Деструктивные и конструктивные конфликты

Работы любой сложности

Квалифицированная помощь от опытных авторов

  • Что такое функции конфликта
  • Основные функции
  • Деструктивная функция, описание
  • Конструктивная функция, описание
  • Значение конструктивных функций конфликта
  • Что такое функции конфликта
  • Основные функции
  • Деструктивная функция, описание
  • Конструктивная функция, описание
  • Значение конструктивных функций конфликта

Изучение конфликтов отнесено к отдельной междисциплинарной области знаний – конфликтологии. В ее рамках исследуются закономерности возникновения конфликтных ситуаций, возможные способы их разрешения, а также особенности связанных процессов.

Что такое функции конфликта

Чтобы уточнить функции конфликта, необходимо знать его определение.

Конфликт – это противостояние отдельных индивидуумов или групп людей с отличающимися убеждениями, суждениями, интересами.

Обязательным признаком конфликта является наличие возникающих в процессе противостояния негативных эмоций. При их отсутствии специалисты говорят лишь о противоречиях, спорных ситуациях.

Поскольку процесс затрагивает эмоциональную сферу, очевидно его воздействие на психологическое состояние человека, его поведение, характер последующих действий. В связи с этим принято выделять деструктивную и конструктивную функции конфликта, а также их явные и скрытые проявления.

Основные функции

К основным функциям относятся положительные и отрицательные последствия для человека, группы, коллектива. При этом функциональность явления может меняться в зависимости от исчезновения или появления дополнительных условий, аспектов. Классифицировать процесс в определенный промежуток времени можно по преобладанию той или иной функции.

Деструктивная функция, описание

Конфликтные ситуации могут оказывать негативное воздействие на личность, группу или организацию в целом, разрушать традиции, нарушать психологический климат. Значимыми проявлениями деструктивной функции являются:

  • негативное влияние на психику;
  • разрушение межличностных связей, отношений, складывавшихся в течение длительного времени;
  • создание стрессовых ситуаций, в результате которых могут развиваться сосудистые, сердечные заболевания, обостряться хронические недуги;
  • отрицательное влияние на развитие личности в плане формирования неверных представлений о справедливости, возможностях коллектива;
  • формирование образа врага, что способствует возникновению и закреплению негативных установок в отношении оппонента;
  • отражение негативной установки на текущей деятельности, результатах общей работы.

В особо критичных ситуациях возможно закрепление на практике насильственных способов решения. Это тоже относится к деструктивной функции, считается ее явным проявлением.

Крайней формой деструктивного конфликта является отсутствие проявлений конструктивной функции, невозможность преодоления возникших разногласий, нахождения оптимального решения.

Как правило, последствием деструктивной ситуации становится разделение ее участников на два лагеря, появление необоснованной агрессии, уход от решения важных вопросов.

Конструктивная функция, описание

Признаком конструктивной функции считается протекание процесса в рамках этических норм, стандартных деловых отношений. Такие ситуации не имеют негативной социальной окраски, способствуют нахождению устраивающих всех установок.

  • частичное или полное устранение противоречий;
  • снижение психической напряженности всех задействованных лиц;
  • произведенная в результате оценка индивидуально-психологических особенностей участников конфликта, определение степени их стрессоустойчивости;
  • повышение авторитета, проистекающее вследствие успешного отстаивания справедливых целей перед оппонентом;
  • получение нового опыта, развитие личности, расширение взаимодействия с окружающей средой;
  • формирование мировоззрения индивидуума, самоутверждение;
  • выявление существующих проблем, создание благоприятных условий в коллективе;
  • коррекция поведения, улучшение межличностных отношений;
  • анализ общественного мнения;
  • сплочение общества перед лицом трудностей;

В процессе положительно окрашенного конфликта происходит поиск продуктивных решений проблемы, актуализируются гуманистические принципы, позитивные социальные установки.

Значение конструктивных функций конфликта

Конструктивные функции состоят в предоставлении полной информации об оппоненте, сближении участников, повышении уровня взаимопонимания. Их призвание – объединять участников спора, направлять их энергию в положительное русло.

Каждая из положительных функций реализуется при сохранении человеческого достоинства, исключает разрушительный негативизм. А в целом такие проявления позитивно влияют на динамику и структуру общественного психологического процесса, служат инструментом самосовершенствования для отдельно взятой личности.

Консультации по выполнению всех типов работ

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить какдеструктивные или конструктивные. Итогом деструктивногостолкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивнымявляется конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

· борьба за авторитет

· враждебность к любимым ученикам учителя

· личная неприязнь к человеку

· симпатия без взаимности

· борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

· разные представления сторон о средствах воспитания

· недовольство родителя методами обучения педагога

· мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 314 ;

Существует три основных модели поведения в конфликте: деструктивная, конструктивная и конформистская. Рассмотрим каждую из них и разберемся, какая модель поведения в конфликте характеризуется пассивностью.

Деструктивная модель поведения в конфликте

Такой вариант поведения в конфликтной ситуации подразумевает, что личность нацелена на расширение спора, унижение оппонента и его точки зрения, а также проявляет недоверие к сопернику.

Иными словами, деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется следующими приемами:

  • запугивание и угрозы («я пожалуюсь начальнику»);
  • унижение и оскорбление партнера («вы не понимаете, о чем говорите»);
  • отрицание авторитета другого человека, постоянные отсылки на свой авторитет («я лучше в этом разбираюсь, чем вы);
  • уклонение от обсуждения конфликта («я не вижу в этом сложностей»);
  • лесть («вы лучше меня разбираетесь во всем, поэтому сами найдете решение проблемы»).

Приемы могут использоваться и более мягкие. Применяются любые способы манипулирования, позволяющие использовать оппонента для достижения личных целей.

Конструктивная модель поведения в конфликте

В конструктивной модели поведения прослеживается желание уладить конфликтную ситуацию, найти приемлемое для обеих сторон решение. Такой вариант отличается доброжелательностью и выдержкой по отношению к сопернику.

В конструктивной модели общение партнеров максимально корректное. Оба нацелены на достижение взаимопонимания и открыто выражают свою позицию. Как правило, при таком подходе проблема устраняется.

Конформистская модель поведения в конфликте

В свою очередь конформистская модель поведения личности в конфликте определяется пассивностью, склонностью к уступкам. При таком варианте человек с легкостью соглашается с точкой зрения оппонента и избегает «острых углов».

Опасность этой модели кроется в том, что оппонент, видя незаинтересованность партнера, может начать проявлять агрессивность. По сути конформистская модель является деструктивной.

Однако этот вариант поведения может иметь и положительный аспект. Такое возможно в том случае, когда причина конфликта носит несущественный характер. В подобной ситуации конформистская модель приведет к скорейшему разрешению спора.

Подводя итоги, отметим, что наиболее желательной и приемлемой является конструктивная модель поведения в конфликте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector