Ребенок нервничает
Специалисты считают трудным каждого третьего ребенка. Нервные дети – это бессонные ночи родителей, постоянная усталость, раздражение и депрессии у взрослых.
Почему маленький человек не в силах выносить давление внешнего мира? Почему сейчас так много нервных детей?
Находясь на старте жизни, ребенок выполняет задачи соответственно своего возраста: он знакомится с окружающим миром, приобретает определенные навыки, познает и пробует… Перед ним стоят сложные задачи. Ко всему прочему, вместе с этим возникают дополнительные трудности, связанные с нервным состоянием многих детей.
Итак, ребенок может быть нервным вследствие врожденных причин, к которым медики относят: неблагоприятно протекающую беременность матери, малые аномалии развития плода, осложненные роды, сокрытые микроповреждения мозга новорожденного, психофизические дефекты.
А также нервность может быть следствием наличия у ребенка заболевания соматического характера.
Немедицинские факторы, почему дети нервные и встревоженные: кризисные ситуации, связанные с изменением или ухудшением комфортной среды. Например, поступление в детский сад, в школу, рождение брата или сестры, конфликты родителей.
В подавляющем большинстве случаев вина за состояние ребенка (прямая или косвенная) ложится на плечи родителей.
Почему? Например, халатно отнеслись к своему здоровью и здоровью будущего новорожденного, не затрудняли себя внимательным и чутким отношением к ребенку, допускали грубейшие педагогические ошибки, игнорировали переживания маленького человечка и не воспринимали его как личность, не обращали внимания на симптомы иных заболеваний ребенка.
Вот несколько примеров
1. Будущая мать во время беременности предавалась вредным привычкам или принимала медикаменты.
2. Беременность протекала в неблагоприятной обстановке (была неожиданной или нежелательной).
3. Мать сама достаточно нервная, вспыльчивая, что неблагоприятно отражается на психологическом состоянии ребенка. Более того, он растет запуганным, ждет постоянных окриков и наказаний, накапливает несправедливые обиды.
4. Неблагополучный микроклимат в семье. К примеру, отец и мать постоянно разговаривают на повышенных тонах, ссорятся, оскорбляют друг друга. А вот маленький ребенок поначалу, будучи свидетелем этого, испытывает дискомфорт. Позже он начинает понимать проблему и относится к происходящему очень болезненно.
5. Ребенок слишком впечатлительный и восприимчивый, болезненно переживает свои маленькие неприятности и сложности. А также ситуация усугубляется тем, что он не получает поддержки от родителей (главного источника, в котором должен черпать успокоение).
6. Ребенка мучают скрытые переживания (ревность к новорожденному братику или сестричке), которые находят выход в сложном поведении.
Как поступать родителям, если в семье растут нервные дети?
Причина нервного поведения ребенка почти всегда эмоциональная, а не рациональная. Поэтому задачей родителей и специалистов является ее выявление и нивелирование.
1. На самом деле, одно из важнейших условий успеха – максимальное внимание к ребенку. К тому же он должен видеть, что между вами установлен постоянный диалог, когда можно с любой проблемой обратиться к маме или папе.
2. Не практикуйте критику и наказания. Только ваши поддержка и помощь будут снижать «градус» нервного поведения ребенка.
3. А также сведите к минимуму внешние раздражители: игры с гаджетами, телевизор, конфликты между взрослыми в присутствии ребенка.
4. Контролируйте собственные реакции: не будьте напряжены и раздражены, общаясь с ребенком. Не кричите на него. Вообще, наберитесь терпения.
5. Если ребенок гиперактивный, направьте его активность, например, на занятия спортом.
Проконсультируйтесь со специалистом. Например, сегодня в дошкольных учреждениях и школах повсеместно работают психологи, они могут прийти вам на помощь в случае возникновения проблем с поведением ребенка. Не исключайте консультации с медиками и последующее лечение ребенка.
Поделитесь постом с друзьями!
Своей историей поделилась наша читательница:
«Скажите, пожалуйста, как не нервничать и не ругать ребёнка, когда делаешь уроки? Каждый раз обещаю сама себе, что больше не буду кричать, но каждый раз всё повторяется! Что делать?»
Наверняка этот вопрос волнует многих родителей. Портал «Где мои дети» попросил экспертов прокомментировать ситуацию и дать несколько советов родителям по эффективному и «безболезненному» выполнению домашнего задания.
Юлия Струнина, преподаватель и учредитель сервиса по контролю и помощи в выполнении Д/З:
Проблема выполнения домашнего задания есть и будет камнем преткновения между родителями и детьми.
Это происходит по нескольким причинам:
- Когда родитель садится делать домашку с ребёнком, он надевает на себя роль учителя и перестает быть родителем. Ребёнок не понимает, как к вам относится в данный момент: как к маме или как к учителю, это вводит его в негодование, а вы отзеркаливаете его негодование.
- Очень часто успех или неудачи ребёнка родитель транслирует на себя. Если ребёнок хорошо учится, он отличник, значит, и я отличник, если ребёнок халтурщик, получает двойки, то и я неудачник. Это не может не вызывать тревогу и завышенных требований к ребёнку.
- Родитель – это взрослая состоявшаяся личность с определённой репутацией, социальной ролью и авторитетом. К вам прислушиваются коллеги, вы руководите людьми. Весь этот социальный вес не имеет никакого значения для вашего ребёнка, он не будет Вас уважать априори просто за то, что вы – начальник. Это, конечно, может вызывать дополнительное раздражение родителя.
Что же делать?
В первую очередь не помогать, если ребёнок не просит о помощи. Вы же хотите, чтобы ребёнок стал ответственным и самостоятельным? Этого не произойдет, пока вы не передадите ответственность за уроки ребёнку. Пока вы считаете, что ребёнок не справится без вас, ребёнок это чувствует и перекладывает с себя всю ответственность.
Во-вторых, никогда, ни в коем случае не делайте домашку за ребёнка. Не давайте ему готовых ответов. Если вы это делаете всегда, то вы столкнётесь с очень большим сопротивлением, когда будете требовать, чтобы он думал сам.
Роль родителя в выполнении домашки – это контроль и помощь. Вы контролируете, чтобы он сел, делал и задавал вопросы, если они у него ест. Вы не даёте ответов, а говорите, где можно найти ответ: «перечитай параграф в учебнике», «посмотри, как вы решали примеры в классе», «прочитай ещё раз правило и проверь».
В-третьих, составьте график и чек-лист выполнения домашнего задания. Дети любого возраста нуждаются в чётко установленных рамках и правилах, они служат для них психологической опорой.
Если у ребёнка будет график выполнения домашнего задания, ему уже будет на что опереться, чтобы рассчитать своё время.
Составьте вместе с ребёнком чек-лист выполнения уроков: что, в какой последовательности должно быть сделано, и пусть ребёнок вычёркивает каждый сделанный пункт. С одной стороны, это сделает его более организованным, с другой стороны – его мозг будет вырабатывать дофамин (хим. вещество, необходимое для запоминания, принятия решений и обучения – прим.) каждый раз, когда он вычеркнет пункт из списка, и это тоже будет для него толчком к выполнению ДЗ.
Оксана Баранова, учитель начальных классов:
Как не нервничать и не ругать ребёнка, когда делаешь с ним уроки? Вот несколько советов, которые работают у меня как у мамы , а также как у учителя начальных классов.
Важно помнить,что ваш ребёнок ещё только учится, и он имеет право на ошибку.
Вспомните себя, когда вы пришли, например, получать профессию (не важно – в колледж или институт). Вы учились и также совершали ошибки.
Вспомните о том, что ваш ребёнок – юный школьник, которого вы так долго ждали, радовались его появлению на свет, первым шагам, первому сказанному слову – всему, что нежно хранит каждый родитель в своём сердце. И когда волна раздражения подкатывает, оставьте уроки в стороне и предложите вместе попить чай. Успокойтесь, обнимите своего ребёнка, скажите, что любите его просто так, просто потому, что он есть. И совсем необязательно быть отличником, чтобы завоевать вашу любовь.
Поделитесь своими воспоминаниями о том, как учились вы в его возрасте (лучше всего рассказать смешную историю).
А потом, по-доброму, предложите ребёнку продолжить выполнение домашнего задания. Обязательно скажите,что вы будете рядом и ребёнок всегда может к вам обратиться за помощью, но обратите внимание, что помогать вы будете при условии, что он САМ выполняет задания, и если вдруг у него что-то не получается, он с черновиком подходит к вам и вы ВМЕСТЕ ищите ошибку.
Для чего это нужно? Таким образом вы показываете своё доверие к ребёнку, даёте ему возможность показать вам, чему он уже научился, что он умеет, даёте ему возможность принимать решение (ведь не зря же он ходит в школу и сидит на уроках).
Лайфхак: найдите правильную мотивацию к выполнению домашнего задания. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Практические рекомендации по выполнению уроков с младшими школьниками от психолога Алины Слепнёвой:
Для того, чтобы процесс домашних заданий был более продуктивным как для ребёнка, так и для родителя, необходимо подходить к нему структурировано.
Желательно уединиться с ребёнком в комнате, где никто и ничто не будет отвлекать. Убрать в стороны все гаджеты и предметы, которые могут отвлечь. Предложить ребёнку на выбор, какой предмет он хочет выполнить в первую очередь. Нужно это для того, чтобы максимально вызвать интерес ребёнка к заданию: пусть выберет тот предмет, который наболее интересен ему из предложенных:
- Открываем задание и читаем первое предложение. Например, «прочитайте условие задачи». Всё, дальнейшие условия пока читать не нужно.
- Выполняем первое условие – читаем условие задачи. Ребёнок должен прочитать самостоятельно. Если он испытывает трудность, то помогаем ему: сначала наводим на мысль, если мысль не улавливается, то объясняем ему на простом языке, пока условие не будет усвоенно.
- Дальше переходим ко второму предложению задачи. Также выполняем второе действие: если ребёнок что-то не понимает, то стараемся объяснить ему, чтобы то, что требуется по условию задания, было понято ребёнком в полной мере.
Процесс данного обучения хорош тем, что вы постепнно вовлекаете ребёнка в обучение, его мозг не перенапрягается, а материал усваивается постепенно.
Следует направлять ребёнка и вовлекать его в процесс выполнения задания. Там, где помощь необходима, оказываем её, но таким образом, чтобы ребёнок был вовлечён и мог усваивать информацию.
Выполнив первое задание, следует сделать небольшой перерыв – например, дать минут 15-20 позаниматься ребёнку чем-то интересным. После отдыха приступаем к другому предмету.
Занимаясь по схеме регулярно, вы приучите ребёнка выполнять домашние задания структурировано, сохраняя ваши эмоции и эмоции ребёнка в гароминии и балансе.
Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.
Особенности расстройства
Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:
- обезвоживание организма;
- резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
- предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
- нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
- растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).
Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.
При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.
Симптомы заболевания
Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние.
- Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
- Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
- Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.
Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться.
Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.
Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.
Способы диагностики
Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже.
Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:
- вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
- проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
- каково эмоциональное состояние ребенка;
- параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
- когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
- тошнит ли по утрам.
Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:
- МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
- энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
- биохимический анализ крови на гормональную активность.
Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.
Лечение
Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией.
«Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.
Волнение — здоровая реакция организма, которая может быть вызвана негативными обстоятельствами и позитивными важными событиями. Никого не удивит, что дошкольник взволнован перед походом в цирк или перед началом занятий в новом кружке, однако, если он с трудом справляется с беспокойством или это чувство вызывают даже незначительные жизненные ситуации, родители непременно должны обратить на это внимание.
Мы расскажем, как распознать тревогу и помочь маленьким детям справиться с сильным волнением.
Причины волнения у детей
Большая или меньшая подверженность этому чувству зависит от многих факторов, но прежде всего от личных особенностей нервной системы ребёнка. Вы наверняка замечали, что уже с рождения есть более или менее чувствительные дети: одних тревожат громкие звуки, сон в неположенное время, отсутствие мамы в течение пяти минут. Другие малыши засыпают в гостях с незнакомыми людьми в шуме и при ярком солнечном свете. С возрастом подобные различия часто сохраняются, и дети проявляют большее или меньшее беспокойство как реакцию на разные жизненные ситуации.
Состояние волнения и тревоги могут развить или усугубить:
- Завышенные требования значимых взрослых. Когда родители слишком много требуют или слишком многого ждут от малыша, это часто вызывает тревогу не соответствовать ожиданиям.
- Неумение (или нежелание) родителей установить границы. Хотя это может показаться странным, менее требовательные мамы и папы тоже создают тревогу у детей. Маленький человек не знает, как именно вести себя правильно, потому что взрослые не объясняют. Авторитет родителей и знание лимитов успокаивают детей.
- Противоречивые требования, когда один из родителей запрещает, а другой разрешает. Ребёнок начинает волноваться, не зная, как угодить обоим.
- Значительные перемены в жизни: начало посещения сада, выход мамы на работу, развод, рождение брата или сестры. Здесь можно говорить об адаптации к новым условиям — волнение уходит через какое-то время, но это может занять как несколько недель, так и месяцы.
Как заметить тревожность малыша
Какие симптомы должны насторожить родителей? Дети, испытывающие волнение, часто:
- Не могут сконцентрироваться, быстро устают от одного дела.
- Не стараются при выполнении заданий или, напротив, стараются чрезмерно.
- Тяжело переживают любую ошибку и проигрыш.
- Не хотят выходить из дома, гулять, идти в сад, посещать кружки.
- Не хотят пробовать новое.
- Могут быть излишне подвижны или, напротив, очень скованны.
- Беспокойно спят или с трудом засыпают.
- Плохо едят.
В случае постоянной тревожности мы можем наблюдать психосоматические расстройства: тошноту и даже рвоту от волнения у ребёнка, боли в разных частях тела, дрожь. Отличить такие состояния от реальной болезни можно, так как они возникают в наиболее волнующих малыша ситуациях.
Приёмы, помогающие справиться с детским волнением
Если волнение вызвано переменами или если тревожность — постоянное состояние ребёнка, есть множество способов, при помощи которых родители могут помочь справиться с ними.
- Обсуждайте чувства. Попробуйте как можно чаще проговаривать, что малыш взволнован и что именно вызвало это чувство.
- Попробуйте снизить требования, делать меньше замечаний. Это не значит перейти к вседозволенности. Чётко устанавливайте границы допустимого поведения, но в рамках этих границ старайтесь не делать замечаний.
- Следите, чтобы указания были последовательны. Если сегодня вы что-то запретили, не разрешайте на следующий день.
- Разыграйте ситуации, которые вызывают особенное беспокойство. Когда дети проигрывают их в спокойной доверительной обстановке, они могут заранее решить, что сказать и сделать, оказавшись в них на самом деле.
- Продумайте ритуал укладывания. Здоровый сон помогает снизить уровень тревожности в течение дня. Поэтому внимательно следите, чтобы малыш спал достаточное количество часов. Укладывайте каждый раз одинаковым способом, например, пусть дети примут тёплую ванну, почитайте вместе книгу, полежите с ними до засыпания.
- Соблюдайте правило одного волнующего события в день. Если в какой-то день вы запланировали событие, которое точно взволнует малыша (поход в цирк или в гости), старайтесь провести остальную часть дня в привычной и спокойной обстановке.
- Гуляйте с детьми на свежем воздухе, желательно два раза в день. Обращайте внимание на то, чтобы они проводили прогулки активно, а не неподвижно сидели в коляске.
- Предлагайте расслабляющие игры, особенно после волнующих событий и перед сном. Хорошо подходят игры в песочнице, с крупами и водой.
- Чаще обнимайте и целуйте детей! Объятия и телесный контакт значительно снижают тревогу. В ситуации волнения предложите малышу объятия. Дома сделайте расслабляющий массаж.
Обратитесь к психологу, если волнение слишком выражено (ребёнка тошнит от волнения или он жалуется на боли), или если тревога не проходит, несмотря на вашу помощь.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
|