Психология подростка
После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.
От ребенка до подростка
На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.
12 лет — уже подросток или ещё ребенок?
Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.
Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».
На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.
13 лет – подростковый рассвет
Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.
Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.
14 лет – возраст осознания себя как личности
В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.
Общение – это важно!
Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.
Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.
16 лет – путь к совершеннолетию
Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.
В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.
На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии подростка: С. Холл, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, А. Валлон, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже, Дж. Локк и др.
Далее рассмотрим понятие подросткового возраста, основные подходы к его изучению и его специфику.
Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст или отрочество представляет собой определенный период онтогенеза, который является переходным между детством и взрослостью.
Подходы к изучению подросткового возраста
- С. Холл, теория рекапитуляции. Холл говорил о том, что подросткам присуща амбивалентность: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость. С. Холл называл этот период периодом «бури и натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, только преодолев который человек приобретал чувство индивидуальности.
- З. Фрейд, психоанализ. Подростковый возраст здесь связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса.
- А. Валлон. Основная движущая сила перехода ребенка на новые стадии развития — его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями бытия.
- Р. Бенедикт, теория непрерывного и дискретного обусловливания. Целью данной концепции стало объяснение различия психического развития подростка организацией социальной стимуляции разностью обществ.
- М. Мид, социогенетическое направление. Мид, исследую образ жизни девочек-подростков с острова Самоа, доказала, что этот период может происходить вполне бесконфликтно и гармонично. В ее работах можно найти подробное описание условий жизни детей, их воспитание, также обряды инициации.
- Э. Шпрангер, культурно-историческая концепция. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
- Э. Штерн. Он считал, что наиболее важным звеном в формировании личности является переживание определенной ценности. Так, Штерн выделяет 6 типов ценностей и соответствующих типов личностей:
- теоретический тип (стремления направлены на объективное познание реальности);
- эстетический тип (стремления к целостному познанию единичного случая);
- экономический тип (стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата);
- социальный тип (смысл жизни составляется из общения, любви и жизни для других людей);
- политический тип (стремление к господству, власти и влиянию);
- религиозный тип (соотнесение единичного явления с общим смыслом жизни).
- Э. Эриксон, эпигенетическая теория. Главное понятие теории – «идентичность» — субъективное ощущение тождества и целостности. В период отрочества для индивида становится актуальной задача первого целостного осознания себя и своего места в мире.
Специфика подросткового возраста
Рассмотрев несколько теорий, касающихся подросткового возраста, обратимся непосредственно к его характеристике. Традиционно описание любого возраста в психологии начинают с социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований. Последуем этому примеру.
ССР (социальная ситуация развития)
Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Подросток, с одной стороны, стремится стать автономным, показать то, что он уже не ребенок, а, с другой, он еще не настолько взрослый, чтобы действовать в одиночку и быть полностью независимым от родителей. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.
Ведущая деятельность
Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится интимно-личное общение со сверстниками (это деятельность, в процессе которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней также формируется самосознание).
Другая точка зрения принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он говорит, что ведущей является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Главной особенностью этой деятельности будет то, что подросток воспринимает ее как реально значимую. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным.
Новообразования:
- повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
- чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
- склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
- развитие волевых качеств;
- интерес к противоположному полу и начало романтических отношений;
- развитие самосознания и формирование идеала личности;
- самоопределение.
Кроме вышеназванных новообразований можно отметить также и переоценку ценностей (разрушение старой системы ценностей и переход к новой), повышенную познавательную и творческую активность.
Также рассмотри уровни взросления подростка (рис. 1).
Уберите назидательный тон и включите уважение. Ваш подросток не издевается над вами — он просто взрослеет.
Какой возраст считается переходным
Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.
Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.
Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.
В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.
Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.
Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.
Каковы особенности детей переходного возраста
На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .
Их очень смущают пристальные взгляды
Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.
Они принимают невыгодные решения под влиянием компании
Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.
14 лет называют Why 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.
У них ухудшается память
Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.
Их не мотивируют наказания
Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.
Они находятся в поиске себя
Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.
Как общаться с подростком
Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.
Вспомните себя в этом возрасте
Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.
Поддерживайте увлечения ребёнка
Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.
Помогите ему справиться с новым телом
Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.
Не доставайте расспросами и советами
Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.
Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.
В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.
Позволяйте совершать ошибки
Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»
Чаще обнимайте
Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.
Принимайте тинейджера таким, какой он есть
В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.
После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.
От ребенка до подростка
На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.
12 лет — уже подросток или ещё ребенок?
Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.
Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».
На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.
13 лет – подростковый рассвет
Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.
Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.
14 лет – возраст осознания себя как личности
В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.
Общение – это важно!
Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.
Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.
16 лет – путь к совершеннолетию
Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.
В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.
На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии подростка: С. Холл, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, А. Валлон, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже, Дж. Локк и др.
Далее рассмотрим понятие подросткового возраста, основные подходы к его изучению и его специфику.
Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст или отрочество представляет собой определенный период онтогенеза, который является переходным между детством и взрослостью.
Подходы к изучению подросткового возраста
- С. Холл, теория рекапитуляции. Холл говорил о том, что подросткам присуща амбивалентность: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость. С. Холл называл этот период периодом «бури и натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, только преодолев который человек приобретал чувство индивидуальности.
- З. Фрейд, психоанализ. Подростковый возраст здесь связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса.
- А. Валлон. Основная движущая сила перехода ребенка на новые стадии развития — его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями бытия.
- Р. Бенедикт, теория непрерывного и дискретного обусловливания. Целью данной концепции стало объяснение различия психического развития подростка организацией социальной стимуляции разностью обществ.
- М. Мид, социогенетическое направление. Мид, исследую образ жизни девочек-подростков с острова Самоа, доказала, что этот период может происходить вполне бесконфликтно и гармонично. В ее работах можно найти подробное описание условий жизни детей, их воспитание, также обряды инициации.
- Э. Шпрангер, культурно-историческая концепция. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
- Э. Штерн. Он считал, что наиболее важным звеном в формировании личности является переживание определенной ценности. Так, Штерн выделяет 6 типов ценностей и соответствующих типов личностей:
- теоретический тип (стремления направлены на объективное познание реальности);
- эстетический тип (стремления к целостному познанию единичного случая);
- экономический тип (стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата);
- социальный тип (смысл жизни составляется из общения, любви и жизни для других людей);
- политический тип (стремление к господству, власти и влиянию);
- религиозный тип (соотнесение единичного явления с общим смыслом жизни).
- Э. Эриксон, эпигенетическая теория. Главное понятие теории – «идентичность» — субъективное ощущение тождества и целостности. В период отрочества для индивида становится актуальной задача первого целостного осознания себя и своего места в мире.
Специфика подросткового возраста
Рассмотрев несколько теорий, касающихся подросткового возраста, обратимся непосредственно к его характеристике. Традиционно описание любого возраста в психологии начинают с социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований. Последуем этому примеру.
ССР (социальная ситуация развития)
Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Подросток, с одной стороны, стремится стать автономным, показать то, что он уже не ребенок, а, с другой, он еще не настолько взрослый, чтобы действовать в одиночку и быть полностью независимым от родителей. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.
Ведущая деятельность
Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится интимно-личное общение со сверстниками (это деятельность, в процессе которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней также формируется самосознание).
Другая точка зрения принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он говорит, что ведущей является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Главной особенностью этой деятельности будет то, что подросток воспринимает ее как реально значимую. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным.
Новообразования:
- повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
- чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
- склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
- развитие волевых качеств;
- интерес к противоположному полу и начало романтических отношений;
- развитие самосознания и формирование идеала личности;
- самоопределение.
Кроме вышеназванных новообразований можно отметить также и переоценку ценностей (разрушение старой системы ценностей и переход к новой), повышенную познавательную и творческую активность.
Также рассмотри уровни взросления подростка (рис. 1).
Доброго времени суток! Рассмотрим особенности подросткового возраста и как правильно на них реагировать родителям. Чаще всего родители подростков обращаются с вопросами: «раньше мы хорошо ладили», «мы не понимаем друг друга» и тому подобное… Подобного рода вопросы сразу дают понять, что наступил переходный период у подростка и необходимо родителям сменить подход к нему.
- Подростковый возраст в психологии
- Взрослость
- Правила поведения
Подростковый возраст в психологии
Рассмотрим основные изменения у подростка в период переходного возраста. Психология выделяет начало подросткового возраста с 11 летнего возраста, длительностью до 17 лет.
Отрицательные моменты:
- Резкая смена поведения в худшую сторону. Наблюдается в негативизме, выраженном в поступках, вопреки воле других людей, чрезмерное упрямство и драчливость.
- Неустойчивый характер и систематическая противоречивость в стремлениях.
- Эмансипация в поведении – подросток стремится вырваться от опеки над собой со стороны родителей. В нем горит желание не быть против взрослого поколения, а быть равным им. Но, основная проблема заключается в финансовой и социальной зависимости от взрослых.
- Повышается возбудимость.
- Наблюдается неуравновешенный характер.
- Систематические, в основном, резко выраженные смены настроения и формы поведения.
Перечень отрицательных моментов происходит на фоне переформирования нервной системы, отталкивающейся от полового созревания. Внешняя среда играет немаловажную роль в данный период времени, так как при благоприятной среде данные симптомы менее выражены и проходят более гладко.
Особое влияние на подростка во время полового созревания имеют его сверстники и родители. Главное придерживаться баланса между общением с родителями и сверстниками. Если ребенок плохо контактирует с папой и мамой, то у него теряется уверенность в себе. Но при большом количестве общения с родителями и дефиците общения со сверстниками, могут наблюдаться проблемы с общением в более зрелом возрасте.
Взрослость
Важной чертой подросткового формирования является чувство взрослости – оно выражается в отношении подростка лично к себе, как к взрослому человеку.
Существуют отдельные особенности характерных черт взрослости:
- Необходимость в получении внимания от окружающих.
- Ощущение, что поведение соответствует взрослому человеку.
- Ценится только та работа, которую признают взрослые люди.
- Сильное желание быть активным членом общества, добивающимся высоких результатов и успешности.
- Мечтательность и фантазирование, сочетающееся с рассказами о реальных и выдуманных качествах.
Может подросток и не чувствует себя полноценно взрослым, но потребность в этом ощущении имеется и сильная, особенно в признании его таковым окружающими.
Также стоит обратить внимание на восприятие себя, как концепции. Говоря простыми словами, это то, как ребенок представляет себя. В данный период времени ребенок наделен высоким интересом к собственной личности в поиске своих талантов и навыков, и их оценивания. Происходит анализирование себя с другими людьми, стараясь определить свою уникальность среди остальных. Обычно сравнение идет не среди сверстников, а с более взрослым поколением.
Большинство психологов рассматривают подростковый период как кризис подросткового возраста. Есть теория, что кризис наступает из-за неверного поведения родителей и общества с ребенком. Перегружая его возможности насущными проблемами взрослой жизни.
Другие психологи придерживаются мнения, что кризисный возраст является неотъемлемой частью формирования полноценной личности. Проявляется ввиду такого умозаключения, что каждый негативный опыт со временем перерабатывается и перерастает в важный навык, возвышая человека на новый уровень развития.
Правила поведения
Можно сказать, что подросток это уже не маленький ребенок, но еще и не взрослый человек. Частый вопрос от родителей, который я слышу: «Как теперь себя вести с нашим чадом?» Точного ответа дать невозможно, так как каждая семья индивидуальна, как и отношения в ней. Но существуют определенные советы психологов, которые считаются наиболее конструктивными при общении родителей с ребенком.
- Всеми силами удерживать доверие между родителями и ребенком, невзирая на все его перемены настроения и сложность характера в данный период времени. Лучше всего стать для ребенка – лучшим другом. Данное поведение сильно облегчит самопознание ребенка и определения своего места в формирующихся взаимодействиях.
- Уделение внимания ребенку, старайтесь чаще взаимодействовать с ним, создавая как можно более глубокую эмоциональную и духовную связь, которая будет выступать фундаментом для дальнейшей жизни.
- Подключайте свое чадо в решения семейных нюансов, чтобы он мог чувствовать, что с его мнением считаются и оно важно для окружающих.
- Психология подросткового возраста обязательна в изучении, для наиболее правильного принятия решения и действий во время изменений в поведении ребенка. Это лучший способ помочь подростку справиться с происходящими внутренними изменениями в себе.
Если у вас имеются собственные советы или важные моменты об особенностях подросткового возраста, поделитесь ими в комментариях.
Подростковый возраст, переходный возраст, пубертат — у этого состояния много названий, но как его не назови, а отказываться от того, что в этот период строится психология подростка бессмысленно. Многие родители отрицают тот факт, что их десятилетний маленький ребенок начинает взрослеть и к нему нужно пристальное внимание. Действительно, период ломки жизненных позиций, психического и сексуально-физического развития наступает в среднем в 10 лет и продолжается до 18 лет, однако психологи до сих пор не могут прийти к общему мнению какой возраст называть подростковым, а какой юношеским. Ведь этот возраст, затягивающийся на несколько лет, тоже делится в свою очередь на несколько этапов. В частности, первый этап, когда ребенок перестает считать себя ребенком, а второй, когда подросток начинает приравнивать себя к взрослому человеку, а, следовательно, и устанавливает для себя новые нормы поведения, которые, по его мнению, соответствуют поведению взрослого человека. В этот период очень важно родителям не отдаляться от подростка, а наоборот принять активное участие в формировании его мировоззрения и социального положения в обществе. Важно принять его позицию взрослого человека и общаться с ним на равных, а не притеснять его интересы, мотивируя это тем, что он ребенок и не может принимать собственные решения. Возрастная психология подростка такова, что в период взросления формируется осознание своего «Я» и активными темпами развивается логическое и абстрактное мышление, в связи с этим появляется так называемое девиантное поведение, когда у подростка появляются «авторитеты», поведение которых он считает эталоном поведения взрослого и стремится подражать ему. В этом случае идеальным для развития личности будет направление подростка в правильное русло, чтобы сформировать у него адекватные правильные нормы поведения.
Существует такой термин, как «психология трудного подростка», многие говорят о том, что в этом возрасте дети становятся неуправляемыми, капризными и агрессивными. Позволю себе с этим не согласится, точнее не совсем согласиться. Такое поведение проявляется у ребенка только при неправильном подходе к воспитанию подростка в семье, школе и неправильная его социализация. В этом возрасте социализация — осознание себя как личности со своими потребностями и личностными чертами, крайне необходима и важна для ребенка. Если родители и окружающие не поддерживают стремление подростка к самостоятельности и принятию собственных решений, он зачастую воспринимает это враждебно и начинает искать поддержку в других местах, а это уже чревато появлением неправильных целей, мотиваций, и как следствие приводит к формированию неадекватного поведения.
Психология подростка ориентирована на появление собственных целей в жизни, они стремятся поставить свои цели и всеми силами добиться их, подростки отличаются целеустремленностью и напористостью, что ни в коем случае нельзя гасить, а можно лишь поддерживать и развивать эти черты характера. Но, к сожалению, в большинстве случаев в наших семьях это воспринимается как протест, как вызов ребенка взрослому человеку и начинается активное подавление родителями всех психологических новообразований подростка.
Психология подростка сложна и неоднозначна, и у каждого человека она проходит по-разному, и длительность этого периода определяется многими факторами, в том числе семья, школа, учителя, социум, психологи, СМИ и многое другое. Однако не стоит забывать о том, что через это проходил каждый из нас, и все помнят, как важно получить поддержку в этот период от самых близких — своей семьи. Поэтому прислушивайтесь к своим детям-подросткам и поддерживайте их.
Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при¬мерно 11—14 лет).
Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
В интеллектуальной деятельности школьников в пери¬од отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллек¬туальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке — «чувство взрослости». Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции,выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.
Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Для создания материала использовались: Литература о психологии подросткового возраста.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Семья и школа, 1995.
- Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1980.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б.Эльконина. –М.: Педагогика, 1984.
- Дольто Ф. На стороне подростка. – Рама Паблишинг, 2010.
- Жинот Х. Родители и подросток. – 1997.
- Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991. –298с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М., 1992.
- Немов Р.С. Психология.: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2006.
- Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. — «Бахрах-М», 2002 г.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Коллективные игры для детей на сплочение
При необходимости в сжатые сроки сдружить детский коллектив, научить их понимать и чувствовать друг друга (совместное пребывание в оздоровительном лагере, командные соревнования), на помощь приходят игры на сплочение коллектива для подростков. Они обязательно проводятся под руководством взрослого, специально подготовленного человека: вожатого, тренера, учителя. Содержание: Игры в помещении Подвиж .
Воспитание дочери-подростка (простые рекомендации родителям)
Воспитание девочки-подростка – одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Ей еще предстоит узнать так много, и она еще не совсем понимает саму себя. Задача родителей в этот период .
Почему подросток врет родителям?
С этой проблемой сталкиваются многие родители. Они часто недоумевают, почему подросток врет, поскольку с раннего детства ему прививали правду как едва ли не главную благодетель. К тому же, он прожил .
Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Родители замечают внешние перемены, происходящие с их детьми, но зачастую никак не реагируют на внутренние изменения, происходящие с сознанием и характером подростка. Свой личный опыт метаморфоз в юн .
Зависимость от компьютерных игр у подростков
Сегодня родители и педагоги все чаще вынуждены говорить про зависимость от компьютерных игр у подростков. Этот вид зависимости, при которой компьютерная игра становится главной потребностью подростка .
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
Определение ведущей деятельности в подростковом возрасте – задача непростая. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, каждая из которых имеет право на существование. Вопрос ведущей деятельно .
Психологические проблемы подростков
Психологические проблемы подростков – одно из наиболее популярных и перспективных направлений для современных психологических исследований. Много уже сказано и написано на эту тему, однако, до разреш .
Любовь подростков
Про подростковую любовь снято так много фильмов и написано столько книг, что лишний раз говорить о ней, вроде, даже и нет необходимости. Однако тему эту затрагивать нужно хотя бы для того, чтобы лишн .
Симптомы анорексии у подростков
Анорексия – психическое заболевание, нередко диагностируемое у подростков. Истоки этой болезни лежат в неприятии своего тела, в связи с навязанными искусственными идеалами красоты. Чрезмерная худоба .
Почему подросток не хочет учиться
Переходный период – сложный момент в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. В подростковом возрасте вчерашние малыши осознают свою физиологическую зрелость и пытаются вести себя, как взр .
Коллективные игры для детей на сплочение
При необходимости в сжатые сроки сдружить детский коллектив, научить их понимать и чувствовать друг друга (совместное пребывание в оздоровительном лагере, командные соревнования), на помощь приходят игры на сплочение коллектива для подростков. Они обязательно проводятся под руководством взрослого, специально подготовленного человека: вожатого, тренера, учителя. Содержание: Игры в помещении Подвиж .
Воспитание дочери-подростка (простые рекомендации родителям)
Воспитание девочки-подростка – одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Ей еще предстоит узнать так много, и она еще не совсем понимает саму себя. Задача родителей в этот период .
Почему подросток врет родителям?
С этой проблемой сталкиваются многие родители. Они часто недоумевают, почему подросток врет, поскольку с раннего детства ему прививали правду как едва ли не главную благодетель. К тому же, он прожил .
Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Родители замечают внешние перемены, происходящие с их детьми, но зачастую никак не реагируют на внутренние изменения, происходящие с сознанием и характером подростка. Свой личный опыт метаморфоз в юн .
Зависимость от компьютерных игр у подростков
Сегодня родители и педагоги все чаще вынуждены говорить про зависимость от компьютерных игр у подростков. Этот вид зависимости, при которой компьютерная игра становится главной потребностью подростка .
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
Определение ведущей деятельности в подростковом возрасте – задача непростая. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, каждая из которых имеет право на существование. Вопрос ведущей деятельно .
Психологические проблемы подростков
Психологические проблемы подростков – одно из наиболее популярных и перспективных направлений для современных психологических исследований. Много уже сказано и написано на эту тему, однако, до разреш .
Любовь подростков
Про подростковую любовь снято так много фильмов и написано столько книг, что лишний раз говорить о ней, вроде, даже и нет необходимости. Однако тему эту затрагивать нужно хотя бы для того, чтобы лишн .
Симптомы анорексии у подростков
Анорексия – психическое заболевание, нередко диагностируемое у подростков. Истоки этой болезни лежат в неприятии своего тела, в связи с навязанными искусственными идеалами красоты. Чрезмерная худоба .
Почему подросток не хочет учиться
Переходный период – сложный момент в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. В подростковом возрасте вчерашние малыши осознают свою физиологическую зрелость и пытаются вести себя, как взр .