перед своими близкими. Например, недостаточное материальное благополучие (“вот у всех смартфоны последней модели”), развод родителей, то, что родители много работают и мало проводят времени с ним, что школа, в которой он учится, недостаточно хороша, и вообще — “У всех нормальные родители, не то, что ты”.

Сильное чувство вины является хорошим инструментом для манипуляции. Когда родитель чувствует себя виноватым, то готов идти навстречу по многим вопросам вопреки своему желанию.

Гнев

Универсальное чувство, как и все предыдущие сопровождается в том числе злостью и раздражением. Но может возникнуть такое сильное чувство, которое практически невозможно выносить. Хочется его прекратить как можно скорее.

Как правило, вызывается оно долгими и настойчивыми требованиями или “нытьем”. Когда подросток не останавливается, и не останавливается, и продолжает настаивать или “канючить”. Важно, что это происходит довольно долго и складывается ощущение, что невозможно от этого скрыться или уйти.

Бессилие и беспомощность

Вышеназванные чувства часто рождают ощущение бессилия, “опускаются руки”, у родителя появляется ощущение, что он ни на что не способен повлиять.

Вызвать бессилие у родителя — это значит добиться цели, ведь беспомощный родитель уже не в состоянии настаивать на своем и ограничивать подростка в чем-либо.

Подросток манипулирует родителями

Как противостоять манипуляциям подростка?

Замечать свои чувства. Помните, что чувства — это маркеры происходящего, они позволят вам вовремя заметить начало манипулирования. Понимать механизм возникновения манипуляции.

Помните, что все обидные и не слишком приятные слова и действия — это всего лишь способ достижения подростком своей цели.

Четыре совета родителям:

Сами не используйте манипуляции в диалоге с ребенком — таким образом вы обучаете его нечестным методам поведения.

Личным примером учите ребенка честно и по-взрослому строить диалог, ответственно относиться к словам, договоренностям, правилам . Проанализируйте — манипулирование какими чувствами наиболее “эффективно” действует с вами — чувство вины, страха и т.д….

Важно разобраться, почему так происходит , это понимание позволит стать более устойчивым к манипуляции.

В любом случае помните, что вы не обязаны быть идеальным родителем! Никто не совершенен, в том числе и вы, и это еще не повод нарушать правила и вести себя с вами как угодно..опубликовано econet.ru.

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Иногда дети, став взрослыми и начав самостоятельную жизнь, по-прежнему пытаются манипулировать родителями. Вот типичные примеры, которые, возможно, покажутся вам знакомыми:

– 35-летняя Екатерина до сих пор обвиняет родителей, что они разрушили ее жизнь, потому что отдали в физико-математическую школу, которую она терпеть не могла;

– 29-летний Игорь обижается на мать за то, что она не «доверяет» ему, отказываясь в очередной раз одолжить деньги, которые он никогда не возвращает;

– 22-летний Борис, которого отчислили из института, угрожает родителям покончить с собой, если они продолжат настаивать на том, чтобы он нашел работу;

– 25-летняя Жанна обвиняет свою мать («Все дело в тебе! Ты во всем виновата!»), когда та спрашивает дочь, почему она продолжает преследовать парня, который ужасно с ней обращался и бросил дважды за последние полгода.

Гнев – это поверхностная эмоция, которая маскирует другие чувства. В основе гнева, как правило, лежат тревога, разочарование, депрессия, чувство вины и ощущение беспомощности. Отказываясь признавать эти неприятные чувства, взрослые дети проявляют гнев, который выражается через манипуляции или в виде явной агрессии, чем очень обижают родителей.

Манипуляторы высшей лиги

Взрослые дети мастерски манипулируют своими расстроенными и отчаявшимися родителями. Они знают, как вызвать чувство вины, например, восклицая: «Хорошо, если вы не поможете мне, я просто окажусь на улице и умру!». Вы убеждены, что проблемы вашего взрослого ребенка – ваша вина. И это делает вас уязвимым для манипуляций.

Вот пять самых распространенных способов манипулирования, которые используют взрослые дети в отношении родителей:

1. Безответственность

Ваш ребенок не берет ответственность за свою жизнь на себя, вместо него это делаете вы. Вы покрываете его долги или берете на себя дополнительные обязанности, пока взрослый сын или дочь остаются пассивными и не желают ничего предпринимать.

2. Газлайтинг

Взрослый ребенок заставляет вас сомневаться в своей памяти. Вы готовы поклясться, что обсуждали его план по поиску работы, но на следующий день он делает вид, что вы разговаривали о совершенно других вещах.

3. Ребенок держит вас в эмоциональных заложниках

Он угрожает причинить себе вред или даже убить себя. К намерениям людей, совершавшим попытки суицида в прошлом, следует относиться серьезно. Но повторяющиеся угрозы для привлечения внимания или с целью уйти от ответственности являются чистой воды манипуляцией.

4. Ваш ребенок «одалживает» у вас деньги или попадает из одного кризиса в другой

Финансовый хаос вызван с тем, что он не может (или не хочет) найти работу или задержаться на одном месте сколько-нибудь продолжительное время. Сын или дочь обещают вам вернуть долги, но это лишь пустые обещания. Можно помогать детям материально, но при условии, что вас не начинают эксплуатировать.

5. Вы ожидаете… плохого обращения

Вы оправдываете ребенка тем, что у него якобы есть «проблемы», которые позволяют ему относиться к вам без любви и уважения. Он становится добрым и внимательным, лишь когда ему нужно что-то от вас, в первую очередь, деньги. Отказ в просьбе вызывает немедленную вспышку агрессии. В результате вы перестаете бороться, начиная воспринимать эмоциональное насилие и хаос как норму.

Подросток манипулирует родителями

Эти стратегии помогут вам противостоять манипуляциям взрослых детей:

1. Спокойствие, только спокойствие

Сохраняйте спокойствие, не реагируйте бурно и импульсивно. Помните, что вы сами определяете правила взаимодействия. Только вы ответственны за то, как вы реагируете, – и чем чаще вы это вспоминаете, тем менее вы уязвимы для манипуляций.

2. Всему есть предел, то есть граница

Установите твердые границы, чтобы не позволить сыну или дочери манипулировать вами при помощи чувства вины.

Подросток манипулирует родителямиЗапишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

Если взрослые дети работают, но живут с вами, попросите их участвовать в семейных расходах. Если они безработные, пусть помогают по дому, с уборкой или огородом. Ограничьте суммы, которые вы готовы потратить на помощь в разрешении очередной кризисной ситуации. Поощряйте взрослых детей самостоятельно решать проблемы. Не бросайтесь на помощь немедленно, а спросите: «Как ты думаешь поступить?», «У тебя есть идеи, как справиться с этим?» Если сын или дочь пожимают плечами: «Понятия не имею», скажите: «Я верю в твою находчивость и знаю, что ты найдешь решение, когда дашь себе труд подумать об этом».

3. Не швыряйтесь деньгами

Не бросайтесь деньгами, даже если вы не ограничены в средствах. Финансовую поддержку оказывайте в обмен на искреннюю благодарность и поощряйте стремление детей к независимости.

4. Не дайте застать себя врасплох

Разработайте стратегию и следуйте ей. Если на вас давят, вынуждая принять решение немедленно, скажите, что дадите ответ позже. Например, получив сообщение: «Мне срочно нужны деньги!», ответьте: «Я должна обсудить это с твоим отцом» или «Я должен обдумать это и позвоню тебе завтра». Помните, что вы всегда имеете право сказать: «Я передумал», если решите, что пришло время пересмотреть стратегию общения.

  • Об авторе
  • Авторские материалы

Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom

Далеко не всегда отношения с подрастающим ребенком складываются гармонично. Самые большие трудности появляются в подростковом возрасте, когда дети постепенно вступают во взрослую жизнь. Если подросток манипулирует родителями, что делать в этой ситуации? Однозначного ответа нет, в каждом конкретном случае действовать надо индивидуально, однако есть несколько общих моментов.

Подросток манипулирует родителями

Начать с себя

Поведение подростка всегда является результатом отношения взрослых. Самый эффективный метод воспитания — пример поведения родителей, в том числе при общении друг с другом. Поэтому начинать процесс воспитания следует с самих себя и не допускать манипулирования в отношениях с ребенком, супругом или знакомыми. Подростковый возраст — тот особый период, когда ребенок меняется, приобретает новые черты характера и особенности поведения.

Быть последовательным

Дети в пубертатный период начинают манипулировать взрослыми, пытаясь расширить границы дозволенного и самоутвердиться. К 12–14 годам они уже четко понимают, как мама и папа реагируют на слова и поступки, чего боятся и хотят от него. Не получая желаемого, ребенок пускает в ход истерики, угрозы, побеги из дома и откровенный шантаж. Родители часто допускают ошибки, не зная, как пресечь манипулирование. Одни жестоко наказывают ребенка, другие проявляют неуместную лояльность, а третьи вовсе игнорируют проблему, беспечно рассчитывая, что все наладится само. Важно быть последовательными, твердо стоять на своих позициях и не поддаваться на провокации.

Любить ребенка

С первых дней жизни ребенка необходимо уметь договариваться с ним, учить его правильно выражать эмоции и делать все для правильного формирования детской психики. Для этого нужно придерживаться следующих правил:

  • любить детей, говорить им о своих чувствах несколько раз в день;
  • поддерживать во всех начинаниях и оставлять право на собственное мнение;
  • уважать эмоции малыша, признавая право впадать в отчаяние из-за сломанной игрушки;
  • наказывать соразмерно проступку;
  • никогда не сравнивать ребенка с другими, говорить ему, что он хуже;
  • порицая за конкретный поступок, не давать негативную оценку личности: «Ты плохой».

Разобраться в причинах

Подросток манипулирует родителями

Распознать первые попытки подростка манипулировать родителями не трудно. Одни играют на слабостях и страхах, другие прибегают к угрозам, а третьи и вовсе совершают шокирующие поступки с целью получить желаемый результат, вплоть до попыток суицида. Чтобы знать, как реагировать, важно выявить причину и распознать форму манипуляции.

Принято различать семь основных форм:

  • Истерики. Слезы характерны больше для девочек, которые ежечасно начинают плакать, требуя исполнить их желание или отменить наказание.
  • Угрозы и шантаж характерны и для мальчиков, и для девочек. Подростки грозят распространить нелицеприятные сведения о родителях, покончить с жизнью или совершить преступление, если их требование не будет выполнено.
  • Ложь и интриги. Дети лгут о намерении посетить библиотеку или остаться у друзей с целью совместной подготовки к контрольной, чтобы в действительности отправиться на прогулку.
  • Причинение вреда себе. Крайние меры, характерные для подростков, страдающих неврозом или акцентуацией. Обычно речь не идет о реальном вреде, и подросток принимает упаковку глюкозы, неглубоко режет кожу на запястьях или проводит ночь в подъезде.
  • Сравнения с родителями других и спекуляция чувствами. Обычно используются формулировки: «А вот у Димы родители…» и «Если бы я был вам дорог, вы бы…».
  • Депрессия и апатия в принципе характерны для пубертатного периода, но когда эти проявления возникают в ответ на запрет или требование сделать что-то, имеет место манипуляция.
  • Приискание сторонников (бабушки, соседи, педагоги). Совершается с целью опорочить родителей в отместку за наказание.

Подростки удивительно изобретательны и непредсказуемы. Из-за гормональной перестройки организма их настроение постоянно меняется, и на смену эйфории приходят апатия и хандра. Данный возраст крайне важен для становления личности, т.к. сформированные в детстве черты характера получает в это время свое закрепление. Взрослые люди не способны меняться, в отличие от подростков. Поэтому так важно сохранить доверие в отношениях и научить подростка вести себя достойно в любых ситуациях.

Обладать пониманием и терпением

Взрослые должны понять, что их ребенок страдает. Он пытается получить любовь и внимание пусть и не всегда неадекватными методами. Первый и главный способ пресечь попытки манипуляции — искреннее проявление любви, без заискивания и излишних уступок. Как можно чаще говорите о чувствах, подчеркивая, что ребенок дорог таким, какой он есть. Простая фраза о любви должна звучать ежедневно, даже если ребенок в ответ хранит угрюмое молчание.

Доверять ребенку

Обязательно следует восстановить доверие. Для этого можно применять методику активного слушания, которая поможет глубже вникнуть в переживания подростка и понять его. Суть метода: вместо замечания или упрека произносится фраза, содержащая предположение касательно испытываемых подростком эмоций, и объяснение его поведения. Даже если реакция будет агрессивной, диалог эффективнее молчания.

Уделять внимание

Манипулирование можно пресечь вниманием. Следует интересоваться делами детей, проявлять заботу, главное без навязчивости и фальши. Дети в этом возрасте невероятно чуткие, моментально распознают малейшую ложь и неискренность, которая только разрушит доверие. Спрашивать о делах в школе в процессе приготовления ужина или сборов на работу нельзя. В этот период важно найти максимум времени для общения. Нельзя вестись на провокации.

Объяснять

Когда дети начинают прибегать к шантажу, угрожая сбежать из дома, надо сообщить о том, что их поведение ранит. Фразу надлежит строить по формуле:

  • чувства;
  • поступок ребенка;
  • последствия;
  • вывод.

На деле это будет звучать так: «Я тебя очень люблю. Мне очень обидно и страшно, когда я слышу твои слова. Я боюсь за тебя и твою безопасность. Не могу купить тебе новый телефон сейчас, т.к. нет денег на покупку. Если ты продолжишь угрожать или действительно сбежишь, мне будет больно. Думаю, ты мог бы найти подработку в свободное от учебы время и попытаться заработать на новый телефон сам».

Осознавая бесперспективность манипуляции, дети перестают к ней прибегать. Последовательность в требованиях, постоянство и личный пример — залог успеха в воспитании подростка. Юный возраст не препятствие для правоты и порой полезно прислушаться к словам подростка, т.к. его возражения или требования могут оказаться обоснованными.

Подросток манипулирует родителями

Психологическая манипуляция — это такой тип воздействия, при котором некто стремится изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики. Не рассматривая партнера как личность, обладающую свободной волей, собственными интересами и потребностями, свободой выбора, манипулятор совершает определенные действия для того, чтобы этот человек сделал нечто, игнорируя значимые для себя вещи.

Считается, что подростки наиболее уязвимы для манипуляций, ведь они уже достаточно автономны и не зависят от родителей, хотя их собственная система ценностей и жизненная позиция пока не сложились окончательно. Но общие принципы применимы для человека любого возраста, который не всегда может оценить риск и последствия своих и чужих действий: либо в силу недостаточности опыта, как это чаще всего происходит у детей, либо в силу неточных представлений о собственных ценностях и жизненной позиции, неумения их отстаивать. И такое случается и у взрослых людей.

Наш тренинг рассчитан на подростков от 13 до 17 лет. И в этом возрастном промежутке тоже, разумеется, очень большая разница — 13-летние дети все-таки еще больше ориентированы на родителей, в 17 лет люди уже совсем самостоятельные. Но общее в том, что степень защищенности от манипуляции у подростка очень зависит от того, какие отношения сложились в его семье: принято ли в ней договариваться, или все члены добиваются своего с помощью манипуляций, умеют ли родители принимать общие решения, есть ли диалог с ребенком, привычка обсуждать, прогнозировать, делиться переживаниями.

манипуляция — всегда обман, обещание чего-то значимого, что ты не собираешься выполнять

Ну, самая очевидная история — «а тебе слабо?». Для подростка огромное значение имеет мнение группы и статус, который он занимает в коллективе. Поэтому его так легко «взять на слабо». «Ах, ты не сделаешь это, не пойдешь с нами, не попробуешь, не. значит, ты слабак, не дорос еще». Подростку кажется, что таким образом утверждается взрослость, демонстрируется возможность принимать самостоятельные решения. Такие манипуляции могут привести к очень трагическим последствиям, ребенка могут подтолкнуть к вредным и даже опасным для жизни приключениям.

Еще одна опасная идея, которой подвержены подростки: «взрослых надо слушаться!». Педофилы манипулируют своими жертвами именно так.

Для того чтобы избежать такого рода воздействия, нужно учить ребенка в любой непонятной ситуации обсуждать, что произошло, попытаться спрогнозировать последствия и поразмышлять над вариантами: если ты выберешь такой путь, то это приведет к такому результату, если другой — то к такому. От того, как родители относятся к ребенку, во многом зависит его защищенность от подобных манипуляций: нужно давать подростку возможность самому оценивать свои действия, поддерживать способность анализировать, не сдерживать стремление попробовать что-то новое. И при этом удерживаться от позиции «я же тебе говорила, теперь сам разбирайся». Это приведет только к тому, что ребенок перестанет рассказывать о неудачах, или со временем у него закрепится мнение, что он не может быть прав, его выбор всегда приводит к неудачам. Или, наоборот, родится протест — раз такое дело, раз он все равно такой плохой и глупый, то он будет делать что хочет.

Это история про эмоции и отношения. В семье чаще всего манипуляторы используют чувство вины, стараются показать, что из-за каких то действий ребенка (или, наоборот, неделания) страдает кто-то близкий, — этакое эмоциональное наказание. «Если ты придешь поздно, папа будет нервничать. Если ты не будешь хорошо учиться, то бабушка очень расстроится. Если ты так делаешь, значит, ты не любишь маму». Кстати такие отношения часто переносятся и на друзей: «Ах, ты не будешь это делать, значит, ты мне не друг, ты меня хочешь кинуть, кто-то тебе важнее, чем я, и т.п.».

Манипуляция — всегда обман, обещание чего-то значимого, что ты не собираешься выполнять. Вот еще один из методов добиться своего: «Получишь отличные оценки, куплю тебе планшет. Уберешься в комнате — разрешу гулять». От нормальных отношений манипулятивные отличаются тем, что задача манипулятора — получить желаемое прямо сейчас, он не слишком разбирается потом с обещанным и не собирается отвечать за последствия. Учителя манипулируют классом, если в ситуации конфликта не вмешиваются, а дают расширенные полномочия другим детям, давая понять, что они закроют глаза даже на насилие и травлю: «Вася, сделай так, чтобы Петя заткнулся!» Как в любой манипуляции, здесь нет прямого послания, а есть неявное делегирование, эксплуатация. Как правило, манипулятивное воздействие продвигает интересы одной стороны за счет других людей, и может считаться эксплуатационным, насильственным, нечестным и неэтичным, хотя выглядит совершенно безобидным.

это история про нарушение границ, про потерю своих собственных жизненных ценностей

Насторожить должны любые нехарактерные поведенческие проявления. Любое резкое изменение поведения и образа жизни должно стать поводом для прояснения: подросток раньше целыми днями сидел за компьютером, а теперь вдруг резко стал рваться в поля. Или, наоборот, — гулял напропалую, но вдруг стал зависать дома. Или появились такие слова в лексиконе: «Я не знаю, почему я так сделал, не понимаю, как это произошло».

Важно понимать, что манипуляция — это не обязательно подстрекание к наркотикам или каким-то страшным вещам, чаще всего это гораздо более повседневная история про нарушение границ, про потерю своих собственных жизненных ценностей, и это тоже очень опасно. Подростку самому чрезвычайно трудно осознать, что на самом деле — не он автор того или иного своего поступка, что его эксплуатируют. Но для того, чтобы справиться с манипуляцией и научиться говорить решительное «нет» в ситуациях, когда тебя вынуждают делать то, что противоречит твоим желаниям и представлениям о правильном, самое важное — назвать и обозначить.

Манипуляция — это всегда непрямое, завуалированное послание. Чтобы справиться с ней, нужно сделать это послание прямым и очевидным. На тренинге мы пробуем распознавать манипуляции и отличать их от прямых посланий, опираться на собственный выбор и ценности при встрече с манипуляциями, работать индивидуально, в парах, в группе. Ближайший тренинг устойчивости к манипуляциям пройдет 28 января.

  • Статьи о ребенке, детях
  • Семейные отношения
  • Статьи о красоте
  • Статьи о здоровье
  • Статьи о отдыхе
  • Статьи о образовании
  • Статьи о моде
  • Статьи о родителях
  • Статьи о воспитании
  • Статьи о мужчинах
  • Статьи о изменах
  • Статьи про еду
  • Статью про маму, о маме
  • Статьи про школу
  • Статьи о питании
  • Статьи про диеты
  • Статьи про детей
  • Статьи про досуг

  • Подросток манипулирует родителями

Подросток манипулирует родителями

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Подросток манипулирует родителями

Чтобы добиться желаемого, многие подростки используют метод манипуляции, в диалоге с родителями. Ребёнок использует тонкие душевные струны родителей, на которые давит и получает то, что просто так не получишь. Очень важно вовремя понять, что вами манипулируют и не поддаться эмоциональному воздействию.

Как же понять, что подросток манипулирует вами?

Многие дети прекрасно разбираются в психологии своих родителей и знают, чем их можно больше всего «достать». С помощью манипуляций, ребёнок стремится вызвать у родителей появление следующих чувств. Больше статей на тему ребенок.

— Чувство стыда.

Ребёнок «расшатывает» крепкие родительские позиции, чтобы вызвать проявление стыда. Обычно дети говорят: «Родители Серёжи покупают ему всё, что он их попросит, а у вас ничего не допросишься»; «Наташа всё рассказывает своим родителям, ведь они её понимают и никогда не ругают, а вы кричите по каждому поводу» ; «Диме разрешают гулять до ночи, а я живу, как заключённый…»; «Родители Лены всегда приглашают в гости ребят, а вы всегда недовольные» и пр.

Ребёнок даёт вам понять, что чьи-то родители лучше вас, а вы плохо выполняете родительские обязанности. С помощью таких высказываний, в вас вызывается чувство стыда, а это основной метод манипуляции.

— Чувство страха.

Создаётся послание, где звучит угроза жизни подростка, если вы не примите его условия. «Я сбегу от тебя и ты меня никогда больше не увидишь»; «Если вы не будете давать мне деньги, то я начну их красть»; «Если вы меня не будете пускать на улицу, то я выпрыгну из окна».

Ребёнок вызывает в родителях беспокойство и страх, с помощью которого он может манипулировать. В такой ситуации, родители готовы пойти на любые условия, лишь бы ребёнок не подвергал свою жизнь опасностям и рискам.

— Чувство вины.

От детей могут звучать высказывания, чтобы вызывать сильные чувства вины. К примеру, в семье с недостаточным материальным положением, ребёнок может сказать: «У каждого моего одноклассника есть последняя модель смартфона, а меня все прикалывают, из-за старого телефона»; «У всех родители, как родители, только у меня…».

Такие высказывания могут складываться из разных претензий, но суть одна – ребёнок не доволен своей жизнью, отсутствием достаточного внимания родителей, плохой школой и т.д.

Вызвав у родителей чувство вины, подросток может добиться много от родителей, даже вопреки их желанию.

— Проявление гнева.

Гнев, злость и раздражение – это те чувства, от которых хочется быстро избавиться. Обычно ребёнок их вызывает своим долгим «нытьём», которое не останавливается, несмотря на любые уговоры родителей. Он настаивает и «канючит», чтобы непременно добиться своего.

И многие родители поддаются этой манипуляции, чтобы прекратить «нытьё» и не перейти к бурной ссоре.

От вышеназванных чувств, у родителей возникает бессилие, когда они не уверены в своих действиях. А беспомощные родители, не в силах противостоять настойчивому подростку, научившемуся манипулировать их чувствами.

Для противостояния подростковым манипуляциям, родителям необходимо следить за проявлением своих чувств. Выслушивая обидные выражения и сравнения, не нужно их воспринимать буквально, ведь они служат орудием, для получения подростком желаемого.

Помните, что вами манипулируют. Если вы решили в каких-то вопросах идти на уступки, то они должны быть продуманными и адекватными, чтобы не навредить подростку и вам самим.

* Родители должны помнить , что нельзя использовать родительскую манипуляцию, в беседе с ребёнком. Ведь вы сами даёте плохой пример неправильного поведения. После этого, сложно требовать от ребёнка, не прибегать к подобным манипуляциям.

1. Слезы.Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут.

2. Угрозы.«Наверное, я брошу школу». «Вот возьму и выйду замуж». «Я могу попасть в беду».

3. Спекуляции.«Если бы ты меня любил, ты бы. «

4. Сравнение.«Ни у кого нет таких коротких волос». «А Биллу отец просто взял и купил Мустанг». «У всех есть ангорские свитера». «Других не заставляют мыть руки каждые пять минут». «Все туда идут».

5. Шантаж.«Наверное, я заболею». «Ты же знаешь, я при гостях всегда могу болтнуть лишнего». «Я расскажу папе, что ты прячешь от него этот счет».

6. Настраивание одного из родителей против другого.«Мама меня не пускает в кино, как же так, па?» «Попроси папу дать мне машину, а то мне он отказывает, представляешь?»

7. Ложь.«Мы идем в библиотеку» (но о вечеринке через пять минут после посещения библиотеки ничего не говорится). «Я тут не при чем». «Я этого не брал».

8. Хандра.Подавленное состояние подростка вынуждает мать идти на все, чтобы поднять его настроение.

Как родители манипулируют подростками.

1. Обещание конфетки.«Убери во дворе, и я дам тебе кредитную карточку». «Вынеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы». «У меня есть два билета на футбол. Будь умницей, и мы посмотрим, что с ними делать».

2. Угрозы.«Если ты не подвезешь тетю Агнес, то и сам пойдешь пешком». «Я думаю, мне стоит сходить в школу и поинтересоваться твоими успехами».

3. Сравнения.«Джону не разрешают так много, как тебе». «Билл учится лучше тебя». «Мне нравится Том, он такой вежливый. «

4. Неискренние обещания.«Когда-нибудь ты съездишь в Диснейленд». «Я поговорю с одним человеком насчет занятий в летном клубе». «Я постараюсь, чтобы у тебя был такой свитер».

5. Шантаж.«Вот придет отец с работы, я ему все расскажу». «Твой учитель не очень обрадуется, если узнает, как мало времени ты посвящаешь домашним заданиям».

6. Болезнь как средство контроля.«Если ты сейчас же не прекратишь, у меня будет инфаркт!» «Не шуми так, а то у меня начинается мигрень».

7. Использование любви.«Ты бы не поступал так, если бы хоть капельку любил меня».

Сравнение этих двух перечней наводит на мысль, что подростки и родители неизменно играют в одну и ту же игру. Родители, будучи лицами официально ответственными, играют роль «попирающих», а подростки выступают в роли «попираемых», будучи готовы манипулировать любыми доступными средствам. Между ними завязывается изнурительная манипулятивная борьба. Далее, поскольку подростки пытаются выскользнуть из рамок, в которые их помещают взрослые, родители чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм. А в таких играх первое правило состоит в том, что все это — очень серьезно и на самом деле. Подросток тоже чувствует, что игра пошла по-крупному, и преисполняется решимости «выиграть».

Чтобы лучше понять происходящее, важно учитывать, что подростки рассматривают силовую борьбу с родителями как состязание, в котором действует правило: «Я выигрываю — ты проигрываешь». Третьего не дано. Родители для них — это соперники или враги, над которыми во что бы то ни стало нужно взять верх. Поэтому едва ли не любое взаимодействие между поколениями оборачивается схваткой. Примеров тому можно привести сколько угодно.

По разным причинам родители порой применяют «запрещенные приемы», которые кажутся безвредными, но могут серьезно повлиять на формирование личности ребенка. Психолог Дэниэл Флинт описывает три типичные манипулятивные тактики, их возможные причины и последствия.

Родители день за днем совершают выбор, который влияет на жизнь ребенка. Пассивные родители позволяют детям самим принимать решения, проявляя тем самым безразличие. Чрезмерно контролирующие пытаются организовывать жизнь детей по своему усмотрению.

До известной степени и пассивность, и контроль могут быть целесообразны для детского развития. Всему свое время: например, родители ожидают, что подросток будет сам отвечать за вопросы собственной гигиены, но не ждут, что малыш будет помнить о том, что нужно почистить зубы. К сожалению, осознавая, что степень контроля над ребенком по мере его взросления уменьшается, некоторые родители в попытке восстановить прежнее влияние могут применять эмоциональные манипуляции.

Родитель-манипулятор может выбрать один из множества инструментов для воздействия на своего ребенка. Консультант в области поведения и детско-родительских отношений Дэниэл Флинт приводит данные недавно опубликованного исследования, где выделяются три наиболее распространенных приема.

1.Личные нападки

Склонные к манипуляциям родители пытаются установить психологический контроль над своими детьми, снижая их самооценку. Для этого они:

  • обвиняют ребенка в проблемах взрослых,
  • не дают ему забыть о прошлых ошибках,
  • заявляют, что он недостаточно хороший член семьи,
  • попрекают тем, что сделали и чем пожертвовали ради него,
  • пытаются возложить на него вину за свои чувства.

В качестве примера Флинт предлагает рассмотреть следующую ситуацию: подросток возвращается домой позже оговоренного времени. Родитель встречает его тирадой: «Как ты мог так поступить со мной? Ты знаешь, как сильно я беспокоюсь, и все равно вернулся так поздно?! Это меня так злит — ты меня просто с ума сведешь!»

Этот тип манипуляции посылает метасообщение, что можно использовать эмоции как средство давления

На первый взгляд, такая реакция вовсе не кажется необоснованной: родители вполне справедливо боятся за безопасность подростка. Но этот взрослый — возможно, неосознанно, — оказал на ребенка психологическое влияние, обвинив его в своих эмоциях. Проблема, по мнению Дэниэла Флинта, здесь в том, что родитель использует свои чувства (на которые у него есть полное право) в попытке установить психологический контроль над ребенком.

Этот тип манипуляции посылает метасообщение, что в семейном противостоянии можно использовать эмоции как аргумент или средство давления. Не стоит удивляться, когда ребенок, усвоив урок, в следующей ссоре использует тот же прием: «Я ничего не мог с этим поделать, ты же меня разозлил. Конечно, я выбежал и хлопнул дверью! Что еще я должен был делать?!»

2.Обесценивание чувств

Обесценивание — тактика манипулирования, распространенная во многих видах близких отношений. В общении с подростками родители перебивают их, заканчивают за них предложения, ведут себя так, будто сами знают, что думает или чувствует их ребенок, и пытаются в нужном им ключе менять его отношение к событиям, фактам и переживаниям.

Сложно найти того, кто никогда и никем не манипулирует в описанном выше ключе. Такова человеческая природа — верить собственным чувствам больше, чем чужим. Флинт напоминает: подобное обесценивание — скорее механизм самозащиты, а не нападения. И все же для подростков, чья личность только формируется, обесценивание со стороны родителей может быть разрушительным.

Подобная атака одновременно наносит ущерб отношениям родитель-ребенок, устанавливая эмоциональную иерархию (чувства родителя важнее, чем ребенка), и вредит чувству индивидуальности ребенка — ставит под сомнение, что его чувства реальны и важны.

3.Лишение любви

Исследования привязанности показывают, что у детей формируется глубокая эмоциональная связь с родителями. Тепло физического прикосновения в младенчестве, установление взаимосвязи с родителем, формирование чувства безопасности — все это части общего механизма. В результате сочетания многих факторов, как правило, отношения между двумя людьми воспринимаются как любовь.

Однако манипулирующий родитель может использовать привязанность как средство психологического контроля. Недавнее исследование подтверждает, что многие родители наказывают разочаровавшего их ребенка лишением любви: избегают визуального контакта и перестают разговаривать до тех пор, пока он не исправит свое поведение.

Как отмечает Дэниэл Флинт, ни один из родителей на самом деле не думает: «Как бы мне использовать ту привязанность, которую я сформировал в отношениях с ребенком, когда он был совсем маленьким, чтобы напасть на него и заставить делать то, что я хочу?» Вместо этого взрослые сначала пробуют массу других способов воздействия.

Даже если вам не повезло и вас растил родитель-манипулятор, вы вовсе не обречены повторять тот же сценарий

По разным причинам они не срабатывают — ни системный подход, ни изъятие смартфона, ни смена пароля Wi-Fi, ни попытки «заземления». Родители чувствуют себя неадекватными, возможно, винят себя в том, что упустили ребенка, и цепляются за все, что могло бы сработать. Им кажется, что остался единственный вариант: лишить провинившегося ребенка своей любви.

Почему родители манипулируют? Флинт приводит результаты исследования, которое выявило основные предпосылки для такого поведения родителей: чувствительность к боли и непринятие негативных эмоций. Обиженные люди обижают других. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чаще становятся родителями, которые подвергают эмоциональному насилию собственных детей.

Но это не значит, что свое поведение нельзя изменить. «Даже если вам не повезло и вас растил родитель-манипулятор, вы вовсе не обречены повторять тот же сценарий», — уверен эксперт. Проработать собственный печальный опыт можно самостоятельно или терапевтом — и стать для ребенка более терпимым, понимающим и принимающим родителем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector