Транзактный анализ

Курс будет полезен и интересен психологам, психотерапевтам, педагогам, социальным работникам, студентам и преподавателям этих специальностей, а также представителям профессий, требующих активного общения с людьми. ТА может быть применен в любой области, где существует потребность в понимании людей, их взаимодействия и общения.

Программа соответствует стандартам обучения Европейской ассоциации транзактного анализа (ТА) и представляет собой пролонгированный курс повышения квалификации. Обучение предполагает последовательное и углубленное изучение концепции Э. Берна, освоение удивительных открытий и инструментов транзактного подхода, получение опыта их практического использования при проведении психотерапевтического консультирования и в процессе гармонизации собственной жизни.
Программа состоит из 2-х частей. Каждая часть обучения рассчитана на 4 месяца и проходит в формате ежемесячных четырехдневных занятий. Общий объем программы – 256 академических часов.
Первая часть обучения предполагает освоение слушателями базовой теории транзактного анализа и получение четкого представления о возможностях ее применения в профессиональной и личной жизни. На второй части программы слушатели обучаются практике психотерапевтического консультирования в русле транзактного подхода.

Первая часть. Теория и практика транзактного анализа

  • глубоко понять основные концепции ТА (концепция Эго-состояний, теория коммуникаций, теория игр, концепция жизненного сценария);
  • исследовать собственные взаимоотношения и поведение в контексте основных концепций ТА;
  • начать использовать полученные знания и навыки для гармонизации собственной жизни;
  • получить систематизированное представление о прикладных возможностях использования ТА в разных областях психологической практики.
  • Консультирование и психотерапия пар:
    • стадии развития отношений в паре;
    • контракты на отношения в браке по С. Карпману;
    • шкалы для оценки проблем или состояния пары;
    • оценка стадии взаимоотношений, на которых находятся партнеры;
    • терапевтическая работа с парами в рамках ТА.
  • Работа с терапевтическими группами и организациями в рамках ТА:
    • принципы группового лечения Э. Берна;
    • сочетает группового процесса и индивидуального развития;
    • групп-аналитическая подход в ТА,
    • психоаналитическая терапия в группе,
    • поддерживающая краткосрочная групповая терапия;
    • анализ транзакций, игр, Эго-состояний во взаимоотношениях между членами группы и во взаимоотношениях с терапевтом;
    • групповой процесс по Берну и Такману;
    • работа группы по 5 стадиям групповой динамики;
    • задачи лидера на каждой стадии, практика навыков развития лидерства.

Транзактный анализ (ТА) — популярная психотерапевтическая методика, предназначенная для группового и личностного роста. Разработал её Эрик Берн в 1998 году. Принцип основан на взаимодействии в сознании человека трёх субличностей — ребёнка, взрослого и родителя. Целью тренировок транзактного анализа является изменение личности в требуемую сторону. Рассмотрим техники транзактного анализа проведения транзактного анализа.

Техника 1. Определение эго-состояний

Сначала человек должен заполнить колонку способов поведения для каждой субличности — ребёнка, взрослого и родителя. Ему предлагают список действий, чувств, жестов, высказываний и мыслей каждой субличности, а пациент уже сам заполняет колонки по каждой из них. После этого нужно определить — какая из субличностей занимает какое время в течение суток. Так определяют доминирующую субличность. Иногда данные рисуют в виде графика со столбиками. После анализа, человек определяет, что именно он хотел бы изменить, на какую субличность оказать воздействие.

Техника 2. Определение транзакций

Транзакции — это взаимодействие между разными эго-состояниями. Транзакции бывают параллельные (взрослый-взрослый, ребёнок-ребёнок и родитель-родитель) и перекрёстные (родитель-ребёнок, взрослый-родитель, ребёнок-взрослый). Для их проработки в группе используются сценарные ролевые диалоги, когда каждый выбирает себе роль, например — родитель и ребёнок, супруги, взрослый и родитель и т. д. Важно, чтобы каждый участник обязательно изучил своё поведение во всех этих трёх ролях.

Техника 3. Поглаживания

Поглаживания — это некоторые действия коммуникативного характера, направленные к другим людям. Они могут быть вербальными и невербальными. Поглаживания разделяют на негативные и позитивные. Суть техники заключается в том, чтобы определить, какие поглаживания человек хочет получать, какие он сам отдаёт другим, что он хочет изменить в своём поведении и как можно подкорректировать отношение других, изменяя свой профиль поглаживаний. Пациент обязательно пробует обмениваться вербальными и невербальными поглаживаниями в группе и на основании полученных данных составляет индивидуальную карту поглаживаний.

Техника 4. Структурирование времени

Теория Берна подразумевает, что есть шесть способов структурирования времени. Во время занятий данной техникой участники учатся взаимодействовать друг с другом, используя поочерёдно все шесть техник. Например — в одном разговоре используется одна техника структурирования времени, а в другом — вторая, третья и т. д. Кроме того, участники составляют карту своего дня и отмечают там, сколько времени они тратят на все эти шесть способов структурирования. Эта техника напрямую связана с навыками планирования и выполнения планов.

Техника 5. Определение сценария жизни

Для определения жизненного сценария используют специальные опросники. Затем анализируют ответы и определяют преобладающий сценарий. Кроме того для выяснения любимого сценария поведения используются такие упражнения, как рассказ басни и представление себя её героем, рассказ сна, игра на сцене и др. Выясняют, кто любимый герой человека, какая его любимая басня или рассказ.

Обязательно идёт проработка сценария поведения в стрессовых ситуациях, которые закончились негативно для пациента, как он вёл себя сейчас, несколько лет назад, в юношестве и в детстве и что именно привело к негативному результату. Вот этот сценарий и нужно заменить на другой, который приносит успех. Также техника позволяет устранить негативные и ограничивающие паттерны и определить активизирующие драйверы, чтобы чаще использовать их.

Техника 6. Работа с игнорированием ситуаций

Игнорирование стрессовых ситуаций провоцирует пассивное поведение, что отключает механизм устранения данной ситуации, следовательно, она повторяется снова и снова. Техника работы с игнорированием включает такие упражнения, как анализ неприятных ситуаций, определение, что именно человек игнорировал, какие варианты действий других людей явно говорят о том, что они игнорируют ту или иную ситуацию и т. д. Для работы используют специальную матрицу игнорирования, которую каждый участник заполняет самостоятельно.

Техника 7. Работа с мировосприятием и его искажением

В данной технике используется взаимодействие между участниками группы, которые применяют в разговоре друг с другом отклоняющие или блокирующие трансакции. Трансакция — это коммуникативная конструкция, которая считается единицей общения. В разговоре участвуют люди в трёх ролях — клиента, адвоката и наблюдателя. В разговоре между ними должно быть затронуто как можно больше вопросов. В одном разговоре человек должен сохранять свою роль, то есть, использовать либо только блокирующие, либо отклоняющие трансакции. Потом следует поменяться ролями.

Техника 8. Работа с симбиозом

Данная техника выполняется в парах. Сначала люди в паре стоят, опираясь друг на друга, например, на вытянутые ладони друг друга или просто облокачиваются спинами. Важно, чтобы равновесие поддерживалось другим человеком (обоюдно). Вторая часть упражнения — постепенный переход в самостоятельное балансирование, но без разрыва физического контакта. Третья часть — один из партнёров стоит неподвижно, а второй убирает руки или спину. На каждой стадии участник должен почувствовать свои ощущения и эмоции. В большинстве случаев при разрыве контакта может проявляться небольшой страх или неуверенность.

Техника 9. Система рэкета

Упражнения заключаются в моделировании и проигрывании ситуаций, когда по досадной оплошности или вине самого человека его ждут те или иные неприятности. Участники моделируют такие ситуации и описывают свои чувства. На основании анализа данных составляется система рэкета, которая преимущественно используется пациентом в повседневной жизни. Отмечаются проблемные моменты и проигрываются те же самые ситуации, но с изменённым поведением.

Техника 10. Игры и их анализ

Знаменитая книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» рассказывает о теории автора. Техника основана на этой теории и подразумевает игру участников, моделирующую разные жизненные ситуации. Описание результатов проводится в терминах специальной «формулы И». В процессе игры участник определяет свою преимущественную модель поведения (игры) во взаимодействии с другими людьми.

Техника 11. Контракты на изменение

Техника направлена на заключение с собой контракта на то или иное изменение. Для этого нужно, главным образом, мотивировать своего внутреннего «ребёнка». В начале человеку нужно поставить себе цель, в формулировке которой не должно быть негативных высказываний (не курить, не бояться и т. д.). Формулировка цели должна быть позитивной. Затем следует определить, чем придётся пожертвовать для достижения цели и понять — безопасно ли это, стоит ли ожидаемого результата? После этого — поставить себе 5 промежуточных целей и сроки их выполнения. Всё это обязательно сообщить другим людям и попросить их вести контроль за выполнением цели.

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Содержание

  • 1 Эго-состояния
  • 2 Трансакции
  • 3 Теория сценариев
  • 4 Области применения
  • 5 См. также
  • 6 Литература
    • 6.1 Книги
    • 6.2 Статьи
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Дополняющие[1][2] , или параллельные, (англ. reciprocal/complementary ) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).
  2. Пересекающиеся (англ. crossed ) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали: «Здравствуйте»?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд[1] продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга. В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891–1976) – американский невролог и нейрохирург. – ( Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, – прим. перев. )

Транзактный анализСпециализация «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» магистерская программа, реализующая единство теоретико-фундаментального и практическо-ориентированного подходов в подготовке профессионалов психологического консультирования.

Магистранты осваивают методы классического и современного транзактного анализа, транзактно-аналитического коучинга и технологии ведения консультативной работы. Реализуют персонологический подход к консультированию, а также методологические и теоретические подходы авторов магистерской программы профессоров В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко.

Одновременно с защитой магистерских диссертаций выпускники программы получают возможность осознать и отработать в практической работе свой персональный стиль психолога-консультанта. В период обучения более 80% поступивших начинают консультативную работу в присутствии супервизора. Студенты формируют навыки привлечения клиентов, маркетингового продвижения себя как психолога-консультанта, начинают формировать собственную клиентскую базу. Более 85% выпускников магистерской программы, желающих продолжить научно-исследовательскую работу, поступают в аспирантуру НИУ ВШЭ.

Выпускники могут работать:

  • вести частную консультативную практику;
  • в частных и государственных психологических центрах;
  • в исследовательских центрах;
  • бизнес-структурах;
  • преподавать в высших учебных заведениях.

Это единственная в России программа подготовки транзактных аналитиков в формате магистратуры

Осуществляется подготовка в следующих областях:

  • классический транзактный анализ
  • современный транзактный анализ
  • клиническая психология и психотерапия
  • мультипрофильное консультирование
  • транзактный анализ в организациях
  • транзактно-аналитический коучинг

Ведущими преподавателями специализации являются профессор, д. психол. н., член корр. РАО, лауреат премии «Золотая Вышка» (в номинации «Достижение в науке») В.А. Петровский, профессор, д. психол. н. Е.Б. Старовойтенко, доцент, к. психол. н. Е.Б. Станковская, старший преподаватель А.Н. Исаева, старший преподаватель И.М. Шмелев.

Основные темы специализации «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» в обучении:

1. Общая персонология как методология междисциплинарного синтеза, сфокусированного на проблеме личности. Авторы В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко предлагают «треугольник синтеза», вершины которого образуют классическая (теоретико-экспериментальная) психология личности, культурная психология личности (герменевтика) и практическая психология личности (психологическое консультирование, коучинг, медиация и пр.).

2. Школы транзактного анализа

3. Техники транзактного анализа

  • работа с ранними решениями
  • работа с жизненными сценариями
  • родительское программирование
  • диагностика эго-состояний и деконтаминация
  • диагностика психологических игр
  • анализ поведения и телесной экспрессии
  • работа с системой рэкета и рэкетными чувствами
  • планирование лечения в ТА и др.

