Гиперактивный ребенок что делать родителям

Гиперактивный ребенок что делать родителям

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • задержка речевого развития;
  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом. Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх. Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция. В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия. Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия. Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Гиперактивный ребенок что делать родителям

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • Просьбы к ребенку обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

Нужна ли вам видеоняня или достаточно радио? Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

Скачайте чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет»

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Как расшифровать СДВГ? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Если у вас гиперактивный ребенок, иногда вам будет казаться, что это сложно и утомительно, но тем не менее, нет ничего невозможного. Да, гиперактивный ребенок невнимателен, порой неусидчив, переполнен бесконечной энергией и вечно перепрыгивает с одного вида деятельности на другой. Тем не менее, если набраться терпения и задаться целью, то можно навести порядок в его жизни.

Что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Рекомендациями делится детский психолог Алла Дорофеева.

УСТАНОВИТЕ ПОРЯДОК ДОМА

Свободный стиль воспитания с гиперактивными детьми неприемлем. Гиперактивный ребенок чувствуют себя плохо, если правила и четкий распорядок отсутствуют, такому ребенку нужны инструкции и шаблоны. Они склонны беспокоиться, если не знают, что делать дальше.

Необходимо определить время, когда ребенок должен проснуться, почистить зубы, позавтракать, сделать домашнее задание, поиграть и лечь спать.

МЕНЬШЕ ЗАПРЕТОВ

Не противьтесь всему, что делает ваш ребенок. Ругаться на ребенка с СДВГ неэффективно и вредно. Это принесет больше вреда, чем пользы.

Малыш будет изо всех сил пытаться понять, почему вы кричите на него, и будет еще больше беспокоиться. Просто поймите, что он нуждается в вашей помощи даже в повседневных делах.

Помогайте ребенку справляться с важными задачами — собраться в школу, поесть, сделать домашнее задание. Не делайте акцент на оценках и не сравнивайте его с братьями, сестрами, друзьями.

РАЗБЕЙТЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРОСТЫЕ

Ребенку с СДВГ может быть очень трудно понять и применять сложные инструкции. Поэтому важно, чтобы вы разбили даже простую задачу на мелкие фрагменты.

Научите ребенка смотреть вам в глаза, когда что-то ему объясняете. Тогда ему будет легче сосредоточиться на том, что вы говорите.

Разбейте информацию на части, повторите несколько раз. Как только вы убедитесь, что ваш ребенок понял инструкции, можете попросить его повторить каждый шаг.

Не нервничайте и не подгоняйте малыша, иначе он почувствует ваше нетерпение и станет более беспокойным.

Для ребенка постарше, который умеет читать можно записать инструкции. Пошаговые инструкции, прикрепленные к холодильнику или доске в его комнате, помогут ребенку сосредоточиться на каждом шаге и выполнять их один за другим. Можно помечать галочкой дела, которые уже сделаны. Обязательно вознаградите свое чадо, когда он все сделает. Это будет мотивировать его стараться еще больше в следующий раз.

МЕНЬШЕ ОТВЛЕКАЮЩИХ ФАКТОРОВ

Мелочи, на которые вы даже не обратите внимания, могут отвлекать и беспокоить ребенка с СДВГ. Гиперактивный ребенок должен сидеть удобно, вдали от окон и дверей. Иначе происходящее за окном или за дверью может его отвлекать. Не удерживайте его на одном месте, так как это может вызвать у него беспокойство. Но сокращение числа отвлекающих факторов поможет ему сосредоточиться.

Важно создать уютное и привлекательное рабочее пространство. Убедитесь, что он понимает, что домашняя работа и учеба — не наказание. Обращайтесь к ребенку за помощью в планировании учебного пространства. Пусть поможет вам создать комфортный уголок, где ему будет легче концентрироваться.

Помните, что даже выполнение домашнего задания лучше дробить на части и давать отдых в виде «пятиминуток», разбавляя, например, гимнастикой.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПООЩРЕНИЕ

Делайте акцент не на промахах, а на успехах, вознаграждая ребенка.

Отмечайте и хвалите каждый положительный результат малыша, даже если он заканчивает задание с вашей помощью.

Постепенно уменьшайте количество помощи, которую вы оказываете.

Положительное подкрепление, небольшие награды, объятия, похлопывание по спине и т. д. помогут вашему ребенку в борьбе за выполнение задания. Если задача было особенно сложной, позвольте ребенку самому решить, как вы его побалуете.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИГРАТЬ

Малышу тоже нужно бегать и просто играть, как всем детям. В этом он не отличается от всех остальных. Поэтому важно, чтобы вы позволяли ему просто играть и делать то, что ему хочется, не одергивая его.

Старайтесь не делать график своего ребенка слишком строгим и не решайте за него, во что он должен играть. Дайте малышу возможность ежедневно гулять на улице.

Это поможет ему выплескивать энергию и лучше контролировать свое настроение. Дома организуйте небольшой спортивный уголок.

ПРИНИМАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Гиперактивность не может быть полностью устранена, но ее можно держать под разумным контролем. Научитесь понимать и признавать тот факт, что ваш ребенок всегда будет активным и чрезмерно энергичным. Поэтому вам придется научиться проявлять больше терпимости и терпения.

Хвалите ребёнка при любой возможности, акцентируйте внимание на его хороших качествах.

Также очень важен физический контакт. Старайтесь чаще обнять или взять его за руку, поддержать и утешить при необходимости. Ваш главный союзник терпение.

НАЙДИТЕ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ДЛЯ ВЫХОДА ЭНЕРГИИ

Позвольте ему заниматься такими видами деятельности, как бег, спорт и прогулки. Необходимо направлять энергию ребенка в полезную деятельность. Например, освоение игр, направленных на развитие саморегуляции, усидчивости, внимания.

НЕ ДАВАЙТЕ СЛИШКОМ УСТАВАТЬ

Если ваш ребенок слишком устанет, его самообладание надломится, и с ним станет труднее обращаться. Будьте осторожны в своих высказываниях и аккуратно изложите правила. Определите время для игры и активности.

РИТУАЛЫ И ТРАДИЦИИ

Например, ритуалы при пробуждении или засыпании создадут благоприятную атмосферу. Можно придумать отдельные ритуалы для прощания, для семейных трапез и конечно, для праздников.

КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Чтобы добиться значительных результатов в коррекции поведения ребенка с СДВГ важна совместная работа специалистов: детского невролога, психолога, логопеда (дефектолога), педагога и родителей.