Сенсорная депривация

Сенсорная депривация — это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений и стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных).

Частичная сенсорная депривация может быть реализована, например, повязкой на глаза или заглушками для ушей, уменьшающих или убирающих зрительные и звуковые стимулы.

Полная сенсорная депривация достигается с помощью специальной камеры, изолирующей человека от любых ощущений. Она может быть в виде бака или ванны, в который не проникают звуки, свет и запахи, заполненной соляным раствором, температура которого соответствует температуре человеческого тела. Помещенный туда человек пребывает как бы в невесомости и лишается практически всех ощущений.

Краткосрочная сенсорная депривация оказывает расслабляющее и стабилизирующее воздействие на психику человека. Длительное лишение внешних раздражителей приводит к негативным психическим последствиям: потере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и т.д.

В условиях сенсорной депривации актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления эйдетического, спроецированные извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Имеющиеся нарушения памяти прямо зависят от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Автор: Артемий Лебедев

Пару лет назад я напал на книги американского физика Фейнмана, скупил и прочел все. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» идет речь о емкостях, изобретенных ученым Лилли. Есть даже русский перевод — (книга попала в рубрику «анекдоты» из-за слова «шутите» в названии, что лишний раз подтверждает, что идиоты не переведутся никогда).

Из главы «Измененные состояния«:
«Как я уже сказал, когда я попал в емкость, изолированную от внешних воздействий, в первый раз, у меня не было никаких галлюцинаций, не было их и во второй раз. Однако Лилли были очень интересными людьми; мне они очень и очень нравились. Они часто приглашали меня на обед и т.п., и очень скоро мы уже обсуждали некоторые вещи совсем другого уровня, если сравнивать их с той ерундой про лампочки. Я понял, что другие люди находили емкость, изолированную от внешних воздействий, несколько пугающей, мне же она казалась довольно интересным изобретением. Я не боялся, потому что знал, что это такое: всего лишь емкость с водой, которая содержит английскую соль. Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, — я там встретил много интересных людей, — который назвался именем Баба Рам Дас. Это был парень из Гарварда, который ездил в Индию и написал популярную книгу «Будь здесь сейчас». Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить «опыт вне тела» (эти слова я часто видел на доске объявлений): сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и выходит из него, по мере того, как ты дышишь.

Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал — это сложно объяснить, — что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре: мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.

Я подумал: «А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?» Я уже читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали, что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: «Возможно ли, что дети узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове, когда говорят: «Дайте мне подумать»? А потому мысль о том, что эго находится именно там, может быть лишь традицией!» Я осознал, что если смог сдвинуть свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и стало началом галлюцинаций.»

Ужасный Михаил Веллер тоже описывает камеру с соленой водой в «Самоваре» (глава «Сенсорный голод»). Веллер, разумеется, камеры живьем не видел, но пересказал ужасы со всеми положенными преувеличениями.

«Мыслю — следовательно существую? Еще нет.
Ставились такие опыты. Человек в специальном скафандре погружался в жидкость такой плотности, чтоб он там свободно плавал — своего рода невесомость, чувство земного притяжения он переставал испытывать. Резервуар находился в абсолютно темной камере, так что было не установить, где верх, где низ, и видно ничего не было. Ни звуков, ни запахов. Руки в специальных перчатках, каждый палец в отдельном просторном цилиндрике, осязание тоже практически отсутствовало. Все внешние ощущения переставали поступать. Нигде не давит, тело свободно, свежий воздух для дыхания поступает — никаких неудобств. Находись себе неизвестно где и как и думай сколько влезет. Через считаные часы испытуемые, молодые здоровые добровольцы с устойчивой психикой, начинали сходить с ума. Начинались галлюцинации, страхи, поднималось и падало кровяное давление, нарушались функции внутренних органов. Человеку просто грозила смерть. Ученые снаружи следили за этим по показаниям датчиков на его теле.»

Я мечтал полежать в такой камере с тех пор, как почитал Фейнмана. И расспрашивал разных знакомых, не встречали ли они чего-либо подобного в России (в других странах камеры на пути не попадались).

Один раз мне повезло — знакомая буддистка сказала, что это называется «камера самадхи». Прошлые попытки найти через Яндекс, где бы в Москве полежать в соленой невесомости, ни к чему не приводили. А тут — бац! — первой ссылкой: адреса флоатинг центров (один час стоит 2000 рублей).

Ура, в Москве завелась камера сенсорной депривации. Сразу позвонил, записался. Тетка не хотела сначала бронировать сеанс на 21:30, но по ее голосу было понятно, что ей просто западло поздно уходить с работы.

Само место — какой-то центр йоги. Помещение очень приятное, хотя несоответствие восточной духовной материи и советских реалий меня всегда сильно смущало. Так и тут — с одной стороны какие-то правильные запахи, чаепития, деревянная отделка, а с другой — курящий на крыльце охранник, тетка, говорящая по телефону о теткинских проблемах и т. п. Да и вообще — я не понимаю, как духовного просветления может достичь человек с именем, фамилией и отчеством.

В центре никого не было. Камера находится в конце коридора. На большом белом гробу вертикально красовалась надпись: Samadhi. Это оказалось названием фирмы.

Сначала надо принять душ (в той же комнате стоит), потом залезть в этот гроб, закрыть крышку, потушить внутри свет и начать плавать. Звуков нет, запахов нет, вода такой температуры, чтобы не чувствовать границу сред. Болтаешься. Приятно. Ничего не чувствуешь. Иногда оттолкнешься пальцем от левой стенки, а через пару минут причаливаешь правой рукой к противоположной стенке, хотя расстояние для плаванья там — полметра. Минут через пятнадцать у меня стал чесаться нос. Я аккуратно изогнул руку и почесал переносицу. Но капля страшно соленой воды соскочила с пальца и по склону носа въехала прямо в угол глаза. П*****, б****! Сенсорная депривация моментально прекратилась — соль начала разъедать глаз. Пришлось вылезти и промыть рожу под душем. Снова захожу.

Сеанс длится час, что, видимо, недостаточно для достижения нужного эффекта. Но кое-что неожиданное я все-таки почувствовал. Пару раз левую часть лица обдувал ветер (которого там, разумеется, нет). Один раз где-то раздалась вспышка света (которого там тоже нет). Один раз из полной темноты на меня выплыл мой собственный юзерпик (не вру). Это было последнее, что я ожидал бы увидеть. Через час в гробу зазвенели мелодичные колокола. Я вернулся в мир обычных земных чувств. Еще раз в душ — и на выход.

— Надоело тебе уже в сотый раз повторять! — кричала тетка кому-то по телефону.

P. S. Пожалуй, я буду банить тех, кто напишет, что это реклама. Потому что плесень надо хлоркой посыпать.

02 июня 2008 года

Комментарии и оригинальный текст рецензии Вы можете прочесть тут.

Люди во все времена старались познать себя, смысл бытия и искали свой жизненный путь. Некоторые в поисках ответов предпочитали какое-то время быть наедине с собой, погружаясь в отшельнический образ жизни. Когда остановлена внешняя суета, появляется возможность заглянуть в глубины своего сознания; меняется мировосприятие и самовосприятие, меняется шкала ценностей и приоритетов.

С древности известен опыт буддийских монахов в отшельничестве, тибетских и индийских йогинов в пещерах, или же опыт христианских монахов и старцев в кельях.

Сенсорная депривация

В 1957 г. в Университете Мак-Гилла (США) в лаборатории Дональда Хебба был организован эксперимент по влиянию сенсорной депривации на людей (то есть полная изоляция от внешнего воздействия на органы чувств).
Для участия в эксперименте пригласили группу студентов. Суть исследования заключалась в следующем: человек ложился на кровать и завязывал себе глаза повязкой, пропускавшей свет, но не позволявшей различать объекты. Использовались так же наушники, через которые доносился легкий фоновый шум. На руки студентам надевали перчатки для сведения к минимуму тактильную стимуляцию.
Во время выполнения эксперимента через несколько часов отмечалась рассеянность внимания, снижение способности выполнения тестовых заданий и возникновение тревоги. Несмотря на то, что за участие в эксперименте студентам ежедневно платили 20 долларов, большая часть участников не смогла выдержать сенсорную депривацию более 72 часов. У тех испытуемых, кто смог продержаться дольше, возникали иллюзии и яркие галлюцинаторные переживания.

Сенсорная депривация

В 1956 году в Гарвардском университете так же проводился эксперимент по сенсорной депривации с использованием респиратора (аппарата «железные легкие»). Добровольцы из студентов и врачей должны были провести до 36 часов в данном респираторе. Лишь 5 испытуемых из 17 смогли остаться в респираторе на протяжении 36 часов. Ощущения у испытуемых были похожи на те, что были в опыте Дональда Хебба.

В 50-х годах 20 века канадский нейрофизиолог Джон Лилли создал специальную камеру для максимальной изоляции от внешних факторов и раздражителей. Стенки сооружения не позволяли проникать внутрь ни звукам, ни свету, ни запахам, а снижение тактильных ощущений достигалось погружением человека в водно-солевой раствор, плотность которого приближалась к комфортной морской воде и позволяла телу оставаться на плаву, а температуру раствора подбирали в соответствии с температурой тела.

Человек, пребывая в экспериментальной изоляционной камере, испытывал ощущение невесомости. Находясь в таких условиях, объектом сознания испытуемого становится самосознание и содержимое его подсознания. В условиях изоляционной камеры феномены воздействия сенсорной депривации развивались значительно быстрее и интенсивнее и у ряда испытуемых уже через 2-3 часа отмечались сноподобные и галлюцинаторные переживания.

В результате исследования было установлено, что привычный повседневный способ восприятия и реагирования на внешние стимулы вырабатывает упрощенный алгоритм взаимодействия с внешним миром, но он же и отвлекает человека от глубинной сути своего сознания и понимания своей роли в мире, что может быть причиной неудовлетворенности своим положением и жизнью. Таким образом, в помощь человеку изоляционную камеру Джона Лилли можно использовать с целью углубленного самоанализа и трансформации психики для психологического здоровья.

На основе результатов экспериментов доктора Джона Лилли была разработана флоатинг-терапия, в которой используются короткие сеансы сенсорной депривации с психотерапевтической целью.

Сенсорная депривация

Опыт сенсорной депривации в камере флоатинг-терапии доктора Лилли на себе испробовал профессор физик Ричард Фрейм, который исследовал реакцию своего сознания на сенсорную депривацию. По заключению Ричарда Фрейма для получения схожего результата в сознании необязательно помещать себя в специальную камеру, а можно просто поучиться медитативным техникам и, находясь в затемненном, тихом и спокойном месте, осознанно работать с содержимым своего сознания и трансформацией его.

В тибетской традиции (как буддийской, так и традиции бон) существуют темные ретриты, во время которых монах или йогин пребывает в наполовину замурованной пещере или специально оборудованной комнате без доступа света, выполняя медитативные техники, не общаясь даже с теми, кто приносит еду, позволяется лишь редкое общение с духовным наставником, который оценивает состояние ученика и дает ему советы по медитативным практикам.

РЕЗЮМИРУЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТОВ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ, ИХ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 2 КАТЕГОРИИ:

— 1 категория результатов с НЕГАТИВНЫМ ОПЫТОМ, так как имели место выраженная рассеянность внимания, дезориентация, тревога, изменения восприятия времени и пространства, иллюзии и галлюцинации, психологическая астенизация, невротизм. Данные явления возникали преимущественно у людей, которые не пытались до опытов работать со своим сознанием, не искали путей познания себя и реализации творческого потенциала.

— 2 категория результатов с ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ОПЫТОМ:
увеличение творческого потенциала,
познание себя,
психологическая релаксация,
разрядка или трансформация вытесненных напряжений в подсознании,
уменьшения ранее присутствовавших невротических явлений,
понимание своего жизненного пути,
уменьшение психосоматических проблем,
улучшения здоровья.
Это было сродни прохождению курса психотерапии и психоанализа. Данные явления происходили у творческих людей, ученых, мыслителей с высоким уровнем интеллекта, которые до опыта сенсорной депривации задумывались о смысле жизни, пытались познавать себя или же имели опыт обучения медитативным техникам.
Таким образом объектом восприятия сознания вместо внешних объектов становилось самосознание с его подсознательным содержимым.

Для эмоционально нестабильных и невротичных людей длительная сенсорная депривация может стать сильным стрессом и оказать травматическое воздействие, обострив подавленные невротические состояния. Опыт же короткой сенсорной депривации (1-2 часа) может оказать благотворное воздействие на большую часть людей, что используется в флоатинг-терапии, а так же в медитационных сессиях различных традиций. Опыты с сенсорной депривацией не следует использовать у лиц с серьезными патопсихологическими расстройствами.
Уединение, отшельничество или длительный ретрит можно описать как сенсорную депривацию, которую с древних времен вспомогательно использовали буддийские монахи, тибетские и индийские йогины для улучшения качества медитации и трансформации сознания, а так же христианские монахи и старцы для улучшения результативности устремлений веры и молитвы.

Этот опыт древних традиций интересен современным ученым неврологам, нейрофизиологам, психотерапевтам и психологам, так как опираясь на него, можно использовать сенсорную депривацию в психотерапевтических целях, а так же уменьшить негативное влияние длительной сенсорной депривации у людей, работающих в монотонной среде со слабыми стимуляциями афферентных систем нервной системы человека (полярники, спелеологи, летчики, машинисты и т.д.).

Автор: Артемий Лебедев

Пару лет назад я напал на книги американского физика Фейнмана, скупил и прочел все. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» идет речь о емкостях, изобретенных ученым Лилли. Есть даже русский перевод — (книга попала в рубрику «анекдоты» из-за слова «шутите» в названии, что лишний раз подтверждает, что идиоты не переведутся никогда).

Из главы «Измененные состояния«:
«Как я уже сказал, когда я попал в емкость, изолированную от внешних воздействий, в первый раз, у меня не было никаких галлюцинаций, не было их и во второй раз. Однако Лилли были очень интересными людьми; мне они очень и очень нравились. Они часто приглашали меня на обед и т.п., и очень скоро мы уже обсуждали некоторые вещи совсем другого уровня, если сравнивать их с той ерундой про лампочки. Я понял, что другие люди находили емкость, изолированную от внешних воздействий, несколько пугающей, мне же она казалась довольно интересным изобретением. Я не боялся, потому что знал, что это такое: всего лишь емкость с водой, которая содержит английскую соль. Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, — я там встретил много интересных людей, — который назвался именем Баба Рам Дас. Это был парень из Гарварда, который ездил в Индию и написал популярную книгу «Будь здесь сейчас». Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить «опыт вне тела» (эти слова я часто видел на доске объявлений): сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и выходит из него, по мере того, как ты дышишь.

Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал — это сложно объяснить, — что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре: мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.

Я подумал: «А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?» Я уже читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали, что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: «Возможно ли, что дети узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове, когда говорят: «Дайте мне подумать»? А потому мысль о том, что эго находится именно там, может быть лишь традицией!» Я осознал, что если смог сдвинуть свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и стало началом галлюцинаций.»

Ужасный Михаил Веллер тоже описывает камеру с соленой водой в «Самоваре» (глава «Сенсорный голод»). Веллер, разумеется, камеры живьем не видел, но пересказал ужасы со всеми положенными преувеличениями.

«Мыслю — следовательно существую? Еще нет.
Ставились такие опыты. Человек в специальном скафандре погружался в жидкость такой плотности, чтоб он там свободно плавал — своего рода невесомость, чувство земного притяжения он переставал испытывать. Резервуар находился в абсолютно темной камере, так что было не установить, где верх, где низ, и видно ничего не было. Ни звуков, ни запахов. Руки в специальных перчатках, каждый палец в отдельном просторном цилиндрике, осязание тоже практически отсутствовало. Все внешние ощущения переставали поступать. Нигде не давит, тело свободно, свежий воздух для дыхания поступает — никаких неудобств. Находись себе неизвестно где и как и думай сколько влезет. Через считаные часы испытуемые, молодые здоровые добровольцы с устойчивой психикой, начинали сходить с ума. Начинались галлюцинации, страхи, поднималось и падало кровяное давление, нарушались функции внутренних органов. Человеку просто грозила смерть. Ученые снаружи следили за этим по показаниям датчиков на его теле.»

Я мечтал полежать в такой камере с тех пор, как почитал Фейнмана. И расспрашивал разных знакомых, не встречали ли они чего-либо подобного в России (в других странах камеры на пути не попадались).

Один раз мне повезло — знакомая буддистка сказала, что это называется «камера самадхи». Прошлые попытки найти через Яндекс, где бы в Москве полежать в соленой невесомости, ни к чему не приводили. А тут — бац! — первой ссылкой: адреса флоатинг центров (один час стоит 2000 рублей).

Ура, в Москве завелась камера сенсорной депривации. Сразу позвонил, записался. Тетка не хотела сначала бронировать сеанс на 21:30, но по ее голосу было понятно, что ей просто западло поздно уходить с работы.

Само место — какой-то центр йоги. Помещение очень приятное, хотя несоответствие восточной духовной материи и советских реалий меня всегда сильно смущало. Так и тут — с одной стороны какие-то правильные запахи, чаепития, деревянная отделка, а с другой — курящий на крыльце охранник, тетка, говорящая по телефону о теткинских проблемах и т. п. Да и вообще — я не понимаю, как духовного просветления может достичь человек с именем, фамилией и отчеством.

В центре никого не было. Камера находится в конце коридора. На большом белом гробу вертикально красовалась надпись: Samadhi. Это оказалось названием фирмы.

Сначала надо принять душ (в той же комнате стоит), потом залезть в этот гроб, закрыть крышку, потушить внутри свет и начать плавать. Звуков нет, запахов нет, вода такой температуры, чтобы не чувствовать границу сред. Болтаешься. Приятно. Ничего не чувствуешь. Иногда оттолкнешься пальцем от левой стенки, а через пару минут причаливаешь правой рукой к противоположной стенке, хотя расстояние для плаванья там — полметра. Минут через пятнадцать у меня стал чесаться нос. Я аккуратно изогнул руку и почесал переносицу. Но капля страшно соленой воды соскочила с пальца и по склону носа въехала прямо в угол глаза. П*****, б****! Сенсорная депривация моментально прекратилась — соль начала разъедать глаз. Пришлось вылезти и промыть рожу под душем. Снова захожу.

Сеанс длится час, что, видимо, недостаточно для достижения нужного эффекта. Но кое-что неожиданное я все-таки почувствовал. Пару раз левую часть лица обдувал ветер (которого там, разумеется, нет). Один раз где-то раздалась вспышка света (которого там тоже нет). Один раз из полной темноты на меня выплыл мой собственный юзерпик (не вру). Это было последнее, что я ожидал бы увидеть. Через час в гробу зазвенели мелодичные колокола. Я вернулся в мир обычных земных чувств. Еще раз в душ — и на выход.

— Надоело тебе уже в сотый раз повторять! — кричала тетка кому-то по телефону.

P. S. Пожалуй, я буду банить тех, кто напишет, что это реклама. Потому что плесень надо хлоркой посыпать.

02 июня 2008 года

Комментарии и оригинальный текст рецензии Вы можете прочесть тут.

Камера сенсорной депривации – это модная новинка, появившаяся в центрах фитнеса и йоги. Некоторые посетители записываются на сеанс из простого любопытства. Однако прежде чем воспользоваться новомодным изобретением, стоит разобраться, нужна ли именно вам такого рода терапия и что от нее следует ожидать.

Как проходит сеанс сенсорной депривации

Сама капсула или камера сенсорной депривации, которая носит также название флоат-камера или камера самадхи, выглядит как небольшая закрытая ванна, имеющая квадратную или обтекаемую форму. Камера заполняется водным раствором английской соли, плотность которого подобрана с таким расчетом, чтобы находясь в нем, человек не чувствовал веса своего тела.

Клиент погружается в соляной раствор и лежит в нем. Утонуть невозможно: слишком велика плотность раствора. Чтобы вода не затекала в уши, можно воспользоваться специальными заглушками.

Камеру, человек находящийся в ней, закрывает изнутри самостоятельно. Она обеспечивает полную изоляцию от внешнего мира: на участника процедуры не действуют ни звуки, ни запахи, ни свет. Температура раствора во флоат-камере полностью соответствует температуре тела, таким образом, ни тепла, ни холода человек также не ощущает.

Снаружи камера не закрывается. Это делается для того, чтобы легче было преодолеть страх нахождения в полной изоляции, который нередко возникает у клиентов. Если чувство беспокойство становится слишком сильным, человек, находящийся внутри капсулы, может прервать сеанс в любой момент. Обычная же процедура сенсорной депривации длится 60 минут.Сенсорная депривация

Влияние сенсорной депривации на работу мозга

Полная изоляция от внешних раздражителей помогает мозгу не тратить энергию на их анализ. В результате ощутимо снижается выработка гормонов стресса, таких как адреналин, кортизол и др. В результате области, «ответственные» за выработку гормонов удовольствия и радости (эндорфинов и допамина) активизируются.

Кроме того, мозг начинает активно генерировать так называемые тета-волны. Как следствие, человек может испытать и творческое озарение, и острое переживание, связанное с событиями прошлого. Он становится способен внезапно найти решение проблемы, которая занимала его долгое время, получить ответы от своего подсознания или просто увидеть яркие зрительные образы, «услышать» звуки непонятной природы.

Кому полезны сеансы в камере?

Людям, которые чувствуют, что «закрутились» в среде дел и забот, кто чувствует ужасную усталость, но не может позволить себе даже недельный отдых. Таким людям несколько сеансов в камере сенсорной депривации заменят полноценный отпуск: ведь там они смогут действительно расслабиться и отвлечься от груза насущных проблем, избавиться от стресса и почувствовать себя отдохнувшим и вновь полным энергии.

Она подойдет спортсменам и другим людям, жизнь которых связана с серьезными физическими нагрузками на пределе возможностей. Во время сеанса быстрее идет процесс восстановления мышц, полное расслабление помогает вывести из организма молочную кислоту, которая, как известно, накапливается во время тренировок и вызывает боли в теле. Кроме того, во время сеанса спортсмен может мысленно выстраивать алгоритм выполнения сложного элемента. Доказано, что подобного рода визуализация не только способствует психологическому настрою на успех, но и является своеобразной тренировкой для мышц, которые таким образом «программируются» на правильную работу во время выполнения упражнения.

Женщинам в период ожидания малыша также будут полезны сеансы в камере сенсорной депривации. Они помогут снизить нагрузку на суставы и позвоночник, которая значительно увеличивается во время беременности, а также снизить уровень тревожности, которая нередко возникает у женщин «в положении». Кроме того, особое состояние погруженности в себя укрепляет психологическую связь матери с еще не рожденным ребенком, позволяет яснее осознать свою новую роль и подготовиться к будущему материнству.

Люди творческих профессий способны получить в камере новый мощный толчок для творческого роста, неожиданные идеи, озарения и даже прозрения. Известно, что некоторые люди искусства прибегают к психотропным средствам, чтобы активизировать творческий процесс. Камера сенсорной депривациии послужит здоровой альтернативой этому разрушительному методу.

Да и обычному человеку, чувствующему, что жизнь его зашла в тупик, вставшему перед необходимостью принятия важных решений или поиска новых путей для выхода из создавшейся ситуации, такие сеансы будут полезны. Не исключено, что кто-то захочет совместить их с медитацией или практикой визуализации желаний – почему бы и нет.

Возможности, открывающиеся человеку при использовании этого сравнительно молодого метода, еще не изучены и не раскрыты до конца, так почему бы не поэкспериментировать? Однако, людям с неустойчивой психикой, склонным к истерическим реакциям, приступам панических атак, а также страдающим клаустрофобией и вегето-сосудистой дистонией от подобных сеансов лучше отказаться.

Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение [1] ) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему [1] . Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т. п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости [1] .

Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДСМ-играх и для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и асоциальному поведению [2] [3] [4] , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу. Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания [5] (см. например, «пять методов» или «расширенные методы допроса»).

Содержание

  • 1 Камера сенсорной депривации
  • 2 Преимущества сенсорной депривации
  • 3 Негативные последствия
    • 3.1 Факторы риска у детей
  • 4 Примечания

Камера сенсорной депривации [ | ]

Камера сенсорной депривации — звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине. Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float [flout] — свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации [ | ]

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития [6] .

Негативные последствия [ | ]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий [7] .

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга. [7]

Факторы риска у детей [ | ]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание [8] .

Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение [1] ) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему [1] . Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т. п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости [1] .

Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДСМ-играх и для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и асоциальному поведению [2] [3] [4] , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу. Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания [5] (см. например, «пять методов» или «расширенные методы допроса»).

Содержание

  • 1 Камера сенсорной депривации
  • 2 Преимущества сенсорной депривации
  • 3 Негативные последствия
    • 3.1 Факторы риска у детей
  • 4 Примечания

Камера сенсорной депривации [ | ]

Камера сенсорной депривации — звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине. Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float [flout] — свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации [ | ]

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития [6] .

Негативные последствия [ | ]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий [7] .

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга. [7]

Факторы риска у детей [ | ]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание [8] .

Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В психологии известны три вида депривации:

Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Опытным путем доказано, что условия сенсорной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспринимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определенных образов и ощущений приводят к латеральному торможению коры головного мозга. Процесс сенсорной деривации может дать два разнопо-лярных результата.

Во-первых, может происходить растормажи-вание коры, а во-вторых, может приводить к затормаживанию коры.

Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. В 1913 г. Дж. Уотсон издал свой труд «Психология с точки зрения бихевиориста». В этом труде он излагает суть нового направления в психологии, которое было названо бихевиористским направлением в психологии. Одновременно с этой теорией Дж. Уотсон выдвинул идею, противоположную по сути: он призывал основываться на объективных методах, которые разработаны в естественных науках.

Практическое целенаправленное изучение нервно-психической деятельности человека началось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной психологии были работы, проводимые под руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил зависимость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсорной депривации, когда активизируется воображение и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голода, изоляции, т. е. как защитный механизм от насильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления. Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает постепенное развитие апатии, депрессии, торможения умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория). Также может происходить нарушение памяти, человек может испытывать гипнотические и трансовые состояния. Если воздействие сенсорной депри-вации не прекращается, то разрушительные процессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики человека от времени и условий сенсорной депривации.

12 Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка

Понятие депривации в специальной психологии означает определенное состояние человека, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обде-ленности вниманием и непонимания окружающим обществом. Существует два вида депри-вации.

Первый вид депривации описывает состояние людей, которые понимают и осознают причины создавшейся ситуации.

Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего одиночества.

Оба вида депривации сопровождаются сильным стремлением преодолеть состояние изолированности.

Состояние депривации является противоестественным, однако существуют исключения, например кастовая принадлежность в Индии. Всего существует пять видов депривации, в том числе социальная депривация.

Понятие «социальная депривация» раскрывает стремление любого общества разграничить и оценить способности каждого человека или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, связанные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.

Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, статусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в обществе.

Чаще всего принципы определения социальной депривации являются непреложным неписаным законом общества.

Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-таки обладают большими правами и полномочиями, чем женщины.

Более одаренные люди имеют более широкие права и привилегии по сравнению с обычными людьми.

Социальная депривация является дополнением к остальным четырем типам депривации, например к экономической депривации.

Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.

Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образования, повышения по служебной лестнице и т. д.

У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психических процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке речемыс-лительной функции.

  • В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 14

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕНСО́РНАЯ ДЕПРИВА́ЦИЯ (от лат. sen­sus – восприятие, чув­ст­во, ощу­ще­ние и deprivatio – по­те­ря, ли­ше­ние), не­дос­та­точ­ная для нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния сти­му­ля­ция ор­га­нов чувств, при­во­дя­щая к воз­ник­но­ве­нию раз­но­об­раз­ных ис­ка­же­ний вос­при­ятия и гал­лю­ци­на­тор­ным эф­фек­там ( гал­лю­ци­на­ции ). С по­доб­ны­ми из­ме­не­ния­ми встре­ча­ют­ся, напр., кос­мо­нав­ты, спе­лео­ло­ги, па­ци­ен­ты с ог­ра­ни­чен­ны­ми дви­га­тель­ны­ми и сен­сор­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Глу­би­на пси­хич., ве­ге­та­тив­ных и со­ма­тич. на­ру­ше­ний при С. д. оп­ре­де­ля­ет­ся пре­ж­де все­го её вы­ра­жен­но­стью и дли­тель­но­стью, а так­же ин­диви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми че­ло­ве­ка. Для со­хра­не­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти и пси­хич. здо­ро­вья в ус­ло­ви­ях С. д. боль­шое зна­че­ние име­ют ра­цио­наль­ная ор­гани­за­ция ра­бо­ты и спец. ме­ры, по­вы­шаю­щие на­дёж­ность и раз­но­об­ра­зие слу­хо­вой, зри­тель­ной, со­ма­то­сен­сор­ной, ин­те­ро­цеп­тив­ной и др. ин­фор­ма­ции.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector