Буллинг в школе

Школьный буллинг — что это такое? Это банальная школьная травля, корежащая души и деформирующая психику наших детей.

О распространенности этого явления говорят данные: около 45% детей подвергались школьной травле, а 20% регулярно сами участвуют в ней. Школьный буллинг начинается с начальных классов. Чем старше становятся дети, тем изощреннее становятся способы школьной и внешкольной травли.

Буллинг в школе

Действующие лица

Кто такой школьный буллер

Изначально буллинг предполагает неравенство сил. Чаще всего одиночек травят группами, физически или психологически слабых травят более сильные и устойчивые. Обычно буллер – это физически сильный и агрессивный ребенок или подросток. Причиной такого поведения может быть как стремление к лидерству любой ценой, так и история семейного насилия.

Жертва

Обычно жертвами буллинга становятся неуверенные, тихие дети, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении. Чаще всего это дети с лишним весом, носящие очки, говорящие с акцентом, дети с другим цветом кожи, с более низким (или более высоким) достатком, дети с особенностями поведения. Но главное в жертве — ее неспособность бороться. Образуется замкнутый круг: ребенок не может бороться — над ним совершается насилие — повторяемость насилия вызывает чувство безвыходности — виктимность усиливается и становится определяющей чертой личности.

Школьные учителя

Нередки случаи, когда сами учителя провоцируют развитие травли, комментируя в негативном ключе особенности кого-то из учеников. А еще чаще педагоги не замечают происходящее в своем классе или не хотят вмешиваться.

Виды буллинга

Так что такое буллинг в школе? Раньше мы называли это явление травлей. Психологи называют четыре типа травли в школе, которые не всегда существуют отдельно друг от друга:

  1. Вербальный буллинг. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий буллинг. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым. К понятию школьного буллинга относится и распространение сплетен, ложных слухов о жертве.
  3. Физический буллинг. Избиения, порча имущества.
  4. Кибербуллинг. Это вербальный буллинг посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение. Или поведенческий буллинг посредством соцсетей: снятые и продемонстрированные фотожабы или унижающие жертву ролики, выложенные в социальные сети или на YouTube.

Признаки

Родители могут заподозрить наличие буллинга в отношении своего ребенка, если:

  • у него или нее пропадают деньги, вещи;
  • у ребенка наблюдается подавленность и депрессия;
  • ребенок не общается с одноклассниками за пределами школы (учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших — стараются как можно больше времени находиться рядом со взрослыми);
  • у ребенка часто порвана одежда,
  • у ребенка часто ссадины, синяки и царапины на теле;
  • отсутствует желание идти в школу без видимых для родителей причин.

Если вы заподозрили буллинг в школе, как бороться ним зависит от того, кто вы: учитель, родитель жертвы или родитель буллера (да-да, наши дети тоже могут быть агрессивны по отношению к тем, кто слабее).

Советы родителями жертвы

Если лично вашего ребенка коснулся буллинг в школе, что делать? Самое главное — дать понять ребенку, что вы на его стороне и не оставите его наедине с проблемой.

Чего делать нельзя? Нельзя многократно расспрашивать ребенка о неприятных ему моментах, заставляя его заново переживать угрозы, унижение или давление. Нельзя принижать страдания ребенка, считая, что он преувеличивает. Это возможно, но ему плохо и он страдает. Нельзя ни в коем случае внушать ему мысль о его вине.

Если родитель имеет основания полагать, что травля имеет место, важно не пустить дело на самотек и не надеяться на то, что дети сами разберутся. Бездействие взрослых недопустимо: почувствовав свою вседозволенность, агрессоры становятся все более настойчивы в своей травле.

Что делать надо? Нужно проговаривать с ребенком разнообразные способы, как избежать школьной травли: учить ребенка не вестись на провокации, не реагировать на слова, пусть и обидные, эмоционально. Полезно будет поделиться своим опытом здоровой реакции на попытки травли.

Очень важно предпринять все попытки укрепить самооценку ребенка. Постарайтесь найти место, где ваш сын или дочь могли бы ощутить свою значимость. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Помните и все время напоминайте ребенку: как он относится к себе, так и к нему будут относиться окружающие. Уверенных в себе, пусть толстых и в очках, никто и никогда травить не станет.

Если обидчики портят или прячут вещи (типичный случай буллинга в младшей школе), имеет смысл немедленно сообщить об этом учителю, не называя имен. Важно дать понять, что ты готов бороться за свое право учиться в нормальной обстановке.

Если ситуация дошла до физического насилия, то от родителя требуется немедленная и очень жесткая реакция. Самый правильный шаг — обратиться к классному руководителю, завучу, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, предупредив предварительно школу о таком шаге.

Куда обращаться и каково наказание за буллинг в школе

Наказать несовершеннолетнего нельзя, но можно оштрафовать его родителей и школу за бездействие. Если возникла такая необходимость, вначале нужно зафиксировать побои в травмпункте, затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Чего нельзя делать, так это пытаться сами говорить с обидчиками. Это абсолютно недопустимо. Все переговоры с несовершеннолетними — только через учителей и родителей.

Советы родителям буллера

Если у вас есть основания считать, что ваш ребенок участвует в травле, то в ваших интересах как можно быстрее пресечь это. Снова и снова объясняйте ребенку недопустимость травли, предлагая ему встать на место жертвы и почувствовать боль и унижение. Часто дети участвуют в травле не по причине жестокости, а из-за непонимания чувств другого, неразвитой эмпатии. Если есть другая причина — желание самоутвердиться за счет слабого, то тут нужна более серьезная работа, возможно, с привлечением психолога. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, закрепляются и искривляют личность того, кто участвует в травле.

Желаем всем читателям, чтобы написанное выше не коснулось их детей.

Семейные причины – ключевая группа причин, из-за которых у подростка может возникать агрессивное поведение, и как следствие наблюдаться склонность к буллингу.

Если педагоги замечают необоснованную агрессивность в поведении подростка, важно сначала изучить ситуацию в семье ребенка, посмотреть на отношения родителей.
Вот несколько факторов, которые отражаются на поведении подростка в социуме:

  • ссоры и конфликты между родителями, насилие в семье;
  • отсутствие совместного досуга;
  • равнодушие со стороны родителей, их безынициативность к проблемам подростка;
  • агрессивное поведение родителей в обыденных ситуациях;
  • чрезмерный родительский контроль.

Все эти факторы влияют на становление личности ребенка. Он старается копировать модель поведения родителей, но на практике получается, что лишь презирает более слабых сверстников.

От обычного конфликта буллинг отличается длительностью и количеством участников . Он имеет более извращенные формы, и часто наносит реальный вред физическому и психическому здоровью школьника.

По структуре школьный буллинг подразделяется на две большие группы :

  1. физический буллинг
  2. психологический буллинг

Как видно, в современном мире очень сложно контролировать случаи возникновения буллинга. Так, например, кибербуллинг – один из самых молодых видов травли – является также и одним из самых опасных. От него невозможно спрятаться или защититься. Еще сложнее отследить его источники.

Поэтому задача педагогов и родителей – наблюдать за поведением подростка и вовремя реагировать на любое изменение.

Вот мы и подошли к самому главному. Как же выявить потенциального зачинщика травли и его жертву.

Важно понимать, что в отличие от обычного конфликта, в буллинге всегда есть три типа участников – буллер , жертва и наблюдатели .

Выделяют два типа наблюдателей:

  1. Последователи агрессора
    Ими движет стадный эффект, желание самоутвердиться или заслужить поощрение так называемого лидера.
  2. Запуганные подростки или педагоги
    Ими движет чувство страха, они вынуждены молчать, чтобы не стать следующей жертвой. Именно поэтому, наблюдатели никогда не выступают в роли защитников.

Портрет жертвы буллера:

  • неуверенный тихий подросток, который чем-то отличается от других – имеет дефекты внешности или речи;
  • ребенок, имеющий отличие в материальном достатке – слишком низком, либо, наоборот, слишком высоком;
  • подросток, более успешный в учебе по сравнению с остальными;
  • школьник-эмигрант, у которого могут возникать трудности с восприятием, пониманием языка, или который просто отличается от сверстников цветом кожи.

Кроме этих факторов, подростка могут отличать какие-то черты характера, или он просто может быть младше буллера.

Теперь о самом агрессоре.

Типичный буллер – это человек не самоутвердившийся, который обладает рядом комплексов. При этом у него нет внутреннего стержня, который позволит ему решать свои проблемы продуктивным способом.

Часто это является следствием воспитания. Реже причинами такого поведения становятся наследственные наклонности.

Буллинг – это желание выделиться, самоутвердиться. Вот типичные черты, свойственные зачинщику травли:

«Ни одна травля не закончится, пока травящие не научатся ответственности»

  • 2 февраля 2018
  • 200100
  • 62

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые — учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) — по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин — «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок — значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали — а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали — это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее — проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили — руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном — он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе. Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Буллинг в школе

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Возможные причины и группа риска

Буллинг в школе

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

Буллинг в школе

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

Советы

Буллинг в школе

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.
  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.
  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.
  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов. При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.
  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок. Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.
  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.
  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.
  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу. Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.

Теперь Вам известно, что такое буллинг, в частности его проявления в школе. Родители должны понимать, что ребенок, который поддается травле, нуждается в психологической поддержке и участии своей мамы и папы. Недопустимо закрывать глаза на происходящее и надеяться на то, что все пройдет само собой. Помните, что психика ребенка сильно страдает при этом.

Возраст сдвинулся

Раньше считалось, что дети в возрасте 11-12 лет – это младшие подростки, в 13-14 лет – средние, а те, кому до 18 – старшие. Сейчас нижний возраст остался, а старший растянулся до 25-27 лет. Инфантилизм становится общей тенденцией. Человек может уже окончить Вуз, выйти на работу, но при этом продолжать играть в игрушки, только в другие. Пока общество никак не отреагировало на эту проблему, оно только сталкивается с этим.

Все подростки агрессивны

Агрессия в этом возрасте – это естественная реакция, как защита собственного «Я», а оно только формируется. Взрослым к этому нужно относиться терпимо, понимая, на какую его фразу была такая реакция. Это как ветрянка, которой нужно переболеть. В этом возрасте сверстники оказывают большее влияние, чем родители. При этом родителям важно остаться в хороших отношениях с детьми.

Подросток обучается разным формам агрессии, а их несколько. От традиционной – когда человек отвечает на обиду реактивно и может дать сдачи, до отсроченной – когда планируется некая месть. Бывает агрессия вербальная: сплетни и злые шутки.

Буллинг, как форма агрессии в школе

Не нужно путать это с травлей, которая является социальной формой агрессии. Булль – это хулиган, который может заниматься вымогательством, принуждать написать сочинение вместо него, принести ему лишний пирожок. Это есть почти во всех школах. Изучать это явление стали только недавно и выявили три группы участников: агрессор, жертва и молчаливые наблюдатели, которых обычно большинство. Есть категория тех, кто был жертвой, а стал буллем. Он подрастает и ведет себя как агрессор с младшими. Это некая форма дедовщины в школе.

Исследования показали, что в московских школах буллинга больше, чем в школах маленьких городов, где все друг друга знают и ситуация более прозрачная.

Кто должен помочь в ситуации буллинга в школе?

Помочь может учитель, который должен заметить нездоровую ситуацию и выстроить отношения так, чтобы жертв в классе не было. Однако, часто бывает так, что взрослые даже не догадываются о напряженной атмосфере в классе. Ведь булли – это обычно те, кого жестко наказывают дома. И они знают, что попадаться старшим нельзя, поэтому они свои злодеяния творят там, где их не видят: в туалете, за школой и т.п. А есть учителя, которые знают о ситуации и не только ничего не делают, но и манипулируют, например, защищают только тех, кто им нравится. Хотя именно контроль подавляет буллинг. В том числе и в армии. Дедовщина бывает редко развита там, где есть сильный командир, который ее пресекает.

Кто подвергается насилию чаще всего?

Травить могут девочек за то, что она более сентиментальна, другую за то, что она отличница, третья – слишком худая или слишком полная, страдают и приезжие, страдают дети с инвалидностью. То есть любой может стать жертвой.

Подробнее можно посмотреть в программе «Нам надо поговорить».

Буллинг в школе

1) Очевидное неравенство сил буллера и жертвы (все против одного или старший / более сильный против младшего/слабого).

2) Агрессия (не только физическая, но и психологическая: сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, намеки, последовательное разрушение репутации жертвы и т.д.).

3) Инциденты повторяются уже какое-то время (от двух месяцев до полугода и более).

4) Впечатлительность жертвы, острая эмоциональная реакция на подобные выпады.

— К сожалению, буллингом сегодня называют все подряд. Господствует бытовой стереотип: «Если моего ребенка обзывают, то это травля». Конечно, буллинг — это не то, что тебя дернули за хвостик. Это многосерийный цикл целенаправленного унижения человека при явном превосходстве того, кто нападает, — говорит Светлана Кривцова. — Одному учителю сложно с этим что-то сделать. Чтобы противодействовать этому виду агрессии, нужна «сплоченность неравнодушных».

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Она также назвала три условия, соблюдая которые буллинг и травлю можно победить.

1) Все — учителя, ученики, родители — будут узнавать буллинг «в лицо» и точно знать, что делать, встретившись с ним.

2) Взрослые — учителя и родители — объединяться против буллинга (будут действовать вместе, а не против друг друга).

3) Антибуллинговая работа станет частью культуры всей школы, а не личным делом одного учителя, родителя или тем более одного ученика.

Какой должна быть эта системная работа с детьми? Об этом написано много книг, методик и программ. В двух словах описать все подходы и методики нереально. Но главный принцип: учителя и родители должны объяснять детям различия между дружбой и буллингом, где границы человечности и как важно их не переходить, что такое взаимоуважительные отношения.

«Первую помощь» можно получить на портале для детей и взрослых травлинет.рф, поддерживаемом Фондом президентских грантов. Там, например, есть подробный алгоритм действий для родителя, если он заметил, что ребенок стал жертвой травли. А еще — на сайте программы каждыйважен.рф собраны методические пособия для учителей — как распознавать и предупреждать буллинг.

Алгоритм действий для родителей «Моего ребенка травят в школе. Что делать?»

1) Поговорите с педагогами и психологами, с администрацией в школы: «Есть сложная ситуация, давайте вместе что-то сделаем». Напишите письменное заявление, укажите в нем все факты. В школах могут действовать согласительные комиссии, на заседания которой могут быть приглашены участники конфликта. Можно предложить создать такую комиссию, в которую войдут родители, учителя, сами ученики-старшеклассники. Фиксируйте результаты обсуждения письменно: конкретные шаги, сроки.

Буллинг в школе

Буллинг в школе

2) Если разговоры не работают, а травля продолжается, школа бездействует, обратитесь к чиновникам: в управление образования вашего города или области, в Рособрнадзор, к уполномоченному по правам ребенка.

3) Привлеките внимание общественности, напишите посты в соцсетях.

4) Если ситуация не разрешится, стоит задуматься о смене школы.

5) Обратитесь к адвокату. Можно подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком будут родители того, кто начал травлю. Сходите с ребенком к психологу, чтобы тот зафиксировал его состояние: подавленность, депрессия. Это поможет при определении компенсации.

Если ребенку причинен физический вред!

1)Перестаньте водить ребенка в школу. Как минимум — на время, пока ситуация не разрешится.

2) Соберите доказательства, сделайте медицинское освидетельствование. Запишите на диктофон или на видео разговоры, сохраните испорченные вещи, запишите имена свидетелей, сделайте скриншоты переписки в чате.

3) Напишите заявление в прокуратуру и полицию.

Буллинг (или травля; англ. bullying) — это преднамеренное поведение одного человека по отношению к другому с целью навредить или унизить. Буллинг может быть и физическим, и эмоциональным, и психологическим. Может происходить в любом типе общества и Интернете.

Те, кто запугивают, часто превосходят в силах свою жертву, социально или физически. Те, кто подвергаются буллингу, испытывают трудности с прекращением такого поведения. Иногда буллинг может быть лишь разовым инцидентом, но обычно такое поведение со стороны агрессора повторяется.

Буллинг в школе

Для начала нужно понять присутствует ли буллинг т. к. ребёнок может быть интровертом, предпочитать одиночество, или просто быть непопулярным среди сверстников, и это не значит, что он стал жертвой агрессии.

Буллинг разрушает самооценку и у ребёнка появляются комплексы, он начинает думать, что заслужил, чтобы с ним так обращались.

Если ребёнок воспитывается в семье в атмосфере уважения, то он будет требовать такого же уважения и в школе, и расскажет своим родителям о ситуации травли. Но если у ребёнка заниженная самооценка, то он не расскажет об этом взрослым.

Последствия опыта травли в школе проявляются в виде проблем общения в любом обществе, даже спустя много лет.

Как может реагировать жертва?

Самый лучший подход сможет подобрать психолог, т. к. способы травли очень разнообразны.

Ребёнок обязательно должен рассказать об этом взрослым и обсудить возможные варианты ответа на агрессию. Обычно действия обидчиков повторяются: они обзываются, угрожают, бьют.

Лучше спокойно отвечать на оскорбления без ответной агрессии. Если пытаются бить и не получается убежать, можно громко закричать: «Помогите, пожар!». Пока агрессор будет в ступоре можно убежать. Тактика необычная, но это лучше чем быть избитым.

Как взрослые могут бороться с буллингом

Если родители узнали о травле первыми, они должны сообщить об этом классному руководителю, т. к. он видит весь коллектив, а не только одного ребёнка.

В травле принимают участие не только агрессор и жертва, но и свидетели (одноклассники, учителя), на которых эта ситуация тоже оказывает разрушительное влияние. Поэтому следует работать со всей группой вместе.

Учитель должен попытаться сформировать в школе крепкое и благотворное общество посредством видов деятельности, в которых участвуют все: групповая работа над проектами, творческие совместные задания, внеклассная работа и др.

Признаки жертвы буллинга

Лучше обратить внимание на ребёнка если:

  • у него нет друзей;
  • он замыкается в себе;
  • часто происходит ситуация, когда весь класс против него;
  • у него появляются синяки, которые он не может объяснить;
  • ему сложно отвечать у доски;
  • у него есть предрасположение уступать другим;
  • на переменах он не играет с другими детьми, а старается находиться ближе к учителям;
  • у него потеря аппетита и/или частая головная боль;
  • у него ночные кошмары и/или плохой сон;
  • он показывает своё нежелание или даже страх ходить в школу;
  • он сам начал причинять себе физический вред, принимать наркотики или алкоголь.

Признаки агрессора буллинга

Стоит обратить внимание на поведение ребёнка если его поведение выделяется тем, что:

  • он слишком агрессивный и упрямый, часто обижает других;
  • в группе он помыкает, манипулирует и распоряжается другими;
  • он слишком привередливый в выборе с кем он будет общаться, а с кем нет;
  • он делит людей на тех, которые ему симпатичны (поэтому заслуживают хорошего отношения), и на тех, которые ему не нравятся (поэтому заслуживают плохого);
  • взаимоотношения со сверстниками шаткие.

Кибербуллинг

Ещё называется интернет-травля, кибертравля, киберзапугивание. Это травля с использованием цифровых устройств (сотовые телефоны, компьютеры, планшеты).

Кибербуллинг может происходить:

  • с помощью SMS, других текстовых сообщений, приложений;
  • в социальных сетях;
  • на форумах;
  • в играх.

Это происходит в местах, где люди могут просматривать контент, принимать в нём участие или делиться им с друзьями. Кибербуллинг — значит отправлять, публиковать или передавать негативный, вредоносный или фальшивый контент о ком-либо. Это также включает в себя отправление личной информации о ком-либо, которая вызывает смущение или унижение.

Случаются эпизоды буллинга в интернете, которые переступают границы закона.

Буллинг и моббинг

Моббинг — это то же самое что и буллинг, но происходит на рабочем месте.

Это любое оскорбительное поведение (жест, слово, отношение), которое наносит ущерб человеку, физически или психологически.

Это присутствует во всём мире и во всех профессиях. Чаще практикуется со стороны руководителя, но также может происходить и среди коллег или, реже, в восходящих отношениях (от работника по отношению к его начальнику).

Существует много форм моббинга. Например:

  • постоянная критика по поводу работы жертвы или каких-то её индивидуальных характеристик;
  • унижение жертвы;
  • причинение препятствий выполнению работы;
  • перегруженность с невыполнимыми задачами и сроками; и т. д.

Моббинг вызывает у работника сильнейший стресс, который может завершиться выгоранием или даже самоубийством.

Буллинг в семье

Именно в семье личность начинает своё развитие, учится держаться в обществе и взаимодействовать с людьми.

Поведение детей в обществе во многом зависит от ситуации в семье. Если дети становятся свидетелями насилия в семье (жертвой могут быть они сами или кто-то из родственников), то и в обществе они могут стать либо агрессорами, либо жертвами, либо наблюдателями.

Жестокое обращение дома, постоянный высокий уровень стресса и опасности приводит к ответной агрессии со стороны ребёнка. Иногда взрослые не задумываясь говорят негативные и подавляющие личность вещи, что может привести к постоянному высокому уровню напряжения.

И это напряжение приводит к тому, что ребёнку нужно проявить свою важность и силу, лидерство, самоутвердиться за счёт других. Таким образом он скрывает свои страхи и тревоги.

Главные виды буллинга

Самые распространённые виды травли:

Вербальный буллинг

Это устная травля, при которой агрессор использует жестокие слова (оскорбления, угрозы). Это может начаться совершенно безобидно, но потом усугубиться до необъятных размеров.

Социальный буллинг

Лидер-агрессор применяет тактику изоляции жертвы, не давая ей принимать участие в групповых мероприятиях. Социальный буллинг часто труднее распознать, т. к. всё действие может происходить за спиной жертвы.

Физический буллинг

Применяется физическая сила, это могут быть и избиения, и подножки, и прикосновения ненадлежащим образом (например, с ребёнка прилюдно стянули штаны).

Кибербуллинг

Для распространения слухов, лжи и оскорблений применяются цифровые технологии (мобильные телефоны, Интернет и т. д.).

Буллинг в школе

Москва, 12.03.2021, 13:43:10, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Яна Олегина.

Буллинг в школе давно стал широко распространенной проблемой. Социологические опросы показывают, что многие дети каждый год становятся жертвами травли. Последствия буллинга могут быть трагическими, но, к сожалению, в школах России о нем громко не говорят.

Часто дети скрывают от родителей, что подвергаются травле в школе со стороны одноклассников, старшеклассников или и вовсе учителей. Важно — распознать проблему своевременно и принять меры для ее решения.

  • Что такое «буллинг»
  • Как понять, что ребенок в школе подвергается буллингу
  • Как бороться с буллингом в школе

Что такое «буллинг»

Буллинг в школе

Буллинг – систематическое психологическое или же физическое давление со стороны одного человека или группы агрессоров. Это преднамеренная травля, когда силы между агрессором и жертвой неравны. Буллинг характеризуется насилием, избиением, порчей имущества, психологическим давлением. Это систематические издевательства, проявляемые в разной форме.

— Существуют разные формы буллинга: вербальная, физическая, социальная травля. Ну и конечно кибербуллинг или интернет-буллинг, столь распространённый сегодня, в силу того, что профиль в социальных сетях сейчас есть у каждого ребенка и телефон с камерой тоже уже не редкость. К сожалению, дети быстро научились использовать фото для манипуляций и травли, — объясняет Ирина Пудовинникова, координатор по взаимодействию с инклюзивными учебными учреждениями.

Буллинг в школе – насущная проблема. Часто дети не понимают серьезности своих действий из-за неправильного воспитания. Его нужно своевременно предотвращать, чтобы в дальнейшем избегать подобных ситуаций. Если с ребенком, подростком поработает квалифицированный психолог, то вряд ли он будет повторять негативный опыт. Существуют специальные фонды, обученные люди, которые напрямую работают с учебными заведениями, отдельными организациями, проводят профилактику. Определенными случаями занимаются психологи-модераторы. К слову, в США и некоторых европейских странах на входе в школу можно увидеть стенд с правилами поведения. В них сказано, что нельзя обзывать, оскорблять, унижать своих соратников. Правила прописаны не только для школьников, но и для учителей, руководства, родителей.

Жертвой буллинга может стать любой ребенок, ведь для травли нужен повод. Так, детей могут подвергать моральному и физическому насилию из-за:

  • физических недостатков;
  • проблем со здоровьем;
  • низкой успеваемости;
  • ношения очков;
  • цвета волос;
  • внешних данных;
  • плохой одежды;
  • дешевых гаджетов;
  • неполной семьи.

Буллингу подвергнуты дети, которые малообщительные, имеют мало друзей, не любят гулять на улице.

Как понять, что ребенок в школе подвергается буллингу

Буллинг в школе

Ребенок редко рассказывает о своих проблемах, опасаясь, что из-за вмешательства взрослых конфликт обострится. Понять, что чадо травят в школе, можно по некоторым признакам:

  • на его теле систематически появляются синяки с царапинами, а откуда они, ребенок не может объяснить, не хочет;
  • когда родители интересуются, откуда ссадины, ребенок врет, придумывает различные объяснения;
  • если чадо часто «теряет» гаджеты, деньги, его техника ломается, пропадает одежда, украшения;
  • ребенок не хочет идти в школу, врет, что заболел, чувствует недомогание;
  • отказывается есть;
  • страдает от ночных кошмаров, бессонницы;
  • его успеваемость заметно снизилась, исчез интерес к занятиям;
  • ребенок ссориться со старыми друзьями, одинок, подавлен;
  • ребенок сбегает из дома.

Агрессорами выступают дети, у которых высокая популярность в школе или же они вне коллективов и пытаются самоутвердиться за счет слабых.

— Схема та же, все идет из семьи: если ребенок это делает – почему он это делает? Есть какие-то личные его неудовлетворенные потребности. Скорее всего, в семье к нему тоже относятся агрессивно. Если буллинг физический – то, скорее всего, ребенка бьют, издеваются как-то и психологически, в том числе. Хотя, часто такая семья может выглядеть вполне обычно. Также ребенок может видеть вот такую агрессию и психологическую травлю в отношениях родителей или родственников и проецировать ее на сверстников, — говорят психологи.

Как бороться с буллингом в школе

Буллинг в школе

Чтобы исключить случаи буллинга в школе, перед учебным годом проводят тимбилдинговые мероприятия, коллективные игры, задачи, упражнения. Со слов психологов и педагогов, желательно, чтобы родители чаще встречались на классных часах, иных мероприятиях, обсуждали взаимоотношение детей, беседовали, составляли какие-то правила для класса.

Своевременно распознать буллинг могут учителя, одноклассники, ведь на их глазах происходит травля. Избежать ее можно, если создать нормальный здоровый коллектив. Для этого детям задают решать совместные задания, делать какую-то общую работу, которая объединяет. От вмешательства родителей в ситуацию хуже не станет.

Буллинг в школе

В интернете и по ТВ в последнее время нередко можно встретить слово «буллинг», которое, как правило, используют на фоне событий в школе с участием подростков. В данной статье разберёмся, что такое буллинг, говоря простыми словами.

Слово «буллинг» (bullying) пришло к нам из английского языка, и в переводе на русский означает: запугивание, издевательство, травля, дедовщина. И если некоторые неологизмы понять можно, так как они несут какой-то особый смысл, то буллинг – это просто травля. Это слово отлично подходит, чтобы описать события, именуемые ныне буллингом.

Говоря простыми словами, буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива (например, школьника, студента или коллеги по работе) со стороны другого члена коллектива или группы лиц.

В буллинге выделяется три роли:

  • Жертва – это человек, которого агрессивно преследуют. Возможные последствия буллинга для жертвы – потеря уверенности в себе, психические отклонения или даже заболевания. Наиболее ужасные последствия – самоубийство или организованное нападение на место, в котором происходил буллинг, например, нападение на школу с оружием.
  • Агрессор – это человек (если можно так выразиться), который является организатором и участником травли. Как ни странно, в психологическом плане буллинг опасен и для агрессора. Травля других людей приводит к огрублению чувств, что в итоге может привести к асоциальным чертам личности и социопатии. Помимо этого, всегда есть вариант и физических последствий – жертва может отомстить, причём разобраться с обидчиком «раз и навсегда». Да и о статье 110 УК РФ (Доведение до самоубийства) забывать не стоит.
  • Свидетель – это человек, который наблюдает за травлей жертвы, но, как правило, ничего не предпринимает. В психологическом плане могут пострадать и они – из-за постоянного ощущение своего бессилия, трусости или слабодушия.

В травле всегда есть лидер – главный агрессор. Остальные же могут быть либо сообщниками (чуть менее активными агрессорами), либо свидетелями.

Формы травли:

  • Физическая. Физическое насилие над человеком, демонстрация силы агрессора и слабости жертв: толчки, побои, порча имущества. Чаще всего используется мужчинами.
  • Психологическая. Психологическое давление и насилие: угрозы, насмешки, клевета, публичные унижения словесного характера, оскорбительные надписи на видных местах и т.п. Чаще используется женщинами.

Также выделяют травлю толпы (когда в роли жертвы выступает не один человек, а группа людей), моббинг (агрессором выступает начальник, работодатель, учитель и т.п.), кибербуллинг (процесс травли происходит при помощи технологий – через социальные сети, электронную почту, смс и т.д.), дедовщину (место буллинга — армия).

Как правило, наиболее жестокие в плане травли – подростки. У них уже есть сила и некоторое понимание психологии человека, но нет здравомыслия и есть проблемы с пониманием ответственности.

Жертвами буллинга обычно становятся люди, которые очень чувствительны и проявляют свои слабости, например, страх, обиду или злость. Именно эти проявления позволяют агрессорам получить ощущение превосходства.

Если Вы узнали, что Ваш ребёнок – жертва буллинга, то необходимо принять меры от общения с обидчиками или учителями до заявлений в полицию или переезда. Если пусть всё на самотёк, то возможны самые печальные последствия.

Если Вы узнали, что Ваш ребёнок – инициатор буллинга, то есть агрессор, то с ним необходимо провести беседу, в которой максимально доходчиво объяснить, что это неприемлемо.

Нередко оказывается, что один из родителей агрессора является абьюзером.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector