В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.
«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид.
На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
В 1961 году учёный Йельского университета Стэнли Милгрэм начал свой эксперимент, а в 1963 году представил его на всеобщее обозрение статьей: «Подчинение: исследование поведения», позднее вышла книга «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование».
Идея проведения эксперимента появилась после начала судебных процессов над нацистами, замордовавшими в концлагерях большое количество невинных людей, в том числе и детей. Эксперимент Милгрэма должен был выявить причину беспрекословного выполнения нацистами жестоких приказов, заставляющих страдать ни в чём неповинных людей.
Стэнли Милгрэм
Описание эксперимента
Через газетное объявление для эксперимента были набраны мужчины. Для них исследование было представлено как «Воздействие боли на память человека». Всем испытуемым предлагалось пройти эксперимент за небольшое вознаграждение. Собранные все в одном помещении участники были разделены на две части. Одна из них должна была играть роль учителей, другая, студентов.
Распределение ролей осуществлялось подстроенной жеребьёвкой, о которой небыли осведомлены испытуемые. В результате роль учителей досталась исследуемым, а роль студентов, профессиональным актёрам.
В каждом эксперименте участвовали трое: экспериментатор, учитель и студент (актёр). Роль учителя состояла в задавании вопросов, а студента – в правильных ответах на них. Если ответ был неверным, учитель «наказывал» студента разрядом электрошокера. Для чистоты эксперимента вначале студент и учитель находились в одной комнате, и каждый из них получал электрический разряд в 45В. Таким образом, испытуемый должен был осознать, что будет чувствовать студент, если величина разрядов увеличится.
После получения разряда учитель отправлялся в другую комнату за пульт внушительного агрегата. На нём присутствовали кнопки, а около них разметка: 30В, 45В, 60В и так далее, до 450В. Возле некоторых кнопок были надписи, которые давали испытуемому понять, как подействует на студента нажатие на конкретную кнопку. Надписи были такими: «небольшой шок», «умеренный шок», «сильный шок». Студент же усаживался на кресло и начинал отвечать на вопросы.
С каждым неправильным ответом учитель должен был увеличивать мощность разряда на 15В. При этом студент (актёр) не получал настоящих разрядов, а только имитировал сою реакцию. Ближе к кнопке в 150В он начинал биться в истерике, говорить, что у него больное сердце, и он не выдержит дальнейших ударов. А в районе 300В – имитировал шоковое состояние и потерю сознания.
Отдельные исследуемые после нескольких таких моментов, категорически отказывались продолжать, другие и далее нажимали на кнопки без зазрения совести. Сомневающимся же, властный экспериментатор в белом халате сообщал, что «надо продолжить», «эксперимент должен быть завершён». При этом не обещал никакого дополнительного вознаграждения и разговаривал без угроз.
Результаты эксперимента
Экспериментальных серий было несколько, в одной из них брали для участия 40 человек, и 26 из них прошли испытание до конца. При этом когда условия проведения были оговорены, получившие роль учителей не предложили поменять её на статус студента. Никто из 40 участников не отказался от процесса в момент первого прошения студентом о пощаде.
Результат первой серии эксперимента из 40 человек таков:
✔️ Прекратили эксперимент до показателя в 300В – 0;
✔️ Отказались продолжать, нажав 300 – 5 человек;
✔️ Отказались от продолжения после нажатия 315В – 4;
✔️ Прекратили эксперимент после нажатия 330В – 2;
✔️ Отказался продолжать, нажав показатель 345 – 1;
✔️ Прекратил эксперимент после 360 – 1;
✔️ Прекратил исследование после нажатия на 375 – 1.
Остальные 26 дошли до конца, пока экспериментатор сам не остановил испытание. Дальнейшие исследования только подтвердили точность эксперимента. Для этого вместо мужчин, взяли женщин, которые вели себя так же.
📽 Видео:
Проводили аналогичный эксперимент и вне стен университета, ничем не афишируя его принадлежность к знаменитому вузу. Результаты были приблизительно одинаковыми. Эксперимент показал, насколько может быть, зависим человек от более авторитетной личности, и продемонстрировал опасность подчинения.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Светлана Петрова 29 августа 2017 0
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Глядя порой на человека рядом с собой, невольно задаешься вопросом: насколько его действия самостоятельны. Почему коллега, еще вчера улыбавшийся тебе на работе, сегодня строит тебе козни, пообщавшись с новым начальником? Почему вроде бы хороший человек, добрый семьянин способен убить по приказу? Почему любая идея, будь то националистический лозунг или религиозно обоснованный терроризм, способна пробудить звериную жестокость в целых группах людей, вчера еще казавшихся абсолютно обычными? Ответ на эти вопросы дает знаменитый эксперимент Милгрэма.
Идея эксперимента Стэнли Милгрэма
Вероятно, в природе человека «зашита» склонность к подчинению авторитетам, которая сильнее логики и человечности. В 1962 г. Стэнли Милгрэм, ученый из Йельского университета, провел эксперимент о склонности обычного человека к подчинению, результаты которого ошеломили научную общественность.
Стэнли Милгрэм хотел узнать, сколько боли и страданий готовы причинить абсолютно обычные люди другим ни в чем не повинным людям, если это продиктовано приказом авторитета. Изначально интерес ученого был обусловлен изучением поведения работников немецких концлагерей во время Второй мировой войны. Перед экспериментом «Подчинение: исследование поведения» был проведен опрос психологов — специалистов, которые предположили, что «до конца» в выполнении жестоких приказов дойдут всего 1–2 человека из 100. Психиатры же спрогнозировали, что всего 1 человек из 1000 способен выполнить максимальное требование «начальника». Но действительные результаты поразили ученый мир психологии: 65 человек из 100 готовы были выполнять приказы, которые причиняли мучения другому человеку, если их отдавало авторитетное лицо.
Как проходил опыт?
В лабораторных условиях Йельского университета в 1962 г. был проведен опыт в отношении поведения человека. Испытуемые возрастом от 20 до 55 лет пришли на эксперимент по объявлению в газете, участие оплачивалось независимо от результатов исследования. Это были люди с различным социальным положением: от слесарей до президентов корпораций, соответственно, и с разным уровнем образования.
- ученик (актер);
- учитель (реальный испытуемый с улицы);
- авторитетное лицо (экспериментатор, профессор, «знающий» человек).
Соответственно, испытуемый был только один, но он об этом не знал.
Руки ученика пристегивались к столу ремнями, его тело было присоединено электродами к генератору в соседней комнате. Профессор проговаривал, что наносит специальную пасту от волдырей и ожогов, что подчеркивало серьезность физического воздействия тока. Ученик должен был запоминать пары слов и отвечать учителю, при неправильном ответе он получал «справедливое» наказание. Ученик (актер) сообщал, что имеет проблемы с сердцем, опасается за свое состояние. Учителю-испытуемому пробно делали удар током, который при маленькой величине применяемой силы тока уже казался ему очень болезненным.
После 150 вольт ученик-актер начинал кричать: «Хватит! Выпустите меня отсюда, я же говорил, что у меня проблемы с сердцем. Я отказываюсь продолжать». Но профессор — авторитетное лицо проговаривал, что эксперимент требует продолжения: «Продолжайте, пожалуйста. Совершенно необходимо, чтобы вы продолжили. Это не опасно для здоровья». Ученик продолжал с фразой: «Я надеюсь, вы понимаете ответственность за это». Несмотря на то что крики звучали ужасающе при ударах током, учитель продолжал.
Ключевой фразой, мотивирующей учителя продолжать наказание, были слова профессора: «Я несу ответственность, если с ним что-нибудь случится». Даже когда испытуемый молчал, что могло означать, что ему плохо, учитель продолжал, так как авторитетный профессор инструктировал: «Молчание приравнивается к неправильному ответу. Давайте новый удар током». Несмотря на то, что в соседней комнате уже царило молчание и можно было предположить, что ученик умер, учитель всё равно продолжал и продолжал наносить ему мощные удары током по приказу-просьбе профессора. Напряжение некоторых ударов могло доходить до 450 вольт.
Как объяснить такие результаты эксперимента?
Экспериментатор: Почему вы просто не остановились?
Испытуемый: Я хотел остановиться, но он не разрешил мне…
Несмотря на то что учитель-испытуемый останавливался, беспокоился о здоровье ученика, задавал вопросы профессору, он подчинялся просьбам авторитета («который больше разбирается в генераторе») и продолжал причинять боль ученику-жертве.
Jakub Jirsak / Bigstockphoto.com
Результаты опыта оказались тревожными: человеческая природа не может противостоять приказу назначенного авторитета. Можно лишь предполагать, до какой черты может доходить жестокость человека, тем более действующего в интересах политики духовного лидера или власти государства. Возможно, вы зададитесь вопросом: почему так устроен человек? Ключ к пониманию природы подчинения — это снятие человеком с себя ответственности, обещание переложить ее на авторитетное лицо.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Tell your friends about Wikiwand!
Gmail Facebook Twitter Link
- Home
- About Us
- Press
- Site Map
- Terms Of Service
- Privacy Policy
- Введение
- Введение
- Предыстория
- Описание эксперимента
- Основной вариант эксперимента
- Фильм «Obedience»
- Результаты
- Дискуссии и предположения
- Результаты мало зависели от авторитета университета
- Пол испытуемого не влиял на результаты
- Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика»
- Испытуемые были обыкновенными людьми
- Испытуемые не были садистами
- Дополнительные эксперименты
- Испытуемый отказывался подчиняться человеку равного ранга
- При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия
- Другие варианты эксперимента
- Выводы
- Интерпретации
- Альтернативные интерпретации
- Исследование Хаггарда
- Повторение эксперимента
- Упоминания в массовой культуре
- См. также
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Suggest as cover photo
Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?
Thank you for helping!
Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.
«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид.
На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
Бывший сотрудник гестапо Адольф Эйхманн в тюрьме.
John Milli / Government Press Office
Новая модификация опытов Милргэма демонстрирует, что человек, подчиняясь чужим указаниям, теряет ощущение контроля над своими действиями. Результаты этих экспериментов публикует журнал Current Biology, о них же рассказывает пресс–релиз Имперского колледжа Лондона.
Эксперименты, поставленные Стенли Милгрэмом в 1961 г. в Йельском университете, стали самыми известными в истории психологии, продемонстрировав, что, подчиняясь указаниям экспериментатора, подопытный способен пойти на исключительно жестокие действия по отношению к другому человеку. Этот вопрос тесно связан с юридической и нравственной проблемой личной ответственности человека, который лишь подчиняется преступным приказам. Поэтому эксперименты Милгрэма подвергают и критике, и различным модификациям, получая те же результаты и без сомнительной с этической точки зрения постановки опытов, которые были проделаны в 1960-х.
Новую вариацию классических экспериментов представили недавно психологи из группы Патрика Хаггарда (Patrick Haggard), которые постарались рассмотреть, что же переживает сам подчиняющийся. Теоретики психологии не раз указывали на то, что в таких обстоятельствах человек перестает ощущать себя полноценно действующим актором, теряет чувство контроля над собственными действиями и, следовательно, чувство ответственности за них. Это чувство трудно измерить объективно, однако ранее Хаггард уже демонстрировал, что при утрате этого чувства восприятие времени изменяется, и промежуток между действием и его результатом начинает казаться длиннее, чем в тех случаях, когда человек делает то же самое без какого-либо принуждения. Поэтому каждый раз, когда подопытные нажимали на кнопку, спустя долю секунды срабатывал звуковой сигнал. Им следовало оценить этот временной промежуток – и по этой оценке ученые могли выяснить, насколько они сохраняют чувство контроля над своими действиями.
В каждом эксперименте участвовали двое подопытных, которые перед началом получали по 20 фунтов, усаживались за стол друг напротив друга и по очереди играли роль «хозяина» и «жертвы». Первый мог нажать кнопку «пас» – ничего не происходило – либо «сыграть»: при нажатии на вторую кнопку «жертва» лишалась пяти фунтов, а в другой модификации опыта – вдобавок получала еще и чувствительный удар током. Затем подопытные менялись ролями. Все было устроено максимально «честно», и даже сила удара модулировалась с учетом индивидуальной болевой чувствительности участников, так что каждый страдал одинаково.
В первой серии экспериментов у стола присутствовал экспериментатор, который каждый раз указывал, какую кнопку следует нажать. Во второй экспериментатор стоял, отвернувшись, и в происходящее не вмешивался. Но в любом случае фиксировалась задержка звукового сигнала, которую указывали подопытные, а в одной из модификаций ученые также следили за активностью их головного мозга с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ).
И действительно, оказалось, что подчинение своих действий чужим указаниям снижает чувство контроля над ними и их последствиями; звуковой сигнал кажется наступающим с большем задержкой. На ЭЭГ также отмечалась сниженная активность, которую предыдущие исследования связали со слепым выполнением приказов и подавлением свободного выбора. Такой эффект проявлялся всегда, даже если подопытному командовали жать на «безвредную» кнопку – достаточно было лишь слушаться экспериментатора.
«Эта работа должна подстегнуть юридические дебаты, – прокомментировал результаты нейрофизиолог Уолтер Синно–Армстронг (Walter Sinnot-Armstrong) для журнала Nature, – однако она может иметь и более широкое значение для самых разных сфер общественной жизни». Действительно, эксперименты Хаггарда, с одной стороны, как будто снимают ответственность с человека, подчиняющегося любым чужим приказам. Но они же показывают, что, слепо следуя указаниям, он добровольно отказывается не только от ответственности, но и от контроля за происходящим, становясь пассивным исполнителем, лишенным собственного действующего лица.
Социальный психолог Йельского университета Стэнли Милгрэм (англ. Stanley Milgram) начал свои исследования с целью найти ответ на вопрос, как обычные немецкие граждане в годы нацистского режима могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.
Адольф Эйхман, который был одним из организаторов истребления евреев, во время судебного процесса над ним сказал: «Я не виноват, я просто исполнял приказы».
И таково было объяснение множества людей, учавствовавших тем или иным образом в этих преступлениях.
Милгрэм хотел экспериментально подтвердить, что то, что сотворил немецкий народ — не является частью человеческой природы, а происходит именно из особенностей немецкого менталитета. Именно поэтому тысячи немцев поддержали Гитлера, но мы с вами никогда не стали бы причинять вред неповинным людям только потому, что некий авторитет нам это приказал.
Соответственно, ученый решил провести эксперимент на повинуемость сначала в Америке, а потом в Германии, и ожидал, что Американцы окажутся значительно более способны к сопротивлению давлению авторитета и отставиванию своей точки зрения, своего понятия о добре и зле.
Но результаты эксперимента были таковы, что проводить его в Германии не оказалось смысла. Милгрэм с горечью заметил: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины».
Испытуемым говорили, что проводится эксперимент с целью проверить, как наказание отражается на эффективности обучения. Один из испытуемых должен был отвечать на вопросы, а другой, в случае ошибки — наказать «ученика» ударом тока.
На самом деле, эксперимент проводися над «учителем» — тем, кто должен был наказывать «ученика» электрическим током. Было 30 переключателей от 15 до 450 Вольт, и с каждым неправильным ответом сила удара должна была быть на 15 Вольт выше предыдущего.
Подробнее о ходе эксперимента вы можете прочесть в Википедии.
Неорелигиозные течения – благо для верующих, проблема для общества? Религиозная ситуация в странах СНГ и, в частности, в Украине существенно изменилась. В религиозном пространстве наряду с возрожденными историческими религиями появились новые религиозные течения и движения.
Про що говорять чоловіки, коли на серці війна Психотерапевтична група, яка буде складатися з одних чоловіків. Дивна і майже нереальна ідея. Але все ж .
Предлагаем вам посмотреть запись эксперимента с русским переводом на следующем видео:
Как вы думаете, до какого уровня большинство участников было готово переключать рычаг и бить током незнакомого им человека?
Когда Милгрэм задал этот вопрос студентам из Йельского университета, они посчитали, что не более чем 3 из 100 участников дойдут до максимального уровня тока.
В действительности же, 65 % испытуемых «учили» своих «учеников» максимальным, смертельно опасным уровнем электрического тока.
На практике это означает, что, как минимум, каждый второй человек, под воздействием авторитетной фигуры, готов подвергнуть вашу жизнь смертельной опасности.
Все 40 испытуемых, то есть 100%, дошли до отметки в 300Вольт.
Критика эксперимента и несчастная собачка
Когда Стэнли Милгрем в 1963 году опубликовал результаты своего эксперимента, это шокировало научную среду. Многие попытались найти недочеты и слабые места в постановке или интерпретации результатов эксперимента. Так, например, Чарльз Шеридан и Ричард Кинг предположили, что «учителя» на самом деле просто подыгрывали, а сами догадывались, что «ученик» не получает ток а только притворяется.
Для этого, в 1972 году, они решили провести экспеимент, в котором «ученик» и вправду получал бы электрические разряды.
Но поскольку на человеке они проводить такие опыты не могли, их выбор пал на собаку.
Милый пушистый щенок, по легенде, должен был научиться различать мерцающий и немерцающий свет. Если собака не переходила по световому сигналу в нужную часть комнаты, «учителя» должны были ударить её током.
Как и в экспериментах Милгрэма, с каждым неверным ответом вольтаж удара возрастал на 15 вольт. Только на этот раз нещасный «ученик» и вправду получал удары.
Люди заметно переживали и не хотели мучать животное, пытались показать собачке, куда переместиться, у них учащалось дахение, многие открыто плакали и рыдали.
И тем не менее, 20 из 26ти человек (более 75%) довели электрические удары до смертельного максимума.
В Польше повторили психологический эксперимент, разработанный в 1960-х годах ученым Стэнли Милгрэмом с целью найти причину покорности людей чужому авторитету. Обнаружилось, что сегодня люди в равной степени готовы причинять боль другим, повинуясь воле представителя власти, как это было 50 лет назад.
Отмечается, что польское исследование было первым в Центральной Европе повторением знаменитого эксперимента Милгрэма*, первоначальной целью которого было объяснить, почему немецкие солдаты уничтожали миллионы невинных людей в годы Второй мировой войны. В начале эксперимента польские исследователи надеялись, что их сограждане, помня историю, окажутся более морально устойчивыми и не будут беспрекословно выполнять жестокие приказы начальства.
Однако 90% испытуемых были готовы подать самый большой удар тока в качестве наказания, говорится в статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science. В эксперименте участвовали мужчины и женщины от 18 до 69 лет. Отмечается, что при этом большинство не считало свои действия правильными, хотя продолжало повышать напряжение.
Они всегда выражали сожаление. Они говорили: «Я не хочу этого делать, этот парень кричит, я хотел бы остановиться». Но они продолжали, они просто нажимали следующий переключатель, а затем следующий, поделился Томас Гжиб, один из авторов повторного эксперимента Милгрэма.
Tomasz Grzyb / SWPS University of Social Sciences and Humanities
Несмотря на попытку повторить классический эксперимент Милгрэма, польское исследование имеет важное отличие: опыт прекращался после того, как достигалось самое высокое напряжение, тогда как в оригинальной версии «истязания» током прекращались, когда актер внезапно переставал подавать признаки жизни или жаловался на боли в сердце (либо испытуемый настаивал на том, чтобы остановить опыт). По мнению экспертов, из-за этого была упущена важнейшая деталь всего исследования: «В эксперименте Милгрэма очень важно дать понять кому-то, что он причиняет вред кому-то, кто хочет выйти из этой ситуации», — пояснил психолог Стивен Гибсон из Йоркского университета Сент-Джон в Великобритании.
Кроме того, многие участники исследования продолжали подавать ток даже прежде, чем получали устные приказы от «начальника». А вот отказы от продолжения эксперимента звучали лишь после того, как экспериментатор давал приказы.
Авторы исследования заключили, что независимо от того, что побуждало испытуемых против своей воли причинять боль другому человеку, большинство людей просто делает это.
Для меня это удивительно. Когда Милгрэм провел свой эксперимент, он попытался распространить результаты настолько широко, насколько мог, потому что было очень важно сказать людям, что мы можем вести себя таким образом: делать жестокие, ужасные вещи по отношению к другим людям, если кто-то берет на себя всю ответственность. Я был удивлен, что 50 лет спустя мы так и не смогли сформировать нашу систему образования, чтобы объяснить людям, как важно иногда говорить «нет», признался Томас Гжиб после завершения своего эксперимента.
Справка:
Знаменитый эксперимент Стэнли Милгрэма задумывался с целью объяснить, как немецкие солдаты в годы Второй мировой могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей. Ученый хотел показать, что немцы делали это, подчиняясь безусловному авторитету своих командиров. При этом он считал, что именно жители Германии имеют подобные слабости, но после исследования в США понял, что жестокость и покорность людей везде одинакова.
В ходе эксперимента добровольцам говорили, что они участвуют в исследовании о влиянии боли на память и должны «наказывать» усиливающимися с каждым разом разрядами тока «учеников», которые ошибутся при выполнении задания на запоминание. Напряжение усиливалось от 45 В до 450 В, при этом устройство, подающее разряды, содержало информацию о том, насколько сильны удары той или иной мощности.
Испытуемые сидели в одной комнате с главой эксперимента — «начальником», а «ученики», роль которых исполняли актеры, отвечали на вопросы дистанционно. На самом деле, разумеется, никого током не били, а актеры умышленно делали ошибки и имитировали боль и страдания — кричали или стучали в стену, а при самых высоких значениях тока переставали подавать какие-либо сигналы и звуки.
Кадр из документального фильма С. Милгрэма «Повиновение» («Obedience», 1965)
По условию, актеры совершали столько ошибок, чтобы в процессе «наказаний» сила тока достигала предела шкалы. Когда удары становились все более сильными, подсадные «ученики» умоляли испытуемых остановиться и прекратить истязания. Однако «начальник» просил испытуемых продолжать, используя набор из четырех фраз: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили», «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Если доброволец все равно отказывался продолжать, эксперимент прерывался.
Процент людей, которые до последнего повиновались приказам экспериментатора, оказался настолько высок, что шокировал Милгрэма и его коллег: около 65% участников опыта были способны подать сильнейшие разряды (450 В), повинуясь приказам авторитета. Остальные останавливались на более низких значениях, но почти все дошли до отметки 300 В. Повторение эксперимента в различных вариантах во многих странах показало аналогичные результаты.
Сортировка
18 января 2016 г. 23:29
5 Рецензия на «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль»
Недавно прочитал великолепную книгу Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram) «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль» («Obedience to Authority; An Experimental View»). Это классический труд от автора знаменитых экспериментов по подчинению авторитету (хотя у Милгрэма много и других экспериментов: например с мимикой). Книга вышла в 1974 году, где автор объясняет всю механику своих экспериментов и делится своим мнением о подчинении, а так же ведет научную дискуссию с критиками своих экспериментов.
Стэнли Милгрэм преподавал социальную психологию в Йельском и Гарвардском университетах, затем занял должность заслуженного профессора в аспирантуре Городского университета Нью-Йорка. Среди его наград стипендия Фонда Форда, социально-психологическая премия Американской ассоциации…
19 августа 2016 г. 15:25
4.5 “Вы должны продолжать. Вы не можете завершить эксперимент, это невозможно.”
Узнала о краткой версии данного эксперимента лет 7-8 назад, по телевизору, и даже тогда оказалась под глубоким впечатлением. Поразительно дельный психологический эксперимент — серия из 19 разных модификаций эксперимента — был поставлен Милгремом в 1963 году, но не утратит актуальности никогда.
Я бы его даже в школьную программу ввела, будь моя воля. Ибо рефлексия от такой подачи информации способна перестроить осмысление жизни на куда более гуманный уровень, а если и не перестроить, то как минимум дать человеку возможность смотреть на банальные жизненные ситуации с более широкого ракурса.
Не буду пересказывать сам эксперимент, напомню данные — две трети людей доходили до самого конца, т.е. один обычные человек подвергал другого невинного человека разряду тока в 450 Вольт. Три раза…