Ребенок нервничает

Специалисты считают трудным каждого третьего ребенка. Нервные дети – это бессонные ночи родителей, постоянная усталость, раздражение и депрессии у взрослых.

Ребенок нервничает

Почему маленький человек не в силах выносить давление внешнего мира? Почему сейчас так много нервных детей?

Находясь на старте жизни, ребенок выполняет задачи соответственно своего возраста: он знакомится с окружающим миром, приобретает определенные навыки, познает и пробует… Перед ним стоят сложные задачи. Ко всему прочему, вместе с этим возникают дополнительные трудности, связанные с нервным состоянием многих детей.

Итак, ребенок может быть нервным вследствие врожденных причин, к которым медики относят: неблагоприятно протекающую беременность матери, малые аномалии развития плода, осложненные роды, сокрытые микроповреждения мозга новорожденного, психофизические дефекты.

А также нервность может быть следствием наличия у ребенка заболевания соматического характера.

Немедицинские факторы, почему дети нервные и встревоженные: кризисные ситуации, связанные с изменением или ухудшением комфортной среды. Например, поступление в детский сад, в школу, рождение брата или сестры, конфликты родителей.

В подавляющем большинстве случаев вина за состояние ребенка (прямая или косвенная) ложится на плечи родителей.

Почему? Например, халатно отнеслись к своему здоровью и здоровью будущего новорожденного, не затрудняли себя внимательным и чутким отношением к ребенку, допускали грубейшие педагогические ошибки, игнорировали переживания маленького человечка и не воспринимали его как личность, не обращали внимания на симптомы иных заболеваний ребенка.

Ребенок нервничает

Вот несколько примеров

1. Будущая мать во время беременности предавалась вредным привычкам или принимала медикаменты.

2. Беременность протекала в неблагоприятной обстановке (была неожиданной или нежелательной).

3. Мать сама достаточно нервная, вспыльчивая, что неблагоприятно отражается на психологическом состоянии ребенка. Более того, он растет запуганным, ждет постоянных окриков и наказаний, накапливает несправедливые обиды.

4. Неблагополучный микроклимат в семье. К примеру, отец и мать постоянно разговаривают на повышенных тонах, ссорятся, оскорбляют друг друга. А вот маленький ребенок поначалу, будучи свидетелем этого, испытывает дискомфорт. Позже он начинает понимать проблему и относится к происходящему очень болезненно.

5. Ребенок слишком впечатлительный и восприимчивый, болезненно переживает свои маленькие неприятности и сложности. А также ситуация усугубляется тем, что он не получает поддержки от родителей (главного источника, в котором должен черпать успокоение).

6. Ребенка мучают скрытые переживания (ревность к новорожденному братику или сестричке), которые находят выход в сложном поведении.

Ребенок нервничает

Как поступать родителям, если в семье растут нервные дети?

Причина нервного поведения ребенка почти всегда эмоциональная, а не рациональная. Поэтому задачей родителей и специалистов является ее выявление и нивелирование.

1. На самом деле, одно из важнейших условий успеха – максимальное внимание к ребенку. К тому же он должен видеть, что между вами установлен постоянный диалог, когда можно с любой проблемой обратиться к маме или папе.

2. Не практикуйте критику и наказания. Только ваши поддержка и помощь будут снижать «градус» нервного поведения ребенка.

3. А также сведите к минимуму внешние раздражители: игры с гаджетами, телевизор, конфликты между взрослыми в присутствии ребенка.

4. Контролируйте собственные реакции: не будьте напряжены и раздражены, общаясь с ребенком. Не кричите на него. Вообще, наберитесь терпения.

5. Если ребенок гиперактивный, направьте его активность, например, на занятия спортом.

Проконсультируйтесь со специалистом. Например, сегодня в дошкольных учреждениях и школах повсеместно работают психологи, они могут прийти вам на помощь в случае возникновения проблем с поведением ребенка. Не исключайте консультации с медиками и последующее лечение ребенка.

Поделитесь постом с друзьями!

Ребенок нервничает

Своей историей поделилась наша читательница:

«Скажите, пожалуйста, как не нервничать и не ругать ребёнка, когда делаешь уроки? Каждый раз обещаю сама себе, что больше не буду кричать, но каждый раз всё повторяется! Что делать?»

Наверняка этот вопрос волнует многих родителей. Портал «Где мои дети» попросил экспертов прокомментировать ситуацию и дать несколько советов родителям по эффективному и «безболезненному» выполнению домашнего задания.

Юлия Струнина, преподаватель и учредитель сервиса по контролю и помощи в выполнении Д/З:

Проблема выполнения домашнего задания есть и будет камнем преткновения между родителями и детьми.

Это происходит по нескольким причинам:

  1. Когда родитель садится делать домашку с ребёнком, он надевает на себя роль учителя и перестает быть родителем. Ребёнок не понимает, как к вам относится в данный момент: как к маме или как к учителю, это вводит его в негодование, а вы отзеркаливаете его негодование.
  2. Очень часто успех или неудачи ребёнка родитель транслирует на себя. Если ребёнок хорошо учится, он отличник, значит, и я отличник, если ребёнок халтурщик, получает двойки, то и я неудачник. Это не может не вызывать тревогу и завышенных требований к ребёнку.
  3. Родитель – это взрослая состоявшаяся личность с определённой репутацией, социальной ролью и авторитетом. К вам прислушиваются коллеги, вы руководите людьми. Весь этот социальный вес не имеет никакого значения для вашего ребёнка, он не будет Вас уважать априори просто за то, что вы – начальник. Это, конечно, может вызывать дополнительное раздражение родителя.

Что же делать?

В первую очередь не помогать, если ребёнок не просит о помощи. Вы же хотите, чтобы ребёнок стал ответственным и самостоятельным? Этого не произойдет, пока вы не передадите ответственность за уроки ребёнку. Пока вы считаете, что ребёнок не справится без вас, ребёнок это чувствует и перекладывает с себя всю ответственность.

Во-вторых, никогда, ни в коем случае не делайте домашку за ребёнка. Не давайте ему готовых ответов. Если вы это делаете всегда, то вы столкнётесь с очень большим сопротивлением, когда будете требовать, чтобы он думал сам.

Роль родителя в выполнении домашки – это контроль и помощь. Вы контролируете, чтобы он сел, делал и задавал вопросы, если они у него ест. Вы не даёте ответов, а говорите, где можно найти ответ: «перечитай параграф в учебнике», «посмотри, как вы решали примеры в классе», «прочитай ещё раз правило и проверь».

В-третьих, составьте график и чек-лист выполнения домашнего задания. Дети любого возраста нуждаются в чётко установленных рамках и правилах, они служат для них психологической опорой.

Если у ребёнка будет график выполнения домашнего задания, ему уже будет на что опереться, чтобы рассчитать своё время.

Составьте вместе с ребёнком чек-лист выполнения уроков: что, в какой последовательности должно быть сделано, и пусть ребёнок вычёркивает каждый сделанный пункт. С одной стороны, это сделает его более организованным, с другой стороны – его мозг будет вырабатывать дофамин (хим. вещество, необходимое для запоминания, принятия решений и обучения – прим.) каждый раз, когда он вычеркнет пункт из списка, и это тоже будет для него толчком к выполнению ДЗ.

Оксана Баранова, учитель начальных классов:

Как не нервничать и не ругать ребёнка, когда делаешь с ним уроки? Вот несколько советов, которые работают у меня как у мамы , а также как у учителя начальных классов.

Важно помнить,что ваш ребёнок ещё только учится, и он имеет право на ошибку.

Вспомните себя, когда вы пришли, например, получать профессию (не важно – в колледж или институт). Вы учились и также совершали ошибки.

Вспомните о том, что ваш ребёнок – юный школьник, которого вы так долго ждали, радовались его появлению на свет, первым шагам, первому сказанному слову – всему, что нежно хранит каждый родитель в своём сердце. И когда волна раздражения подкатывает, оставьте уроки в стороне и предложите вместе попить чай. Успокойтесь, обнимите своего ребёнка, скажите, что любите его просто так, просто потому, что он есть. И совсем необязательно быть отличником, чтобы завоевать вашу любовь.

Поделитесь своими воспоминаниями о том, как учились вы в его возрасте (лучше всего рассказать смешную историю).

А потом, по-доброму, предложите ребёнку продолжить выполнение домашнего задания. Обязательно скажите,что вы будете рядом и ребёнок всегда может к вам обратиться за помощью, но обратите внимание, что помогать вы будете при условии, что он САМ выполняет задания, и если вдруг у него что-то не получается, он с черновиком подходит к вам и вы ВМЕСТЕ ищите ошибку.

Для чего это нужно? Таким образом вы показываете своё доверие к ребёнку, даёте ему возможность показать вам, чему он уже научился, что он умеет, даёте ему возможность принимать решение (ведь не зря же он ходит в школу и сидит на уроках).

Лайфхак: найдите правильную мотивацию к выполнению домашнего задания. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Практические рекомендации по выполнению уроков с младшими школьниками от психолога Алины Слепнёвой:

Ребенок нервничает

Для того, чтобы процесс домашних заданий был более продуктивным как для ребёнка, так и для родителя, необходимо подходить к нему структурировано.

Желательно уединиться с ребёнком в комнате, где никто и ничто не будет отвлекать. Убрать в стороны все гаджеты и предметы, которые могут отвлечь. Предложить ребёнку на выбор, какой предмет он хочет выполнить в первую очередь. Нужно это для того, чтобы максимально вызвать интерес ребёнка к заданию: пусть выберет тот предмет, который наболее интересен ему из предложенных:

  1. Открываем задание и читаем первое предложение. Например, «прочитайте условие задачи». Всё, дальнейшие условия пока читать не нужно.
  2. Выполняем первое условие – читаем условие задачи. Ребёнок должен прочитать самостоятельно. Если он испытывает трудность, то помогаем ему: сначала наводим на мысль, если мысль не улавливается, то объясняем ему на простом языке, пока условие не будет усвоенно.
  3. Дальше переходим ко второму предложению задачи. Также выполняем второе действие: если ребёнок что-то не понимает, то стараемся объяснить ему, чтобы то, что требуется по условию задания, было понято ребёнком в полной мере.

Процесс данного обучения хорош тем, что вы постепнно вовлекаете ребёнка в обучение, его мозг не перенапрягается, а материал усваивается постепенно.

Следует направлять ребёнка и вовлекать его в процесс выполнения задания. Там, где помощь необходима, оказываем её, но таким образом, чтобы ребёнок был вовлечён и мог усваивать информацию.

Выполнив первое задание, следует сделать небольшой перерыв – например, дать минут 15-20 позаниматься ребёнку чем-то интересным. После отдыха приступаем к другому предмету.

Занимаясь по схеме регулярно, вы приучите ребёнка выполнять домашние задания структурировано, сохраняя ваши эмоции и эмоции ребёнка в гароминии и балансе.

Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.

Ребенок нервничает

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Симптомы заболевания

Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние.

  • Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
  • Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
  • Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.

Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться.

Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.

Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.

Ребенок нервничает

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже.

Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Ребенок нервничает

Лечение

Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией.

«Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.

Ребенок нервничает

Волнение — здоровая реакция организма, которая может быть вызвана негативными обстоятельствами и позитивными важными событиями. Никого не удивит, что дошкольник взволнован перед походом в цирк или перед началом занятий в новом кружке, однако, если он с трудом справляется с беспокойством или это чувство вызывают даже незначительные жизненные ситуации, родители непременно должны обратить на это внимание.

Мы расскажем, как распознать тревогу и помочь маленьким детям справиться с сильным волнением.

Причины волнения у детей

Большая или меньшая подверженность этому чувству зависит от многих факторов, но прежде всего от личных особенностей нервной системы ребёнка. Вы наверняка замечали, что уже с рождения есть более или менее чувствительные дети: одних тревожат громкие звуки, сон в неположенное время, отсутствие мамы в течение пяти минут. Другие малыши засыпают в гостях с незнакомыми людьми в шуме и при ярком солнечном свете. С возрастом подобные различия часто сохраняются, и дети проявляют большее или меньшее беспокойство как реакцию на разные жизненные ситуации.

Состояние волнения и тревоги могут развить или усугубить:

  • Завышенные требования значимых взрослых. Когда родители слишком много требуют или слишком многого ждут от малыша, это часто вызывает тревогу не соответствовать ожиданиям.
  • Неумение (или нежелание) родителей установить границы. Хотя это может показаться странным, менее требовательные мамы и папы тоже создают тревогу у детей. Маленький человек не знает, как именно вести себя правильно, потому что взрослые не объясняют. Авторитет родителей и знание лимитов успокаивают детей.
  • Противоречивые требования, когда один из родителей запрещает, а другой разрешает. Ребёнок начинает волноваться, не зная, как угодить обоим.
  • Значительные перемены в жизни: начало посещения сада, выход мамы на работу, развод, рождение брата или сестры. Здесь можно говорить об адаптации к новым условиям — волнение уходит через какое-то время, но это может занять как несколько недель, так и месяцы.

Как заметить тревожность малыша

Какие симптомы должны насторожить родителей? Дети, испытывающие волнение, часто:

  • Не могут сконцентрироваться, быстро устают от одного дела.
  • Не стараются при выполнении заданий или, напротив, стараются чрезмерно.
  • Тяжело переживают любую ошибку и проигрыш.
  • Не хотят выходить из дома, гулять, идти в сад, посещать кружки.
  • Не хотят пробовать новое.
  • Могут быть излишне подвижны или, напротив, очень скованны.
  • Беспокойно спят или с трудом засыпают.
  • Плохо едят.

В случае постоянной тревожности мы можем наблюдать психосоматические расстройства: тошноту и даже рвоту от волнения у ребёнка, боли в разных частях тела, дрожь. Отличить такие состояния от реальной болезни можно, так как они возникают в наиболее волнующих малыша ситуациях.

Приёмы, помогающие справиться с детским волнением

Если волнение вызвано переменами или если тревожность — постоянное состояние ребёнка, есть множество способов, при помощи которых родители могут помочь справиться с ними.

  • Обсуждайте чувства. Попробуйте как можно чаще проговаривать, что малыш взволнован и что именно вызвало это чувство.
  • Попробуйте снизить требования, делать меньше замечаний. Это не значит перейти к вседозволенности. Чётко устанавливайте границы допустимого поведения, но в рамках этих границ старайтесь не делать замечаний.
  • Следите, чтобы указания были последовательны. Если сегодня вы что-то запретили, не разрешайте на следующий день.
  • Разыграйте ситуации, которые вызывают особенное беспокойство. Когда дети проигрывают их в спокойной доверительной обстановке, они могут заранее решить, что сказать и сделать, оказавшись в них на самом деле.
  • Продумайте ритуал укладывания. Здоровый сон помогает снизить уровень тревожности в течение дня. Поэтому внимательно следите, чтобы малыш спал достаточное количество часов. Укладывайте каждый раз одинаковым способом, например, пусть дети примут тёплую ванну, почитайте вместе книгу, полежите с ними до засыпания.
  • Соблюдайте правило одного волнующего события в день. Если в какой-то день вы запланировали событие, которое точно взволнует малыша (поход в цирк или в гости), старайтесь провести остальную часть дня в привычной и спокойной обстановке.
  • Гуляйте с детьми на свежем воздухе, желательно два раза в день. Обращайте внимание на то, чтобы они проводили прогулки активно, а не неподвижно сидели в коляске.
  • Предлагайте расслабляющие игры, особенно после волнующих событий и перед сном. Хорошо подходят игры в песочнице, с крупами и водой.
  • Чаще обнимайте и целуйте детей! Объятия и телесный контакт значительно снижают тревогу. В ситуации волнения предложите малышу объятия. Дома сделайте расслабляющий массаж.

Обратитесь к психологу, если волнение слишком выражено (ребёнка тошнит от волнения или он жалуется на боли), или если тревога не проходит, несмотря на вашу помощь.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Нервный ребенок, какой он? Попробуем составить психологический портрет. Нервным ребенком можно назвать малыша, который часто упрямится, капризничает, не доводит до конца начатое и закатывает настоящие истерики по каждому пустяку.

Если Вы замечаете, что Ваш малыш очень часто просыпается с криками, значит, он видит, кошмарные сны — это один из признаков крайнего психологического и эмоционального напряжения ребенка.

К другим признакам нервозности у детей можно отнести следующие симптомы:

  • Заикание в легкой форме. Более тяжёлая форма – это возможный признак неврологического заболевания
  • Привычка сосать палец или грызть ногти.
  • Нервные тики у детей. Проявляются в частом моргании, вздрагивании, может дергаться глаз или подергиваются плечи.
  • Энурез. Это когда ребенок часто опорожняется по маленькому во время сна.
  • Агрессивное и враждебное поведение.
  • Трудности в установление контакта со сверстниками. Излишняя стеснительность или наоборот навязчивое поведение.
  • Постоянная плаксивость по каждому поводу.

Наверное, очень многие мамы примерили данные критерии к своему ребенку. Если Вы обнаружили хотя бы несколько симптомов у своего малыша – это повод задуматься и попытаться исправить ситуацию. Помочь ребенку обрести душевное равновесие.

Ребенок стал нервным. Основные причины

Ни для кого не секрет — что уверенные и счастливые взрослые вырастают из счастливых детей. Главная задача родителей заложить основной фундамент у ребенка с самого рождения, а еще лучше во время беременности. Специалистами доказано, что плод способен чувствовать, слышать. Все эмоции беременной женщины плод переживает вместе с ней. Переживания матери он ощущает на гормональном уровне. Если в крови женщины бурлит сплошной адреналин, то вывод очевиден. Такие дети после рождения беспокойно спят, часто вздрагивают, имеют пониженный иммунитет. Особенно если беременная женщина постоянно нервничает, в ее голове вертятся мысли: зачем мне этот ребенок, я не хочу его, он причина всех моих бед — это однозначно приведет к рождению ребенка с неустойчивой и легковозбудимой психикой. Другое дело, если у будущей матери преобладают гормоны радости – эндорфины.

Если Вы заметили что Ваш ребенок очень нервный и легковозбудимый стоит вспомнить всю свою беременность. Но не отчаивайтесь, если Ваша беременность проходила тяжело. Все можно исправить на любом этапе развития ребенка.

Причины, по которым ребенок может стать нервным кроятся в семье, в людях, которые его окружают.

У несчастливых и неудовлетворенных жизнью родителей не может быть счастливых детей. Если в семье нет гармонии, родители постоянно ругаются между собой, заняты только своими проблемами и не обращают внимания на ребенка. Такие дети выбирает две линии поведения: полная отчужденность от родителей, робость, излишняя стеснительность в общении со сверстниками, замкнутость в собственном мире. Другая линия поведения: агрессия, враждебность, стремление обратить на себя внимание разными способами, постоянные конфликты со сверстниками. Вы понимаете, что такой ребенок может натворить в будущем много бед во вред себе и окружающим.

Ребенок очень нервный может быть из-за того что родители в воспитании детей кидаются из крайности в крайность. Например, чрезмерная опека — гиперопека и желание все делать за ребенка может привести к тому, что он вырастет слабохарактерным. Неспособным самому принять решение и слабовольным. Или наоборот другая крайность – излишняя строгость в воспитании. Воспитывая крайне строго конечно можно добиться послушания, но это больше страх ребенка перед наказанием за любую провинность. Такой ребенок отдалится от Вас в будущем.

Как лечить нервного ребенка? Какие использовать методы?

Материнская любовь – главное лекарство

Самый лучший метод помочь нервному ребенку достичь гармонии с собой и окружающими – это материнская любовь. Самое сильное чувство которое способна испытывать женщина. Если малыш обделен этой любовью, он никогда не вырастит счастливым человеком. Дети лишенные родительской ласки и любви вырастают озлобленными и агрессивными. Продолжают сеять вокруг себя агрессию в будущем, которая нередко оборачивается в сторону своих же родителей. Примеров этому огромная масса в нашей повседневной жизни. Ребенок — это « тесто» и то, что Вы из него вылепите, зависит только от Вас.

Все груднички разные, кто-то спокоен и спит всю ночь, не пробуждаясь даже в мокрых пеленках, а кто-то бурно и чутко реагирует абсолютно на все. Последним все чаще в наше время ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Что вызывает данное отклонение, и так ли нужно его лечить медикаментозно?

Признаки

  1. Двигательное беспокойство, возникающее при прикосновении или перемене положения тела.
  2. Услышав резкий звук, кроха вздрагивает.
  3. Выраженный тремор конечностей.
  4. Во время плача у младенца подрагивает подбородок.
  5. Плач ребенка звучит в высоких тонах, он словно не кричит, а визжит.
  6. Врожденный рефлекс Моро (ребенок раскрывает кулачки, если его ручки развести в стороны) возникает спонтанно в любом положении конечностей.
  7. Повышенный мышечный тонус.
  8. При перевозбуждении во время плача ребенок запрокидывает голову.
  9. При некоторых нарушениях ЦНС, в том числе и синдроме повышенной нервной возбудимости, у новорожденных не срабатывает подошвенный рефлекс. Пальчики вместо того, чтобы сжаться в ответ на манипуляцию, раскрываются веером.
  10. Груднички мало и беспокойно спят, часто лежат с открытыми глазами.
  11. У детей с СПНВ отмечаются частые срыгивания в сочетании с медленным набором веса.

Нервную возбудимость обязательно нужно лечить, нельзя объяснять подобное поведение младенца темпераментом или возрастными особенностями. Если вовремя не провести необходимую терапию и не скорректировать развитие крохи, данный синдром негативно скажется на его речи, мышлении и поведении.

  • Патологические процессы в нервной системе могут усилиться, и ребенок будет страдать от судорог;
  • нарушение рефлексов приводит к явному замедлению темпов освоения грудничком необходимых двигательных навыков;
  • ребенок может стать чрезмерно агрессивным или, наоборот, чересчур пассивным;
  • у детей, которые не получали необходимую терапию, отмечается задержка речевого развития, ребенок медленней будет нарабатывать активный словарный запас и употреблять слова в неправильных формах и сочетаниях;
  • во временем СПНВ перерастает в гиперактивность и дефицит внимания; дети неусидчивы, забывчивы, импульсивны, неаккуратны.

Важно вовремя диагностировать СПНВ и предпринять меры для того, чтобы помочь грудничку. Прием седативных средств только усугубит ситуацию в дальнейшем. Лечение повышенной возбудимости у младенца требует серьезного подхода и долговременной терапии под контролем невролога.

Причины

Повышенная нервная возбудимость возникает у тех детей, у которых в период внутриутробного развития, во время родов или во младенчестве произошло поражение ЦНС. Из-за нарушения связей коры и отделов головного мозга, начинаются патологические изменения.

Причины возникновения СПНВ:

  • Генетическая предрасположенность;
  • тяжелые роды;
  • вредные привычки в период беременности;
  • стрессы во время беременности;
  • прием во время вынашивания медикаментов, не рекомендуемых при беременности;
  • раннее отлучение от груди.

При осмотре крохи, у которого подозревается повышенная нервная возбудимость, невролог обязательно расспросит вас о ходе беременности, процессе родов, проверит, соответствует ли развитие младенца его возрасту. Оценив степень отклонения, специалист назначит соответствующую терапию и назначит курс лечения.

Лечение

Чтобы нервная система грудничка восстанавливалась, невролог в первую очередь рекомендует вам наладить распорядок дня крохи. Режимность сна, кормлений и прогулок — это залог нормального развития младенца.

Организм ребенка требует регулярного отдыха, а чтобы малыш мог крепко уснуть, он должен сильно потрудиться в период бодрствования.

Этому будут способствовать ежедневная гимнастика и расслабляющий массаж.

  1. Лечебный массаж призван снизить тонус мышц и снять общую возбудимость крохи. Лучше, если сеансы будет проводить специалист, знающий, какие манипуляции следует производить с детьми, имеющими повышенную возбудимость.
  2. Невролог рекомендует вам при вечерних купаниях вливать в воду успокаивающие отвары и настои.
  3. Плавание хорошо снимает тонус, кроме того, это занятие прекрасно укрепляет мускулатуру младенца и делает его сон крепче. Начиная с месяца можете купать грудничка во «взрослой» ванной, надев на его шею специальный детский круг и позволяя вволю плескаться в воде.
  4. Если предпринятые меры не помогают или же степень поражения ЦНС велика, невролог назначит вашему малышу курс медикаментозного лечения.

Рекомендации

  • В вашем доме должна быть благожелательная атмосфера;
  • при общении с крохой избегайте повышенных тонов, разговаривайте со всеми ласково и спокойно;
  • больше времени проводите с крохой на прогулках;
  • будет очень полезно, если вы сможете съездить на месяц с крохой на море или к горам;
  • если ребенок спит беспокойно, можете временно класть его с собой или, если у его кроватки снимается боковая стенка, приставить его спальное место вплотную к своей постели, создав единое пространство с малышом.

Ребенок нервничает

Нервный ребенок, какой он? Попробуем составить психологический портрет. Нервным ребенком можно назвать малыша, который часто упрямится, капризничает, не доводит до конца начатое и закатывает настоящие истерики по каждому пустяку.

Если Вы замечаете, что Ваш малыш очень часто просыпается с криками, значит, он видит, кошмарные сны — это один из признаков крайнего психологического и эмоционального напряжения ребенка.

К другим признакам нервозности у детей можно отнести следующие симптомы:

  1. Заикание в легкой форме. Более тяжёлая форма – это возможный признак неврологического заболевания
  2. Привычка сосать палец или грызть ногти.
  3. Нервные тики у детей. Проявляются в частом моргании, вздрагивании, может дергаться глаз или подергиваются плечи.
  4. Энурез. Это когда ребенок часто опорожняется по маленькому во время сна.
  5. Агрессивное и враждебное поведение.
  6. Трудности в установление контакта со сверстниками. Излишняя стеснительность или наоборот навязчивое поведение.
  7. Постоянная плаксивость по каждому поводу.

Наверное, очень многие мамы примерили данные критерии к своему ребенку. Если Вы обнаружили хотя бы несколько симптомов у своего малыша – это повод задуматься и попытаться исправить ситуацию. Помочь ребенку обрести душевное равновесие.

Ребенок стал нервным. Основные причины

Ни для кого не секрет — что уверенные и счастливые взрослые вырастают из счастливых детей. Главная задача родителей заложить основной фундамент у ребенка с самого рождения, а еще лучше во время беременности. Специалистами доказано, что плод способен чувствовать, слышать. Все эмоции беременной женщины плод переживает вместе с ней. Переживания матери он ощущает на гормональном уровне. Если в крови женщины бурлит сплошной адреналин, то вывод очевиден. Такие дети после рождения беспокойно спят, часто вздрагивают, имеют пониженный иммунитет. Особенно если беременная женщина постоянно нервничает, в ее голове вертятся мысли: зачем мне этот ребенок, я не хочу его, он причина всех моих бед — это однозначно приведет к рождению ребенка с неустойчивой и легковозбудимой психикой. Другое дело, если у будущей матери преобладают гормоны радости – эндорфины.

Если Вы заметили что Ваш ребенок очень нервный и легковозбудимый стоит вспомнить всю свою беременность. Но не отчаивайтесь, если Ваша беременность проходила тяжело. Все можно исправить на любом этапе развития ребенка.

Причины, по которым ребенок может стать нервным кроятся в семье, в людях, которые его окружают.

У несчастливых и неудовлетворенных жизнью родителей не может быть счастливых детей. Если в семье нет гармонии, родители постоянно ругаются между собой, заняты только своими проблемами и не обращают внимания на ребенка. Такие дети выбирает две линии поведения: полная отчужденность от родителей, робость, излишняя стеснительность в общении со сверстниками, замкнутость в собственном мире. Другая линия поведения: агрессия, враждебность, стремление обратить на себя внимание разными способами, постоянные конфликты со сверстниками. Вы понимаете, что такой ребенок может натворить в будущем много бед во вред себе и окружающим.

Ребенок очень нервный может быть из-за того что родители в воспитании детей кидаются из крайности в крайность. Например, чрезмерная опека — гиперопека и желание все делать за ребенка может привести к тому, что он вырастет слабохарактерным. Неспособным самому принять решение и слабовольным. Или наоборот другая крайность – излишняя строгость в воспитании. Воспитывая крайне строго конечно можно добиться послушания, но это больше страх ребенка перед наказанием за любую провинность. Такой ребенок отдалится от Вас в будущем.
Как лечить нервного ребенка? Какие использовать методы?

Материнская любовь – главное лекарство

Самый лучший метод помочь нервному ребенку достичь гармонии с собой и окружающими – это материнская любовь. Самое сильное чувство которое способна испытывать женщина. Если малыш обделен этой любовью, он никогда не вырастит счастливым человеком. Дети лишенные родительской ласки и любви вырастают озлобленными и агрессивными. Продолжают сеять вокруг себя агрессию в будущем, которая нередко оборачивается в сторону своих же родителей. Примеров этому огромная масса в нашей повседневной жизни. Ребенок — это « тесто» и то, что Вы из него вылепите, зависит только от Вас.

Несколько хороших советов:

  • Вы как женщина должны постараться создать в семье благоприятную обстановку. Не скандалить с мужем по пустякам или, по крайней мере, стараться это делать в отсутствии ребенка.
  • Вы должны постоянно говорить малышу как сильно Вы его любите, что он для Вас самое дорогое и важное существо в мире. Это укрепит его уверенность в собственных силах.
  • Вы должны постоянно хвалить его, говорить какой он молодец и как у него все хорошо получается.

Благодаря таким простым приемам улучшается психологическое состояние ребенка, уменьшается нервозность, повышается самооценка, исчезают многие страхи малыша. Данные способы эффективнее, чем давать ребенку успокоительные. Любовь и внимание – вот самое лучшее лекарство.

А в момент, когда кричите на ребёнка вы это осознаёте? Или приходит осознание позже?

Вам успокоительные бы попить. Сейчас прекратите себя винить. Сделанного уже не воротишь. А вот от слишком сильного поедание и самобичевания вы себя загоните в угол психологический. СТарайтесь строить отношения сейчас и здесь. Возьмите за правило не кричать, вам ОЧЕНЬ хочется наорать, но вы считаете до 5 медленно и спокойным голосом с обязательной улыбкой ПРОСИТЕ ребёнка. Обязательно раз 15-20 за день обнимите и поцелуйте. Говорите, что он любимый вами, вы его очень цените. И постарайтесь убрать раздражитель, что доводит вас до белого каления. Удачи!

я не могу мысли в кучу собрать((((
я фшоки, если честно.
как можно так орать на дите, что оно в штаны делает?
зачем его бить-то? елки. я не представляю, как я буду лупить своего ребеныша, а он у меня ого-го какой активный и шкодливый, кое-как успеваю за ним.
надо разговаривать с ребенком, а не орать на него и не бить.

мамо, вы уже нервишки-то лечите свои, ужас как дитеныша жалко, там не только нервный срыв, а тики скоро будут и реальный невроз, лечить который вы будете всегда и в последствии неизвестно, что-кто вырастет из такого чада, увы.
ИМХО.

Невроз прежде всего у Вас и исходить нужно из этого. И Вам и ребенку нужна помощь. Там, где вы живете, нет бесплатных центров психологической помощи?

Детский психолог, логопед.

Мля. в шоке. не мать ты, не мать! сука и дрянь — КАК и ЗА ЧТО можно орать на ребенка, чтобы он описался. теоретически даже представить не могу.
По затылку лупит. Тебя, гадину, никто не бьет регулярно? а жаль — прочувствовала бы.
Лечись, причем немедленно начинай, и надейся, что на тебя так в старости дети орать не будут и по затылку лупить.

Тебе бы лет 15 от бесплодия полечиться от витаминов до ЭКО пройти все, что только можно и все равно ни разу не забеременить. Тогда бы, наверное, оценила, что имеешь.

и все равно не понимаю — у меня родители абсолютно никакой помощи ни разу от бабушек-дедушек или кого бы то ни было не получили, т.к. поженились наперекор всем. Нас было 2. До моих 12 лет жили в общежитии, в 1 комнате — 3х6 м, вчетвером. 5 этаж без лифта, только холодная вода, общая кухня, туалет и умывальник (на весь этаж, а это около 80 комнат, в т.ч. и всякие алконавты, и семейка цыган была, и пр.), душ общий на 1 этаже, на все общежитие. Никаких автоматических стиралок, посудомоек, полуфабрикатов и прочего — ежевечерне свежие полноценные ужины, купания в большом тазу, нагреть-подогреть воду, перетаскать на себе из кухни в одном конце коридора в комнату или постирочную в другом, постирать руками-в малютке, переполоскать все, высушить, перегладить, позаниматься с нами. Там и мой брат родился. Родители работали, оба, папа на 2-3 работах вечно был, мама практически сама нами занималась — при этом она работала с 8 до 5, часто приходилось задерживаться, т.к. была начальником отдела, нянек-бабушек не было, папа только иногда из сада забирал, как раз в такие дни. С апреля по октябрь еще и дача была по выходным, с огородом. И что? всегда были в белоснежных майках и колготках, наутюженные, я с бантами обязательно, читали оба с 4 лет — именно читали книги, а не буквари. Отучились в спецшколах, все олимпиады городские выигрывали, по разным предметам, я с 3 языками в итоге в мир вышла, брат закончил Бауманку, сейчас оба более чем состоявшиеся люди. Никаких оров и подзатыльников не было, просто строго очень воспитывали — объясняли, наказывали лишением ТВ, контролировали, но не орали. При всем этом я еще и проблемным ребенком была — с года больницы, санатории, обследования. Лечили, возили везде, ежедневно моим здоровьем занимались. А у брата характер сложный, ужасно сложный и категоричный — ничего, родители прекрасно справлялись. Наверное, потому что понимали, что мы ИХ дети, а не бабушкины-дедушкины.

Так что не надо — родственники не помогают!! мать должна детьми заниматься.

Я вот тоже после 15 лет бесплодия сейчас воспитываю ребенка мужа (второй муж, дочка 5 лет) — ох, как нелегко бывает! ведь базу не я закладывала, приходится перестраивать — а девочка с младенчества с характером. Я же не ору, хотя и хочется иногда — только лаской и любовью. И результаты более чем — это мнение со стороны. В саду сказали на собрании, что очень ребенок изменился — более спокойная стала, скачок в развитии ощутимый, улыбается постоянно, с другими детьми стала много общаться, бабушки-дедушки тоже это подтверждают. А если бы я на нее орала и шлепала??

Мы взрослые — мы можем себя контролировать! Дети не могут — они только познают мир. И их мир будет из себя представлять то, что вы им покажете! От вас зависит, как они будут жизнь видеть, как она у них сложится. Так неужели сложно не распускать себя, а сделать максимум для этого человечка?? Почему вы считаете, что ВАШИ эмоции важнее, чем эмоции ребенка?? Почему вы себе позволяете то, что по отношению к себе не стали бы терпеть?? Бред все про усталость и нервы — лечите! а дети не должны вздрагивать от того, что «мама» рукой шевельнула!

Эта «мать» не просит помощи себе — она собралась лечить невроз ребенка, а не свой. Она ни на секунду не задумалась, как ЕЙ остановиться! Знаете, что дальше будет? будет пичкать его успокоительными и продолжать орать!

Лучшая помощь ей сейчас — окунуть в такое же дерьмо, в какое она загнала собственного ребенка! может быть так дойдет! А в тексте — сплошные смайлы и позиция «ну вот такая Я, ничего не поделаешь — принимайте». Это она своим мужикам может такие тезисы озвучивать. А ребенок причем?! Он за что должен принимать то, что у «мамаши» эгоизм и распущенность во главе угла стоят?
Крикнуть на ребенка любая может — мы не роботы. Довести ребенка до того, что описался от крика, что он вздрагивает, если мать рукой шевелит, что от звука голоса начинается истерика, это вам не просто «кричит». И эта идиотка продолжает считать, что лечит ребенка надо. А потом такие вот в старости и жалуются, что детям до них дела нет.

Нервный срыв – психическое состояние, сопровождающееся неадекватным поведением человека, негативными эмоциями, аффективными реакциями. Это ответ организма на длительные, высокие перегрузки. Проще говоря, это то, что в народе называют «лопнуло терпение», «чаша переполнилась», «как-то все навалилось».

Что такое нервный срыв

Это защитная реакция организма. Если человек длительное время полноценно не отдыхает, сдерживает в себе отрицательные эмоции, пребывает в состоянии фрустрации, то рано или поздно психика возьмет инициативу в свои руки. Нервный срыв – выплеск внутреннего напряжения, показатель максимального переутомления.

Пик нервных срывов выпадает на 30-40 лет, и это не случайность. На этот период приходится максимальная активность человека в работе, построении семейной жизни. Действительно наваливается много всего и сразу, нужно успеть везде: быть хорошим специалистом, примерным мужем и отцом, отличным другом, порядочным гражданином.

Причины

Предпосылки нервного срыва:

  • умственное и физическое истощение, перегрузки;
  • психологическая травма, например, потеря близкого человека, расставание;
  • трудная жизненная ситуация;
  • продолжительные конфликты, ссоры, трудности в отношениях;
  • неудачи на работе или в личной жизни;
  • условия повышенной ответственности на работе, в обществе, семье;
  • потеря работы, финансовые трудности;
  • развод;
  • известие о смертельной или серьезной болезни, в том числе близкого человека;
  • инвалидность;
  • систематические недосыпы;
  • недоедание, диеты;
  • изнурительные тренировки.

Нервный срыв чаще возникает на фоне неприятных событий и жизненных изменений, но и, казалось бы, приятные моменты или ситуации, с которыми человек справляется, могут вызвать напряжение и срыв: рождение ребенка, свадьба, переезд, смена работы, начало трудовой деятельности и т. д.

Группа риска

Вероятность нервного срыва зависит не только от силы влияния факторов, но и от особенностей человека: уровень стрессоустойчивости, темперамент, свойства психики, особенности личности.

В группу риска входят:

  • люди с тревожным расстройством и тревожностью как чертой характера;
  • депрессивные личности, люди с другими расстройствами;
  • невротические личности;
  • люди с нарушенным гормональным фоном, заболеваниями;
  • нарко- и алкозависимые.

Усугубляет ситуацию авитаминоз. Нехватка калия, магния, кальция, витаминов группы В и Е вызывает ослабление деятельности нервной системы.

Что делать

Бороться нужно не с нервным срывом, а с его причиной. А причина одна – стресс. Но вот факторы, вызвавшие его, у всех людей разные. Лучше пройти курс психотерапии, чтобы разобраться с истинными причинами.

Независимо от возраста в момент срыва важны следующие действия:

  • Безопасность. Нужно сделать все, чтобы человек не покалечил себя и других. Для выплеска энергии можно дать ему побить подушку, грушу или поручить тяжелую физическую работу.
  • Принятие. В момент срыва нельзя кричать на человека, осуждать, винить в истеричности, просить успокоиться. Дайте выпустить пар.
  • Поддержка. Можно проговаривать чувства человека и предлагать свою помощь: «Ты зол, давай вместе подумаем, как это исправить. Я хочу тебе помочь». Не стоит говорить «я тебя понимаю». Подсознательно это злит, ведь каждый человек убежден в уникальности своих проблем. Часто это действительно так. А вот рассказать похожую, пусть и выдуманную историю можно: «А знаешь, мне как-то…».
  • Сдержанность и холодность реакций. Человек сам максимально заряжен эмоциями. Не нужно сюсюкаться, мямлить что-то, передавать свое напряжение. Говорите односложно по типу командования.
  • По возможности оставьте человека одного или останьтесь с ним один на один, но не забывайте про безопасность.
  • После того как он успокоится, обеспечьте отдых и восстановление сил: сон, питье, покой. Не устраивайте сразу же «разбор полетов».

Если человек не агрессивен, а пребывает в состоянии шока, дрожит, то снять тремор можно с помощью его ускорения. Потрясите человека за плечи, но проговаривайте свои действия, чтобы он не принял это за агрессию.

Срыв у ребенка

Ребенок нервничает

Дети подвержены стрессам не меньше взрослых, а в некоторых ситуациях и больше, например, в момент адаптации к школе. Нервный срыв у ребенка – это истерика.

  1. Быстро уберите все, чем ребенок может навредить себе или окружающим. Если истерика сильная, то физически сдерживайте самого ребенка.
  2. Отвлеките его. Начните неожиданно вести себя: хлопните, крикните. Или покажите любимую игрушку. Вам виднее, на что отреагирует ребенок.
  3. Охладите ребенка, умойте.
  4. Оставьте ребенка наедине с собой, но не выпускайте из виду. Не давите, но и не переставайте контролировать ситуацию.
  5. Заварите и напоите травяным чаем.

Ни в коем случае не кричите на ребенка, не отвечайте такой же истерикой, не воспринимайте его оскорбления всерьез. Все, что нужно в этот момент – тотальное принятие, обеспечение безопасности. Поговорите потом, когда эмоции выйдут.

Как и в случае со срывами у взрослых, нужно разобраться с истинной причиной срыва у ребенка: страх, переутомление, проблемы с друзьями, обида на взрослых, деструктивное семейное воспитание, конфликты мамы и папы.

Представленные методы – экстренная помощь в момент самой истерики, но это не решение проблемы. Поговорите с ребенком, попросите нарисовать то, что его тревожит, обратитесь к психотерапевту. Детям с запущенными проблемами нужны сеансы у психолога.

Срыв у подростка

Подростка физически сдержать сложнее, но также нужно максимально обезопасить пространство. Оставьте подростка одного, но не теряйте контроль. Позвольте выпустить пар: кричать, плакать. Постарайтесь избежать его ухода из дома, не провоцируйте на это. Не лезьте с разговорами, пока подросток этого не хочет.

После приступа предложите свою поддержку. Поговорите о том, что волнует ребенка. Если он не может открываться вам или вы не знаете, как помочь, то обратитесь к психотерапевту.

Срыв у взрослого

В момент эмоционального взрыва человека нужно успокоить с помощью симптоматических медикаментов. Опять же за выпиской рецепта лучше обратиться к врачу. Он осмотрит, назначит соответствующие препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные.

Самостоятельно можно принять растительное седативное средство: валериана, пустырник, мелисса. Рекомендуется провести пару дней дома, отлежаться.

Послесловие

Главная причина срыва – хронический стресс. Не нужно терпеть. Выход есть всегда, но также всегда позитивные изменения находятся за пределами зоны комфорта, окружены страхами, сомнениями.

Важно научиться понимать и принимать себя, эмоции, чувства, состояния, потребности. Не нужно убеждать себя в том, что все в порядке, если это не так. Иногда, играя в сильных и выносливых людей, мы делаем себе же хуже. Нормально уставать, нормально испытывать печаль или горевать – мы не роботы. Ненормально запрещать себе быть живым человеком.

Подробнее о симптомах и последствиях нервного срыва читайте в статье «Нервный срыв: симптомы и последствия с точки зрения психологии».

Ссылка на основную публикацию