Вышел «Серьезный человек» — не имеющий ничего общего со «Старикам тут не место» фильм братьев Коэн, рассказывающий о детстве братьев и боге, который пишет на зубах.
Трейлер
Кадр из фильма «Серьезный человек»
Профессор физики Ларри Гопник (Майкл Штульбарг) – кроткий страдалец, и страдать его заставляет буквально все. Друг Сай (грандиозный Фред Меламед) уводит у него жену и ласково предлагает все сделать цивилизовано, дети едва замечают, чокнутый брат шляется по сомнительным барам и ищет теорию выигрыша в покер. Студент подбрасывает конверт со взяткой, а потом шантажирует, соседка истязает, принимая солнечные ванны голышом, а раввины в ответ на мольбу об утешении несут какую-то чушь. Но Ларри, дай Бог ему здоровья, пытается остаться серьезным человеком – справляться с неприятностями, вести себя подобающе тому, как должен вести себя хороший еврей в Миннеаполисе 1967 года. Но с каждым новым ударом справляться становится все трудней.
Будь Коэны хоть немного более дружелюбны, «Серьезный человек» мог бы стать увлекательной головоломкой – «Книга Иова», Кафка, Бунюэль, «Амаркорд» /Amarcord/ (1973) и «Бартон Финк» /Barton Fink/ (1991), еврейские анекдоты, наливай да пей, пиши диссертации или чеши языки с друзьями-киноманами, одно удовольствие. Но поскольку Коэны – чудовища, все подобные рассуждения быстро превращаются из попытки понять этот фильм в попытку его обезвредить. А это было бы жаль – если считать мерой успеха доведение творческого метода до дымящегося предела, то «Серьезный человек», возможно, лучший фильм Коэнов, хотя вряд ли он станет для кого-то любимым фильмом.
Кадр из фильма «Серьезный человек»
Его трудно рекомендовать даже поклонникам братьев – разве только в том смысле, что можно наконец разобраться, всерьез они снимали «Старикам тут не место» /No Country for Old Men/ (2007) или придуривались. Вряд ли даже имеет значение, что формально это фильм о детстве уроженцев Миннеаполиса Итана и Джоэла Коэн, хотя действие происходит в том же году, когда Джоэл прошел бармицву (обкуренный, если верить фильму), а Jefferson Airplane выпустили альбом Surrealistic Pillow, на котором звучит весьма важная для фильма Somebody to Love. Психоделический ландшафт пригородов образца 67-го года и детство между клезмером и рок-н-роллом скорее снабдило Коэнов персонажами, чем хоть какой-нибудь ностальгией, оказалось удобной сценой для притчи о праведнике-идиоте и Боге, который развлекается, оставляя послания еврейским дантистам на зубах гоев (одна из самых драматических линий фильма).
Кадр из фильма «Серьезный человек»
Подходящими это время и место оказались и для другого. Чудовищное и смешное всегда шерочка с машерочкой ходили у Коэнов под ручку, но до «Серьезного человека» с такой ясностью показать, что между ними нет разницы, у братьев все же не получалось, абсурд происходящего все время оставлял лазейку для ума, решительно отказывающегося признать подобное сродство. «Человек» же, кроме вступительной новеллы про то, как к евреям из местечка приходит дух мертвеца диббук, почти не отклоняется от классической трагикомедии нравов, добавьте летающий пакет и получите «Красоту по-американски» /American Beauty/ (1999), только слегка спятившую. Почему буквально каждый персонаж – Ларри и его брат, секс-соседка и чудовищный Сай – вызывает тут смешанный с хохотом ужас, остается решительно непонятно, во-всяком случае, до тех пор, пока не признаешь, хотя бы на какое-то время, что это нормальный взгляд на вещи.
Кадр из фильма «Серьезный человек»
Однако, Коэны хотя и чудовища, но не настолько, чтобы покинуть нас в мире живых мертвецов диббуков, которыми правят случай и бог, пишущий на зубах.
Позволим себе крамольную мысль: в метафизической бойне, которую устраивают братья, шанс выжить есть лишь у тех, кто наделен одним тихим даром – даром любви, будь то беременная полицейская из «Фарго» или шериф из «Стариков». Don’t you want somebody to love?
- Жанры : Мелодрамы, Комедии
- Год создания : 2009
- Страны : Великобритания, США, Франция
- Продолжительность : 106 мин.
Актёры и команда
- Джоэль и Итан
Коэны - Саймон
Хелберг - Джоэл
Коэн - Ричард
Кайнд - Эми
Ландекер
Видео
Вторая половина 60-х, США. Жизнь главного героя фильма «Серьезный человек«, профессора Ларри Гопника, преподающего физику в Еврейском колледже в Миннесоте вошла в стадию, которую принято называть «кризис среднего возраста». Размеренное, спокойное, даже сонное существование Ларри заканчивается, когда жена сообщает о намерении развестись с ним и связать свою жизнь с кажущимся ей надежным и солидным, а главное, так не похожим на мужа Саем Эйдельманом. Одновременно с этим начавшиеся на работе неприятности в виде студента-двоечника из Кореи, готового ради получения хорошей оценки на все, включая взятку и шантаж, и анонимных писем начальству о моральной неустойчивости Ларри, ставящих крест на его долгожданном повышении, также не прибавляют оптимизма. Вдобавок ко всему лоботряс-сын, слушающий на уроках музыку по портативному приемнику и все свободное время проводящий за курением травки и просмотром телепрограмм, вместо того, чтобы готовиться к бар-мицва (иудейский обряд инициации), дочь, озабоченная лишь мытьем головы и походами в клуб, ифантильный старший брат Артур, вечно торчащий в ванной или корпящий над тетрадкой с теорическими выкладками таинственного «ментакулуса», о котором всем известно как о «вероятностной карте вселенной», на самом же деле являющегося расчетами выигрышных комбинаций азартных игр, сосед с его территориальными притязаниями на лужайку за домом, соседка, загорающая нагишом, вечно барахлящая антенна, звонки из общества меломанов с требованием оплаты посылок с дисками — все это способно вывести из равновесия даже такого интеллигентного и серьезного человека как мистер Гопник. Но Ларри по-своему интерпретирует выпавшие на его долю испытания: он видит в этом знак от Всевышнего и обращается за советом к местным раввинам в надежде, что они помогут правильно истолковать послания свыше. Но те, больше погруженные в земные дела, чем в тонкие материи, уходят от прямого ответа, чем еще больше запутывают беднягу. В тот момент, когда Ларри наконец понимает, что ответы на свои вопросы нужно искать самому, жизнь вновь делает причудливый пируэт.
В «Серьезном человеке» нет суперзвезд или просто более-менее известных актеров, даже те из них, кто имеет внушительный послужной список (как, например, Фред Меламед, Ричард Кайнд, Саймон Хелберг или Майкл Лернер) при появлении на экране вызывают вопрос «Где же я его видел?«, а сыгравший главного героя Майкл Сталберг больше известен своими театральными работами. Но это можно отнести скорее к плюсам фильма, чем к его минусам, хотя предыдущая картина Коэнов «После прочтения — сжечь» с участием Джона Малковича, Джорджа Клуни, Брэда Питта, Тильды Суинтон и жены Джоэла Коэна Фрэнсис Макдормэнд показала, что братья-режиссеры без ложного пиитета относятся к голливудским звездам первого эшелона и вполне могут даже признанного секс-символа пригласить на роль пустоголового до нелепости тренера-качка.
Простая и в той или иной степени знакомая каждому достигшему определенного возраста человеку история героя фильма «Серьезный человек» — интеллигента с забавной для русского уха фамилией Гопник — сочетает в себе черты как бытовой комедии, так и философской драмы о поисках смысла жизни человеком, выбитым из привычной колеи и стремящемся найти объяснение происходящим с ним событиям. Для самих братьев Коэнов, выросших в профессорской семье в пригороде Миннеаполиса, фильм, изобилующий фактами из их собственного детства, стал очень важным и очень личным. Это подтверждают и слова Итана Коэна:
- Жанры : Мелодрамы, Комедии
- Год создания : 2009
- Страны : Великобритания, США, Франция
- Продолжительность : 106 мин.
Актёры и команда
- Джоэль и Итан
Коэны - Саймон
Хелберг - Джоэл
Коэн - Ричард
Кайнд - Эми
Ландекер
Видео
Вторая половина 60-х, США. Жизнь главного героя фильма «Серьезный человек«, профессора Ларри Гопника, преподающего физику в Еврейском колледже в Миннесоте вошла в стадию, которую принято называть «кризис среднего возраста». Размеренное, спокойное, даже сонное существование Ларри заканчивается, когда жена сообщает о намерении развестись с ним и связать свою жизнь с кажущимся ей надежным и солидным, а главное, так не похожим на мужа Саем Эйдельманом. Одновременно с этим начавшиеся на работе неприятности в виде студента-двоечника из Кореи, готового ради получения хорошей оценки на все, включая взятку и шантаж, и анонимных писем начальству о моральной неустойчивости Ларри, ставящих крест на его долгожданном повышении, также не прибавляют оптимизма. Вдобавок ко всему лоботряс-сын, слушающий на уроках музыку по портативному приемнику и все свободное время проводящий за курением травки и просмотром телепрограмм, вместо того, чтобы готовиться к бар-мицва (иудейский обряд инициации), дочь, озабоченная лишь мытьем головы и походами в клуб, ифантильный старший брат Артур, вечно торчащий в ванной или корпящий над тетрадкой с теорическими выкладками таинственного «ментакулуса», о котором всем известно как о «вероятностной карте вселенной», на самом же деле являющегося расчетами выигрышных комбинаций азартных игр, сосед с его территориальными притязаниями на лужайку за домом, соседка, загорающая нагишом, вечно барахлящая антенна, звонки из общества меломанов с требованием оплаты посылок с дисками — все это способно вывести из равновесия даже такого интеллигентного и серьезного человека как мистер Гопник. Но Ларри по-своему интерпретирует выпавшие на его долю испытания: он видит в этом знак от Всевышнего и обращается за советом к местным раввинам в надежде, что они помогут правильно истолковать послания свыше. Но те, больше погруженные в земные дела, чем в тонкие материи, уходят от прямого ответа, чем еще больше запутывают беднягу. В тот момент, когда Ларри наконец понимает, что ответы на свои вопросы нужно искать самому, жизнь вновь делает причудливый пируэт.
В «Серьезном человеке» нет суперзвезд или просто более-менее известных актеров, даже те из них, кто имеет внушительный послужной список (как, например, Фред Меламед, Ричард Кайнд, Саймон Хелберг или Майкл Лернер) при появлении на экране вызывают вопрос «Где же я его видел?«, а сыгравший главного героя Майкл Сталберг больше известен своими театральными работами. Но это можно отнести скорее к плюсам фильма, чем к его минусам, хотя предыдущая картина Коэнов «После прочтения — сжечь» с участием Джона Малковича, Джорджа Клуни, Брэда Питта, Тильды Суинтон и жены Джоэла Коэна Фрэнсис Макдормэнд показала, что братья-режиссеры без ложного пиитета относятся к голливудским звездам первого эшелона и вполне могут даже признанного секс-символа пригласить на роль пустоголового до нелепости тренера-качка.
Простая и в той или иной степени знакомая каждому достигшему определенного возраста человеку история героя фильма «Серьезный человек» — интеллигента с забавной для русского уха фамилией Гопник — сочетает в себе черты как бытовой комедии, так и философской драмы о поисках смысла жизни человеком, выбитым из привычной колеи и стремящемся найти объяснение происходящим с ним событиям. Для самих братьев Коэнов, выросших в профессорской семье в пригороде Миннеаполиса, фильм, изобилующий фактами из их собственного детства, стал очень важным и очень личным. Это подтверждают и слова Итана Коэна:
О вреде вечного беспокойства и пользе смеха написаны сотни страниц, статей, книг. Тем не менее мы по-прежнему убеждены, что успешным может быть только серьезный человек. Тот, который ходит в классическом костюме, всегда опрятен, носит очки, ездит на дорогой иномарке, никогда не опаздывает и не валяет дурака. Однако так ли это на самом деле? В чем заключается вред исключительной серьезности?
В первую очередь определимся, что мы подразумеваем под этим качеством. Серьезный человек не пренебрегает ничем — ни важными вещами, ни принципами, ни мелочами. Он уверен, что все в жизни имеет смысл, предназначение и определенную ценность. Он уверен, что все можно держать под контролем, а случайность может произойти разве что при стихийном бедствии. Он не любит тратить драгоценные минуты по пустякам. Время — деньги. Серьезный человек недоверчив, он проверяет и контролирует не только себя, но и других. Он редко расслабляется, потому что считает, что всегда должен быть наготове. У него, как правило, высокий уровень тревожности. Однако счастлив ли серьезный человек? В том-то и проблема, что он не умеет останавливаться и радоваться успехам. Он чаще всего требователен, и любой результат его не удовлетворяет, потому что «можно было сделать лучше». Нет, конечно, полностью сбрасывать со счетов ответственное отношение к жизни нельзя.
Как помочь таким людям? Им следует научиться расслабляться и отдыхать. И делать это без чувства вины, без постоянного контроля ситуации. Всевозможные аутотренинги и психологические семинары помогают научиться относиться к жизни с большим доверием и оптимизмом. Неплохую роль может сыграть и смехотерапия. Конечно, серьезный молодой человек, нацеленный на великое будущее, сочтет глупостью тратить время на просмотр комедий или просто развлечения.
Человек, нацеленный на результат, забывает о самом процессе. Он пренебрегает простыми житейскими радостями и удовольствиями. Так, добравшись до вершины горы, с большой вероятностью он не в состоянии будет порадоваться и этому успеху. Ведь вся энергия была израсходована на достижение цели. Вслед за ним может наступить опустошение, которое нередко переходит в депрессию. Иначе это называется синдромом выгорания. Стоит постоянно напоминать себе, что всех дел не переделать, всех денег не заработать, а жизнь одна-единственная. И научиться испытывать удовольствие.
- деловой человек
- солидный человек
- опасный человек, важный человек
- достойный человек
- ответственный человек
- страшный человек
- серьёзный вид
- важная фигура
- крупная фигура
- важная персона
- серьёзное лицо
- деловые люди
- достойные люди
- важное лицо, скользкий тип
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самодовлеющий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова и выражения
- серьёзные люди, солидный человек, умный человек, неглупый человек, уважаемые люди, приличный человек, деловой человек, нужный человек, порядочные люди, важные люди
- серьёзные дела, серьёзный парень, серьёзный бизнес, серьёзные вещи, серьёзный мужчина, серьёзные ребята, серьёзная организация, серьёзные связи, серьёзный бизнесмен
- уголовный авторитет
- полный идиот
- делать глупости
- можно подумать
- валять дурака
- крутой бизнесмен
- честно говоря
- держать ухо востро
- перегибать палку
- нехорошая история
- тёртый калач
- ежу понятно
- морочить голову
- убойный компромат
- птица высокого полёта
- поверить на слово
- выеденное яйцо
- внушать доверие
- пустить пыль в глаза
- вор в законе
- директор фирмы
- брачный аферист
- пруд пруди
- мелкие жулики
- скользкий тип
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: человек, женщина, мужчина, взрослый, ребёнок
- Места: один, марина, мари, быль, обитатель
- Предметы: том, вещь, колыбель, одежда, кайла
- Действия: другое, кака, дело, момент, счастье
- Абстрактные понятия: знать, общее, суть, жизнь, время
Ассоциации к слову «серьёзный»
Ассоциации к слову «человек»
Предложения со словосочетанием «серьёзный человек»
- Самоцвет не подойдёт излишне серьёзным людям, ведь альмандин – это камень развлечения, который ни в коем случае не приемлет занудства и уныния.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «серьёзный человек»
- Зала не аплодировала, но серьезные люди были довольны.
Сочетаемость слова «серьёзный»
- серьёзные проблемы
серьёзный вид
серьёзный разговор - серьёзное выражение лица
серьёзная травма головы
серьёзное нарушение закона - стать серьёзным
оказаться серьёзнее
оставаться серьёзным - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «человек»
- молодой человек
обычный человек
близкие люди - люди животных
люди мира
люди земли - большинство людей
жизнь человека
тысячи людей - люди говорят
люди поняли
люди думают - видеть человека
стать человеком
убить человека - (полная таблица сочетаемости)
Значение словосочетания «серьёзный человек»
«Серьёзный человек» (англ. A Serious Man) — чёрная комедия братьев Коэнов, вышедшая в американский прокат 2 октября 2009 года. Российская премьера состоялась 25 февраля 2010 года. Главную роль исполнил Майкл Сталберг. Номинировалась на премию «Оскар» за лучший фильм года. (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «серьёзный»
- Как правильно пишется слово «человек»
- Разбор по составу слова «серьёзный» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «человек» (морфемный разбор)
- Перевод словосочетания «серьёзный человек» и примеры предложений (английский язык)
Значение словосочетания «серьёзный человек»
«Серьёзный человек» (англ. A Serious Man) — чёрная комедия братьев Коэнов, вышедшая в американский прокат 2 октября 2009 года. Российская премьера состоялась 25 февраля 2010 года. Главную роль исполнил Майкл Сталберг. Номинировалась на премию «Оскар» за лучший фильм года.
Предложения со словосочетанием «серьёзный человек»
Самоцвет не подойдёт излишне серьёзным людям, ведь альмандин – это камень развлечения, который ни в коем случае не приемлет занудства и уныния.
Курс писательского мастерства в университете – это серьёзное занятие для серьёзных людей.
Разумеется, если бы знал или хотя бы догадывался в тот момент, какие события заставили не один десяток очень серьёзных людей изменить своим привычкам и забросить важные дела, а вскоре накроют с головой и меня.
Как начинали крылато мы,
Какими станем в конце?
В последние пару недель у меня на страницах сплошные горные лыжи да концерты, видимо, пора уже вернуться к серьёзным темам. И именно о серьёзности хочу сегодня поговорить.
Некоторые спрашивают меня: а как ты вообще докатился до такого? Блоги, гитары какие-то… Как будто тебе шестнадцать лет. Несерьёзно это как-то. Серьёзный, вроде, такой мужчина был, юрист, серьёзным делом занимался, и вот… Хернёй какой-то маешься.
Интересный такой вопрос, который заставил меня задуматься: а что за фетиш вообще у нас такой насчёт серьёзности? И что по-настоящему серьёзно? И почему вообще нужно быть серьёзным, а не счастливым? Кто расставлял приоритеты? Откуда взялось убеждение, что только серьёзное может быть успешным?
Мой собственный опыт и опыт тех, кого я наблюдаю вокруг, убеждает меня в том, что излишняя серьёзность редко подразумевает радость, а если нет радости, то какой, к чёрту успех?! Ваша блестящая карьера не стоит и выеденного яйца, если не приносит вам счастья.
На самом деле для большинства людей «серьёзно» означает «скучно». Грань очень тонка. Серьёзная книга — скучная книга. Серьёзная театральная постановка — это когда надо сидеть с умным видом и стараться не уснуть. Серьёзный юрист — это такой пузатый дядька в огромном кожаном кресле на фоне шкафа, заставленного кодексами и сборниками судебных решений. На руке золотые часы, в глазах тоска. Профессия такая, что поделаешь (есть априори такие «серьёзные» профессии). Как ни крути, юристу трудно шутя и с весёлым задором проводить крупную сделку по слиянию и поглощению. Конечно, как профессионалу ему может быть интересно, но веселья и радости в этом не много.
Да, в общем-то, меня и трудно упрекнуть в несерьёзности. Я, вроде как, не лыком шит… так сказать, non penis canina, если по-научному. Успешную карьеру юриста сделал, в уважаемых конторах семнадцать лет отпахал, и теперь могу с ответственностью заявить, что и серьёзность-то в них зачастую ненастоящая, фейковая.
Как выглядит пресловутая корпоративная «серьёзность»? Есть такой миф про серьёзных дяденек и тётенек в уважаемых серьёзных конторах. При этом сидишь на «серьёзных» встречах и не можешь сдержать улыбки: какой-нибудь расфуфыреный хрен в золотой оправе пыхтит, надувает щёки, старается произвести впечатление, задавить всех вокруг своим «авторитетом». А народ тихонько хихикает в тряпочку, потому что знает, что за этим надутым фасадом ничего нет — пустота и цинизм (в тряпочку, потому что в открытую страшно). Серьёзность не является признаком ума. Что серьёзного в такой «серьёзности»?
И ты сидишь там и думаешь — что я тут вообще, блин, делаю?! Как поёт Том Йорк из Radiohead, «What the hell am I doing here? I don’t belong here». Почему я должен слушать всяких ослов? У меня совсем другие интересы и приоритеты, а я тут свою жизнь про… даю за бабло. И время тик-так, тик-так, тик-так… И грустно становится. Тошно как-то. И стыдно. Не оправдал ожиданий Вселенной, став грустненьким.
Проблема на самом деле в том, что я слишком долго был «серьёзным». Настолько долго, что стал скучным. Скучным с другими, скучным даже с самим собой, а это уже последняя стадия. А где скука, там грусть. А где грусть, там нет места счастью. Это основная опасность, которой подвергаются очень уж серьёзные люди.
«В душе у каждого нотариуса покоятся останки поэта», сказал Флобер. Эта фраза запала мне в душу и на протяжении многих лет я постоянно думал: а почему там должны быть именно останки? Почему там не может быть живого поэта? Можно ли совмещать? Сейчас понимаю: единицы людей могут, но в основной массе — нет.
Спрашивают, а когда ты решил всё поменять? Это было спонтанно или просто накопилось? Скажу так: больше всего это было похоже на японский фонтан из бамбука — капля за каплей, капля за каплей, а потом он переворачивается.
Помню, ещё в пятнадцать лет я записал себе: «Я не хочу одеревенеть. Я не хочу превратиться в бревно. Ни в коем случае не позволяй себе одеревенеть!» И вот в тридцать семь лет я понял, что я практически уже превратился в бревно.
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны,
Мне всё — равно…
— есть у Марины Цветаевой такие строчки.
И если не снять заклятье «успешной, серьёзной и практичной» жизни сейчас, то этого не произойдёт уже никогда. Одеревенение произойдёт необратимо…
Кто-то писал, что я романтик, что я не практичен. Не соглашусь. Меня можно было бы назвать неисправимым романтиком и упрекнуть в идеализме и непрактичности, если бы мне было двадцать два, и за плечами не было бы всей моей карьеры. Но мне тридцать семь, и я осознал, что кропотливая работа над собой — это отнюдь не романтично, а очень даже практично. Это в конечном итоге вопрос выживания.
Романтик — это тот, кто надеется на лучшее, отдавая свою судьбу в чужие руки, тот, кто надеется, что о нём позаботятся. Романтик не тратит время на своё развитие и здоровье, и надеется, что всё в итоге будет хорошо. Не будет. Тело отказывается функционировать нормально, когда у тебя нет цели и смысла, когда ты живёшь, как овощ. Поэтому я исключительно практичен и совершенно не романтичен.
Осмысленность практична. Здоровье практично. Самореализация практична. Наполненная смыслом жизнь практична. И, кстати, очень продуктивна.
Под практичностью можно понимать ложь. В том числе и самому себе. Честность действительно не практична и рискованна. Она может стоить тебе жизни. Но может и дать тебе жизнь.
Так как же я докатился до такого?
Просто надоело врать. Себе и другим. Надоело изображать серьёзность. Надоело играть роль «серьёзного» человека, потому что ничего серьёзного в этой дутой «серьёзности» нет.
Серьёзность сама по себе не имеет никакой ценности, если вместе с ней нет радости.
В словаре Даля
франц. значенье этого слова весьма различно, но одним из след. его всегда заменить можно: важный, чинный, степенный, величавый; строгий, настойчивый, решительный; деловой, дельный, озабоченный, внимательный, занятой; думный или думчивый, мысливый; резкий, сухой, суровый, пасмурный, сумрачный, мрачный, угрюмый; заправский, нешуточный; нешутя, поделу, истинно, взаправду, взабыль и пр. Серьезность, качество, свойство это. Серьезничать, прикидываться будто говоришь и делаешь дело, притаить шутку, прикрыть ее делом. -чанье, действие по глаг. Серьезник, -ница, кто серьезничает.
В словаре Ожегова
СЕРЬЁЗНЫЙ, -ая, -ое; -зен, -зна. 1. Вдумчивый и строгий, не легкомысленный. Серьезные люди. Серьезное отношение к делу. Серьезно (нареч.) взяться за учебу. 2. О выражении лица: глубокомысленный, сосредоточенный. С. вид. 3. Существенный и важтагй по содержанию, не легковесный, не шуточный. Серьезная книга. С. разговор. 4. Требующий пристального к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный. Серьезное положение. Серьезная болезнь. 5. серьезно, вводи, ел. В самом деле, действительно (разг.). Нет, серьезно, ты согласен? || сущ. серьезность, -и, ж. (к 1, 2, 3 и 4 знач.).
В словаре Ефремовой
прил.
- Отличающийся вдумчивостью, строгостью в своих мыслях, поступках и отношении к окружающему (о человеке).
- Отличающийся вдумчивым и строгим отношением к своему делу, хорошо, основательнознающий свое дело.
- Свидетельствующий о вдумчивом и строгом отношении к чему-л .; основательный, не легкомысленный.
- Такой, которому можноверить (о слове, обещании и т.п.).
- перен. Значительный по теме, характеру, содержанию; не легкомысленный. 4)
- перен. Заслуживающий особого внимания к себе в силу своей важности, значительности или сложности.
- Чреватый важными или грозными последствиями; опасный.
- перен. Настоящий, неподдельный, нешуточный. 6)
- Сосредоточенный, занятый какими-л . мыслями.
- Выражающий задумчивость, озабоченность.
7)
- разг. Строгий, суровый, взыскательный.
- Выражающий строгость, суровость.
В словаре Фасмера Макса
серьёзен, -зна, народн. сурьёзный (возм., под влиянием суро́вый; см. Малиновский, РF 3, 752). Недавнее заимств. из франц. sérieuх, sérieuse – то же от ср.-лат. sēriōsus – то же, лат. sērius – то же.
В словаре Д.Н. Ушакова
СЕРЬЁЗНЫЙ (сериозный ·редк.) и (·устар.) сурьёзный, серьёзная, серьёзное; серьёзен, серьёзна, серьёзно (·франц. serieux).
1. Отличающийся вдумчивостью, отсутствием легкомыслия, строгостью в своих мыслях, делах и отношении к окружающему. Серьёзный человек. Серьёзный юноша. Серьёзный ученый.
| Проникнутый убеждением в важности, значительности, содержательности того или иного явления, дела (об отношении к кому-чему-нибудь, об обращении с кем-чем-нибудь). Обратить серьезное внимание на что-нибудь. Серьезно ( нареч. ) работать над чем-нибудь. «Надо относиться к жизни серьезно ( нареч. ).» Чехов. Он не заслуживает серьезного внимания.
| Проникнутый, порожденный таким *****
доверия, такой, на который можно положиться. — слово большевика — серьезное слово. «Большевики привыкли выполнять обещания, которые они дают.» Сталин. Серьезно ( нареч. ) обещать что-нибудь.
4. Чреватый важными или грозными последствиями, заслуживающий, требующий внимания, усердного к себе отношения. Серьезная проблема. Серьезная болезнь. Серьезное положение. Серьезные события. «Случись иначе, мне грозила бы серьезная опасность.» Короленко. Принять серьезное решение.
5. в знач. вводного слова серьёзно. В самом деле, без или кроме шуток, действительно (·разг. ). «- Я думаю, что я очень боялся бы. — Серьезно? Так вы трус?» Достоевский. Нет, серьезно, когда вы к нам приедете?
В словаре Синонимов
чинный, крупный, ответственный, не баран начхал, мыслящий, тяжкий, грубый, чопорный, весомый, солидный, строгий, философский, обстоятельный, немаловажный, капитальный, глубокомысленный, важный, принципиальный, положительный, углубленный, серьезнейший, думающий, основательный, сосредоточенный, суровый, первостепенной важности, нешуточный, величавый, первостепенный, архисерьезный, ненадежный, торжественный, опасный, значимый, деловитый, дельный, страшный, степенный, строгих правил, слов на ветер не бросает, тревожный, озабоченный, значительный, тяжелый, трудный, авторитетный, веский, вдумчивый, существенный, глубокий, большой важности. Ant. легкомысленный, несерьёзный, неосновательный, ветреный, пустой
В словаре Синонимов 2
• прил1. нешуточный2. обстоятельный, основательный, солидный, капитальный3. положительный, основательный, обстоятельный4. тяжелый, тяжкий, трудный, опасный(о болезни)
• прил1. обстоятельный, основательный, солидный, капитальный2. положительный, основательный, обстоятельный3. нешуточный4. тяжелый, тяжкий, трудный, опасный(о болезни)
В словаре Синонимы 4
авторитетный, архисерьезный, важный, вдумчивый, веский, глубокий, глубокомысленный, грубый, деловитый, дельный, капитальный, крупный, ненадежный, нешуточный, обстоятельный, опасный, основательный, ответственный, положительный, солидный, сосредоточенный, степенный, страшный, строгий, суровый, торжественный, тревожный, трудный, тяжелый, тяжкий, углубленный, философский, чопорный
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
В словаре Словарь иностранных слов
1. Вдумчивый и строгий, не легкомысленный. С. человек. Серьезное отношение к делу. Серьёзничать (разг.) — быть серьезным напоказ.
2. Глубокомысленный, сосредоточенный (о выражении лица). С. вид. Серьёзнеть (разг.) — становиться серьезным, серьезнее.
3. Существенный и важный по содержанию, не легковесный, не шуточный. Серьезная книга.
4. Требующий пристального к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный. Серьез-ная болезнь. Серьезное положение. Серьёзность — свойство серьезного.
Жанр: комедия, драма
2009, США-Франция-Великобритания, 106 мин.
Режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Майкл Сталберг, Фред Меламед, Аарон Вульф, Сари Ленник, Ричард Кайнд, Джессика МакМанус
ОЦЕНКА: 4
В конце 60-х жена профессора физики, еврея Ларри Гопника (Сталберг), ждущего решения колледжа о постоянном контракте, предлагает развестись, просит гет и ненароком упоминает Сая Эйблмена (Меламед) в качестве главной причины, но тут же наставляет не обращать на него внимания. Сай добродушно приносит бутылку вина, студент из Азии с плохим английским и «F» по математике незаметно оставляет в кабинете Ларри конверт с суммой, дома ждет не сильно развитый капризный дядя Артур (Кайнд), который рисует в своей тетрадке схему бытия. Кто-то шлет в колледж письма с клеветой, красивая соседка загорает во дворе голой, прочие соседи снятся в кошмарах («Они гои?» — «Еще какие»). В прологе старому еврею Трайтлу втыкают нож в грудь. Пролог сам по себе достаточно очевидно просится на роль лейтмотива всего фильма, хотя режиссеры говорят, будто снимали его исключительно для старта, и к сюжету он не имеет никакого отношения. Случайность, видимо, главный творец искусства не только у Гиллиама.
Пространства в «Серьезном человеке» немного контрастируют: тесные комнаты и офисы, затем просторные газоны, шоссе – с победой первых, правда, если не считать торнадо; цветовая гамма немного напоминает заполненный бассейн; красивые размытости; обманчивый монтаж временами (фильм вообще, кажется, чересчур смонтирован), много похожих циничных смертей, видно, вообще, что Коэны руку набили и теперь для них это, словно на диване сидеть.
Актерские работы ожидаемы в своей гипертрофированности, Сталберг, жутко милый и ничего не понимающий, смотрит как кролик, Меламед очень хорош, ему действительно добра не пожелаешь, жена героя в исполнении Сари Ленник сильно стянута платьем и громко плачет, феерия эпизодичности, какая была у Симмонса два года назад, здесь, пожалуй, отсутствует, если только Аркин в роли адвоката как-то конкурирует. Кайнд почти невероятен в эпизоде у бассейна, но там понятно, он громко кричит «fucking» и «shit».
Коэны своим «Серьезным человеком» как-то неожиданно, почти незаметно (у них ведь период творчества достаточно ровный сейчас: вышли из болота, взяли Оскар, сняли неглупую и притом очень дурацкую комедию (ну как у них бывает) о диске с данными, ничто не предвещало, в общем) сумели высказаться абсолютно серьезно, и настолько же абсолютно смешно. Применительно к творчеству братьев такие категории не в новинку, разумеется, но здесь какой-то экстремум получился: с одной стороны натурально драма, отточенная, невыносимо стильная, очень-очень холодная и пессимистичная, с другой – ироничная история человека посреди черной полосы. Другими словами, фильм о том, как люди рождались, страдали и умирали. Комедия. Уравновешенность даже для Коэнов феноменальна, персонажи смешно говорят о важном (развод, деньги, смерть), над ними соответственно смеешься, но все равно сочувствуешь, ближе к финалу даже слишком.
Кроме этих, возможно, личностных тем (Коэны писали что-то со своего отца, что-то с самих себя, не пригласили ни одной звезды и вообще, простите, сняли-не-для-всех) в фильме отчетливо видна вечная сопровождающая братьев: у них основные сюжетные линии так или иначе цитируют классику и смеются над ней по мере возможностей. Здесь, например, слишком откровенный Кафка порой, и он примерно такой же пародийный, каким был Камю в устах Бартона Финка. И весь этот социальный кафкианский абсурд, навалившийся на героя, смешной и непреодолимый, заставляет его искать помощи свыше.
Вообще, критика смело позиционирует фильм, как историю о поиске бога евреем, но в целом, кажется, история прозаичней: о поиске опоры человеком, который еврей, и потому идет к раввинам. Но если его же устами в аудитории озвучен принцип неопределенности, если скептицизм затуманивает самые ясные, казалось бы, вещи – взятку, брак, ежемесячные музыкальные записи по почте – то про бога и думать нечего. В качестве поддержки он не срабатывает, если со всей очевидностью признавать, что человеку никогда не понять, не узнать, есть ли он, ведет ли нас по жизненному пути, наделен ли мир смыслом и т.д. По большому счету, в таком контексте невозможность знать о существовании бога – это то же самое, что не верить в него, быть неспособным выстроить ориентир, исходя из высшей морали и предназначения. Если искать в боге ответы, а находить лишь неуверенность, какой в нем смысл?
Ларри сталкивается с такой неопределенностью: неудачи его жизни настолько же очевидны, насколько расплывчата идея о смысле терпения и судьбе, ему нужны знаки и указания бога не менее отчетливые, чем знаки случайностей, бессмысленностей, окружающих его. Порядок, настолько же явственный, как и хаос, но Ларри не видит этого, он находит пустоту. Абсурд – вот материал жизни, за занавесом никого, а единственная реальность та, которую уже давно противно лицезреть и невозможно понять. Упомянутый парадокс Шредингера, сам по себе весьма наивный, отражает здесь скудность человеческого восприятия, а на словах лаконичнее всего передан в одной глупо-оптимистичной песне: «ты не разберешь, пока не повернешь». Невозможность оценить определенную систему категориями данной – вот она, главная проблема человека. И не забывайте, что все это довольно смешно.
Импульс делать какие-то выводы во время просмотра еще может искрить, о необходимости и невозможности легкого отношения, к примеру, или о том, что наличие поступков вовсе не гарантирует желаемого результата, но их отсутствие точно гарантирует нежелаемый. Известные постулаты: живи, как придется, получай удовольствие, не пытайся ничего контролировать, но и не бойся принимать решения, и прочее, и прочее, – но по завершении (там такая обыденная банальность, в общем-то, но она натурально из седла выбивает) от мысли, что вынести нужно некую мораль, буквально мутит. Фильм про отсутствие смыслов и в таком контексте лучше всего воспринимается, ведь мы не можем в действительности знать what’s going on.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Год выпуска: 2009
Страна: США, Великобритания, Франция
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Майкл Стулбарг, Сари Ленник, Аарон Вульф, Джессика МакМанус, Ричард Кайнд, Фред Меламед, Саймон Хелберг, Эми Ландекер, Джордж Уайнер, Алан Манделл
Главным героем фильма «Серьёзный человек» является Ларри Гопник, профессор еврейского колледжа на Среднем Западе в 1967 году. Ларри начинает задаваться вопросом о ценности жизни, когда он обнаруживает, что его жена хочет развестись. У него также проблемы с его детьми, ворующими деньги из его кошелька и его братом-бездельником, который поселился у него, потому что у него нет ни денег, ни зрелости для того, чтобы жить своей собственной жизнью.
Ко всему этому добавляются получаемые им враждебные анонимные записки, которые угрожают его работе в школе, студент-выпускник, который хочет любыми способами получить необходимую ему оценку и привлекательная соседка, которая терзает Ларри, принимая обнажённой солнечные ванны. И немного удивляет, почему Ларри стремится решать свои экзистенциальные проблемы, обратившись к раввинам, которые, как он надеется, помогут ему стать более строгим и любящим.