Э. Берн, в представлении не нуждается. Автор ТА, автор наиболее известных публикаций.
«Транзактный анализ в психотерапии»
«Люди, которые играют в игры»
«Игры, в которые играют люди»

На мой взгляд, Берн пишет сложно и весьма хаотично. Для изучения на начальном этапе подходит слабо.

Публикацию текста «Игр. » не любят правообладатели. Но кто ищет, тот всегда найдет.

Т. Харрис «Я — окей, ты — окей». Одна из первых монографий по ТА, написанная для широкого круга читателей. С середины 60-х ТА претерпел множество изменений, поэтому некоторые положения, описанные в книге, на данный момент являются устаревшими. Однако, книга написана мастерски и полна идей, не теряющих актуальность.

Мюриел Джеймс и Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать». Книга ориентирована на самостоятельное изучение ТА, и обращена к широкому кругу читателей. В этой книге соединились ТА и методы гештальт-терапии. После каждого раздела приводится много упражнений, подходящих для самостоятельного выполнения.

Роберт и Мэри Гулдинги. «Психотерапия нового решения»

Из предисловия: «Эта книга написана для того, чтобы научить психотерапевтов излечивать людей. Она написана также для того, чтобы научить людей излечивать самих себя. Авторы не видят никакого противоречия между этими двумя целями. Наша аудитория — это, в первую очередь, психотерапевты, но мы не считаем, что они наделены некой магической силой, недоступной их пациентам. Напротив, если бы
результат лечения зависел исключительно от магической силы психотерапевтов, излечения просто бы не происходило».

Книга содержит много описаний конкретных случаев терапевтической работы.

Курс будет полезен и интересен психологам, психотерапевтам, педагогам, социальным работникам, студентам и преподавателям этих специальностей, а также представителям профессий, требующих активного общения с людьми. ТА может быть применен в любой области, где существует потребность в понимании людей, их взаимодействия и общения.

Программа соответствует стандартам обучения Европейской ассоциации транзактного анализа (ТА) и представляет собой пролонгированный курс повышения квалификации. Обучение предполагает последовательное и углубленное изучение концепции Э. Берна, освоение удивительных открытий и инструментов транзактного подхода, получение опыта их практического использования при проведении психотерапевтического консультирования и в процессе гармонизации собственной жизни.
Программа состоит из 2-х частей. Каждая часть обучения рассчитана на 4 месяца и проходит в формате ежемесячных четырехдневных занятий. Общий объем программы – 256 академических часов.
Первая часть обучения предполагает освоение слушателями базовой теории транзактного анализа и получение четкого представления о возможностях ее применения в профессиональной и личной жизни. На второй части программы слушатели обучаются практике психотерапевтического консультирования в русле транзактного подхода.

Первая часть. Теория и практика транзактного анализа

  • глубоко понять основные концепции ТА (концепция Эго-состояний, теория коммуникаций, теория игр, концепция жизненного сценария);
  • исследовать собственные взаимоотношения и поведение в контексте основных концепций ТА;
  • начать использовать полученные знания и навыки для гармонизации собственной жизни;
  • получить систематизированное представление о прикладных возможностях использования ТА в разных областях психологической практики.
  • Консультирование и психотерапия пар:
    • стадии развития отношений в паре;
    • контракты на отношения в браке по С. Карпману;
    • шкалы для оценки проблем или состояния пары;
    • оценка стадии взаимоотношений, на которых находятся партнеры;
    • терапевтическая работа с парами в рамках ТА.
  • Работа с терапевтическими группами и организациями в рамках ТА:
    • принципы группового лечения Э. Берна;
    • сочетает группового процесса и индивидуального развития;
    • групп-аналитическая подход в ТА,
    • психоаналитическая терапия в группе,
    • поддерживающая краткосрочная групповая терапия;
    • анализ транзакций, игр, Эго-состояний во взаимоотношениях между членами группы и во взаимоотношениях с терапевтом;
    • групповой процесс по Берну и Такману;
    • работа группы по 5 стадиям групповой динамики;
    • задачи лидера на каждой стадии, практика навыков развития лидерства.

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд[1] продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга. В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891–1976) – американский невролог и нейрохирург. – ( Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, – прим. перев. )

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector